Инструкция для начинающих исследователей и студентов: как описать проблему в НИР?

Подготовка любого научно-исследовательского проекта сводится к тотальному изучению современных тенденций и отклонений, сложностей в рамках конкретной отрасли или на примере объекта. Притом суть исследования сводится именно к решению конкретной проблемы, воздействующей на результат прямо или косвенно. Сегодня мы расскажем, как грамотно сформулировать и описать данный постулат в НИР.

Инструкция для начинающих исследователей и студентов: как описать проблему в НИР?
Подготовка любого научно-исследовательского проекта сводится к тотальному изучению современных тенденций и отклонений, сложностей в рамках конкретной отрасли или на примере объекта. Притом суть исследования сводится именно к решению конкретной проблемы, воздействующей на результат прямо или косвенно. Сегодня мы расскажем, как грамотно сформулировать и описать данный постулат в НИР.

Понятие проблемы в студенческих и научно-исследовательских работах

Под проблемой НИР понимают наличие противоречия или слабого места, которое мешает функционированию объекта, достижению намеченных целей и получению более высокого (эффективного) результата.

Проблема – это основной ориентир исследования, которая предопределяет:

  • Тактику и программу исследования: что изучать, зачем и для чего, информационная основа и пр.;
  • Способы диагностики: методы исследования, нормативы и теории, конкретизация симптоматики;
  • Установление причинно-следственных связей и определение стратегии-решения.
Как и где проявляется проблема в НИР?
Как и где проявляется проблема в НИР?

В любом научно-исследовательском проекте все внимание будет сфокусировано на проблеме и выборе оптимального, эффективного способа ее разрешения. Именно она выступает «ядром» НИР, устанавливая ограничения, требования к источникам информации, способы диагностики и решения и пр. Поэтому от корректности ее отображения фактически зависит судьба автора и его успех, качество исследования.

Схема определения проблемы исследования

Здесь существует несколько сценариев в зависимости от начального положения дел:

  • Тема исследования констатирована или выбрана из утверждённого на кафедре списка;
  • Автор руководствуется собственными интересами и предметными «ограничениями», конкретным научным направлением;
  • НИР выполняется по личной инициативе или в обязательном (принудительном) порядке.

В первом случае проблема будет установлена и очевидна, сформулирована в заглавии работы (в качестве ключевого слова), которое выступает отражением основной идеи: что изучать, что решать, для чего.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Во втором диапазоне исследователю предстоит понять: что он хочет понять, какая проблема действительно действует в рамках выбранного объекта, какой информацией он располагает. Здесь важно не просто понять и подчеркнуть противоречие, но и корректно отразить его как в теме НИР, так и в основной части.

Третий вариант связан с вышеописанными: при добровольной (или инициативе) автора формулировка проблемы требует внимательного погружения в научную и/или практическую область с целью определения текущего положения дел и констатации противоречия или изъяна. В принудительном порядке НИР выполняют преимущественно студенты, так как сдача проекта предусмотрена учебным планом и без него получить допуск к сессии не удастся. В этом случае проблема будет очерчена, но в то же время автор изыскания может самостоятельно сформулировать ее и тему изыскания.

Этапы определения, констатации и описания проблемы в НИР
Этапы определения, констатации и описания проблемы в НИР

Поэтому для констатации проблемы исследования достаточно понять:

  • Что нужно изучать: какое явление, процесс, теорию, деятельность организации и пр.?
  • Текущее положение дел в науке и отрасли?
  • Как проявляется проблема: симптомы, тенденции, показатели и пр.?
  • Насколько эффективны текущие правила, приемы и методики?
  • Разница между текущей ситуацией и желаемым результатом: чего не хватает, что нужно предпринять и пр.?

Проблема в научной работе подчеркивает актуальность исследования (и наоборот), необходимость действий и перемен для получения более эффективных результатов. Именно на ее основе происходит формирование гипотезы, цели и задач проекта.

Стандартная инструкция по констатации проблемы НИР будет выглядеть следующим образом:

  1. Выбор темы исследования с учетом специфики научной и практической отрасли, дисциплинарного и научного подхода;
  2. Определение научного аппарата и ограничений, факторов, воздействующих на ход исследования: цель, задачи, предмет и объект, методы, гипотеза и пр. Уже на данном этапе проблематика проекта становится очевидной: достаточно проанализировать намеченную цель предмет, текущее положение дел в отрасли, чтобы понять: чем отличается практика от теории, какие изменения произошли, как работают старые методы и что нужно для улучшения прогнозов и ситуации (результатов);
  3. Введение системы ограничений и критериев оценивания проблематики с акцентом на объект и предмет НИР: выбор методики анализа, информационной базы и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Правила формулирования проблемы в НИР

Перед тем как описать противоречие в проекте, важно изучить следующие моменты:

  • Идеальное или удовлетворительное состояние ситуации: как должно быть в норме с учетом утверждённых правил, нормативов и прочих показателей?
  • Способы диагностики проблемы: как определить наличие слабого места, симптомы, возможные последствия?
  • Степень совпадения теории и практики, наличие явных отклонений от теоретических постулатов на практике, наличие аргументов, подтверждающих несоответствия и пр.
Схема определения проблемы в исследовании
Схема определения проблемы в исследовании

Для постановки и грамотного описания проблемы в НИР достаточно ответить на простые вопросы:

  • Что не так? Для поиска ответа достаточно найти отличия между правилами и реальностью;
  • Почему наблюдается/проявляется проблема? На этой стадии автор устанавливает причинно-следственные связи: что сделано не так и к чему это привело, как должно быть «в идеале», констатация отличий и определение точного противоречия;
  • Прогнозирование результатов: что будет, если… (здесь важно описать следствие бездействий или неправильных действий и пр.)?
  • Оценка степени разработанности темы и проблемы: стандартные мероприятия по разрешению ситуации, что не было изучено и проработано ранее?

Наличие проблемы подчеркивает необходимость дополнительных исследований, степень проработанности темы в науке и на практике, возможности по внедрению инноваций и пр.

Существуют определенные правила по формулированию проблемы научного или студенческого исследования:

  • Краткость: автору предстоит отметить, как и в чем проявляется противоречие, на чем оно отражается. Емкое описание будет представлено в вводной части НИР, а детальное раскрытие – в основной;
  • Точность: важно конкретизировать, что именно следует изучить и для чего, почему;
  • Актуальность: проблема должна существовать по принципу «здесь и сейчас», поэтому важно описать текущее положение дел и отметить несовершенства, недоработки или степень изученности и пр.

Грамотная констатация и выделение проблематики в научной работе позволит понять, какие ресурсы и инструменты понадобятся автору для ее раскрытия и решения, подчеркнет роль изыскания в науке и отрасли.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Как оформить проблематику в НИР?

Проблема в научной работе подлежит четкому выделению в вводной части. Именно здесь она конкретизируется в чистом виде посредством изложения нескольких емких и четких предложений. Притом необходимость в выделении отдельного абзаца или пункта проявляется не всегда. Порой достаточно просто описать научный и методологический аппарат, выделив гипотезу, в которой будет очевидна проблема и ее потенциальное решение.

Порядок отражения проблемы в вводной части НИР
Порядок отражения проблемы в вводной части НИР

Формулировка проблемы должна призывать автора к действиям по ее решению и учитывать такие параметры, как тема и цель НИР. Можно выделить следующие наиболее распространенные варианты клише по ее оформлению во введении:

  • Проблема исследования проявляется в с…
  • В деятельности объекта можно выделит ь проблему, которая сопровождается…
  • Актуальность выбранной темы проявляется в изменении…, провоцирующих возникновение проблем…, неэффективности ранее утвержденных алгоритмов и инструментов, приемов и пр.

Также следует подчеркнуть наличие проблемы совместно с ожидаемым результатом после ее решения можно в гипотезе. Это возможно во введении, как выдвижение плана действий, а в заключении, как подведение итогов и сопоставлению с намеченной целью, определения степени ее достижения.

В основной части проблема в явном виде будет выдвинута и обоснована только после диагностики объекта, то есть в практической части при формулировании вывода с выдвижением соответствующих аргументов.

В заключении важно подчеркнуть мероприятия, нацеленные на решение проблемы и их эффективность, оценить степень решения и перспективы (спрогнозировав результаты или апробировав их).

Оформление проблемы в текстовом или графическом виде (тенденции, оценка процесса или явления и пр.) будут учитывать общие требования, предъявляемые к проекту: методические рекомендации, ГОСТы и пр.

 


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Один комментарий к “Инструкция для начинающих исследователей и студентов: как описать проблему в НИР?”

  • очень хорошая статья. Прям все подробно и просто описано. Следовала намеченным шагам и все получилось очень даже неплохо. Научный руководитель отметил, что ход мыслей верен, но нужно «по-научному» все описать. Спасибо за полезный обзор.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Это не спам *