15 основных ошибок при написании бакалаврской работы
Современная система высшего образования обладает тремя уровнями. По окончании первой – бакалавриата, студенты могут получить степень бакалавра и продолжить обучение в магистратуре или, став специалистами, отправиться преодолевать сложности трудоустройства и карьерного роста.
Четырехлетний период бакалавриата заканчивается написание квалификационной работой, являющейся обязательной частью процесса обучения. Данный вид самостоятельной деятельности студента базируется на выполнении исследований проблемных вопросов теоретического и практического плана. На базе полученного опыта и знаний студент пишет труд, на основании которого он получает документы об окончании первой ступени высшего образования.
Какой будет оценка и дальнейшие перспективы обучения? Все зависит от качества написанного труда. Чтобы он был признан не только глубоким, квалифицированным, но и грамотным, стоит позаботиться об отсутствии в работе обидных недочетов и часто повторяющихся ошибок. Знакомство с последними станет залогом знаний, вооружающих и помогающих преодолеть трудности.
- Стиль написания.
- Опасные неточности.
- Заимствование и механическое списывание.
- Оценки, тезисы, доводы автора.
- Ссылки.
- Выводы не обладают доказательной базой, а предложения продуманностью и убедительностью.
- Выводы не соответствуют основной теме, содержанию глав и всей работы.
- Оплошности при оформлении списка информационных источников.
- Неправильно рассчитанное время выполнения и сдачи.
- Неточности в вопросах выбора темы.
- Тема нераскрыта.
- Неверный подход к разработке структуры работы.
- Односторонний анализ плохо отобранных источников информации.
- Несоблюдение рекомендованных объемов работы.
- Неточности при оформлении.
Если работа написана трудным для восприятия стилем, далеким от обязательного научного формата, то данный факт не останется незамеченным. Он обязательно вызовет дополнительные вопросы у членов квалификационной комиссии. Использование в работе бакалавра штампов не приветствуется. Научный стиль, специальная терминология, конкретность и четкость определений, логика фраз и предложений, последовательность раскрытия темы, приверженность определенной позиции по теоретическим вопросам, объективность оценок и доказательность выводов. Все это составные и обязательные элементы квалифицированного труда бакалавра.
К числу очевидных недочетов, которых в работе бакалавра быть не должно, относят эмоциональность изложения материала, использование личного местоимения «я». В тексте рекомендовано использование безличных конструкций. Студентам стоит избегать дублирования информации, сложных фраз, длинных предложений, слов-паразитов и вводных конструкций. Для подобного труда должна быть свойственна краткость изложения и недвусмысленность выражений.
Прежде чем приступить к разработке темы бакалаврского труда, студент должен получить максимально доступные пониманию разъяснения о том, что предлагаемое задание требует самостоятельности и творческого подход. Кураторы проектов должны донести до сведений студентов то, что плагиат и механическое переписывание материала, бесконечное цитирование и отсутствие ссылок на первоисточники испортят не только проделанный труд, но и отношение к автору.
Указанные в заголовке элементы в обязательном порядке должны присутствовать в работе бакалавра. Знакомство с литературными источниками и их анализ неизбежно должны приводить к этапу критической оценки позиций и взглядов авторов выбранных работ. Собственная оценка бакалавра, хоть и не всегда она приветствуется кураторами, должна озвучиваться аргументировано. Рассуждения и умозаключения должны сопровождаться ссылками на первоисточники.
К сожалению, данные обязательный элемент ВКР, на который четко указывается в любой методической литературе, достаточно часто упускается из вида неопытными студентами. Если работа планируется и выполняется согласно утвержденного руководителем проекта плана, тогда на этапе проработки и отбора литературных источников студенты уже должны думать о необходимости правильного оформления библиографических ссылок. Цитаты, упоминания или указания на рассмотренные темы и вопросы должны обладать точными параметрами, благодаря которым можно охарактеризовать, идентифицировать и найти нужный источник информации.
В заключение выносятся результаты исследований, которые должны излагаться кратко, четко указывая на критерий новизны и реальную значимость рассмотренных вопросов. Выводы должны быть согласованными с обозначенными целями, излагаться логично, четко и доказуемо. Выводы – материал, способный предложить экзаменационной комиссии ясное представление о сути, значимости и преимуществах проведенного исследования.
Если работа написана несамостоятельно, если текст перегружен цитатами, то несложно запутаться не только в логике изложения, но и в предлагаемых выводах. Неточность хотя бы одного ведет к ошибкам, недочетам и, следовательно, к массе вопросов со стороны членов комиссии.
Любой квалификационный студенческий труд должен содержать перечень источников информации. Ошибкой признается список, в котором указывается меньше чем 40 источников. Не менее ошибочным будет отсутствие верного оформления, закрепленного в пунктах ГОСТа.
Не все студенты своевременно приступают к написанию бакалаврской работы, что приводит к нехватке времени для полного раскрытия темы, осмысления, вычитки и сдачи на проверку куратору и на кафедру.
Не всегда тема, выбранная студентом, соответствует параметрам актуальности.
Следовательно, не стоит отказываться от тем, предлагаемых на кафедре, или от куратора, который знаком с тонкостями написания бакалаврских работ. Оторванная от действительности тема, даже при ее раскрытии, не позволит бакалавру получить высокую квалификационную оценку. Не полностью раскрытая тема, а также несоответствие названия и содержания также признается серьезной ошибкой.
Подобное случается, когда студент в спешке или по неопытности упустил из вида рассмотрение важных тематических вопросов.
Анализ многочисленных студенческих работ позволяет говорить о возможной ошибочности разработки структуры ВКР и по форме, и по содержанию.
Очень часто студенты рассматривают тематические вопросы односторонне. Причиной подобного явления становится поверхностное знакомство бакалавра с озвученными в информационных источниках точками зрения.
Согласно существующим рекомендациям минимальный объем бакалаврской работы не должен быть менее 30 печатных страниц. Оптимальным параметром признается объем в 50 стр.
Самыми многочисленными называются ошибки оформления: неверный шрифт, не знание требований по нумерации, параметрам полей, форме ссылок и т.п. Всю эту информацию можно найти в методической литературе или уточнить у куратора проекта.Каждый бакалаврский труд индивидуален и обладает своими особенностями. Под руководством грамотного преподавателя можно написать отличную работу. Но стоит помнить, что куратор – это не корректор. Это помощник, способный направить и проконсультировать. Все остальное в руках самого студента.