Воркшоп: понятие и роль в современном образовании

Сегодня образовательный процесс является одним из приоритетных направлений деятельности государства, способствующий не только развитию общества и становлению страны, но и реформированию ряду отраслей. Человек не перестает учиться новому на протяжении всей жизни.

Воркшоп: понятие и роль в современном образовании
Сегодня образовательный процесс является одним из приоритетных направлений деятельности государства, способствующий не только развитию общества и становлению страны, но и реформированию ряду отраслей. Человек не перестает учиться новому на протяжении всей жизни.

Образовательный процесс предполагает наличие как минимум двух сторон: преподаватель и учащийся, притом первый – делится опытом, а второй – его перенимает. Школа, СУЗ или ВУЗ в данном деле выступает посредником, который гарантирует предоставление достойных для обучения условий, материалов и пр. На текущий момент существует уникальная система обучения, предполагающая равность сторон и совместное становление. Такой процесс называется воркшопом.

Что это такое?

Воркшоп (workshop) – в дословном переводе с английского означает «мастерская или цех». В учебном плане он означает новую форму обучения, при которой учитель и ученик находятся на равных и делятся своими познаниями, опытом, мировоззрением.

Чем тренинг отличается от воркшопа?
Отличительные черты воркшопа

Воркшоп – инновационный и вполне оправданный метод преподавания. Давно известно, что каждый человек индивидуален и воспринимает новую информацию по-своему, поэтому приверженность к одному способу обучения (ведения урока, разъяснения темы и пр.) становится менее эффективной.

Почему школьникам и студентам к концу учебного года становится не интересно и скучно на занятиях? Ответ прост: от единообразия и несвязности процессов! Невозможно связать несколько дисциплин в одну, когда в учебном заведении приемлем единый образовательный процесс – преподаватель разъясняет, ученик — внимает. Усовершенствовать данный алгоритм призвана новая система – воркшоп, которая позволяет изменить формат урока, поставить каждого участника в равное положение и пр.

Как проходит воркшоп?

Воркшоп – это своего рода занятие в свободном формате с использованием различных комбинаций: метода мозгового штурма, беседы, дискуссий и пр. Здесь важно выделить конкретную тему и цель: расширение познаний учащихся. Вариант проведения может быть любым, но чаще всего это банальное обсуждение проблемы, рассуждения учащихся: каждый участник делится собственными знаниями, анализирует сказанное другими участниками.

Движущие процессы воркшопа
Как проходит занятия в форме воркшопа?

По сути, воркшоп представляет собой командную работу в конкретном направлении (дисциплине, теме и пр.). Здесь даже преподаватель не выделяется из общей массы и наравне со всеми (но при этом обязательно соблюдается субардинация) рассказывает свои доводы, делится опытом, помогает на более простом и понятном для учащихся языке раскрыть суть вопроса.

Воркшоп позволяет решить одновременно несколько задач:

  • Изучить новую тему;
  • Оценить уровень знаний учащихся;
  • Определить степень активности учеников;
  • Оценить эффективность нового формата: повышает ли он интерес у участников процесса, облегчает ли восприятие новой информации и пр.;
  • Проанализировать качество знаний учеников и т.д.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Особенности проведения воркшопа

Учебный процесс по принципу workshop предполагает проведение обучения посредством:

  • Тренингов;
  • Консилиумов (чисто студенческих или с привлечением экспертов);
  • Марафонов (кто больше расскажет у кого лучше получится и пр.);
  • Обсуждение конкретной проблемы, при котором каждый участник делится собственным опытом и мнением, знаниями, а затем активно обсуждают ее;
  • Взаимообучение: каждый участник делится личными знаниями и опытом с другими;
  • И пр.
Как проходят занятия в форме воркшопа?
Учебный процесс по принципу workshop

Воркшоп предполагает наличие творческого подхода у педагога, мастерства преподавания, когда он может незаметно направить учащихся в нужное русло, внеся свою лепту (знания или предположения). Такое занятие носит больше «свободный формат», но с соблюдением конкретных правил:

  • Занятие ограничено во времени;
  • Оно заранее спланировано: педагог продумал, какие вопросы будут подниматься, что будет обсуждаться, какие задачи будут решаться учащиеся и пр.;
  • На занятии сохраняется дисциплина и субординация;
  • Обсуждение вопроса посредством общения и решения каких-либо кейсов задач, ситуаций (это позволяет углубить знания студентов, понять практическое применение новых знаний) и пр.;
  • Обсуждение, анализ – обязательные элементы учебного процесса;
  • Превращение занятия в небольшую игру с четкими правилами;
  • Возможно привлечение инноваций: просмотр видео, слайдов и пр.;
  • Развитие новых возможностей и опыта работы у педагога, а также командной работы у учащихся.

Занятие в форме воркшопа подлежит правильной организации и оформлению: формирование план-конспекта, определение цели и задач, разработка первоначального материала, который будет предоставлен аудитории, домашнее задание и т.д. также здесь важно выделить ведущего и целевую аудиторию: кто задает вопрос, тему, цель или ориентир и кто ее непосредственно обсуждает и решает. Воркшоп – это небольшое «ток-шоу» во время учебного процесса.

Таким образом, воркшоп позволяет провести занятие в новом формате, более раскованно и живо, увлекательно. Данный процесс предполагает наличие опытного наставника, который не будет выделяться из общей массы участников. Он сможет делиться своими знаниями, «подбрасывать» дрова в «костер знаний», «подливать масло в огонь» для обсуждений, чтобы учащиеся сами додумали финал, поняли суть изучаемого вопроса. По оценкам экспертов данный способ сегодня является более эффективным методом преподавания, нежели стандартный урок.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

3 комментариев к “Воркшоп: понятие и роль в современном образовании”

  • Интересная статья. Никогда ранее не слышала о такой методике, форме обучения. Но в России, скорее всего это и не практикуется, и не очень уместно.

  • интересный термин, Раньше о нем не слышал и не знал. Заголовок прям заинтриговал и заинтересовал. Спасибо за простое, понятное и интересное разъяснение.

  • сначала вообще подумала, что речь пойдет о каком-нибудь интернет-магазине) оказалось все намного круче и неожиданнее) Спасибо Дисхелп за интересный и познавательный материал!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *