Сегодня образовательный процесс является одним из приоритетных направлений деятельности государства, способствующий не только развитию общества и становлению страны, но и реформированию ряду отраслей. Человек не перестает учиться новому на протяжении всей жизни.
Образовательный процесс предполагает наличие как минимум двух сторон: преподаватель и учащийся, притом первый – делится опытом, а второй – его перенимает. Школа, СУЗ или ВУЗ в данном деле выступает посредником, который гарантирует предоставление достойных для обучения условий, материалов и пр. На текущий момент существует уникальная система обучения, предполагающая равность сторон и совместное становление. Такой процесс называется воркшопом.
Что это такое?
Воркшоп (workshop) – в дословном переводе с английского означает «мастерская или цех». В учебном плане он означает новую форму обучения, при которой учитель и ученик находятся на равных и делятся своими познаниями, опытом, мировоззрением.
Воркшоп – инновационный и вполне оправданный метод преподавания. Давно известно, что каждый человек индивидуален и воспринимает новую информацию по-своему, поэтому приверженность к одному способу обучения (ведения урока, разъяснения темы и пр.) становится менее эффективной.
Почему школьникам и студентам к концу учебного года становится не интересно и скучно на занятиях? Ответ прост: от единообразия и несвязности процессов! Невозможно связать несколько дисциплин в одну, когда в учебном заведении приемлем единый образовательный процесс – преподаватель разъясняет, ученик — внимает. Усовершенствовать данный алгоритм призвана новая система – воркшоп, которая позволяет изменить формат урока, поставить каждого участника в равное положение и пр.
Как проходит воркшоп?
Воркшоп – это своего рода занятие в свободном формате с использованием различных комбинаций: метода мозгового штурма, беседы, дискуссий и пр. Здесь важно выделить конкретную тему и цель: расширение познаний учащихся. Вариант проведения может быть любым, но чаще всего это банальное обсуждение проблемы, рассуждения учащихся: каждый участник делится собственными знаниями, анализирует сказанное другими участниками.
По сути, воркшоп представляет собой командную работу в конкретном направлении (дисциплине, теме и пр.). Здесь даже преподаватель не выделяется из общей массы и наравне со всеми (но при этом обязательно соблюдается субардинация) рассказывает свои доводы, делится опытом, помогает на более простом и понятном для учащихся языке раскрыть суть вопроса.
Воркшоп позволяет решить одновременно несколько задач:
- Изучить новую тему;
- Оценить уровень знаний учащихся;
- Определить степень активности учеников;
- Оценить эффективность нового формата: повышает ли он интерес у участников процесса, облегчает ли восприятие новой информации и пр.;
- Проанализировать качество знаний учеников и т.д.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Особенности проведения воркшопа
Учебный процесс по принципу workshop предполагает проведение обучения посредством:
- Тренингов;
- Консилиумов (чисто студенческих или с привлечением экспертов);
- Марафонов (кто больше расскажет у кого лучше получится и пр.);
- Обсуждение конкретной проблемы, при котором каждый участник делится собственным опытом и мнением, знаниями, а затем активно обсуждают ее;
- Взаимообучение: каждый участник делится личными знаниями и опытом с другими;
- И пр.
Воркшоп предполагает наличие творческого подхода у педагога, мастерства преподавания, когда он может незаметно направить учащихся в нужное русло, внеся свою лепту (знания или предположения). Такое занятие носит больше «свободный формат», но с соблюдением конкретных правил:
- Занятие ограничено во времени;
- Оно заранее спланировано: педагог продумал, какие вопросы будут подниматься, что будет обсуждаться, какие задачи будут решаться учащиеся и пр.;
- На занятии сохраняется дисциплина и субординация;
- Обсуждение вопроса посредством общения и решения каких-либо кейсов задач, ситуаций (это позволяет углубить знания студентов, понять практическое применение новых знаний) и пр.;
- Обсуждение, анализ – обязательные элементы учебного процесса;
- Превращение занятия в небольшую игру с четкими правилами;
- Возможно привлечение инноваций: просмотр видео, слайдов и пр.;
- Развитие новых возможностей и опыта работы у педагога, а также командной работы у учащихся.
Занятие в форме воркшопа подлежит правильной организации и оформлению: формирование план-конспекта, определение цели и задач, разработка первоначального материала, который будет предоставлен аудитории, домашнее задание и т.д. также здесь важно выделить ведущего и целевую аудиторию: кто задает вопрос, тему, цель или ориентир и кто ее непосредственно обсуждает и решает. Воркшоп – это небольшое «ток-шоу» во время учебного процесса.
Таким образом, воркшоп позволяет провести занятие в новом формате, более раскованно и живо, увлекательно. Данный процесс предполагает наличие опытного наставника, который не будет выделяться из общей массы участников. Он сможет делиться своими знаниями, «подбрасывать» дрова в «костер знаний», «подливать масло в огонь» для обсуждений, чтобы учащиеся сами додумали финал, поняли суть изучаемого вопроса. По оценкам экспертов данный способ сегодня является более эффективным методом преподавания, нежели стандартный урок.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Интересная статья. Никогда ранее не слышала о такой методике, форме обучения. Но в России, скорее всего это и не практикуется, и не очень уместно.
интересный термин, Раньше о нем не слышал и не знал. Заголовок прям заинтриговал и заинтересовал. Спасибо за простое, понятное и интересное разъяснение.
сначала вообще подумала, что речь пойдет о каком-нибудь интернет-магазине) оказалось все намного круче и неожиданнее) Спасибо Дисхелп за интересный и познавательный материал!