Диагностика личности ребенка: порядок проведения экспериментального исследования

Диагностика личности ребенка – это исследование на основе определенной научной базы. Как вид деятельности, данный вариант оценки состояния обладает определенными составляющими. Любой вид диагностики обладает несколькими этапами. Традиционно они связаны с подготовкой, сбором, анализом и разъяснением информации. Подобное деление можно назвать условным, так как каждый из них по-отдельности, не покажет полной картины состояния личности ребенка. Только в совокупности и последовательности проводимых мероприятий можно добиться качественных показателей и их расшифровки. Экспериментальное исследование предполагает не только соблюдение последовательности этапов проведения, но и выполнения определенных действий, в соответствии с имеющимися или созданными условиями.

Диагностика личности ребенка

Диагностика личности ребенка – это исследование на основе определенной научной базы. Как вид деятельности, данный вариант оценки состояния обладает определенными составляющими. Любой вид диагностики обладает несколькими этапами. Традиционно они связаны с подготовкой, сбором, анализом и разъяснением информации. Подобное деление можно назвать условным, так как каждый из них по-отдельности, не покажет полной картины состояния личности ребенка. Только в совокупности и последовательности проводимых мероприятий можно добиться качественных показателей и их расшифровки. Экспериментальное исследование предполагает не только соблюдение последовательности этапов проведения, но и выполнения определенных действий, в соответствии с имеющимися или созданными условиями.

Как проводить диагностику ребенка?

Экспериментальное исследование в психиатрии представляет собой научный метод, акцентированный на проявление и рассмотрение специфических проявлений психического здоровья в рамках контролируемых условий, стандартного и варьируемого характера.
Проведение экспериментального исследования требует значительного времени. Кроме того, требуется четкое следование утвержденному порядку действий, последовательности выполнения запланированных этапов.

Порядок проведения

В любом эксперименте присутствуют этапы. Каждый обладает своими особенностями.

  1. Проработка алгоритма исследования.

Главное правило проведения экспериментального исследования – использовать данную возможность в рамках необходимости. Если говорить проще, то экспериментальное исследование проводится только в рамках реализации научных задач, которые могут быть решены благодаря обозначенным методом. А это значит, что в самом начале исследования формулируется задача. Она должна характеризоваться максимальной точностью и представлять собой рабочую гипотезу.

В соответствии с последней, в рамках специфических знаний и возможностей, разрабатывается программа исследования. Информация, полученная по итогу эксперимента, должна доказывать или отрицать первоначальную гипотезу.
В рамках проработки алгоритма исследования осмысливаются цели, планируется ход работ, рассматриваются условия, выбираются объекты, вспоминаются вопросы профессиональной этики, подбираются методики.

В результате реализации подготовительного этапа создается программа эксперимента, где подробно расписывается каждый элемент, от компонентов, объемов и обеспечения, до методик и сроков проведения.

Реализуемость – еще один обязательный к осмыслению элемент планирования. В этом вопросе требуется следить за численностью предлагаемых к рассмотрению задач, структурной логикой, наглядностью и незагруженностью. Тщательность продуманных элементов – основная задача на стадии проработки программы исследования.

  1. План работы

Обозначенные цели исследования должны быть достигнута. И этому способствует логическая структура эксперимента. Последовательность действий должна базироваться на результатах предыдущего этапа. Хотя выбор того, как будет проходить эксперимент, зависит от каждого конкретного случая и выбора, который делает сам исследователь. В любом случае, важна на численность экспериментов, а их качеству и результативности.

  1. Реализация запланированного

Осуществление экспериментального исследования характеризуется напряженной, динамичной, инициативной деятельностью. Соблюдение условий, обязательная регистрация и оценка полученных результатов. В центре внимания должны быть не только события, но и их характеристики. Исследователь, по ходу проведения эксперимента, должен строго придерживаться плана, но оставлять простор для его корректировки, в соответствии со складывающейся ситуацией.

Тонкости при проведении диагностики ребенка
Тонкости при проведении диагностики ребенка

Протокол исследования – документ, где заносятся не только результаты, но действия исследователя, состояние объекта. Обозначенный документ – база дальнейшей диагностики и итоговых выводов. Следовательно, его должны характеризовать критерии точности и детальности. Детали – элемент важный. Профессионал никогда не отмахнется от деталей, но его деятельность будет характеризоваться наблюдательностью, аккуратностью и точностью.

Важен аспект предварительной обработки полученных данных, что открывает возможность для адекватной оценки ситуации и своевременной корректировки процесса.

  1. Оценка и подведение итогов эксперимента

Завершающий этап. Он отводится под мероприятия, связанные с обобщающим анализом полученных данных. Задаются вопросы о соответствии данных требованиям статистики, о наличии ошибок. Следующий шаг заключается в сравнении первоначальной гипотезы с тем, что было получено по окончании всех запланированных мероприятий. Наличие нестыковок дает основание сделать два возможных вывода. Первый подводит к необходимости внесения правок в базовые теоретические предположения. Второй наводит на мысль об ошибочности полученных данных. На этом основании исследователь определяется с дальнейшими действиями о завершении экспериментальной части исследования или о продолжении сбора необходимой информации. Компиляция данных ведет к выработке заключения, в котором будет заложена база иного исследовательского направления.

Необходимо понимать, что в рамках экспериментального исследования логика прослеживается не только в ее этапах, но проявляется невозможность их физического разграничения. Поэтому часто приходится говорить не о логике, а о цикличности эксперимента. Этапы исследования, в структуре работы, могут объединяться в блоки, осуществляться одновременно или интервально.

Как эксперту наладить контакт с ребенком при проведении диагностики?
Как эксперту наладить контакт с ребенком при проведении диагностики?

Следовательно, проведение экспериментального исследования представляет собой совокупность взаимосвязанных мероприятий экспериментального характера, которые объединены целью и соответствующей теоретической базой.

Личность: диагностика ребенка

Под личностью стоит понимать определенного человека, обладающего устойчивым психологическим профилем, обусловленным общественными отношениями. Профиль формируется в рамках отношений и связей в обществе, влияет на качество мыслей и действий. Персональные психологические характеристики – фактор, признаваемый значимым, как непосредственно для самой личности, так и для общества.

Если говорить об использовании диагностической функции в рамках экспериментального исследования личности ребенка, то она является основной для определения «социального» или иного другого прогноза. То есть, диагностика личности ребенка требует исследования не только персональных особенностей личности, но условий, в которых живет ребенок (общественные, жилищные), оценку взаимоотношений в семье, изучение параметров социального окружения, выявления воздействий (неблагоприятных, благоприятных), трудностей.

Диагностика

Базовым компонентом экспериментального исследования личности ребенка является диагностика. Последняя признается ключевым элементом социального механизма. Благодаря правильно осуществленной диагностике можно нарисовать полноценную картину и дать оценку рассматриваемому действию или объекту. В рамках диагностики специалист проходит путь от постановки цели к диагнозу, обозначению прогнозов, разработке программ, их внедрения и анализа полученного результата. Технологии диагностики базируются на определенных алгоритмах и методах исследования.

Типовой вариант алгоритма диагностики личности предполагает следующую последовательность действий:

  • знакомство, обозначение задач, предмета исследования, подбор базовых параметров;
  • оценка и анализ параметров;
  • подведение итогов, формирование заключения, определение диагноза.

Личность ребенка выступает объектом диагностики.

Если брать, к примеру, диагностику социально-педагогическую, то последовательность процедуры исследования будет следующей:

  • определение характерных социальных качеств, специфичности развития и поступков;
  • конкретизация социального контекста становления;
  • выявление качества и уровня сформированности или искажения социальных свойств и качеств (нормы поведения, социализация, общительность, взаимопонимание и т.п.);
Как выделить специфические черты ребенка?
Как выделить специфические черты ребенка?
  • систематизация данных, констатация специфичных черт, оформление социального портрета личности ребенка.

Требования к исследователю

В рамках диагностических мероприятий, серьезные требования предъявляются к исследователю, который должен соответствовать следующим критериям:

  • четкое следование технологическим требованиям выполнения диагностирования (цель, эффективные инструменты, получение информации, анализ, интерпретация, диагностирование, прогноз, программа);
  • работа в рамках традиционных и профессиональных норм этики;
  • отстаивание интересов пациента (добровольность, знакомство с целями, информирование, подробная фиксации информации, методов, нормативов и т.п.).

Диагностика – процесс сложный, требующий правильной организации и верного выбора инструментов.

Методики

Если с целями диагностики личности ребенка все ясно, тогда приходит пора выбрать из многообразия диагностических методик те, что наиболее подходят для реализации обозначенных целей. В перечне используемых методик числятся:

  • социально-психологическая;
  • психологическая;
  • социологическая;
  • педагогическая;
  • медицинская.

Самым простым и весьма эффективным признается наблюдение.

Наблюдение

Данный метод носит познавательное и исследовательское направление. Его использование признается максимально привлекательным в рамках изучения внешней стороны поведения объекта исследования. При этом исключается какое-либо участие в ход действия. В рамках наблюдения требуется выработка определенных навыков по фиксации внешних проявлений (поступки, жесты, речь, и т.п.). Кроме того, от исследователя требуется уметь их правильно интерпретировать. Диагностика личности ребенка, если брать условия малой социальной группы, должна базироваться не на отдельных, эпизодических наблюдениях и фиксации определенных единичных поступков и фраз. Качественное наблюдение должно носить планомерный, детально проработанный характер, в рамках которого будет происходить старательное документирование действий и фраз. Только такой полный вариант информации может стать основой для обнаружения фактических характеристик личности ребенка и обоснованность ее формирования.

Наблюдение в рамках диагностики ребенка
Наблюдение в рамках диагностики ребенка

Базовое условие осуществления качественного наблюдения – ненарушение естественных условий и не вмешательство в ход действия и взаимодействия. При необходимости осуществляется фиксация и анализ поведения и речи наблюдаемого. Использование метода наблюдения требует тщательного продумывания и составления плана, в котором указываются особо важные моменты и пункты, требующие особого акцента.

В рамках диагностики личности у метода наблюдения есть безоговорочные достоинства, выражающиеся в получении данных об объекте в естественных условиях. Сложности здесь связываются с тем, что выявленные формы поведения и поступки характеризуются затруднительностью и многозначностью. Одни поведенческие формы могут обуславливаться разными мотивами и выявлять разные отношения. Так же, как и по-разному может проявляться одна психологическая характеристика в поведении и действиях. Еще одна сложность связывается с самим наблюдателем, степенью его профессионализма.

Эффективность метода напрямую зависит от того, насколько качественно исследователь разделяет поведение, которое фиксируется реально, от того, как оно понимается и объясняется.

Профессиональное и простое человеческое восприятие обладает серьезной разницей. В данной связи стоит говорить о достаточной сложности метода наблюдения в рамках диагностики личности ребенка. А значит требуется серьезная подготовка и отрабатывание навыков под руководством опытных специалистов, так же, как и привлечение более опытных коллег к процессу сбора достоверной информации.

Оценка результатов деятельности

Если говорить о положительной стороне этого метода, то он связан с тем, что исследователь работает и обрабатывает результаты фактической работы ребенка. Если рассматривать этот метод в рамках диагностики личности ребенка, то здесь стоит указывать на узость его рамок, связанных с творческими работами обследуемого.

Беседа

В рамках беседы специалисты работают в направлении извлечения и уточнения информации. За основу берется процесс устного общения. Благодаря правильно подобранным вопросам исследователи получают возможность приоткрыть дверь во внутренний мир объекта изучения, что позволяет им выявить и рассмотреть проблемы. Максимальную эффективность беседы определяется рядом критериев:

  • ранее установленным взаимопониманием, доверием;
  • качеством подготовительной работы;
  • профессиональными качествами специалиста.

Профессионал всегда начинает беседу с объектом изучения с вступительной речи, в которой знакомит собеседника с основными характеристиками опроса (тема, цель, задача). Далее специалист начинает задавать вопросы. В начале беседы они должны обладать нейтральным смыслом и простотой. Далее вопросы могут усложняться, заставлять подключать анализ, логику, память. Во время подготовки к беседе специалист должен создавать блоки вопросов, где последние группируются в соответствии с темой или задачей. Обращение к новому направлению в беседе должно сопровождаться примечаниями, с помощью которых собеседник может быстро переориентироваться.

Положительной характеристикой метода называется его диалоговый характер. В рамках такого подхода специалист получает возможность зафиксировать как вербальные, так и невербальные данные. Да и подходы к реализации запланированных задач могут корректироваться (субъект-субъект, субъект-объект).

Коммуникации в рамках диагностики личности ребенка
Коммуникации в рамках диагностики личности ребенка

Затруднения связываются с временными рамками реализации метода. Не менее серьезной оценке должны подвергаться профессиональные качества специалиста. Здесь требуется только высокая квалификация и опыт. Ведь важно не только умение точно формулировать вопрос, но сохранять непринужденность обстановки и придерживаться диалога, а не переходить на консультирование. Еще одна трудность заключается в восприятии ребенка, когда тон специалиста, как и неверно заданный вопрос, может стать основанием закрытости и сопротивления.

Описание

Метод применяется широко в формате описания с указанием темы и без ограничений в форме плана или иного другого формата структуры. Хотя управляемая структурированность допускается. Чаще всего используется формат сочинения.

Его использование ориентировано на выяснение того, какими особенностями обладает индивид.

Затруднительным, в данном формате, становиться использование сравнений и подгона под определенные возрастные критерии.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

 

Анкетирование

Рассматриваемый метод предполагает необходимость сбора данных у значительного количества объектов исследования. Для этого используется заранее созданные опросники. Исследование методом анкетирования могут быть ориентированы на получение информации как о самом объекте исследования, так и о сторонних лицах.

Информация, полученная по итогам проведения анкетирования, по большей части, ориентирован на процесс подведения итогов, а не на выяснение хода мероприятий. Отрицательной стороной анкетирования называется его недостаточность, если речь идет о рассмотрение таких аспектов личности, как эмоциональная или инициативная составляющая. Все потому, что устные ответы, в которых раскрывается суть переживаний или потребностей, далеки от непосредственных эмоций и намеренных поступков.

Анкетирование будет считаться успешно проведенным, если участников опроса характеризуют следующие критерии:

  • бодрость и здоровье;
  • заинтересованность;
  • нейтральное отношение к мероприятию;
  • доверие к исследователю.

Использование данного метода в процессе проведения экспериментального исследования, должно сопровождаться правильностью организации процесса составления опросника. Особое внимание требуется уделять не только содержательной стороне, но и структуре. Содержащиеся в анкете вопросы должны находиться в рамках освещения конкретного вопроса. Мотивы высказывания должны выясняться посредством дополнительных вопросов. В формулировке дополнительных вопросов должно присутствовать уточнение, в формате вопросительного местоимения «почему». Именно такая формулировка упрощает проработку ответов, а анализ охватывает критерии качества и количества ответов.

Анкетирование и интервью как способ диагностики личности ребенка
Анкетирование и интервью как способ диагностики личности ребенка

Вопросы могут быть открытыми/закрытыми, прямыми/косвенными. Вопросы в анкетах могут быть ориентированы на выяснение определенных фактов: о сознании (точка зрения, надежда, планирование и т.п.), о поведении (действия/результаты), о социальном происхождении, о наличии тех или иных знаний.

Проективные методы

Данный сегмент методологии диагностирования личности ребенка признается не только обширным, но и весьма неоднозначным. Среди положительных сторон использования разнообразных проективных методов стоит отметить возможность обнаружения таких характеристик личности, которые носят название глубинных или неосознаваемых. Их использование не допускает возможности искажение под напором факторов внешних влияний, к примеру, социальной нормы.

К недостаткам ряда проективных методов (классический) относят значительные временные затраты, необходимые не только для реализации, но и для обработки данных. Да и специалисты должны обладать специализированной подготовкой и допускающей к практике лицензией.

Чаще проективные методы ориентированы на определенную возрастную категорию. Поэтому в рамках проведения экспериментального исследования личности ребенка, требуется внимательно подходить к выбору верного метода диагностики.

Оригинальные творческие методы

Данный вариант методов часто рассматривают в структуре проективных. Особо выделяется метод, в котором используется рисунок. Данный метод чаще всего используется для диагностики личности ребенка дошкольного возраста или уровня начальной школы. В более старшем возрасте непосредственность отображения сталкивается с критическим отношением подростков к собственному творчеству, где отражается не столько эмоциональная составляющая, сколько некая идея, персональное видение.

Творческий подход к диагностике личности ребенка
Творческий подход к диагностике личности ребенка

В рамках проведения экспериментального исследования личности ребенка наверняка могут быть использованы более сложные методы диагностики (интервью, экспертная оценка, и т.п). Но здесь необходимо учитывать возраст объекта исследования и более тщательно готовиться к процессу проведения диагностики.

 


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *