Дистанционное обучение в РФ: история развития, современное состояние, перспективы, особенности

Самой молодой и продвинутой формой обучения в настоящее время является дистанционная. В России она появилась сравнительно недавно – с развитием Интернета и технологий. Ее особенность проявляется в том, что учащийся может осваивать образовательную программу в любом уголке планеты в удобное для него время.

Дистанционное обучение в РФ: история развития, современное состояние, перспективы, особенности
Самой молодой и продвинутой формой обучения в настоящее время является дистанционная. В России она появилась сравнительно недавно – с развитием Интернета и технологий. Ее особенность проявляется в том, что учащийся может осваивать образовательную программу в любом уголке планеты в удобное для него время.

Становление дистанционного обучения в России

Дистанционная форма обучения как отдельный формат появился в России в конце ХХ века с появлением глобальной сети Интернет, новейших технологий, позволяющих получать информацию с любого уголка планеты за считанные минуты.

Развитие и появление дистанционной формы образования
Как появилась дистанционная форма обучения?

В 1995 году была принята концепция по развитию дистанционного обучения в РФ. Целью создания новой формы являлось повышение доступности среднего и высшего профессионального образования, модернизация учебного процесса, повышение качества профессионального становления. Изначально новый формат становления специалистов назывался «электронным обучением».

В плане дистанционного обучения Россия значительно отставала от Европы, где данный вариант появился еще в XVIII веке. Первый университет, практикующий именно новую современную дистанционную форму профессионального воспитания и развития, зародился в Великобритании в 1969 году. Первый вариант дистанционного образования строился по принципу почты: учащийся получал письма с заданиями, выполнял их и отправлял по указанному адресу решения.

Технологии и средства дистанционного обучения
Дистанционный формат в образовании

Началом дистанционного обучения в России принято считать 1997 год, когда Минобразования документально разрешило проводить экспериментальное дистанционное обучение.

Сегодня в нашей стране отдельного ВУЗа, который занимается подготовкой кадров исключительно дистанционно, нет. Лишь отдельные образовательные заведения начали практиковать данный вариант подготовки квалифицированных специалистов. Данное право они получили с 2005 года.

Дистанционное образование: плюсы и минусы

Дистанционное обучение в отечественных ВУЗах возможно только на платной основе. Притом стоимость такого обучения будет гораздо привлекательнее, чем на очном или заочном отделении. Как правило, дистанционное обучение позволяет сэкономить не только время на дорогу до ВУЗа, затраты на передвижение, но и стоимость образовательных услуг. Данный формат обходится студентам примерно на треть дешевле, чем очникам, и на четверть дешевле, чем заочникам. Обратите внимание, что качество профессиональной подготовки при этом не страдает, так как оно в любом случае зависит от желаний и усилий учащегося.

Преимущества и недостатки ДО
Как влияет дистанционное обучение на современных студентов?

К главным недостаткам дистанционного обучения относят отсутствие живых контактов (непосредственного общения между учащимися, студентом и преподавателем). Все взаимодействие между студентами и университетом, преподавателями происходит посредством Интернета и специальных приложений: официальный сайт ВУЗа, личный кабинет студента на сайте, электронная почта, скайп, видеосвязь и пр.

Более того многие работодатели до сих пор с опаской относятся к новому формату профессионального становления, полагая, что студенты просто все копируют из Интернета и не имеют должных знаний и навыков.

Существенным минусом дистанционки является отсутствие практики. Поэтому к этому варианту чаще всего прибегают лица, которые уже работают по определенной специальности, но желают усовершенствовать свой багаж знаний, расширить свою «область применения».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Дистанционное обучение носит больше письменный формат, так как студент должен самостоятельно изучить темы, выполнить ученый план, а промежуточная аттестация проходи в виде письменных контрольных работ, онлайн-тестирований и в крайних случаях в форме собеседования (устного экзамена по скайпу и пр.).

Взаимодействие между одногруппниками в данном случае сводится к нулю, так как в 50% случаев учащиеся не знают в лицо друг друга. Каждый из них отвечает только за собственные поступки и достижения.

Современное состояние дистанционного обучения в России

Проверить готовность и состояние дистанционного обучения всем учащимся пришлось по принуждению в 2020 году из-за угрозы распространения злосчастного китайского вируса Covid-19. Начиная с конца марта и в плоть до конца учебного года, все школьники и студенты перешли на дистанционное обучение.

Проблемы ДО в России
В чем недостатки дистанционного обучения в современной России?

В ходе этого «вынужденного эксперимента» были выявлены как положительные, так и отрицательные моменты в развитии нового формата обучения.

К позитивным чертам можно отнести:

  • Возможность продолжения учебного процесса и освоения учебного плана, невзирая на эпидемиологическую обстановку;
  • Ученики посещали онлайн-занятия согласно утвержденному расписанию, взаимодействовали с преподавателями с помощью специальных платформ;
  • Занятия проводились в домашней обстановке. Ученику достаточно было подготовить нужные материалы, тетради и учебники, создать достойные условия (тишина, освещение, доступ к сети Интернет и пр.).

В то же время на этом фоне проявились следующие проблемы:

  • Многие родители столкнулись с тем, что детям необходим жесткий контроль в период обучения, иначе они отвлекаются на другие дела;
  • Не все семьи располагают достаточным количеством гаджетов (сложнее всех пришлось многодетным семьям);
  • Не во всех городах и населенных пунктах имеется высокоскоростной интернет;
  • Преподаватели оказались не готовыми к новому формату обучения: у кого-то нет банальных навыков по работе с ПК и программами, кто-то же был вынужден перекраивать план-конспекты занятий;
  • В первое время учебные платформы сильно висли из-за того, что провайдеры были перегружены.

Это лишь малая часть явных проблем современного дистанционного обучения. Притом большую часть из них власти сумели уже устранить.

Каковы перспективы дистанционного образования в России?

Некоторые эксперты полагают, что в будущем все люди будут учиться дистанционно. Уже сейчас чиновники отмечают, что дистанционное обучение может вводиться в стране или отдельном регионе при необходимости (например, на фоне вспышек ОРВИ, ухудшения эпидемиологической обстановки).

На сегодняшний день дистанционное обучение основывается на таких видах занятий, как чат-занятие, вебинар, онлайн или оффлайн-урок, телеконференция и пр.

Отказываться от дистанционного обучения Россия не намерена. Спрос на данный вид услуг растет ежегодно. Сегодня около 25% учащихся осваивает выбранную профессию «на расстоянии».


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!