Написание студенческих и научно-исследовательских работает требует колоссального, а порой оригинального подхода. Чтобы всесторонне рассмотреть проблему, полноценно раскрыть тему, автору следует погрузиться в вопрос, если, не начиная от его истоков, то хотя бы углубиться в его модификации: в какие периоды и как он возникал, проявлялся, как изменялся и пр. Для этого целесообразно использоваться так называемый исторический (ретроспективный) анализ.
СОДЕРЖАНИЕ
Что это такое?
Ретроспективный (исторический) анализ применим практически во всех отраслях и областях наук. Его специфика проявляется в том, что автор изучает вопрос или проблему в динамике, сравнивая текущее положение с предшествующим или более ранним состоянием. Такой подход позволяет не только проследить изменения в рамках конкретной дисциплины, темы, но и определить, какие меры предпринимались для решения проблемы предшественниками.
Чаще всего исторический анализ применяют в гуманитарных направлениях, но это не значит, что в технической или иной средах он вовсе не используется. В частности, экономисты проводят анализ данных за определённый период времени, сравнивая данные между собой (в динамике). Специалисты технической среды могут анализировать разработки минувших лет, выявлять их недостатки и совершенствовать и т.д. также данной методикой успешно пользуются философы, историки, менеджеры, лингвисты и пр. Притом он активен как в повседневной жизни, так и научной деятельности.
Последовательность проведения ретроспективного анализа
Независимо от того, в какой области наук Вы намерены проводить исследование, если Вам подходит данная методика, то для ее реализации достаточно следовать следующему алгоритму:
- Сбор и обработка информации в рамках выбранной темы. Здесь важно изначально определить, на протяжении какого периода времени автор планирует изучать проблему (например, за последние 3-5 лет или более ранний период);
- Выборка наиболее важных данных для подтверждения или опровержения гипотезы. На этой стадии исследователю предстоит колоссальная работа: изучить все найденные материалы, выделить наиболее важные и подходящие моменты, тщательно перепроверить первоисточники (чтобы убедиться в их достоверности и обоснованности, надежности), распределить материалы по эпохам (датам) для дальнейшего сравнения.
- Анализ данных. Здесь важно распределить информацию по смысловым и временным блокам, сопоставить данные для получения картины относительно изучаемого вопроса: что и когда происходило, как это повлияло на объект исследования, как развивалась проблема, какие пути решения выдвигались и опробовались, результаты (последствия) и пр.
- Разработка рекомендаций по решению проблемы современными способами с учетом опыта прошлых лет.
Реализация исторического метода при выполнении курсовых, дипломных и научных работ сводится к нескольким простым действиям:
- Выбор темы и конкретизация проблемы, цели и задач, предмета и объекта;
- Сбор информации об изучаемом явлении на современном и более раннем этапах;
- Систематизация данных по времени и смыслу;
- Сравнение материалов, определение сходств/отличий, достоинств/недостатков, пути решений;
- Разработка кардинально новых или модернизация старых мер для устранения или смягчения проблемы.
Роль исторического (ретроспективного) анализа при выполнении студенческих и научно-исследовательских работ
Обращение к прошлому позволяет автору студенческих или научно-исследовательских изысканий извлечь определенную пользу. В частности, использование данного метода при написании курсовых и дипломных работ способствует более глубокому изучению темы, при необходимости дополнению материалов новыми сведениями, проведению анализа течения «темы» во времени и пр.
Ретроспективный анализ материалов позволяет решить следующие задачи:
- Установить причины и обстоятельства, при которых зароилась та или иная проблема;
- Определить факторы, воздействовавшие на нее и провоцировавшие изменения, усугубление или улучшение ситуации;
- Конкретизировать динамику и перемены, симптоматику проблемы, последствия ее воздействия;
- Тщательно исследовать меры, нацеленные на ее решение или смягчение;
- Сопоставить современное состояние дел с более ранним периодом, найти сходства и отличия, определить ошибки, пришедшие из прошлого, определённые закономерности и пр.;
- Наметить новый путь развития событий: мероприятия, перспективы, возможности, угрозы и пр.
Помимо этого, исторический анализ позволяет авторам добиться большего успеха. Исследуя труды своих предшественников, они узнают ранее предпринятые попытки по его устранению. В этом случае они будут уведомлены о том, что и как действовало, какие меры уже предпринимались, снижая тем самым уровень «ненамеренного» плагиата.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Более того, применение в исследованиях ртроспективного анализа упрощает поиск новых решений. Автору не обязательно создавать инновационный или кардинально новый механизм. Для получения положительного результата, большей эффективности достаточно усовершенствовать ранее действовавшие правила, грамотно скомпоновать стандартные приемы и пр. Также, проанализировав попытки из прошлого можно сразу же понять, что и как делать далее в текущих условиях, какие методы допустимы и эффективны, а каких следует избегать и остерегаться.
Плюсы и минусы исторического анализа при написании курсовых работ и ВКР, диссертаций
Исторический анализ имеет ряд специфических черт. Он конкретизируется на определённой проблеме и объекте исследования, проводится в четких временных рамках, базируется на определении динамики и оценке последствий.
«Глубина погружения» в тематику полностью зависит от желания и возможностей исследователя. В частности, при выполнении курсовых и дипломных работ не стоит сильно глубоко погружаться в историю, здесь важно дать объективную оценку современному состоянию. В диссертации или монографии можно более детально изучить проблему, подчеркнуть основные тенденции во времени.
Среди очевидных достоинств исторического метода исследования можно отметить:
- Использование данного приема позволяет создать новый аппарат, способ воздействия на проблему, избегая ошибок предшественников;
- Может быть использован в любом исследовании, независимо от науки. В частности, при выполнении теоретической главы автор в 99% случаев базируется на этом приеме, отмечая течение проблемы и ее актуальность.
- Способствует всестороннему анализу объекта, проблемы и объективной оценке ситуации;
- Формирует общие представления по теме, расширяет кругозор;
- Способствует пополнению доказательной базы;
- Позволяет сформировать гипотезу, достойную внимания и доказательства;
- Помогает избежать ошибки прошлых лет, минимизировать погрешности, недочеты при выработке решения, выделить факторы риска;
- Позволяет сформулировать объективные, обширные выводы, обосновать рекомендации;
- И пр.
Среди недостатков исторического анализа при выполнении научно-исследовательских изысканий можно выделить:
- Работа в слишком огромном информационном поле: автору предстоит изучить колоссально большой объем информации перепроверить ее, выделит наиболее подходящие фрагменты и корректно вписать их в структуру и содержание исследования;
- На сбор и обработку данных может потребоваться слишком много времени, а также не помешает наличие таких навыков, как скорочтение, анализ, сортировка данных и пр.;
- Некоторые материалы (более ранних периодов) найти будет крайне трудно. Автору придется обращаться в архивы, приобретать различные платные подписки для получения доступа к закрытым базам данных и пр.
Как оформить результаты исторического анализа в студенческих и научных проектах?
Реализация этого приема возможно как в текстовой, так и иной формах. При использовании текстовой формата автору следует кратко описать прошлый опыт и текущее положение дел. Также уместно использование таблиц, где будут выделенные наиболее важные моменты для сравнения.
В прикладных и точных науках реализация «ретроспективного анализа целесообразно проводить в табличной или графической форме, чтобы наглядно показать изменения: что, когда, сколько, результат и пр.
Оформление каждого элемента должно учитывать общие и специфические требования: ГОСТы, методические рекомендации, стандарты с учетом исследуе6мой области наук и темы, проблематики.
Проводить исторический анализ проблем можно с учетом современных технологий. В частности, в технических науках авторы могут моделировать детали или ситуацию в специальных программах, сравнивать материалы и пр. Аналогичная тенденция отмечается и в иных сферах деятельности: экономике, менеджменте, гуманитарии и пр.
Таким образом, применение ретроспективного анализа при выполнении курсовых и дипломных работ, диссертаций способствует пополнению информационной и доказательной базы, более глубокому изучению проблемы и способов ее решения, выработке кардинально нового и эффективного плана по ее смягчению или ликвидации с учетом современных возможностей.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!