Как написать сценарий: пошаговый гид от идеи до готового текста

Тонкости написания сценария любой сложности требуют виртуозного балансирования между творческим процессом и новинками технического прогресса. Если не хвататься без подготовки за написание того, о чем совершенно ничего не знаешь, то и результат получится соответствующий. Чтобы написать непросто сценарий, а хороший материал, необходимо уделить время постижению основ. Стоит знать, что базой успешного проекта является хороший сценарий.

Как написать сценарий: пошаговый гид от идеи до готового текста

Тонкости написания сценария любой сложности требуют виртуозного балансирования между творческим процессом и новинками технического прогресса. Если не хвататься без подготовки за написание того, о чем совершенно ничего не знаешь, то и результат получится соответствующий. Чтобы написать непросто сценарий, а хороший материал, необходимо уделить время постижению основ. Стоит знать, что базой успешного проекта является хороший сценарий. Но его создание процесс сложный. Здесь не обойтись писчими принадлежностями и любимой клавиатурой. Здесь необходимо руководствоваться рекомендациями тех, кто на деле написания сценариев собаку съел.

Основа сценария
Основа сценария

Написать качественный сценарий фильма – пройти отнюдь не простой путь. Но преодолеть все трудности смогут те, кто не просто идет, но следует рекомендациям пошагового гида, способного провести от идеи до готового текста. Проинформировать и вдохновить. В путь.

Кропотливый труд: алгоритм обязателен

Не будем останавливаться в самом начала на традиционных ошибках начинающих сценаристов. Мы обозначим их по ходу повествования. Необходимо просто понять, что сценарий – это основа фильма или предполагаемого мероприятия. Чтобы не путаться, представим работающий алгоритм написания сценария для фильма. Он состоит в следующей последовательности:

  • Идея, замысел. Фиксируются любые мысли, возникающие на тему и содержание, желания, беспокойства и т.п. Количество имеет значение. Из большего числа мыслей можно быстрей сформировать общее видение идеи. Качественная сторона вопроса на данном этапе не рассматривается. Облегчить процесс формулировки идеи помогают шаблоны, типа «X,Y,Z». Их предлагается несколько. Выбор всегда остается за автором. Однако существуют логлайны, в структуре которых отсутствует элемент «Z». Оригинальность подобных идей может привлечь режиссеров. Главное, что требуется от логлайна на данном этапе – ярко продемонстрировать креативность, противостояние, интригу.
  • Анализ и отсеивание. Множество зафиксированных мыслей, относящихся к замыслу, требуют критического осмысления. Данный этап связывается с отбором самых жизнеспособных, вдохновляющих, интригующих. Каждый замысел оформляется в несколько предложений, но не более двадцати пяти слов. На этом этапе стоит привлечь друзей и знакомых к обсуждению предложенного замысла. Критерии оценки должны затрагивать аспекты степени понятности, интриги, привлекательности для потенциальных зрителей. На этом этапе остается самая оригинальная идея, которая и закладывается в основу сценария.
Порядок разработки сценария
Порядок разработки сценария
  • Заголовок. Данный этап предполагает разработку рабочей версии названия.
  • Сопоставление. Сценарий и потенциальная картина создаются в рамках определенного жанра. Чтобы не съезжать за рамки традиционности, рекомендуется выбрать пару жанровых образцов. Они не должны стать базой, но ориентиром для процесса формирования сценария.
  • Структура. Работа над структурой сценария заключается в разработке идеи, формировании сюжетных точек. Процесс непростой, но затягивающий. Специалисты сравнивают его со сбором головоломки: деталей много, вариантов бесконечное множество. Но необходимо из имеющегося разнообразия составляющих собрать исходную конфигурацию. Иногда стоит начать работу от обратного, то есть определиться с концовкой. Готовая структура подготавливает к переходу на следующую ступень, где требуется определиться с темой истории, то есть, о чем она.
  • Персонажи. Работа над персонажами требует детализации их положительных и отрицательных качеств, выявления предполагаемых трансформаций на протяжении истории, извлекаемые героями уроки, влияние индивидуальности и решений на тему истории. Здесь рекомендуется обдумывать и описывать полноценные образы. Кроме того, диалоги между героями должны оформляться с обозначением лиц и обязательных ремарок, выносимых в скобки.
  • Синопсис. Немного расширенное сюжетное содержание, отраженное в настоящем времени. Рекомендуется занимать информацией не более трех листов.
  • Тритмент. История обрастает подробностями, прописываются диалоги, хотя бы в объеме основных фраз. Этот этап предназначен для записи происходящего в истории в реальном времени, в полном объеме. Действия прописываются кратко. Требуются акценты – заглавными буквами выделяются отдельные слова, способные указать на интенсивность действия, окрас, эмоцию и т.п.
  • Карточки. Основа для отображения всей истории по отдельным сценам. Одна карта – один момент. Здесь стоит обозначить, что процесс написания сценария – творческая работа, в процессе сцены могут меняться местами, что способствует улучшению общего впечатления. Трансформации в процессе написания сценария – процесс обыденный, практически постоянный и весьма продуктивный. Сцены должны сдержать диалоги и действия. В сценарии должно представляться краткое описание окружающего пространства или обстановки для того, чтобы четче было представление о том, какой окрас носит диалог или действие.
  • Сценарий. Главная цель данного шаги – записать весь сценарий, то, что хочется сказать. Без редакции и шлифовки.
С чего начать писать сценарий?
С чего начать писать сценарий?

Далее, на этапе законченного чернового варианта сценария, можно выбрать один из возможных путей развития событий. Первый – это дописать и отложить. Время «отдыха» от истории можно растянуть до двух недель. Этот период необходим для того, чтобы, после отдыха, по-новому взглянуть на текст и, возможно, обнаружить имеющиеся недочеты и нестыковки. Второй – правка непосредственно после завершения чернового варианта.

  • Внесение изменений в сценарий. Рукопись рекомендуется переписывать. Численность копий может варьироваться в пределах шести-семи. Каждый вариант переписываемой рукописи предназначен для выполнения определенного типа коррекционных работ.
  1. Исходный черновик.
  2. Корректировка нестыковок, отслеживание реалистичности, вычисление сюжетных «дыр». Проблема темы и идеи должна находиться под постоянным контролем их соответствия замыслу.
  3. Третий вариант переписываемого сценария необходим для проработки структуры, выяснения точности местонахождения сюжетных точек. Данный этап предполагает возможность избавления от балласта, всего того, без чего сюжет станет легче, но сохранит смысл.
  4. В рамках четвертого варианта переписываемого сюжета основное внимание уделяется персонажам. Выясняется степень их нужности, соответствие задуманному характеру, выявление отклонений и нестыковок.
  5. Работа над пятым вариантом сценария связывается с корректурой диалогов. Здесь особое внимание уделяется манере общения, ее индивидуальности и соответствие особенностям характерам героев.
  6. Переписывание сценария в шестой раз позволит проработать вопросы стилистики и грамматики.

Возможно, придется взяться за ручку и написать сценарий еще раз. Этот вариант позволит окончательно отшлифовать текст благодаря возможности выявления и улучшения текста (синтаксис, пунктуация, лексика и т.п.).

  • Проработка итогового варианта названия уже готового сценария. И как же без критики. Для начала со стороны знакомых и друзей. Знакомить, продуктивно воспринимать критику, учитывать мнение и, при необходимости, вносить продуманную корректировку.
Как озаглавить сценарий?
Как озаглавить сценарий?

Все предложенное выше в большей мере подходит для реализации проекта сценария для фильма. Но, сценарий пишется не только для кинофонда, но, к примеру, для театральных постановок. В любом случае, за основу сценария берется книга, передающая фантазии и мечты писателя.

Методические аспекты

Если выше говорилось о пошаговом гиде, способном продемонстрировать алгоритм написания сценария для фильма, то далее остановимся на методических аспектах написания сценария любого, вне зависимости от степени сложности и целевой аудитории (садик, школа, театр, концерт и т.п. мероприятия, кино, музыкальные клипы и т.д.).

Этап подготовительный.

Пункт 1. Описание этого шага встречалось выше. А заключается он в процессе выяснения темы и идеи сценария. Если есть задание по написанию концепции мероприятия или выступления, то, скорее всего, автор получает и то, и другое. Либо самостоятельно обдумывает идею и формулирует тему.

Предварительное планирование сценария
Предварительное планирование сценария

Пункт 2. Место действия. Чтобы написать сценарий какого-либо мероприятия, необходимо разобраться, где будет проводиться основное действие. Этот пункт необходим для определения объема и качества действий по определению необходимого материала, инструментария, декораций и т.п. Знание места облегчает выбор требуемого. Отсутствие данных, заставляет действовать наугад и выдавать примерное описание.

Пункт 3. Целевая аудитория. Данный фактор определяет возрастные рамки и предпочтения, которые закладываются в основу сценария (садик, школа, концерт и т.п.). Отсутствие знаний в отношении ЦА позволяет автору адаптировать текст под возрастные рамки, которые ему ближе.

Пункт 4. Оборудование. Сценические или иного рода костюмы, декорации, аппаратура и т.п. Этот вопрос также должен быть максимально проработан и осмыслен, тогда идеи сценария будут охватывать имеющиеся возможности.

Структура сценария

Автору дается выбор из возможной численности элементов. Их может быть как три, так и восемь.

  1. Часть вступительная, ответственная за формирование изначальных представлений о том, что предстоит увидеть. Традиционно эта часть называется экспозицией.
  2. Далее идет пролог. Зона его ответственности – отражение предыстории и помочь подготовиться, настроить зрителей на восприятие основного действия.
  3. Завязка. Под этим термином понимается отправная точка конфликта, эпизод, знаменующий разворачивание основных действий.
  4. Конфликт. Понятие, охватывающее представление о противостоянии противоборствующих сил.
  5. Динамика событий – процесс, демонстрирующий нарастание интенсивности сюжетной линии. Объем этой части превышает половину всего произведения.
  6. Кульминационный момент представляет собой максимально напряженные действия, приводящие к перелому в повествовании.
  7. Развязка. В развитии сюжета этот этап связан с завершением конфликтной ситуации и ориентацией зрителей на определённые размышления.
  8. Финал истории обозначает окончание повествования, действия в любых его проявлениях и смыслах.

Как видим, данный вид сценария достаточно подробен и дает полное представление о том, какова должна быть последовательность структуры и ее воплощения в реальном материале.

Ход разработки сценария
Ход разработки сценария

Еще один вариант композиционной структуры из трех элементов:

  1. Вступление и завязка. В первом элементе данного типа композиционной структуры предлагается сосредоточиться на герое. Требуется заострить внимание на его чертах, его прошлом. Все это должно подвести зрителей к пониманию проблем, формирование которых происходило не в один момент. На этом этапе автор должен стимулировать интерес к предстоящим событиям и ориентировать сюжет истории в определенном направлении.
  2. Путь к цели непрост и полон различных трудностей. Автор должен провести героя через трудности и проблемы, которым должны быть найдены решения вне зависимости от нарастающей сложности. С интенсификацией проблем, усиливается напряжение и логически достигает предельных показателей.
  3. Победа неминуема. Запредельно сложные испытания выматывают героя, лишают его сил и приводят зрителей к мысли, что герой ослаб и ни на что не способен. Но, наступает момент, когда чудесным образом положение дел кардинально меняется от неминуемой гибели к неизбежной победе.

Автор должен не только знать, но и виртуально владеть таким инструментом как сценарный ход, благодаря которому в спектакле все представляется связанным и единым.

Специалисты считают, что качество и искусство актерской игры, в сценических постановках, отнюдь не ключевой момент. На первое место они ставят диалоги, качество которых определяет грамотность их оформления. В диалогах легко демонстрируется суть проблемы. В диалогах находятся инструменты для решения любой проблемы. Несмотря на многозадачность целей использования диалогов, они должны характеризоваться лаконичностью и содержательностью.

Тонкости подготовки сценария
Тонкости подготовки сценария

Сценарий написан. Но работа по его совершенствованию не может быть окончена. За написанием идет этап вычитки. Но не просто прочтения материала, а осмысленного, вдумчивого. И вооружиться автору необходимо несколькими вопросами: для чего? и что получит зритель?

И если ответить на эти вопросы удалось без труда, значит цель работы достигнута. Сценарий завершен и воплощён на предназначенной непосредственно для этого материала площадке.

И здесь стоит остановиться на незначительных нюансах деятельности автора-сценариста. Стоит понимать, что любой спектакль, представление и даже фильм организуется и снимается не по книге. Для театральных постановок и съемок фильмов создаются сценарии, содержание которых не всегда аналогично тому, что предлагает читателю автор книги.

Главная цель автора-сценариста – описать все, что можно. При этом его описания обладают четкостью и точностью. В отличие от сценариста писатель предлагает рассуждения, предположения, фантазии и т.п. Еще одна замечательная деталь, мимо которой не стоит проходить для того, чтобы написать хороший сценарий. Необходимо понимать, что в сценарий состоит из сцен, которые имеют жесткие ограничения. Рамки могут быть образованными временными ограничениями или местом действия. Еще одна важная деталь – внутренний конфликт. Именно этот ориентир становится основным для череды событий, направленных на развитие противостояния.

Проработка идеи в сценарии
Проработка идеи в сценарии

Автор-сценарист должен следить, чтобы внимание будущего зрителя было сосредоточено на сюжете, требуется не просто добиться заинтересованности, но вовлеченности. В этом должны помогать так называемые «крючки», благодаря которым внимание зрителей будет удерживаться на развивающихся событиях предлагаемого сценария.

Что касается возможностей книги помочь сценарию приобрести объем и яркость, то это допустимо. И возможность эта появляется тогда, когда автор сценария создает образ и характер героя с опорой на книжный прототип. Заимствуя взгляды и рассуждения, автор сценарист создает образ схожий, но, в то же время, весьма далекий от оригинала.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Ошибки

Качество сценария зависит от минимизации или полного избавления от недочетов, негативно отражающихся на качестве материала. Они, зачастую, встречаются у новичков. Для них и обозначим основные вероятные оплошности при написании сценария:

  • Многословность.
  • Лишняя информация в тексте.
  • Использование чужих клише.
  • Отсутствие баланса в динамике сюжета.
  • Неживые персонажи.

Исправить все эти недочеты позволят знания, практика и трудолюбие. Ведь сценарий – явление сложное и максимально творческое, использующее по максимуму авторские фантазии и воображение. Пробуйте, возможно предложенная информация позволит сделать шаг к созданию отличного материала.

 


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!