Каждый студент сталкивается написанием и защитой курсовой работы. Притом оценке подвергается как непосредственно письменная часть, так и выступление автора. С помощью этого проекта научный руководитель проверяет понимание предмета и навыки работы с источниками информации, а также практические умения учащегося. Которые он выработал в рамках исследовательской деятельности по специальности. Давайте разбираться, как же оценивается студенческая работа и на что влияет полученная универсантом отметка за курсовую.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и функции, роль оценивания курсовых работ
Курсовая работа представляет собой обязательный вид проектной деятельности в рамках специализации. Чаще всего такое учебное исследование проводится по ключевым или профильным предметам с целью более глубокого изучения существенных профессиональных областей, тем и выработки конкретного набора практических компетенций: анализ данных, проведение специальных математических операций, построение моделей. Умение оценивать ситуацию принимать решение и пр.
Просто написать и сдать курсовую – недостаточно. Студенту предстоит получить за нее определенную отметку, которая будет проставлена в зачетной книжке и ведомости. Она будет влиять лишь на общую успеваемость вузовца. Но в дипломе не отразится. Но все же не стоит недооценивать этот вид учебно-исследовательской деятельности. Оценка за курсовую способна изменить не только жизнь студента, но и его репутацию, ограничить ряд возможностей и пр.
Оценка по курсовым представляет собой процесс проверки качества исследования и уровня подготовки автора. Данный процесс выполняет ряд важнейших функций:
- Аттестационная. Защита курсовой работы в рамках определенной дисциплины считается одной из форм аттестации по ней. При этом во время сессии не исключено. Что в рамках этой дисциплины будет проведен зачет или экзамен по пройденному курсу.
- Мотивирующая. Курсовая работа пишется по определенной теме, которую студент выбирает лично. «свобода выбора» в рамках рабочей программы по предмету позволяет учащемуся восполнить пробелы в знаниях и углубиться в наиболее интересную для него область. Направление, вызвать интерес к предмету в целом. Притом для работы функции мотивации важна объективность студента: высокая оценка может быть воспринята как хорошее знание предмета и снижение усилий по его изучению, а низкая способна и вовсе оттолкнуть от погружения в него;
Фактически, оценка по курсовому проекту – это результат работы студента над исследованием, следствие его активности или пассивности по изучению тематики и проблематики. Она способна оказывать влияние не только на общую успеваемость и репутацию учащегося, но и на материальное положение (на фоне снижения академической успеваемости может возникнуть вопрос о снижении или лишении стипендии) и пр.
Таким образом, оценка курсовых работ – это последний этап в рамках учебно-исследовательской деятельности универсанта, подчеркивающий качество проверенного исследования и полученных результатов, уровень подготовки автора и его отношение к учебе. Данная процедура проходит по заранее утвержденной шкале. Притом в каждом вузе, в рамках каждой дисциплины она может отличаться.
Принципы оценки курсовых работ
Оценка по курсовому проекту выставляется научным руководителем. Именно она подчеркивает степень соответствия работы действующим нормам и требованиям, ожиданиям и программе в целом. Только при наличии соответствующей отметки материал считается аттестованным и учтенным. То есть выставление определенного балла за выполненную исследовательскую деятельность производится в обязательном порядке.
Оценки по курсовым выставляют согласно действующим правилам. Во-первых, проводить экспертизу и определять степень соответствия проекта имеет право только квалифицированный специалист, курирующий ход учебно-исследовательской активности студентов и разбирающийся в соответствующем направлении. В этом проявляется принцип профессионализма и компетентности эксперта.
Во-вторых, преподаватель должен быть объективным и справедливым при определении балла. То есть личные взаимоотношения между научным руководителем и студентом уходят на задний план. При оценивании документа акцент делается на качестве материалов, результатов исследования. Все личное подлежит абстрагированию и отделению.
В-третьих, регламентированность аттестационного процесса. Ход оценивания заранее утверждается правилами вуза и рабочей программой по предмету. Как правило, действует определенная шкала оценок (чаще всего по пятибалльной системе) и признаки, характеристики, соответствующие каждому уровню.
В-четвертых, оценка по курсовому проекту выносится только после полного ознакомления с рукописью и ее анализа. То есть эксперт будет выделять сильные и слабые стороны, сопоставлять определенные факторы и критерии согласно действующим регламентам и шкале. Без вычитки рукописи и прослушивания доклада автора оценить качество исследования и работы невозможно.
В-пятых, выставление итогового балла за подготовленный материал, полученные результаты производится в строго очерченные сроки. То есть рукопись должна быть представлена на экспертизу и контроль в течение определенного периода времени, согласно ученому плану и пр. В том проявляется принцип временного ограничения.
В-шестых, процедура оценки по курсовым носит комплексный характер. Данная парадигма предполагает, что эксперт будет учитывать целую систему критериев, факторов, параметров для вынесения вердикта, что снизит долю субъективизма и позволит вставить справедливую отметку, подчеркивающую особенности, достоинства и недостатки документа и исследования.
Таким образом, процедура оценивания студенческих работ – это не просто контроль качества и успеваемости учащихся, степени освоения программы, но и способ мотивации, координации студентов. Он основывается на базе общих, юридических, внутривузовских правил, то есть имеет свой порядок и критерии.
Основные факторы и критерии оценки курсовых проектов
Итак, процедура оценки по курсовым работам предполагает проведение сравнительного анализа. В качестве объекта анализа выступает студенческий проект, а шкалой измерения – утвержденные правилами учебного заведения нормативы и параметры.
Оценка по курсовому проекту должна учитывать целый спектр факторов. Во-первых, важно понимать особенности и состав рабочей программ ы по дисциплине, в рамках которой предусмотрено такое задание. Также следует ориентироваться на основную программу подготовку, ее характер и цели. То есть выполнение курсовой – процесс целенаправленный, призванный углубить теоретическую подготовку и усовершенствовать практические профессиональные качества или компетенции.
Вторым фактором рассматриваемого процесса является акцент на качественных характеристиках исследования. То есть важно не просто посмотреть на письменный документ, прочитать его оценив визуально степень ясности изложения, описания. Важно обратить внимание именно на ход и результаты исследования, как они были получены, какую работу проделал автор и пр.
Третьим немаловажным условием при оценке академических трудов является учет формальных требований и правил, прописанных уставом учебного заведения, нормами ГОСТ и пр. То есть подготовленная универсантом рукопись будет оцениваться также и визуально, определяя степень соответствия нормам плагиата, форматирования, объема и пр. То есть в данном случае проводится экспертиза правового, этического, лингвистического и иного характера.
Каждый преподаватель разрабатывает собственные дополнительные требования к курсовым трудам и утверждает соответствующую шкалу оценивания. Она будет учитывать общие нормы, параметры и позицию педагога. Как правило, оценка по курсовому проекту выносится на основании следующих критериев:
- Разбор актуальности темы и описываемых в проекте процессов, явлений, проблематики и выводов;
- Анализ использованных автором первоисточников: качество, контекст, уместность, необходимость;
- Определение степени разработанности темы, новизны исследования, вклада автора;
- Изучение логики исследования;
- Анализ содержания и наполнения проекта;
- Оценка уникальности проекта;
- Изучение и разбор методологического аппарата: его достаточность, эффективность, оптимальность и пр.;
- Оценка значимости работы;
- Определение степени соответствия нормам ГОСТ, форматирование и пр.;
- Оценка выступления автора, хода дискуссии и пр.
Указанный список критериев оценки по курсовым – не исчерпывающий. Он может быть дополнен иными условиями. Факторами по усмотрению научного руководителя. Но в любом случае данная градация не должна усложнять ход аттестации проекта. Каждый из указанных параметров подлежит обязательному разбору и анализу, а затем собранная информация по документу соотносится с традиционной шкалой оценивания для присвоения соответствующего балла. Об этой процедуре мы писали ранее.
Особенности оценки качества курсовых работ по основным параметрам
Итак, давайте разбираться, каким образом научный руководитель решает, какая оценка по курсовому проекту будет выставлена. Для этого он тщательно изучает предоставленную студентом рукопись и анализирует каждый из критериев.
При выставлении той или иной отметки по результатам исследования и формирования студенческого труда, важно соотнести набор параметров (которым соответствует проект) и критериям выставления оценки. То есть здесь уместен сравнительный анализ фактической информации действующим регламентам.
Критерий |
Вопрос |
Действие |
Актуальность темы и проблемы | Как проявляется тема в текущем периоде времени? Как и в чем проявляется проблема? | Постановка исследовательского вопроса и литературный обзор темы |
Источники информации | На сколько достоверны и качественны материалы, факты? Когда были опубликованы ресурсы? | Анализ даты публикации, сравнение описанных тенденций с реалиями, сопоставление данных из разных первоисточников |
Полнота раскрытия темы | Достигнута ли цель исследования? Какие результаты получил автор? Каков ответ на исследовательский вопрос? | Описание результатов и выводов исследования в сравнении с поставленной целью |
Логика исследования | Как связаны между собой этапы и результаты исследования? | Определение связей между этапами, результатами, общая тематическая картина, соотнесение заголовков и их содержимого |
Методология | Какие приемы и инструменты использованы автором? Эффективны ли они? | Выделение приемов и их разнообразия, уместность применения, скорость и качество результатов, оценка комбинации способов |
Новизна и значимость исследования | Что нового раскрыто в проекте? Какова роль исследования в научном сообществе? Чему научился автор? | Сравнение проекта с аналогичными работами, выявление особенностей и отличий. Вклада автора |
Обоснованность выводов и результатов | Как автор обосновывает и описывает результаты, выводы? | Оценка качества аргументов, корректность их употребления, связность фактов и результатов, выводов автора |
Уникальность | Правильно ли автор задействует первоисточники? Соблюдает ли он нормы авторской этики? | Проверка рукописи на плагиат по программе Антиплагиат.вуз |
Грамотность и правильность написания | Понятен ли текст? Грамотно ли описан ход и результаты исследования? | Лингвистический анализ рукописи |
Соответствие нормам ГОСТ и методичке | Правильно ли оформлен и структурирован документ? | Вычитка, анализ рукописи, сравнение с нормами ГОСТ и методички, оценка формальной структуры, объема труда |
Определение степени актуальности выбранной темы, проблемы исследования предполагает констатацию текущего положения дел по теме в науке, отрасли с описанными моментами и выводами автора. То есть важно не только проводить общий литературный обзор, но и оценивать и отмечать положения, факты, данные, подчеркивающие современные тенденции, действие проблемы в настоящем времени. То есть данный параметр подчеркивает важность избранного направления для исследования. Для оценки по данному параметру педагог должен быть осведомлен о последних веяниях, разработках, явлениях и пр.
Анализ источников информации, задействованных авторов в проекте, предполагает оценку актуальности и достоверности задействованных материалов, степень их соответствия теме и плану исследования, уместность и роль в документе. Также, в ходе обзора списка библиографии автор отмечает достаточность собранных ресурсов для раскрытия темы.
Оценка степени разработанности и полноты раскрытия темы предполагает соотнесение цели исследования, поставленного в документе исследовательского вопроса с полученными результатами и выводами. Тема считается раскрытой, если автор предоставил конкретный ответ на основной вопрос, решил проблему и показал эффективность выдвигаемой идеи. Данный аспект позволяет определить завершенность исследования и необходимость проведения дополнительных мероприятий, доработки рукописи и пр.
Оценка логики курсовой работы предполагает определение взаимосвязей между этапами исследования и разделами проекта. Логика исследования предполагает наличие понятной последовательности действий с получением соответствующих результатов. То есть в этом ракурсе научный руководитель отмечает наличие плавных переходов между разными действиями и этапами НИР, связность промежуточных результатов и их сплетение в общей картине, соответствие общенаучным принципам и пр.
Здесь же уместно определение степени соответствия содержания (заглавий) и наполнения студенческой работы. То есть преподаватель оценивает корректность заголовков и их соответствие изложенному описанию. Данная часть подчеркивает логичность повествования и описания проделанной работы.
Разбор методологического аппарата помогает куратору определить особенности задействованных подходов, инструментов и приемов для раскрытия темы и решения обозначенной проблемы. В этом случае акцент делается на эффективности избранного инструментария, оптимальности траектории исследования, точности результатов, уместности и возможностей применения избранных способов и пр.
Не менее важным критерием выступает определение значимости студенческого исследования. Данный параметр предполагает сравнение результатов исследования с аналогичными проектами и выделение их особенностей, роль и значение в жизни автора (чему он научился, что узнал и пр.). Также данный критерий призван подчеркнуть перспективность тематики и возможности применения изложенных студентом положений, результатов в новых НИР.
Оценка по курсовому проекту также предполагает учет обоснованности результатов и выводов. Научный руководитель не просо оценивает корректность и точность полученных результатов, но и их описание, обоснование. В данном случае в учет берется надежность доказательной базы, утвердительный или конституционный характер выводов, ясность повествования и описания результатов. То есть каждый итог, показатель или момент должен быть пояснен исследователем, связан с предшествующими и будущими действиями.
В целом, вышеописанные признаки, учитываемые в ходе оценки по курсовым, базируются на разборе и анализе научного аппарата и представленной логики, траектории исследования с акцентом на полученный результат.
Согласно общепринятым нормам оценки по курсовым, важным параметром является проверка уникальности текста. Данная часть проверки рукописи входит в состав нормоконтроля. Она предполагает проверку подготовленного текста на специальной платформе (чаще всего – Антиплагиат.вуз) на плагиат. Если установленный программой уровень оригинальности текста ниже требуемых нормативов, то такой проект не будет допущен до защиты и потребует срочной доработки, устранения замечаний и скопированных фрагментов. В каждом университете действуют свои требования к настройкам сервиса по проверке на плагиат. Минимально допустимый уровень уникальности и пр. Также в рамках данной проверки научный руководитель может параллельно проверить материал на ошибки (орфография, пунктуация, синтаксис и пр.).
Не менее важным параметром оценивания качества академического труда является лингвистический анализ. В данном случае проверяется не только правильность написания слов, контекст и корректность употребления тех или иных категорий, оборотов, но и простота повествования, стилистическая приверженность, простота и ясность языка. Курсовая работа по любому предмету должна быть выполнена грамотно, профессионально.
Также оценка по курсовому проекту должна учитывать соблюдение требований ГОСТ и методических рекомендаций, оформление документа. В этом случае научный руководитель внимательно проводит очередную вычитку текста, обращая внимание на настройки страниц и шрифта, способы интерпретации данных и их визуализацию, правильность оформления ссылок и сносок, цитат, списков. Здесь же уместна оценка формальной структуры проекта: наличие обязательны разделов, состав основной части, соразмерность глав и параграфов и пр. В этом деле важна бдительность и внимательность проверяющего, также в последнее время не исключается использование ИИ в целях проверки рукописей.
Указанные основания для контроля и оценивания проекта позволяют определить его качественные характеристики и степень соответствия формальным требованиям (оформление, плагиат, структура и пр.).
Порядок выставления итоговой отметки за курсовую
После того, как научный руководитель произвел вычитку текста и его анализ, соотнести с общими или действующими критериями оценки по курсовым, ему предстоит принять решение о присуждении автору конкретной итоговой отметки.
Согласитесь, что абсолютно идеальных студенческих проектов и в целом любых исследовательских трудов не бывает. Каждый автор допускает ту или иную огреху. В каждом университете и колледже действует своя градация оценивания.
При наличии малого количества незначительных ошибок, которые не сказываются на конечном результате и качестве исследования в целом, студент получает положительную отметку. Если же в рукописи отмечены существенные недостатки, то такой материал получает либо неудовлетворительную оценку, либо вовсе дисквалифицируется и требует доработки.
Об особенностях выставления оценки по курсовым по пятибалльной системе мы писали ранее. В блоге можно найти характеристики и параметры, соответствующие каждой отметке. Сейчас же мы приведем список качественных и формальных параметров соответствия каждому баллу.
Критерий |
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно |
Неудовлетворительно |
Актуальность темы и проблемы | Полное описание | Общее описание ситуации | Некорректное или некачественное, недостаточно фактов | Отсутствует |
Источники информации | Качественные, актуальные | Присутствуют сомнительные, может наблюдаться переизбыток или дефицит данных | Не соответствуют теме или не позволяют ее полноценно раскрыть, качество — сомнительное | |
Полнота раскрытия темы | Присутствует | Тема раскрыта недостаточно, мало фактов или некорректные выводы | Не раскрыта | |
Логика исследования | Последовательная, ясная | Имеются отклонения от плана | Неясна | |
Методология | Грамотная, комплексная, обоснованная и эффективная | Обширная, преобладаю общие методы, длинная траектория исследования | Некачественная, неэффективная | |
Новизна и значимость исследования | Отражены и обоснованы | Отражены, но слабо обоснованы | Сомнительна | Отсутствует |
Обоснованность выводов и результатов | Качественная доказательная база | Достаточно аргументов, общая формулировка | Размытая формулировка без конкретики | Отсутствует |
Уникальность | Соответствует нормам | На нижней границе или не соответствует | Не соответствует | |
Грамотность и правильность написания | Высокая | Средняя | Низкая | Очень низкая |
Соответствие нормам ГОСТ и методичке | Соблюдены | Соблюдены с незначительными нарушениями | Есть замечания по оформлению, качеству исследования | Не соблюдены |
Как правило, отличная отметка проставляется тем авторам, которые провести качественное исследование и смогли полноценно раскрыть тему, грамотно преподнести результаты и обосновать выводы, выделить последовательность действий (план). Они используют проверенные источники информации, грамотно их систематизируют и используют для обоснования идеи и результатов. В таком проекте цель достигается полностью. Допустимы незначительные ошибки по тексту, оформлению. Плагиат на высоком уровне.
Отметка «хорошо» проставляется студентам, которые допустили использование сомнительной информации или некачественно ее переработали, но следовали плану работы. В этом случае тема раскрыта полностью, но качество обоснования выводов может вызывать вопросы. Могут наблюдаться замечания по форматированию текста. В целом, недостатки в проекте не влияют на качество результатов и больше относятся к формальным характеристикам.
Оценка по курсовому проекту «удовлетворительно» ставится тем студентам, которые при описании исследования допустили явные ошибки: логические, структурные, выделили слабо аргументированные выводы и итоги, не смогли связно преподнести ход НИР. Также могут встречаться явные ошибки в оформлении. Плагиат – на минимальном пороге или чуть ниже (требует доработки).
«Неуд» ставится тем, кто не утруждался при организации и проведении исследования, не сумел подготовить читабельный научный текст по заявленной тематике, тщательно обосновать результаты и выводы, задействуя сомнительную литературу и факты. Оформление не соответствует действующим регламентам, а уникальность рукописи – низкая. Такие проекты либо вовсе не допускают к защите, либо отправляют на доработку.
То есть чем больше ошибок допускает автор, чем сильнее они сказываются на результатах исследования, его качестве, тем ниже итоговый балл. Притом важно вовремя пройти аттестацию в рамках проектной деятельности. В противном случае у студента возникает академическая задолженность.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Советы по подготовке отличных курсовых работ
Выполнение курсовых работ – прямая учебная обязанность каждого вузовца и сузовца. В данном деле важно понимать все тонкости и особенности контроля и проверки материалов. Их оценивания. Чтобы подготовить качественную рукопись, заслуживающую максимальный балл, достаточно придерживаться следующих советов.
- Внимательно изучите требования к проекту.
- Выбирайте тему самостоятельно и осознанно. Старайтесь отдавать предпочтение тем вариантам, которые вам понятны, по которым есть представления, наработки и пр. Обратите внимание на актуальность: что вы знаете о текущем положении дел, как можно показать актуальность тематики и проблематики.
- Тщательно планируйте ход исследования и план работы. В первом случае важно наметить последовательность мероприятий, которая поможет разобраться в теме и решить конкретную проблему, исследовательский вопрос. То есть нужно продумать научный аппарат и затем составить план действий. Планирование работы предполагает разработку структуры документа с уточнением: что и где писать. Также следует учесть, что план исследования и работы может корректироваться по мере необходимости, но все изменения должны быть обоснованными.
- Выбирая источники информации. Не забывайте пользоваться правилами фактчекинга. Соотнесите собранные материалы с планом работу, исследования, определите их роль и место. Не спешите копировать схожие труды или материалы. Перерабатывайте каждый первоисточник, оформляйте ссылки на оригинал.
- Любые вопросы, возникающие в ходе исследования темы, написания академической работы, согласовывайте с научным руководителем.
- При форматировании рукописи тщательно и безоговорочно следуйте действующим нормам. Старайтесь не отклоняться от них.
- Используйте современные блага цивилизации для подготовки курсовой: пользуйтесь нейросетями для поиска информации, но не забывайте перепроверять ее качество и актуальность. Задействует ИИ для написания курсовой, не пренебрегая анализом текста, его доработкой и дополнением. Также указанные сервисы помогут в общей проверке рукописей.
- Учитывайте рекомендации и замечания научного руководителя. Старайтесь устранять все недочеты оперативно. Не стоит воспринимать критику в штыки.
- Обязательно проводите проверку текста на плагиат, чтобы удостовериться в соответствии материалов действующим нормам.
- Обязательно проводите самоанализ по мере подготовки проекта. Это ход поможет оперативно устранить недочеты и повысить качество документа.
- Любые изменения и коррективы лучше всего согласовывать с научным руководителем.
- Планируйте не только ход выполнения исследования. Написания студенческой работы, но и время. Пользуйтесь правилами тайм-менеджмента, чтобы подготовить курсовую в срок.
- Обязательно подготовьтесь к защите проекта: сформируйте защитную речь, внимательно перечитайте материал, по возможности изучите дополнительную литературу. Подготовьтесь к дискуссии.
В целом, процедура оценки по курсовым комплексная. Она требует учета массы факторов. Следования конкретным правилам и регламентам, шкале измерения. Этот процесс реализуется научным руководителем или квалифицированным в соответствующей области экспертом, владеющим темой.
Предварительная оценка по курсовому проекту от ДиссХелп поможет студентам заметить ошибки и недочеты, оперативно их устранить и получить наивысший и заслуженный балл, заработать достойную репутацию и авторитет в академическом кругу. Понимание условий и параметров оценивания облегчит ход выполнения и оформления исследования.
Таким образом, оценка курсовой – это финальная стадия в проектной деятельности студента. Она позволяет оценить качество исследования и эффективность, рациональность действий автора. Результаты такого контроля способны изменить жизнь учащегося как в лучшую, так и худшую сторону. Поэтому важно понимать все особенности данной процедуры.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
до этого встречала только пояснение, какой оценке какие параметры соответствуют. и если честно, не всегда понимала разницу между критериями на 4 и 5. эта статья мне понравилась больше. по крайней мере ясно, что требуют, ожидают, как проходит сам процесс оценивания. все просто и понятно.