Каждое предприятие напрямую зависит от объема производства и продаж. Если компания не в силах стабильно выпускать конкретный (хотя бы минимальную партию) товар, то у нее могут возникнуть перебои, что спровоцирует уход клиентов к конкурентам, расторжение договоров с контрагентами и пр.
Квалифицированные экономисты в обязательном порядке проводят анализ ритмичности предприятия, оценивая стабильность его работы. Как правильно владеть данным инструментом, обучают студентов экономического факультета. По результатам оценки данного показателя эксперты разрабатывают план по оптимизации производства и реализации продукции, устранению текущих дефектов.
Что такое ритмичность предприятия?
Ритмичность предприятия представляет собой показатель, характеризующий своевременность и стабильность производства и реализации готовой продукции. В общем смысле ритмичность сопоставима с темпами работы компании, то есть с теми объемами работы, которые она выполняет.
С экономической точки зрения ритмичность предполагает равномерный выпуск продукции, согласно утвержденному плану производства. Если у компании наблюдаются перебои с поставками товара, то данный факт будет свойственен неритмичности. В свою очередь, последний негативный фактор способен не просто снизить авторитет и репутацию предприятия, но и вовсе привести к его банкротству.
От ритмичности предприятия зависят:
- Отношения фирмы и контрагентов: поставщики, покупатели и пр.
- Качество товаров: при изготовлении ряда товаров могут быть сжаты период эксплуатации оборудования или использования материалов (например, продукты питания производятся согласно регламенту с учетом сроков хранения ингредиентов);
- Выручка: из-за нерегулярных поставок многие договора могут «сорваться», что приведет к снижению доходности;
- И пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Как оценить ритмичность предприятия?
Данный показатель можно оценить с помощью косвенных факторов. В частности, о стабильности в компании (в части производства и реализации продукции) могут свидетельствовать следующие обстоятельства:
- Наличие простоев и рост затрат на оплату труда (за время простоев);
- Возникновение штрафных санкций из-за несоблюдения условий договоров, нарушения сроков поставок;
- Повышение объема готовой продукции на складе и увеличение затрат на их хранение;
- Ухудшение качества товаров: из-за простоев и несвоевременного использования материала может ухудшиться качество. Например, часть сырья может «отволгнуть» из-за неправильного хранения или несвоевременного использования, что отразится на конечном продукте.
- И пр.
Помимо косвенных признаков, о ритмичности предприятия можно судить с помощью анализа отдельных показателей:
- Коэффициент ритмичности.
Данный показатель отражает, насколько текущая ситуация стабильна. Сам показатель рассчитывается по формуле:
Где Qтф — объем фактически произведенной продукции, Qтп – объем продукции согласно плану производства.
Учтите, при расчете данного показателя важно определить временные рамки анализа ритмичности предприятия. Планы производства могут разрабатываться на год, квартал, месяц, неделю и даже день. Поэтому важно конкретизировать, за какой промежуток времени нужно проанализировать ситуацию. Притом важно пользоваться актуальным планом производства (ля сравнения, расчетов и получения корректных данных).
Обратите внимание, если показатель близится к 0, то это свидетельствует об ухудшении стабильности производства и нагнетанию аритмичности.
- Коэффициент вариации.
Данный показатель подчеркивает наличие отклонений от заданного плана. Он рассчитывается по формуле:
где Хпл – среднее плановое значение за определенный (анализируемый) период (день, неделя, декада, месяц и пр.).
n – число периодов (количество дней, недель, месяцев и пр.).
- Коэффициент аритмичности.
Фактически это показатель, обратный коэффициенту ритмичности. Чем он выше, тем хуже работает предприятие. Поэтому важно чтобы его значение стремилось к 0.
Этапы проведения анализа ритмичности предприятия
Для начала необходимо определиться, за какой промежуток времени эксперт будет проводить анализ, собирать все необходимые сведения и данные, а затем рассчитывать показатели, изучать косвенные признаки и пр.
Второй этап складывается на сборе необходимой информации: исследователю предстоит разобраться с договорами и их реализацией, планом производства товаров, изучить имеющиеся «проблемы» с поставщиками, контрагентами и покупателями и пр.
Следующая стадия анализа ритмичности компании заключается в расчете вышеуказанных коэффициентов, сопоставлении реальных данных (объем производства и продаж) с запланированными (плановыми) показателями. Плановые критерии указаны в плане производства за определенный период. Данный документ утверждается руководством компании ежегодно, ежеквартально и ежемесячно. При необходимости его уточняют на еженедельной основе.
Далее при выявлении перебоев необходимо установить причину их появления: кто виноват в задержке, почему компания несет убытки. Бывают ситуации, когда организация сталкивается с безответственностью поставщика (он задерживает поставку материала) и пр. В данном случае установить наиболее влиятельный на ритмичность критерий поможет «факторный анализ».
Финальным этапом анализа ритмичности является оценка потерь компании и разработка плана действий по «налаживанию» ритмичности.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!