Обучение в вузе – процесс непростой, но очень увлекательный. На протяжении всего периода обучения студенты выполняют массу письменных работ разной степени сложности. В перечне традиционных вариантов исследовательских работ, являющихся обязательным элементом процесса обучения и проверки качества знаний и навыков учащихся, признается курсовая работа. Эта разновидность студенческих работ используется достаточно часто. Завершающим этапом обучения, как резюме и апогей нескольких лет плодотворного обучения в вузе, выступает дипломная работа.
Любой из обозначенных видов образовательной деятельности обладает общепринятой схемой подготовки и выполнения. В перечне обязательных элементов входят мероприятия по выбору темы, составления плана, сбора информации, реализация намеченного, оформление итогов работы в соответствии с нормативами, принятыми в вузе. И здесь, несмотря на однотипность, стоит помнить о наличии особенностей у каждого вида работ. Не будем расплываться мыслью по древу, а остановимся на характерных чертах курсовых и дипломных работ, затрагивающих их структурные и видовые особенности.
СОДЕРЖАНИЕ
Структурные особенности
Как уже отмечалось, любая исследовательская работа обладает общепринятыми правилами выполнения: от порядка преподнесения материала, до демонстрации мыслей автора, предъявления аргументов и фактов.
Стоит отметить, что работы курсовые и дипломные обладают однотипной структурой. Если говорить об отличиях, то они незначительны, но весьма принципиальны. В курсовике автор демонстрирует глубину и качество всесторонней проработки темы. Для диплома этого мало. В данном типе исследовательских работ в обязательном порядке должен присутствовать рекомендательный элемент, ориентированный на обозначение направления решения решаемой задачи.
Для обоих видов работ характерна поэтапная подача материала, размещаемая в соответствии с обозначенными главами и разделами, с соблюдением пропорциональности излагаемой информации и ее качественной стороны. Традиционно численность глав не превышает четырех.
Структура: характерные признаки
Среди отличительных черт курсовых и дипломных НИР, стоит выделить:
- Глава с теоретическим материалом, где отмечаются важные аспекты по теме, приемы исследования, раскрывается основная терминалогия, обозначается рассматриваемая проблема с точки зрения теории, экспертных взглядов, норм и т.п., указываются методы и инструменты исследования, описываются тематические источники информации.
- Раздел с аналитикой. Аналитика – инструмент выявления и понимания нюансов, демонстрация способностей, стремлений, знаний и умений. В этом разделе предлагается рассмотреть проблему в текущем моменте посредством сопоставления подходов, взглядов, нормативов, оценок эффективности в условиях современности. Аналитика – инструмент актуализации проблемы (диагностика, оценка, потенциал).
Присутствуют и видовые особенности.

Если говорить о дипломных работах, то в них одновременно определяется наличие несколько видов исследования. А курсовые работы, в соответствии с характером выполняемого исследования, подразделяются на три направления:
- Отчетный вариант данных предполагает опору на итоги анализа и сравнения или представлении итогов уже осуществленных исследований в форме отчета, признаваемого первоисточником НИР. Характер документа теоретический или обзорный.
- Расчетно-графическая информация уместна в рамках работ, связанных с расчетами, проектированием и т.п., то есть в рамках факультетов экономики, IT, иных технических направлений. Данный раздел представляется элементом персонального проекта обучающегося. Выполнение его обязательно. Подобная информация уместна и в основной части, и в формате приложений. Правила оформления и выполнения – общие, к чертежам особые требования. В аналитической и практической частях наличие вычислений и графических изображений – явление обычное и обязательное.
- Исследовательские работы. Материал подобного рода можно найти и в курсовых, и в дипломных работах. Суть работы заключается в изучение реальной ситуации с погружением в теоретические нюансы. Зачастую исследования выстраиваются на анализе научного наследия и персонального опыта. Данный тап работ доступен для выполнения студентов старших курсов.
Если говорить о дипломной работе, то отчетными материалами уместно пользоваться на любой из стадий работы над проектом (теория, практика).
Как видно, разновидности работ обучающихся в вузах могут дать определенное представление об уровне исследований (глубина, вариативность, методы и т.п).
Но все это остается теорией, если не знать, как правильно составить детализированный план любой из письменных исследовательских работ студентов любой ступени системы образования.
План курсовой
Курсовая работа – часто используемый инструмент проверки знаний и навыков учащихся. Традиционно курсовые работы необходимо подготавливать к концу каждого семестра. Но в каждом учебном заведении свои правила. Поэтому работа над ними – регулярный и непростой труд. И новичкам достаточно сложно вникнуть в сам процесс, не то, что в тонкости. Поэтому помощь, хоть и в виде визуальной структуры, как образца, не будет лишней.

В данной связи хочется отметить, что план, к подобному проекту, – документ, содержащий перечень пунктов, в соответствии с которыми выстраивается последовательность исследовательских мероприятий. Для точности и полноты изложения материала по теме выбранного вопроса в курсовом проекте, рекомендуется создавать детализированный план, где пункты будут отражать содержание предстоящей работы. Разработанный план согласуется, и только после одобрения научного руководителя студент может непосредственно приступать к формированию текста исследования.
Не стоит забывать, что знание правильного оформление любой письменной студенческой работы может серьезно сэкономить время на переделки. Поэтому знакомство с критериями, предъявляемыми к оформлению курсовика, в соответствии с ГОСТом и требованиями правил учебного заведения, – никому не помешает.
Оформление по ГОСТу
Чтобы не потеряться в дебрях предстоящего исследования, необходимо тщательно готовиться к написанию плана работы. Чем детальней план, тем легче сориентироваться новичку. Да и студенту старших курсов, когда темы курсовых становятся намного сложнее или углубленнее, подробный план поможет избежать традиционных ошибок и отступлений от темы разрабатываемого вопроса.
Исследование без плана работы над ним – нонсенс. Поэтому, для начала, знакомимся с основными требования к его оформлению. Здесь нет ничего особенного, если знать, каким нормам должен соответствовать текст и остальные элементы основного материала.
Традиционным шрифтом написания письменных итоговых работ студентов остается Times New Roman. Для записи плана используется 14 размер ширифта. Наличие правильного межстрочного интервала – тоже важный элемент и его точность проверяется. Напомнить, что для курсовой работы данный параметр должен соответствовать полуторной норме. При оформлении плана курсовой стоит обращать внимание на размер полей. Здесь стоит запомнить всего три цифры – 3, 2, 1 и знать, что все измеряется в сантиметрах, и соотносить эти показатели, соответственно с верхними, нижним и левым, правым полям. Еще один обязательный параметр оформления плана – выравнивание, производимое по отношению к ширине листа.
Структурные элементы
В методичках любого вуза, как и в нормативах ГОСТа, содержится подробная информация о том, как должна проводиться работа по формированию структурного плана любого курсового исследования. Эти требования необходимо внимательно изучать и придерживаться обозначенных рамок.
На самом верху страницы, в соответствии с нормативами, размещается заглавие – «Содержание». Далее должно находиться четыре обязательных элемента плана. Пятый указывается и оформляется тогда, когда в структуре курсовой работы много дополнительного материала, требуемого для понимания проделанной работы. Он выносится за рамки основного текста, чтобы не утяжелять содержание.
- Введение. Отрезок текстового материала, предназначенного для размещения в нем информации о целях, задачах, методологических приемах, актуальности. Именно здесь рекомендуется отметить ученых, внесших существенный вклад в рассмотрение вопроса предстоящего исследования в разные времена.
- Основная часть. Материал, требующий освещения в данном разделе, обширен. Поэтому требует серьезной систематизации. В этом способны помочь дополнительные структурные единицы. Их необходимо снабдить кратким описанием того, что что будет в них представляться. Четких указаний относительно названий обозначенных структурных единиц в нормативах нет. Их произвольность не должна мешать, но способствовать комфортной навигации по отражаемым материалам исследования. К примеру, первый раздел может носить название «Концептуальные основы вопроса о…». Второй – «Обзор…», «Оценка…» и т.п. Третий раздел – «Предложения…», «Рекомендации по внедрению…» и т.п.

- Заключение. В финальном варианте текста курсовой работы, по итогу написания каждого структурного элемента, должны прописываться выводы. Планируя работу над исследованием и воплощая ее в детализированный план курсовика, автор должен учитывать данный факт, соотносить его с обозначенными во введении задачами. В заключении информация, ранее размещенная в тексте исследования, должна приобретать логичную форму, предлагая читателям материал, показывающий исследовательский путь от общих положений к частным результатам. Данный подход, при составлении детализированного плана, значительно облегчает процесс формулирования итоговых выводов.
- Библиография. Правильно подобранная информация – залог успешного выполнения задач по раскрытию темы курсовой работы. В соответствии с академическими нормативами, для качественной проработки темы, рекомендуется подбирать полтора десятка источников тематической информации. Для этих целей подойдет не только учебная литература, но справочники, научные публикации, статьи из рекомендованных авторитетных печатных изданий по теме, а также различные электронные источники. Здесь существуют свои правила оформления списка литературы. Тонкости процесса стоит знать на отлично.
- Приложения. Как уже отмечалось, не во всех курсовых работах есть необходимость в данном пункте плана. Но запланировать его можно. Традиционное его предназначение – аккумуляция материалов, являющихся базой для формирования основной части исследовательского труда.
Ранее уже отмечалось, что изначально план, составленный студентом, вне зависимости от степени его детальности, должен представляться куратору проекта на согласование и утверждение.
Руководство к правильному плану
План работы над курсовой изначально должен быть правильным. Это позволит сэкономить время и избежать распространенных ошибок. Здесь стоит обратить внимание на наличие нескольких правил, прошедших проверку не одним поколением авторов курсовых проектов.
- План должен обладать четкостью и последовательностью изложения материала. Отсутствие логики повествования серьезно портит впечатление от озвучиваемой информации. Факт недопонимания приводит к логическому возникновению дополнительных вопросов слушателей, которые пожелают получить более конкретное представление по проделанной работе.
- План должен соответствовать содержанию текста работы. Структура первоначального плана должна находить отражение в оглавлении. В противном случае сложно избежать ошибок и невысоких оценок по итогу защиты проекта. Проверка соответствия названия структурных единиц тому, что обозначено в детализированном плане, – прекрасная возможность недопущения недочетов.
- Тотальная борьба с ошибками. Курсовые работы проверяются. И к этому процессу привлекаются не только специализированные ресурсы по проверке уникальности осуществленного исследования. Материалы вычитываются преподавателями, кураторами проектов, представителями кафедры. Неважно, кто возьмет в руки курсовой проект. Важно, чтобы его содержательная сторона была великолепна также, как и грамматическая структура. Поэтому работа должна проверяться на наличие любых ошибок (логика, грамматика, орфография, пунктуация и т.п).
Каждый из обозначенных пунктов важен для создания итогового, качественного варианта курсовой работы.
План дипломной
Процесс обучения всегда обладает определенными целями. И путь к ним достаточно сложен. И не стоит стремиться добиться всего и сразу. Стоит разбить путь на доступные каждому уровню этапы и упорно двигаться от ступени к ступени, преодолевая трудности и накапливая опыт. Именно такой подход должен быть в приоритете в процессе работы над дипломной работой. Поэтапность и движение вперед – надежный принцип получения желанного результата. Если говорить о дипломной работе, то план – база, на которой выстраивается все обязательные и вспомогательные конструкции. Его детализация – инструмент дополнения и развития фундамента, способного сориентировать в море тематической информации и выстроить самый приемлемый и короткий путь к обозначенной в работе цели.
Структура дипломной традиционна и объединяет три основные части (введение, основу, вывод), а также обязательную библиографию и приложения. План необходимо для того, чтобы любой человек, не только профессионал и знаток темы, смогли сориентироваться в критериях полноты и обстоятельности представленной проблемы.
Рекомендуется серьезное внимание обращать на планирование элементов основной части. Чаще всего в дипломах можно обнаружить основную часть, в которую входит три раздела.

Если мы говорим о поэтапности работ, тогда разделы основной части требуют верного подбора названия. Именно это действие знаменует этап формирования тезисного плана.
Нюансы
Если у нас есть «скелет» диплома, тогда в нем можно увидеть три раздела:
- Теоретический.
- Доказательный.
- Исследовательский.
Далее стоит нарастить на «скелет» ткани и заставить его выглядеть «живым» и работоспособным. И в этом действе не последнюю роль играет правильный подход к подбору названия глав. Последние должны ясно демонстрировать содержание раздела.
Тема, интересующая исследователя, требует детального изучения. А это становится доступным только по факту знакомства с тематической литературой. Степень рассмотренности темы определяет актуальность вопроса его дополнительного изучения. Не стоит выбирать тему, которую рассмотрели вдоль и поперек. А чтобы точно знать, насколько привлекающая проблема разработана, стоит обращаться к авторитетным источникам в стремлении получить ответы на массу вопросов о достижениях, мнениях, истории вопроса, противоречиях во взглядах экспертов, перспективах и т.п. Тематическую информацию можно найти не только в учебниках, но в стенограммах научных конференций, на форумах и т.п. Мнения ведущих специалистов и краткий исторический экскурс – отличный теоретический фундамент для работы над практической частью.
Эмпирический раздел дипломной работы отведен для обоснования выбора. И предпочтения затрагивают не вопрос темы, но методов, которыми эта тема будет изучаться. Дипломник должен осознанно подходить к выбору методов, понимая степень продуктивности и превосходства одних, в рамках исследовательских мероприятий, перед другими. В этой части дипломной работы обязательны пояснения базовых норм выбранного метода. И здесь главное – соблюсти принцип краткости, а не уйти в дебри методических особенностей.
Следующий раздел посвящен непосредственно исследованию. Здесь требуется описать этапы. Заголовки подпунктов – названия этапов исследовательских мероприятий.
По итогу окончания совокупности исследовательских мероприятий, после осуществления тщательного анализа достигнутых результатов, автор диплома получает всю информацию для оформления выводов. Главное, что должны содержать выводы, – ответы на вопросы, озвученные в самом начале работы: что показывают и доказывают результаты? что будет, если…? возможно ли…? и т.п.
Развернутый план диплома
Каждый раздел объединяет в своей структуре несколько параграфов. Именно параграфы позволяют оформить максимально развернутый план исследовательского проекта. Чтобы информация была полной и разносторонней, не обойтись без тщательного знакомства с тематической литературой. Именно данный факт обуславливает изначальное использование в плане тезисов, которые, после тщательной проработки материала, обрастают деталями. Стоит отметить, что в дипломе разделы основной части могут включать в себя не менее двух и не более восьми элементов. Структурированность диплома обязательна. Так же, как и выводы, которыми заканчивается каждая структурная единица, внесенная в план. Форматирование – элемент, который прописан в нормативах ГОСТа.
Элементы структуры
Нормативы оформления исследовательских работ требуют наличия всех обязательных элементов. Поэтому детализированный план дипломной работы начинается не с основной части, а с первого листа – титульника. Далее следует страница с содержанием. Именно в содержании и будут отражаться элементы детализированного плана диплома. В итоговом варианте, план будет выглядеть как перечень глав и параграфов с отметкой страниц, номера которых будут служить ориентиром для тех, кому надо быстро найти тот или иной раздел диплома. Для тех, кто не может себе представить правильность оформленного содержания, рекомендуется заглянуть в книгу. Именно там можно получить общие представления о том, как должен выглядеть план работы. Нормативы оформления данной страницы можно найти не только в ГОСТе, но и в методичках учебного заведения.

Кроме титульника и содержания, в структуре диплома есть введение, основная часть с ее разноплановыми главами, заключение, библиография и приложения. Все эти элементы должны изначально быть размещены в плане дипломной работы, чтобы точно знать, на каком этапе проект, где требуются доработки и т.п.
Диссертация
На начальных ступенях высшего образования студенты сдают курсовые работы. Позже завершают обучение защитой дипломных проектов. А далее, если есть желание заниматься научной деятельностью, предстоит работа над более серьезным научным трудом – диссертацией.
На опыте начальной ступени высшего образования можно сделать важный вывод, в котором главная мысль – любой труд, тем более научный, требует серьезного подхода к стадии планирования всего комплекса работ.
Наверняка аспирантам и соискателям научных степеней известно, что диссертационное исследование – это труд намного более серьезный, требующий углубленного изучения проблемы. В данной связи все этапы работы над диссертацией требуют более ответственного подхода и знания тонкостей всех процедур.
Первое, что требуется от диссертанта, – выбрать и утвердить тему исследования. И делать это надо в достаточно сжатые сроки, потому как диссертационное исследование – процесс сложный и многогранный, где практические исследования могут занимать не один год.
Поэтому план диссертации должен быть детализированным. Каждый раздел в плане должен содержать набор логичных и взаимосвязанных тезисных вопросов, которые помогут выстроить работу и придерживаться логики исследования. Уже такой, достаточно проработанный план, необходимо предоставлять руководителю научного проекта на согласование.

Если план курсовой и дипломной, по ходу обработки материала, может значительно меняться, то трансформация начального плана диссертации – вопрос вполне допустимый. Необходимо понимать, что научное исследование – вопрос творческий. Поэтому план нужен. И желательно детальный, однако, без наличия строгих ограничений и каких-либо рамок, необходимо понимать хотя бы базовые принципы и особенности составления плана.
Особенности
Диссертация планируется не на пустом месте. Традиционно в основу диссертационного исследования закладываются предыдущие научные труды, выполненные на ранних ступенях высшего образования. Это могут быть как доклады, так и авторефераты, опубликованные статьи и даже информация пройденных обязательных академических практик. Неизменным должно оставаться представление о том, что будет итогом предстоящего исследования.
План диссертации должен обладать костяком, не костным, но весьма подвижным, способным трансформироваться и расширяться за счет дополнительных смысловых элементов. Это обуславливает динамичность процесса, с которым связано исследование. Несмотря на динамичность и непредсказуемость, диссертация должна характеризовать логикой изложения. Все, что предлагает текстовый материал, должно обосновывать итоговый результат. Главы, как и подпункты должны быть взаимосвязаны.
Традиционно планирование диссертационных разработок отражаются в так называемом плане-проспекте. Последний представляет собой эскиз предстоящей работы в формате последовательного изложения того, что предстоит отразить в главах. План диссертации – отражение общей картины, в которой четко прослеживаются задачи и цели изучения интересующего вопроса. Благодаря плану диссертант может обозначить границы, глубину и другие важные параметры исследования.

План – прекрасная возможность определиться с параметрами структурных единиц.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Диссертационный план: нормы
План любого академического исследования формируется в соответствии и на основании определенных правил. Требования и параметры можно найти не только в документах ГОСТа, но и в методических рекомендациях профильной кафедры.
Детализированный план – это список вопросов, требующих рассмотрения. Численность таких вопросов для диссертации, не может быть менее десяти. Причем стоит помнить, что за каждым вопросом скрывается не только пункт плана, но структурный элемент исследования.
Планирование диссертации – задача самого диссертанта. А вот проверка и корректировка осуществляется в рамках тесного взаимодействия с научным руководителем. Научные гипотезы, озвученные диссертантом, тщательно рассматриваются и анализируются. Благодаря такой вдумчивой работе над каждым пунктом диссертационного плана, удается вовремя определить спорные моменты, недочеты и очевидно тупиковые решения. На основании проделанной работы научный руководитель озвучивает рекомендации, в которых обосновывает необходимость корректировки или исключения из плана проблемных разделов.
- магистерская – до 15 страниц;
- кандидатская – до 150 страниц;
- докторская – до 350 страниц.
Оформление
Существуют определенные параметры, выходить за которые не рекомендуется.
- Детализированный план диссертации должен соответствовать критериям оптимальности объемов, развернутости и информационной точности.
- Структурные элементы должны быть согласованы, размеры должны быть пропорциональны содержательной стороне текста.
- Логичность и последовательность структурных единиц – залог качества работы.
- Названия структурных единиц должны быть доступны пониманию и оптимальны по продолжительности – до 10 слов.
- Описание каждого пункта детализированного плана должно обладать собственной трактовкой. При необходимости наличия в плане исследования однотипных названий, уместно, в рамках темы, использование синонимов.
- Основная часть работы должна быть разбита на пункты, в которых рассматриватются отдельные вопросы.
- Стиль написания диссертации – только научный.
- План формируется только после тщательной проработки и отбора наиболее подходящих тематических источников информации.
- Стандартный план диссертации – три раздела, которые, в свою очередь, вмещают в себя до трех подразделов.
Как видно, при тщательной проработке методической литературы, вопросов о том, как составить детализированный план диссертации, возникнуть не должно. Но, стоит помнить, что сам процесс планирования научного труда – процесс непростой и многогранный.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!