Учебный процесс в школах, колледжах и университетах предполагает не только обмен информацией, проведение занятий, но и измерение степени усвоения пройденной программы с помощью специальных упражнений, комплексов и кейсов. Именно они формируют основу так называемых контрольно измерительных материалов (сокращенно (КИМ)).
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и функции КИМ
Контрольно измерительные материалы представляют собой специальные задания теоретического и практического характер, призванные установить степень и качество усвоения пройденного материала по предметам в рамках учебной программы. То есть это набор вопросов и задач, призванные измерить знания учащегося согласно действующим правилам оценивания (чаще всего по пятибалльной шкале). Без данного пакета не обходится ни одна образовательная программа.
Целью разработки и применения КИМ является измерение уровня знаний и умений студентов.
Проще говоря, рассматриваемая категория представляет собой способы промежуточного контроля в рамках каждой изучаемой дисциплины. Она выполняет ряд важных функций:
- Оценочная – помогает установить степень освоения пройденных тем, материалов, качество из понимания и навыки по их использованию;
- Контрольно-координационная, оптимизационная. Она помогает педагогу понять проблемные места в изучении предмета, оперативно отреагировать на сложности в изучении дисциплины, проблемы в знаниях слушателей и оперативно восполнить их посредством корректировки рабочей программы;
- Унификационная. Эта задача КИМ проявляется в подготовке единого пакета заданий для учащихся. Притом все разработанные схемы и форматы должны учитывать состав постигаемой программы и государственные стандарты. То есть данный формат призван обеспечить и гарантировать качество знаний базовым нормам и требованиям.
- Динамичная. Посредством решения специальных заданий ученики и педагоги отслеживают прогресс и/или регресс. В любом случае реализация программ и КИМ призвана помочь в выстраивании четкой траектории и схемы обучения, гарантирующей обретение новых знаний и навыков по каждой дисциплине и теме.
- Мотивирующая. После определения уровня подготовки, каждый индивид фактически получает некий толчок для дальнейшей работы: стремиться к более высоким результатам, оперативно восполнять пробелы и пр.
Контрольно измерительный материал – это не одно конкретное задание, а самый настоящий комплекс вопросов, практических упражнений. Данная парадигма является обязательной частью учебного процесса в рамках каждой дисциплины.
КИМ может быть реализована как раз в течение учебного периода (семестра), так и несколько раз. Частота применения данного формата зависит от особенностей образовательной программы, требований учебного заведения и педагогического подхода.
Важно отметить, что обозреваемый набор призван не только оценивать качество подготовки учащихся, но и уровень профессионализма преподавателя. Именно по результатам таких проверок складывается статистическая картина относительно эффективности применяемых методов и подходов, планирования занятий, информационной достаточности и пр.
Виды КИМ
Контроль измерительные материалы могут быть представлены в учебном процессе в самых разных вариациях. Притом все задействованные в ходе преподавания предмета форматы могут быть представлены в разных вариациях и комплексах. Каждый из них будет иметь свои особенности в построении и реализации.
Вид |
Цель применения | Особенности построения |
Частота применения |
Контрольная и/или самостоятельная проверочная работа | Оценка текущих знаний по предмету, оценка степени усвоения пройденного материала или темы | Комбинированная подача: вопрос, задача | По мере изучения сложных тем, модуля, семестра. В среднем от 1 до 4-5 раз за семестр по каждому предмету |
Тестирование | Открытые и закрытые вопросы, емкие задачи без необходимости подробного описания решения | В среднем 1-3 раза за семестр | |
Кейсы | Оценка текущих знаний и освоения соответствующих навыков по предмету, программе в целом | Описание ситуации и подробное изложение решения с четким обоснованием каждого шага и результата | 1-2 раза за семестр |
Проект (курсовая работ, отчет по практике, диплом и пр.) | Определение навыков по работе с информацией, степень владения темой, умение применять полученные знания на практике | Исследование темы, выдвижение идеи или концепции, решения, обоснование результатов и выводов | 1 раз за семестр или период обучения |
Промежуточный контроль (плановый и внеплановый) | Проверка знаний и умений в рамках конкретного набора тем по предмету | Вопросы, задачи, тесты | Зависит от усмотрения педагога |
Итоговый контроль (аттестация) | Констатация уровня знаний согласно действующей шкале измерения качества подготовки по предмету и программе в целом | Зачет, экзамен, государственная итоговая аттестация, защита дипломной работы и пр. | 1 раз в семестр, защита диплома – в конце обучения в колледже и вузе |
Контрольно измерительные материалы предстают в виде комплекса различных заданий. Чаще всего они затрагивают определенную часть пройденной программы по соответствующему предмету.
Чаше всего в образовательных заведениях используют следующие типы ким. Самый распространенный тип проверки уровня подготовки учащихся – контрольная работа. Как правило, она проходит в письменном виде и предполагает предоставление развернутого ответа на поставленный вопрос, выполнение и описание решения практических заданий. То есть такой подход позволяет оценить степень владения теоретическим материалом. Умение пользоваться знаниями (преобразовывать их в умения) и пр. КСР реализуется как очно (непосредственно на занятии), так и заочно – в виде отдельного проекта, подлежащего защите или сдаче. Данная вариация может проходить планово (согласно календарно-тематическому плану занятий по дисциплине), а также внепланово.
Не менее популярным способом диагностики качества подготовки слушателей выступает тест. Он может быть письменным или дистанционным. Но в любом случае его состав – комбинированный. Тестирование включает в себя вопросы устного типа, а также задачи. Чаще всего испытуемому нужно выбрать правильный ответ из предложенных вариантов или самостоятельно вписать ответ. Время проведения теста чаще всего ограничено.
Кейсы – один из популярных способов оценки знаний и навыков студентов университетов. Он предполагает исследование определённой ситуации и выработку решения с четким обоснованием каждого шага и результата. Нередко это формат относят к категории проектной дельности. Но именно он помогает определить степень понимания темы, предмета, умение пользоваться знаниями в решении практических вопросов, информационную ориентацию и пр. Данный формат чаще всего затрагивает прикладные науки.
КИМ также может представать в виде различных студенческих и академических работ – курсовая, отчетная, научно-исследовательская и пр. В данном случае идет оценка практических и исследовательских компетенций автор в рамках постигаемого предмета: умение собирать и обрабатывать первоисточники, раскрывать тему, предлагать и обосновывать решение проблемы, следовать действующим стандартам и пр. Также посредством этого формата оценивается теоретический уровень подготовки учащегося: владение базовыми терминами, правилами, категориями, понимание темы и пр. Проектная деятельность чаще всего затрагивает профильную часть подготовки универсантов и проводится не чаще 1 раза в семестр.
Самым важным типом КИМ является итоговая аттестация учащегося. Она может быть представлена в виде устного или письменного экзамена, где потребуется предоставить развернутый ответ на вопрос и продемонстрировать ход решения задач по предмету. Также в рамках данной градации возможна защита аттестационной работы, призванной выделить общую подготовку по осваиваемой образовательной программе. Помимо этого, могут быть реализованы тестирования и пр.
Обратите внимание, что КИМ требует от учащегося самостоятельного выполнения разработанных вариантов по предмету или освоенной образовательной программе в целом. Контрольно измерительные материалы носят комбинированный характер, способствуя раскрытию текущей подготовки испытуемого и выделению его потенциала.
Важно отметить, что процесс формирования соответствующего пакета и критериев оценки строго регламентировано. ФГОС и контрольно измерительные материалы – два тесно связанных аспекта в рамках реализации образовательной программы.
Структура КИМ
Пакет КИМ подлежит четкому планированию и структурированию. То есть он представляет собой не просто рандомные задания по пройденному курсу, а полноценный комплекс вопросов и задач, призванный получить всестороннюю оценку относительно знаний и качества усвоения материалов.
Неважно, в отношении какого предмета и объема заданий планируется проведение промежуточного или итогового контроля. В любом случае набор заданий будет тщательно продуман и грамотно изложен в специальном документе или файле.
Структура КИМ включает в себя следующие разделы:
- Введение. В этой части происходит инструктирование испытуемых и освещение условий реализации разработанного спектра заданий: затрагиваемые темы по предмету или программе, время проведения аттестации, требования к выполнению и оформлению заданий и их решения, цели и задачи мероприятия, общее количество заданий, дополнительные требования и пр.
- Теоретическая часть. В этом разделе представляется список вопросов, призванных проверить уровень знаний и представлений в рамках пройденного курса. Чаще всего здесь приходится работать с вопросами, затрагивающими раскрытие терминов и понятий, понимание методов и приемов. Формул и пр. Пользователям предстоит выбрать правильный ответ из представленных вариантов или предоставить полученный ими ответ самостоятельно.
- Практическая часть. Она состоит преимущественно из задач и тестов, затрагивающих соответствующие умения проводить расчеты, анализировать, рассуждать логически, решать задания и пр.
- Контрольная часть. Ее миссия – проверить ключевые умения и знания по предмету или теме. То есть она акцентирована на цели проведения занятий и степени ее достижения. Чаще всего здесь отмечается комплекс вопросов и задач, призванных оценить понимание терминов, владение формулами и приемами. Как правило, выполнение таких заданий предполагает выбор готового ответа или написание полученного ответа.
- Заключение. В данном случае кратко описывается шкала оценки ответов, на основании которой выводится конечный результат для каждого испытуемого согласно предоставленных им ответов.
Таким образом, контрольно-измерительные материалы представляют собой официальный документ, в котором собраны задания для проведения промежуточной и итоговой аттестации учащихся в рамках осваиваемой ими программы, дисциплины или темы. Он готовится и утверждается заранее.
Факторы, учитываемые при разработке КИМ (ФГОС, учебный план и программа, рабочая программа, педагогический подход и пр.)
Подготовка контрольно измерительных материалов возлагается на ответственные лица. Ими могут быть преподаватели, реализующие рабочую программу по предмету, а также администрация учебного заведения, экспертная комиссия и пр. Но в любом случае при создании соответствующих заданий важно учитывать массу факторов.
Фактор |
На что влияет в КИМ? |
Регламенты учебного заведения, ФГОС, ГОСТы | Что проверять? способы проверки? характер заданий, уровень сложности заданий, количество и частота проведения проверок, формат аттестации |
Состав образовательной программы и рабочей программы по предмету | Какие моменты вынести на проверку? какие темы затрагивать? какие задания использовать? что проверять и оценивать (знания, умения и пр.) |
Целевая аудитория | Объем и глубина пройденных материалов, возрастные особенности, возможности и проблемы в обучении, уровень сложности заданий |
Внутриорганищзационные моменты | Сколько заданий включать в КСР? сколько времени отводить на реализации КИМ? как часто использовать КИМ? как применять результаты аттестации? |
Во-первых, все программы подготовки строго регламентированы. Имеют определенные стандарты поэтому ФГОС и контрольно измерительные материалы будут тесно связаны. То есть список вопросов и задач будет учитывать базовые требования к подготовке учащихся.
Во-вторых, формирование КИМ производится с учетом особенностей образовательной программы, в рамках которой индивид обретает соответствующие компетенции. В данном случае важно учитывать цели обучения, основные моменты и навыки (которые должны быть освоены).
В-третьих, подготовка вопросов и задач для проверки качества подготовки учащихся будет учитывать уровень их подготовки, возрастные особенности и базироваться на рабочей программе по предмету. То есть каждый «оценочный набор» будет иметь свое место и время проведения, затрагивать конкретный спектр тем, определенный объем пройденных материалов и пр. То есть КИМ – специализированный формат, ориентированный на выделение конкретных представлений и умений, проверки качества усвоения соответствующего материала и пр.
В-четвертых, контрольно-измерительные материалы будут учитывать особенности педагогического стиля проведения занятий и реализуемых им подходов. В рамках учебного процесса этот комплекс формируется непосредственно педагогом-лектором или экзаменатором. Педагог будет учитывать ключевые моменты занятия, ориентироваться на наиболее сложные моменты в теме и проверять качество их усвоения, проверять понимание и умение пользоваться определенными инструментами и пр.
В-пятых, КИМ будет учитывать условия реализации и методические рекомендации от учебного заведения. То есть в данном случае важно понимать, когда уместен тот или иной формат контроля, как его проводить, какие задания включать, как инструктировать испытуемых и пр.
То есть педагогам и разработчикам важно учитывать массу внутренних и внешних факторов при создании пакета КИМ. В противном случае оценить качество реализуемой программы и уровень подготовки слушателей будет невозможно.
Правила подготовки КИМ согласно ФГОС
Государственные стандарты регламентируют не только ход построения и реализации общей образовательной программы. Действующие нормы ФГОС и контрольно измерительные материалы также тесным образом взаимосвязаны. Указанный регламент устанавливает четкие требования к проверочным заданиям.
Во-первых, содержание КИМ должно совпадать с содержанием реализуемой образовательной программы и рабочей программы по предметам. То есть проверка будет затрагивать не просто знания в определенной научной области, но и развитие конкретных практических, научных и иных компетенций, заложенных в общей траектории развития. То есть в данном случае акцент будет делаться на понимании базовых категорий, ключевых правил, центральных моментов по дисциплине, а также умение пользоваться теоретическим багажом на практике – при решении зада анализе ситуации и принятии решения и пр.
То есть подготовка контрольно измерительных материалов ориентирована на проверку базовых или ключевых компетенций, заложенных в рамках образовательной программы и целями рабочей программы! Доминирующая часть заданий будет определить именно эти знания и умения.
Во-вторых, способы проверки, формулировка заданий должны быть разнообразными. То есть важно грамотно преподнести вопрос и задание, определить его понимание со стороны учащегося, его логическое и аналитическое мышление, научный и профессиональный подход к решению и пр. То есть важно подготовить не один список заданий на всю группу, а несколько комбинаций, разными способами интерпретировать одно и то даже задание или сделать несколько его модификаций с различными аргументами, известными компонентами, факторами и условиями и пр.
В-третьих, ФГОС и контрольно измерительные материалы захватывают разные уровни подготовки и призваны установить степень соответствия учащихся конкретной планке. Поэтому в составе КИМ должны присутствовать задания базового, среднего и повышенного уровня сложности, а также грамотная шкала оценивания для определения базы знаний и навыков.
В-четвертых, КИМ должны быть оформлены в виде полноценного документа в рамках каждого предмета. То есть он входит в состав рабочей программы и будет учитывать все особенности тематического погружения, развития слушателей и целей изучения дисциплины, отдельных тем в рамках общей траектории. Оформление данного пакета должно производиться с учетом общих правил при учебном заведении и/или согласно рекомендациям Минобразования.
Более того, формирование комплекса вопросов и заданий для проверки учащихся должны придерживаться правил:
- Содержательность – строго в рамках рабочей и общей программы подготовки, учет ФГОС и пр.;
- Объективность. Полученные ответы должны быть соотнесены с тщательно продуманной шкалой оценивания, что гарантирует справедливость оценки и ее независимость от отношений с преподавателем и пр.;
- Измеримость предполагает наличие конкретных условий, правил соотнесения ответа и определения его корректности, степени соответствия итоговой оценке или баллу;
- Ясность. Все упражнения. Вопросы, кейсы должны быть изложены на простом и понятном языке, с учетом глубины погружения в программу, возрастные особенности целевой аудитории и пр.
Таким образом, подготовка контрольно измерительных материалов по ФГОС требует учитывать особенности осваиваемой программы и каждого предмета, применяя разнообразные формы проверки и задания, грамотно оформляя соответствующий пакет документов.
Соблюдение стандартов и учет массы факторов при разработке контрольных заданий нередко вызывают у педагогов сложности, которые они могут легко решить, оформив заказ на КИМ в ДиссХелп.
Порядок разработки КИМ
Контрольно измерительные материалы – это особый инструмент в образовательном процессе. Призванный установить качество подготовки учащихся и профессионализм педагога. Подготовкой столь уникального пакета документов могу заниматься только квалифицированные в соответствующей области специалисты (как минимум знающие предмет): непосредственно преподаватели, администрация учебного заведения (аттестационная комиссия и пр.), эксперты и разработчики образовательных программ, представители Минобрнауки и пр. Но в целом порядок формирования соответствующего пакета документов будет общим.
Первый шаг – определение цели и задач КИМ в рамках программы. То есть важно понять, какие моменты должен оценивать набор заданий. Исходя из данной постановки будет ясно, когда, где может быть использовать соответствующий рубеж.
Второй шаг – определение содержания и формата проведения аттестации, проверки. Данный момент вытекает из предшествующего этапа. Содержание заданий напрямую зависит от состава и скорости изучения рабочей программы, образовательной программы в целом. Формат аттестации – от роли предмета в общей траектории обучения: если предмет изучается длительно, то возможно проведение КСР, тестов, проектной деятельности, а также зачетов. Если же дисциплина носит профильный характер и изучается в узком масштабе, целенаправленно на развитие конкретных навыков, то промежуточная аттестация представлена КСР, тестами, устными опросами, курсовыми работами, а итоговая – экзаменом, дипломным проектом.
Третий шаг – определение набор заданий и их формулировка. В данном случае важно сделать подборку из различных формулировок, типов заданий (открытый/закрытый вопрос, тест, задачи, сравнение и сопоставление и пр.). Каждое из них должно помочь в определении знаний, умений, понимания основных моментов, владения инструментарием и методологическим аппаратом, развитием определенных личностных и иных качеств (аналитическая работа, переработка данных, обоснование действий и результатов и пр.).
Четвертый шаг – проработка шкалы оценивания в отношении каждого задания и порядок выведения итогового балла для определения качества подготовки учащегося.
Пятый шаг – оформление пакета КИМ согласно действующим в учебном заведении правилам и регламентам ФГОС. Данный акт прикладывается к рабочей программе по дисциплине.
Далее следует апробация подготовленных заданий с целью определения соответствия возрастным особенностям проверяемых лиц, ясности постановки вопросов и пр. Если после использования подготовленных заданий наблюдаются сложности, непонимание учащимися формулировок и пр., то стоит пересмотреть состав и интерпретацию вопросов, условий и пр. То есть по результатам апробации важно адаптировать пакет КИМ и сделать его понятным, доступным.
Только после всех вышеуказанных стадий происходит согласование и утверждение, а затем внедрение пакета КИМ в учебный процесс.
Если на какой-либо из стадий по подготовке контрольно измерительных материалов по ФГОС у вас возникли вопросы или сложности, то всегда можно сделать заказ на КИМ у нас, решив тем самым все проблемы в один клик.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Рекомендации по подготовке и применению КИМ
Применение контрольно измерительных материалов – одно из важнейших требований ФГОС при реализации любой образовательной программы. Притом КИМы затрагивают как учебную траекторию в целом, так и каждый отдельно стоящий в ее составе предмет.
Чтобы рассматриваемый формат успешно работал и позволял объективно и достойно оценить уровень подготовки каждого студента, учесть сложности в постижении тех или иных аспектов и корректно адаптировать рабочую программу, важно ответственно подходить к проработке всех соответствующих заданий.
Учитывайте роль предмета или темы в развитии учащихся. Если она несущественна, носит общеразвивающий характер, то достаточно проверять понимание базовых или основных моментов, умение пользоваться общими инструментами, подходами и пр. То есть не стоит усложнять задания просто так.
При проработке заданий для контрольных и самостоятельных работ тестов в рамках промежуточного контроля учитывайте объем и характер пройденных тем, ключевые моменты, глубину погружения в предмет. Проверять то, что не было освещено или задано на самоизучение не имеет смысла.
Старайтесь использовать понятные формулировки заданий. Не стоит оперировать узкими терминами при постановке вопроса или непосредственно при описании ситуации. Учитывайте возрастные особенности целевой аудитории, тонкости изучения материала по профилю. Делайте акцент на основных категориях, правилах, инструментах строго в рамках рабочей или учебной программы. Проверяйте обязательные элементы.
Контрольно измерительные материалы помогают не только отметить степени понимания и усвоения пройденного курса учащимися. они также подчеркивают соответствие образовательных программ нормам ФГОС. если по результатам проверки знаний и умений выявлены проблемы в одних и тех же местах (темах, заданиях), то педагогу стоит откорректировать ход погружения в предмет и помочь в восполнении пробелов в знаниях подопечных.
Если разработка пакета измерительных заданий вызывает сложности, то можно обратиться к специалистам ДиссХелп и оформить заказ на КИМ. Наша команда учтет все особенности образовательной программы и учебного процесса, специфику целевой аудитории, цели проведения контроля знаний, продумает шкалу оценивания и пр. Консультанты DissHelp проконсультируют по любым вопросам, связанным с разработкой, описанием и реализацией контрольно измерительных материалов по ФГОС, поможет в их адаптации под конкретные условия, учебный процесс.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!