Модальность транзактного анализа: простое объяснение для студентов

Проведение психологических исследований требует умения грамотно работать с людьми, выявлять определенные тенденции, особенности в их взаимоотношениях и помогать решать психологические проблемы. При выполнении академических работ, дипломов, диссертаций авторам нередко приходится полагаться на модальность транзактного анализа. Звучит довольно устрашающе, не правда ли? Но если разобраться в сути этой категории, то можно понять, что это довольно милый и полезный инструмент.

Модальность транзактного анализа: простое объяснение для студентов

Проведение психологических исследований требует умения грамотно работать с людьми, выявлять определенные тенденции, особенности в их взаимоотношениях и помогать решать психологические проблемы. При выполнении академических работ, дипломов, диссертаций авторам нередко приходится полагаться на модальность транзактного анализа. Звучит довольно устрашающе, не правда ли? Но если разобраться в сути этой категории, то можно понять, что это довольно милый и полезный инструмент.

Что такое модальность транзактного анализа: суть, основные понятия

Транзактный анализ (сокращенно ТА) представляет собой инструмент в психологии. Он нацелен на исследование ситуации, в которую попал человек и поиск способов преодоления ряда психологических проблем. То есть благодаря такому исследованию индивид выявляет причины и следствия, устанавливает конкретную проблему и находит достойный способ борьбы с нею. Притом основной акцент делается на обретении независимости, самостоятельности, решительности, осознанность действий.

Основа транзактного анализа
Основа транзактного анализа

Миссия такого подхода состоит в том, чтобы помочь индивиду найти выход из сложной ситуации, жизненного сценария, а также помочь установить живой контакт с окружением. Согласитесь, что в век информационных и компьютерных технологий эти вопросы актуальны, как никогда. Ведь молодежь сейчас трудно застать в компании друзей, в библиотеке. Общение перешло на новый уровень – виртуальный. Из-за этого доля живых контактов, навыки по коммуникации ослабевают.

Модальность ТА представляет собой особый подход к работе в психотерапии. Он был основан Эриком Берном. В центре внимания исследователь поставил межличностные отношения и оценку их влияния на поведение конкретного индивида, его внутреннее состояние в различных ситуациях, поведение, мышление, эмоциональное состояние и др. То есть модальность позволяет оценить, что чувствует и испытывает человек в определённые моменты, события и как это сказывается на его поведении, работе, отношениях с окружающими и др.

Модальность транзактного анализа решает следующие базисные задачи:

  1. Определение и осознание внутренних конфликтов. В данном случае индивид разбирает в самом себе и устанавливает причины появления конфликтов, изучает свое поведение в конкретной ситуации, определяет факторы, проблему и пр. Чаще всего, чтобы понять собеседника или другого человека индивиду приходится ставить себя на его место и «проживать» проблему. В этом случае становится ясно, почему индивид поступил таким образом, как он видел и воспринимал ситуацию, что чувствовал и пр. То есть важно понять, что руководило личностью в ходе принятия решения, что влияло на ход действий и результат.
  2. Изменение негативных исходов и вариантов. В данном случае важно проработать детские травмы, мировосприятие индивида, его мировоззрение и отношение к окружению. Чтобы негативные сценарии реже и меньше проявлялись в подсознании и жизни, важно понять причины их зарождения и влияние на дальнейшую судьбу: почему индивид выбирает такой путь, как он приходит к тем или иным решениям и пр. здесь важно оценить отношения и систему взаимодействия с близкими, окружающими.
  3. Развитие эмоционального поля и интеллекта. Данная задача помогает понять, что чувствует человек в определённых условиях, событиях, как его эмоции им управляют и влияют на качество принятия решений. Благодаря такому исследованию индивид учится управлять своим эмоциональным состоянием, чувствами.

При изучении модальности ТА важно разобраться в основополагающих понятиях. Чаще всего студенты и исследователи сталкиваются со следующими терминами:

  • Эго-состояние. Под ним понимают различные манеры и способы общения, поведения. Данная категория самая переменчивая. Она может зависеть от настроения, окружения (с кем именно общается человек), обстоятельств и иных факторов. Но чаще всего это положение зависит от внутренних устоев, воспитания и привитой культуры общения. Также эго-состояние предполагает выполнение определённой роли: ребенок, взрослый, родитель и пр., о есть изначально цель и спектр действий будет учитывать психологические особенности личности.
  • Жизненный сценарий. Он представляет собой план действий, который предстает перед индивидом без четкого осознания последствий. То есть это первое, что пришло на ум и что готов предпринять человек, столкнувшийся с той или иной проблемой. Такой сценарий имеет определенные этапы развития: начало (идея), реализация и финал. Чаще всего такая траектория изначально выстроена на подсознательном уровне на фоне опыта близких, личных представлений и ассоциаций, начитанности, знаний и умений. Чаще всего люди просто выполняют действия, не задумываясь о рисках, последствиях, следуя привычному укладу и мировоззрению.
  • Контрсценарий. Это навязанный родителями или кем-то опытным план мероприятий, выдвинутый в роли «успешного» или «проведённого» подхода к решению проблем. Чаще всего такой путь противоречит желаниям и понятиям индивида. Его воспроизведение вызывает чувство неудовлетворенности, напряжения, конфликтности. Он носит добровольно-принудительный или принудительный характер.
  • Транзакция. Данная категория представляет собой обмен ответами, сообщениями, информацией, возникающий между людьми в ходе общения.

Таким образом, модальность ТА – это особый инструмент в психологической науке, помогающий установить особенности и сложности общения между людьми, влияние общения, эмоций, поведения на результаты действий. Данный инструмент позволяет разобраться в частной или конкретной ситуации и установит причинно-следственные связи, особенности в поведении и коммуникации человека, понять поступки и оценить результаты.

Виды модальности транзактного анализа

Рассматриваемая нами категория имеет несколько разновидностей, каждая из которых обладает специфическими чертами.

Типы транзактного анализа
Типы транзактного анализа

Первый вид – визуальный. Он предполагает восприятие происходящего сугубо на зрительном уровне. То есть здесь индивид рассматривает ситуацию, исходя из этого, что видел лично. Он отмечает для себя кто и что сделал, сказал, как себя повел, к чему привели те или иные действия и др.

Второй тип – аудиальный. Он предполагает оценку ситуации, исходя их общения и восприятия информации на слух. То есть это может быть банальное обсуждение определенной ситуации, пересказ очевидцами случая и пр. В данном случае важно обладать достаточной информацией по конкретной проблеме или вопросу, чтобы корректно ее воспринять, оценить и осознать.

Третий вариант – кинестетический. Он учитывает физическое состояние индивида, то есть то, как его организм реагирует на те или иные моменты, параметры. Многие люди могут чувствовать ухудшение самочувствия, слабость в теле, дрожь или мурашки и пр. В психологии такие факторы тоже могут быть учтены при оценке ситуаций и личности, составлении психологического портрета и оценке эмоционального фоне.

Четвертый тип – эмоциональный. Он учитывает сугубо эмоциональную., чувственную составляющую. Здесь акцент делается на определении взаимосвязей между поступками и впечатлениями, результатами и эмоциями, определяется влияние эмоций на поведение и т.д.

В зависимости от особенностей транзакций можно выделить следующие виды модальности ТА:

  1. Параллельные. В данном случае диалог ведется между разнозначными индивидами (по роли), каждый из которых описывает собственное мнение, восприятие ситуации и пр. при таком подходе происходит взаимодополнение эго-состояний.
  2. Пересекающиеся. В данном случае коммуницируют люди разных ролей, чаще всего диалог строится по принципу вопрос-ответ. Самая популярная цепочка здесь «Родитель — ребенок» или «Начальник-подчиненный», где одна сторона более опытная, а вторая – спрашивает совета, просит ответа и пр.
  3. Скрытые. По сути, это комбинированные транзакции, которые учитывают социальные, психологические, эмоциональные и иные особенности в общении между участниками. Но чаще всего при таком раскладе, мнение индивида не совпадает с истинными намерениями. Он начинает действовать вопреки или назло, что приводит к порождению конфликта, недоверия, двузначности и двуличности.

Модальность ТА зависит от специфики рассматриваемой ситуации и личного отношения человека к похожими проблемами, темам и вопросам.

Методы работы с модальностью транзактного анализа

Студентам и квалифицированным психологам важно правильно подобрать методы работы с модальностью ТА. Они варьируются в зависимости от объекта и сути проблемы, специфики рассматриваемой ситуации и цел проведения психологического исследования.

Сфера применения транзактного анализа
Сфера применения транзактного анализа

Работа с эго-состояниями

Если исследован е в области психологии затрагивает личностные характеристики и манеры поведения, коммуникации, то здесь важно располагать соответствующим инструментарием для сбора и обработки информации, оценки ситуации. Чаще всего универсанты полагаются на следующие приемы.

Первый способ – диагностика состояния. Он предполагает проведение наблюдений, опросов, бесед с целью объективной оценки текущего состояния, положения дел, межличностный внутриличностных отношений.

Второй прием – осознание позиций. в данном случае важно грамотно переработать собранную информацию, оценить ее, выделить всех участников, их роль и влияние на развитие ситуации. То есть здесь происходит очерчивание конкретных функций и ролей всех объектов.

Третий подход – переключение состояний. Он позволяет оценить восприятие конкретного момента, истории, ситуации и понять, как будет действовать каждый отдельный человек при определённых обстоятельствах. Также можно понять, что изменится, если переключить внимание на иные аспекты ситуации, сменить фокус и пр. То есть при таком инструменте проводится своего рода «факторный анализ» и выделяются особенности восприятия ситуаций с разных позиций, условий и пр., а затем оценивается реакция испытуемого и следствия.

Работа с транзакциями

В данном случае в центре внимания лежат аналитические подходы, призванные уточнить нюансы, определить характер и особенности протекающих процессов, тенденций, мнений и отношений.

В данном случае уместные такие методы, как анализ детских установок, анализ посланий и перепрограммирование. В первом случае происходит тщательное изучение тех параметров. Которые были заложены в индивида еще в раннем детстве: что он запомнил, как считает правильным, на что ориентируется при принятии решений, каким видит пример (родители, близкие и пр.), личные мотивы, чувства и пр.

Анализ посланий нацелен на изучение вербальных и невербальных каналов, соотнесение собранной информации по интересуемому вопросу и определение степени ее достоверности, качества, корректности восприятия. В данном случае студент должен понять, где правда или ложь, как лучше всего действовать в определённой ситуации, на что ориентироваться и т.д. То есть происходит переоценка и переосознание происходящих явлений и процессов.

Метод перепрограммирования основан на апробации непривычной для индивида траектории, подхода, изменение его взглядов или действующей внутри него системы, традиционных траекторий и планов действий. Это своего рода апробационный подход в реалиях.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Практические приемы

При работе с модальностью ТА также можно полагаться на прикладные форматы работы. Они предполагают непосредственное влияние на объект исследования с целью оценки изменений или реакций, поведения и пр. В этом случае уместны следующие тактики:

  • Метод театральной постановки. Он предполагает, что индивид увидит ситуацию визуально, проанализирует поведением действующих лиц и попробует осознать, что ими двигало, почему они так поступали, к чему это привело. На основе таких выводов он сможет выстроить взвешенный план действий;
  • Анализ психологических игр. В данном случае специалист или педагог проводи своего рода «психологический эксперимент», создавая определённые условия, обстоятельства для объекта. Он манипулирует индивидами, оценивает ситуацию и результаты. В данном случае результаты должны быть предсказуемыми, но сам объект должен понимать, почему он принял такое решение, чем руководствовался, какие факторы повлияли и пр. Исследователь подчеркивает особенности в поведении, адаптации испытуемых.
  • Дыхательные практики и метод «Я-высказывания». Дыхательные упразднения помогают успокоиться, восстановить эмоциональный фон, улучшить самоконтроль и с «холодной головой» переоценить положение дел. Здесь чаще всего отдают предпочтениям технике 4-7-8, квадратное дыхание и пр.
    метод «Я-высказывания» предполагают выражение своих чувств и эмоций в определённой ситуации. Тако хо позволяет понять, что чувствует индивид, как он воспринимает происходящее, какие факторы провоцируют те или иные эмоции, намерения и пр.

В рамках транзактного анализа также уместны ручные и автоматизированные способы анализа. В первом случае исследователь принимает участие в психологической НИР в качестве наблюдателя или экспериментатора: координирует действия, контролирует ситуацию, собирает информации и пр. То есть здесь важно личное участие человека.

Автоматизированный подход предполагает возможность проведения исследования дистанционного или с использованием современных технологий, искусственного интеллекта. Здесь чаще всего преобладают опросы, тестирования, по результатам которых специальная программа или ИИ формирует выводы, графические представления зависимостей, состояний и пр.

Он чаще всего универсантам приходится пользоваться комбинированным методом. Он предполагает сочетание различных инструментов и техник для оценки ситуации.

Каждый студент или автор НИР самостоятельно выбирает методы исследования для оценки модальности ТА.

Сфера применения модальности транзактного анализа

Модальность ТА обладает определёнными достоинствами. Во-первых, эта тактика универсальна и применима повсеместно. Во-вторых, она помогает оценить ситуацию в реалиях и глубже осознать происходящее. В-третьих, такой прием ориентирован на конкретный результат и помогает оптимизировать траекторию решения проблем.

Модальность транзактного анализа успешно применяется в самых разных отраслях и направлениях деятельности.

В психологии исследователи оценивают психологический климат в коллективе, особенности взаимодействия лиц между собой, причины и следствия трудовых/семейных и иных конфликтов, особенности в работе с зависимостями и пр.

В сфере экономики и управления рассматриваемый подход помогает оценить коммуникативные линии и каналы, эффективность информационной системы и системы управления персоналом, командный дух и пр.

В сфере преподавания, образования модальность ТА призвана оценить и оптимизировать образовательную среду, отношения учащихся с педагогами, определить особенности в поведении членов образовательного процесса и повысить качество обучения.

В медицине такой подход ориентирован на поиск внутренних причин болезней и работу с самосознанием, подсознанием, мышлением, психосоматикой. Порой без психологической перестройки организма исцелиться невозможно. Не зря говоря, мысли материальны.

 


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!