Нейропсихологические тесты: как оценивают интеллект в клинической практике

Для оценки мыслительных, эмоциональных и умственных (когнитивных) способностей в клинической практике пользуются нейропсихологическими тестами. Под данного типа тестами понимают специализированные инструменты диагностирования, наблюдения и терапии различных травм, расстройств и иных проблем, затрагивающих сферу психического здоровья человека.

Нейропсихологические тесты: как оценивают интеллект в клинической практике

Прежде чем углубляться в суть проблемы, стоит обозначить, что собой представляет клиническая практика и что такое нейропсихологический тест.

Итак, под клинической практикой подразумевают терапию и медицинское сопровождение, осуществляемое медицинским персоналом в рамках результатов обследования и сведений о пациенте.

Для оценки мыслительных, эмоциональных и умственных (когнитивных) способностей в клинической практике пользуются нейропсихологическими тестами. Под данного типа тестами понимают специализированные инструменты диагностирования, наблюдения и терапии различных травм, расстройств и иных проблем, затрагивающих сферу психического здоровья человека. Традиционным вариантом реализации возможностей данного типа тестирования признается включение его в комплексное обследование. Основные параметры, которые способны измерить нейропсихологические тесты:

  • познавательные способности;
  • функции запоминания,
  • языковые компетенции;
  • умение сосредотачиваться;
  • смекалка;
  • психологическое состояние.

На нейропсихологические тесты опираются в ходе планирования реабилитационных мероприятий. Кроме того, они необходимы для выяснения уровня сложностей, окружающих личность в быту.

Нейропсихологическое тестирование
Нейропсихологическое тестирование

Нейропсихологическая оценка: что и как?

Обозначенное явление предназначается для проведения диагностики и анализа познавательных, эмотивных функций и поведенческих алгоритмов. Под экспертизу попадают:

  1. Способности интеллектуального плана:
  • IQ;
  • все виды памяти;
  • способность сосредотачиваться и удерживать внимание;
  • когнитивные способности контроля и саморегуляции поведения (упорядочивание, организация, устранение сложностей, гибкость мышления;
  • лингвистические навыки (осознание, говорение, чтение, фиксация мысли с помощью знаков);
  • визуально-пространственная обработка информации (зрение, ориентация в пространстве);
  • двигательная активность.
  1. Эмоциональность и поведение:
  • общий эмоциональный фон (подавленность, беспокойство);
  • особенности натуры;
  • поведенческие реакции;
  • навыки общения.

Как видно, под анализ попадает множество аспектов, обладающих своими проявлениями и характеристиками. В данном случае предполагается комплексный подход к оцениванию интеллекта в клинической практике.

Влияние нейропсихологических тестов
Влияние нейропсихологических тестов

В рамках комплексного подхода могут быть реализованные следующие нейропсихологические тесты:

  • Шкала интеллекта Векслера. Этот тест признается самым распространенным в рамках выяснения и анализа уровня общего интеллекта. В центре внимания способности лингвистические и невербальные, показатели эффективности и интенсивности анализа данных, кратковременная память.
  • Тесты, в центре внимания которых память. Здесь могут быть использованы несколько тестов. Это может быть тот же тест Векслера, но ориентированный на выяснение способности запомнить текст небольшой, логически выстроенный. Часть используют тест Бентона в сокращенном варианте.
  • Тесты, в которых проходит оценка способности сосредотачиваться и качества функций, отвечающих за контроль и управление поведением. Здесь часто используются тесты Струпа, ТМТ и т.п.
  • Речевая аудиометрия ориентирована на выяснение качество слушания и скорости воспроизведения сказанного. К примеру, тест SRT позволяет выявить порог восприятия речи. Вариантом речевого теста может стать прием называния предметов с учетом вербальной беглости.
  • Тест на выявление уровня способностей мысленно воспроизводить, сравнивать и воздействовать на объекты. К категории данных тестов относится разновидность копирования простых фигур, изображение часов.
  • Бостонский тест. Базируется на принципе называния, ориентирован на выявление языковых компетенций, а также выяснение способности перечислять имена.
  • COGBAT – совокупность диагностических инструментов, ориентированных на анализ умственных способностей и поведенческие особенности.
  • MOXO – тест, проводимый с использованием компьютерных технологий, способный дать качественную оценку степени внимательности и эмоциональности реакций. Сфера частого применения – диагностика СДВГ.
  • T.O.V.A. – еще один тест, в ходе реализации которого требуется помощь современных технологий. Компьютерное тестирование помогает определению таких параметров как внимание и импульсивность.
  • Кроме того, в клинической практике используются следующие нейропсихологические тесты: Венская тестовая система, MMSE, MoCA, Фронтальный опросник поведения, Шкала дислексии Винеграда, ориентированная на потребности взрослых.
  • Существует комплекс тестов психометрических и клинических. В эту категорию тестов относятся шкалы, на которых определяют уровень: депрессии и тревожности (шкалы Бека), депрессии (шкала Гамильтона), гериатрическая шкала депрессии.

Алгоритм

Как и любой процесс, нейропсихологическая оценка выстраивается в соответствии со следующими этапами:

Проведение нейропсихологического тестирования
Проведение нейропсихологического тестирования

Сбор первичных данных в формате предварительного интервью:

  • устанавливается анамнез, образовательная квалификация; профессиональный путь, персональные данные;
  • фиксируются жалобы, проявления заболевания, задачи исследования;
  • подготовка вспомогательных устройств в случае нарушений со стороны зрения.

Подбор тестов, задействование:

  • инструменты анализа должны соответствовать интересам личности;
  • протокол проведения испытания должен соответствовать установленным стандартам;
  • длительность тестирования выходит за рамки одного сеанса, в общей сложности может занимать несколько часов.

Вроде бы все не так уже и сложно. Но везде есть свои особенности.

Методика оценки

Весь комплекс диагностических мероприятий сводится к последовательности определенных шагов.

Сбор первичных данных производится посредством системы методов.

Оценка результатов нейропсихологического тестирования
Оценка результатов нейропсихологического тестирования

В разряд элементов, которые подлежать оценке, входят как результат, в котором рассматривается численность верных ответов, так и качественная сторона ответов. В этом случае оценивается не только подход, но и наличие ошибочных вариантов ответа.

Заключительный этап проведения нейропсихологических тестов всегда связывается с анализом данных, где полученная информация сравнивается со стандартными показателями, соотносимыми по таким параметрам как возраст и уровень образования.

Интерпретация данных, оформление итогового документа:

  • по итогам проведенного и проанализированного обследования психолог составляет профиль человека, расписывая в нем три основные фактора – познавательный, эмотивный и поведенческий;
  • по итогу тестирования оформляется итоговый отчет в письменном формате;
  • в документе расписываются достоинства и недостатки личности, предварительные диагнозы и выдаются рекомендации, относящиеся к процессу лечения или иного воздействия.

Здесь главный критерий качественного анализа и всех сопутствующих мероприятий – высокая квалификация специалиста.

Фидбэк и дальнейшие меры:

  • экспертная оценка доводится до сведений респондента и родственников;
  • предоставляемая информация носит подробный характер;
  • нейропсихологическая оценка требует присутствие нескольких специалистов (невролог, психиатр); дополнительная потребность в наблюдении и анализе предполагает возможность реализации повторного тестирования через определенный период времени (6-12 месяцев).

Нейропсихологические тесты, используемые в клинической практике, – инструменты сложные. А это значит, что процесс подготовки к их использованию требует детальной проработки, правильного отбора заданий, создания соответствующих условий, осуществления качественного анализа полученной информации.

Нейропсихологические тесты: для чего?

Применение нейропсихологических тестов обусловлено самыми разными клиническими ситуациями, где требуется качественная диагностика деятельности мозга и его способностей воспринимать, запоминать и обрабатывать информацию. Если говорить о сферах применения данных эффективных инструментов, то они направленны на выявление разного типа расстройств.

  1. Неврологические.
  • Тесты нейропсихологической направленности активно используются в процессе диагностирования разных форм деменции, в частости болезни Альцгеймера. Они признаются эффективными, в случае применения на ранних стадиях заболевания. Комплексная диагностика включает исследование функций запоминания, речи, способности сосредотачиваться, производить определенные манипуляции и контролировать поведение. В совокупности полученные данные, после тщательного анализа, дают возможность точно выявлять признаки, сопровождающие данный вид заболеваний.
  • Болезнь Паркинсона. Комплексные тесты помогают в выяснении вопросов, связанных с диагностикой последствий, вызванных когнитивными расстройствами. Понижение показателей, отвечающих за уровень памяти, сосредоточенности, речевые отклонения, проблемы с ориентацией – симптомы, выявляемые в ходе мониторинга тестовых данных и выяснения степени эффективности терапии.
  • Рассеянный склероз – еще одно заболевание, диагностировать которое помогают нейропсихологические тесты. Кроме того, использование данного типа инструментов позволяет контролировать показатели, отмечающие динамику последствий, к которым неизбежно ведет заболевание.
  1. Повреждения головного мозга, вызванные травмами.
  • Травмы головы. В случае возникновения данной категории травм, использование нейропсихологических тестов дает возможность установить степень нарушений когнитивных и мозговых функций. Благодаря тестам выясняется уровень отклонений, вызванных травмами. Результаты тестирования помогают в планировании процессом реабилитации и отслеживании динамики восстановления.
  • Травмы, полученные в ходе занятий спортом. Диагностика помогает выяснять степень нарушений, вызванных спортивными травмами, последствием которых стало сотрясение или иные повреждения мозга.
Роль нейропсихологических тестов
Роль нейропсихологических тестов
  1. Расстройства психического здоровья.
  • Депрессивные и тревожные расстройства. Диагностирование заболевания с помощью нейропсихологических тестов ориентировано на выяснение необходимых для организации правильного лечения данных. Повторная диагностика позволяет эффективно мониторить результаты терапии.
  • Биполярное расстройство. Тестирование помогает отслеживать параметры последствий, вызванных болезнью.
  • Шизофрения. Тестирование необходимо для выявления уровня отклонений и отслеживания дискомфортных проявлений.
  1. Отклонения в развитии.
  • СДВГ. Тесты помогают выявлять и контролировать проявления и результаты лечений.
  • Отклонения, связанные со специфическими трудностями обучения. В ходе тестирования на ранней стадии можно выявить недостатки когнитивных функций.
  1. Обследования уровня здоровья.
  • Оценка когнитивных функций. Нейропсихологические тесты помогают в диагностике и выявлении имеющихся когнитивных проблем своевременно.

К собственному здоровью необходимо относиться бережно и своевременно проходить обследование.

Нейропсихологическое тестирование: для кого?

В клинической практике очень часто встречаются запущенные случаи. В таких ситуациях болезнь переходит из легких форм в более тяжелые. Что не способствует быстрому выздоровлению. Нельзя молчать о нарушениях, если они появились. В клинических условиях сегодня имеется множество инструментов для выявления и терапии различных заболеваний психики. Своевременное консультирование в совокупности с комплексной диагностикой и рассмотрения особенностей, проявляющихся у респондента, способно подобрать правильное лечение. Прохождение нейропсихологических тестов приводит к честной оценке полученных данных, как на начальной стадии обследования, так и после прохождения лечения. Низкая результативность терапии исправляется благодаря результатам, повторно проводимых нейропсихологических тестов.

Целевая аудитория нейропсихологических тестов
Целевая аудитория нейропсихологических тестов

Существуют симптомы, при проявлении которых требуется срочно обращаться к помощи специалистов и проводить нейропсихологические тестирования. В перечне тревожных симптомов называются:

  • ослабление способности запоминать информацию;
  • снижение способности понимать и обрабатывать информацию;
  • трудности с выбором правильных лексем или высказыванием мнений;
  • сложности с удержанием интереса на текущем задании;
  • любая умственная деятельность сопровождается повышенной утомляемостью;
  • неприятные ощущения в голове;
  • заторможенность действий или мыслительных процессов;
  • снижение остроты зрения или звуковосприятия;
  • затруднения, возникающие в быту, в процессе общения, работы и т.п.

Как видно, перечень озвученных отклонений достаточно масштабен. И их нельзя оставлять без внимания. Необходимо решиться на проведение в клинических условиях нейропсихологического тестирования для выявления степени отклонений и возможности исправления ситуации посредством прохождения курса правильной терапии.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Тесты: специфика

Традиционное понимание тестирования связывается с необходимостью отвечать на вопросы и задания разной степени сложности. нейропсихологические тесты создаются по такому же принципу: отбираются эффективные упражнения и задачи, ориентированные на запоминание, произношение, узнавание, концентрацию и т.п. Респондент проходит тестирование, в рамках которых специалисты получают полную картину нарушений, что дает возможность уточнить вид нарушений и их глубину.

Нейропсихологи обрабатывают информацию, полученную по результатам тестирования, обращая не только на качественные и количественные показатели. Специалисты обращают внимание на особенности поведения, интерес, апатию. Совокупность признаков способствует правильному определению структуры отклонений.

Какие бывают нейропсихологические тесты?
Какие бывают нейропсихологические тесты?

Существуют способы быстрой оценки мыслительной и познавательной функций. Их тоже часто используют в клинической практике. Подобный подход носит название краткого когнитивного скрининга. Целью данного типа нейропсихологического тестирования становится необходимость быстрого выяснения положения дел и принятия решения на продолжение диагностики, но более детального и глубокого.

В зависимости от разновидностей тестов, задания могут быть более или мене сложными. При одной и той же цели тестирования, к примеру, выяснения качество функции памяти, внимания и т.п., задания могут предлагать вопросы, связанные с числовыми выражениями, визуальными или ассоциативными. В любом случае, нейропсихологические тесты дают информацию, которую должен изучить и проанализировать специалист.

 


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!