Становление дипломированного и квалифицированного специалиста немыслимо без практики. Как гласит народная мудрость, опыт приходит с годами. Профессиональная подготовка отнимает у студента около 4-6 лет, на протяжении которых он получает не только теоретические представления, но и реальные рабочие навыки.
Прохождение практики – обязательный этап, который предусмотрен образовательной программой. На его реализацию отводится до 20-30% от всего учебного процесса. В подготовке психологов выделяют специфический вид практической подготовки – консультативная практика, о которой пойдет речь в этой статье.
СОДЕРЖАНИЕ
Что это такое?
Консультативная практика – часть учебного процесса, предназначенного для становления квалифицированного психолога, специалиста в психологической среде: психоаналитик, психотерапевт, детский или взрослый психолог, логопед-психолог и пр. Для обретения профессиональных качеств студенту предстоит познать рабочий процесс изнутри с помощью прохождения практики.
Психолог – это специалист, обладающий такими качествами, как:
- Умение слушать и выслушать;
- Объективная оценка ситуации;
- Учет особенностей развития и воспитания объекта;
- Разработка индивидуальных рекомендаций по решению проблемы.
Консультативная практика призвана помочь новоиспеченному специалисту, выпускнику получить первый опыт, извлечь из него уроки, понять и построить собственную траекторию с учетом имеющихся теоретических знаний и представлений.
Миссия данного вида подготовки – подготовить базу для трудовой деятельности молодого специалиста, помочь ему грамотно пользоваться инструментариев и методиками, проводить научную и реальную деятельность.
Фактически, данный вид деятельности позволяет привлечь бакалавров к трудовой деятельности и получить первый практический опыт, «прочувствовать» и проверить действие изученных теорий, методик лично.
Консультативная практика предполагает, что практикант приступает к профессиональной деятельности под контролем опытного наставника. Он будет проводить следующие мероприятия: беседа и диагностика, консультирование, просвещение и тренинговая деятельность. Фактически прохождение данного этапа профессионального становления предполагает всестороннее развитие специалиста: планирование и организация мероприятий, учет всевозможных факторов, оценка ситуации и выработка рекомендаций с учетом имеющихся знаний, личного опыта и представлений.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
В задачи консультативной практики включают: наблюдение за практикующими экспертами и определение ключевых стратегий, наиболее популярным приемов и методов стандартных вариаций, развитие навыков по применению полученных знаний на практике (быстрая ориентация, подбор инструментов воздействия и пр.), повышение интереса и мотивации к профессии, развитие и совершенствование навыков.
Особенности прохождения консультативной практики
Становление дипломированных психологов возможно по педагогической и медицинской линии. В первом случае обретение практического опыта происходит в образовательных заведениях, а во втором – в медицинских заведениях, реабилитационных центрах, санаториях, в частных клиниках и пр.
Консультативная практика психологов проходит преимущественно в медицинских организациях и заключается в ведении определенного пациента, его близких под контролем опытного наставника. Здесь каждый шаг практиканта отслеживает куратор. Окончательное решение о назначении, проведении дополнительных мероприятий (консультация, беседа, медикаментозное лечение, дополнительное обследование и пр.) принимает специалист-практик. Практикант же планирует и утверждает план действий, анализирует замечания и рекомендации наставника.
Консультативная практика детских психологов на базе образовательных заведений предполагает выполнение следующих мероприятий: наблюдение за объектом, диагностика проблемы, разработка рекомендаций по решению проблемы с учетом имеющихся знаний.
На все вопросы, возникающие в процессе учебно-практического процессы, следует задавать квалифицированному эксперту-наставнику.
Можно выделить следующие этапы прохождения консультативной практики:
- Ознакомительный. Здесь практикант наблюдает со стоны за деятельностью практикующего специалиста, анализирует условия работы, объект, источники информации и пр. Как правило, на выполнение данной миссии отводится учебная практика.
- Деятельный. В данном процессе студен принимает активное участие и самостоятельно выполняет исследование: организует и проводит эксперимент, наблюдение, диагностика объекта. Под контролем или с разрешения куратора возможно проведение консультаций и выбор мер воздействия.
- Оценочно-рефлексивный. На этой стадии подготовки дипломированного психолога доминирует самостоятельное исследование объекта и выполнение аттестационной работы, сбора и обработка данных посредством изучения ситуации изнутри, наблюдений, разработка рекомендаций и их апробация. Здесь важно оценить/показать правильность и эффективность действий психолога.
Продолжительность консультативной практики составляет 3-4 недели. Место для прохождения практики студент выбирает самостоятельно. Важно, чтобы оно соответствовало требованиям образовательной программы и специализации: возраст подопечных, особенности их развития, текущая подготовка специалиста, наличие квалифицированных кадров для наставничества и пр.
В большинстве случаев ВУЗы сотрудничают с государственными структурами: поликлиники, неврологические и иные диспансеры, службы экстренной помощи, реабилитационные центры, пансионаты и санатории и пр.
Прохождение консультативной практики фактически включает студента в рабочий процесс. Для этого ему необходимо владеть определенной базой: терминология стандартные варианты решения типичных проблем в рамках выбранного профиля, тотальное знание теории (особенно узкоспециализированных предметов) и пр.
Защита отчета по консультативной практике – процедура стандартная. Автору предстоит кратко и емко описать основные моменты, впечатления и проблемы, способы их решения, отстоять собственную точку зрения и продемонстрировав владение теорией, обретенные навыки.
Структура и содержание отчета по консультативной практике
Прохождение практического блока сопровождается не просто пребыванием учащегося в стенах специализированного учреждения, на одной ступени с практиками, но и формированием соответствующего документа, который подчеркнет имеющиеся и новообретенные знания и навыки.
Структура и содержание отчета по консультативной практике должна соответствовать требованиям образовательной программы, ГОСТов. Стандартный вид документа предполагает наличие таких компонентов, как:
- Титульный лист (здесь важна пометка вида практики, данных о составителе-практиканте, объекте и теме исследования);
- Оглавление;
- Введение. В этом разделе практикант очерчивает актуальность модуля, новизну и значимость, а также кратко описывает проделанную работу: что исследовал, на протяжении какого времени, где, какие инструменты, методы и литературу применял, чем руководствовался и пр.
- Основная часть призвана осветить все мероприятия, организованные и проведенные практикантом, обоснование каждого действия и решения, эффективность достигнутых результатов. Допускается подробный анализ текущей ситуации (создание психологического портрета, оценка общей ситуации или психоэмоционального климата и пр.), описание экспериментальной части (без нее прохождение практики бессмысленно), проектирование и моделирование ситуаций (решений), анализ специальных показателей, отражение аргументированных выводов и пр.
- Заключение. Данный раздел призван подытожить реализованные мероприятия по принципу «сделано-получено». Важно акцентировать внимание на примененных методах и эффективности результатов, практических моментах, степени достижения изначально намеченной цели.
В некоторых случаях допускается включение в отчет по консультативной практике теоретического раздела (если тема исследования, индивидуальное задание известно заранее). В нем целесообразно кратко описать основные термины, методы диагностики и стандартные решения.
Основная часть отчета будет базироваться на реальных данных, собранных в ходе реализации отдельных мероприятий: тестирование объекта, наблюдение за ним (результаты эксперимента) и пр. Все эти материалы должны быть прикреплены к отчету в качестве приложений: тесты и анкеты с результатами, итог эксперимента и пр.
Данный раздел отчета по консультативной практике может быть представлена в виде текста (анализ данных, описание отдельных моментов) таблицы (для группировки данных, расчетов различных коэффициентов, сравнительного анализа), графики и схемы (для выявления тенденций, определения алгоритма или последовательности действий/решений и пр.).
Для качественного анализа ситуации и данных практикант должен разбираться в методиках, учитывать все факторы и условия, дополнительные параметры (воздействующие на объект), знать нормы и нормативы, уметь анализировать данные и делать грамотные выводы, адекватно воспринимать просьбы и запросы клиента (объекта).
Услуги Дисхелп по подготовке отчетов по практике
Проходите становление в ВУЗе или ссузе по психологическому профилю? Нужен отчет по практике? Тогда Вам – к Нам!
Команда образовательного центра Дисхелп готова помочь в формировании отчета по консультативной практике с учетом заявленных требований специализации, индивидуального задания (темы) и пожеланий заказчика в строго очерченные сроки. Наши специалисты – педагоги топовых вузов страны, практикующие специалисты, кандидаты и доктора наук, доценты и профессора, всемирно известные критики и обозреватели и пр.
Мы гарантируем высокое качество услуг, оригинальность работ, индивидуальный подход и конфиденциальность данных каждому клиенту. Для оформления заявки достаточно заполнить электронный бланк заказа или посетить на офис.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!