Изучение русского языка начинается с первых же классов общеобразовательной школы. Это непростая задача. Школьники младшего возраста изучают целую группу дисциплин, которые имеют преимущественно научную направленность. В меньшей степени — прикладную. Например, синтаксис, морфемику и не только. Раздел, который занимается изучением звуковых особенностей слов называется фонетикой. На нашем сайте вы можете заказать услуги по написанию диссертационных работ, а также курсовых, дипломных и многих других на выгодных условиях.
СОДЕРЖАНИЕ
Что такое фонетика?
Звуковой или фонетический разбор слова — это типичный формат, с которым школьники сталкиваются в младших классах. В некоторых учебных заведениях его изучают с 1-го, в других — со 2-го класса. Суть фонетического разбора — понять, из скольких слогов состоит слово, сколько в нем звуков и какие они по составу.
Кажется, что принципиальной пользы такое занятие не несет. Но это не так. Специалисты по педагогике и логопеды указывают на большое значение звукового разбора слова как элемента развития специфического слуха, чувства русского языка. Точно так же при изучении иностранных языков используются транскрипции.
Звуковой разбор проводится по определенным правилам. Но нередко вызывает сложности даже у более старших школьников. Разберемся же, как и зачем его проводить.
Подробнее о структуре фонетического разбора слова
Звуковой разбор слова представляет собой распространенный и отработанный формат работы. Фонетический анализ включает в себя несколько составных компонентов:
- Первый — определение количества слогов, из которых состоит рассматриваемое слово. С этим проблемы возникают, как правило, редко. Обычно лишь в самом начале, когда школьники только постигают азы анализа, учатся.
- Второй — транскрипция. Переведение слова в фонематическую схему. Основные сложности касаются того факта, что количество букв и число звуков могут различаться. Это особенно путает. Но по мере опыта все становится нормально.
- Определение точного ударения. Имеет место еще и запоминание. Это необходимо для того, чтобы грамотно говорить.
- Разбор каждого звука в слове. Гласный он или согласный. Глухой или звонкий и т.д.
- Определение общего количества звуков и букв. Подсчет и описание.
Эти структурные элементы входят в состав любого звукового анализа слова. Нередко задания на разбор дают в самостоятельных и контрольных работах. Диктантах, чтобы закрепить знания ученика и помочь ему натренировать соответствующий навык. Обычно по мере наработки умения, накопления опыта, проблем с определением звукобуквенного состава уже не возникает. Это вопрос времени и часов правильной практики. Как и остальные виды разборов слов, предложений в русском языке и не только.
Звуковой анализ при изучении иностранных языков проводится несколько по-другому. В основе его лежит перевод слова в транскрипцию. Имеет значение не столько звукобуквенный состав, сколько правильное произношение. С определением верного ударения и точного звукового состава.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Кто проводит звуковой разбор
Звуковой разбор — это работа, с которой сталкиваются преимущественно школьники младших классов. Формат используется для наработки навыка слушания. В первую очередь. Также благодаря использованию методов фонетического анализа у учащихся появляется возможность более грамотно писать.
Задачу звукового разбора могут решать и другие категории:
- Иностранцы. Русский язык славится своими правилами и многочисленными исключениями. Если не брать в расчет синтаксис, пунктуацию, фонетика считается одним из самых сложных разделов. Наравне с общей грамматикой. Чтобы лучше понять русский, иностранцы систематически занимаются разными видами анализа. И звуковой разбор — это основа изучения. Для тех, кому русский язык не родной, фонетический анализ требуется как инструмент понимания свойств слов, их состава. В некоторых случаях еще и правил построения слов.
- Помимо иностранцев звуковой разбор слова делают учителя. Не столько ради наработки навыка, сколько в рамках выполнения собственных профессиональных обязанностей. Поскольку именно они дают соответствующие задания, а затем их проверяют.
Звуковое исследование слова может быть интересно и специалистам по лингвистике, филологам. Профессионалам в области словесности и русского языка в целом. Поскольку звуковой состав слова играет большую роль в выявлении закономерностей построения слов, определении их происхождения и функциональной направленности.
Следовательно, изучением звукового состава слова могут заниматься еще и ученые. Но их задачи совсем другие.
Зачем вообще нужен фонетический разбор слова
Звуковой разбор слова на составляющие на первый взгляд не имеет никакого смысла. По крайней мере, если говорить о школьниках младших классов. Это довольно сложный формат, котором нужно учиться. И даже в это случае сначала совершается множество ошибок.
Как отмечают специалисты по лингвистике и педагоги, избыточным программа с разными формами анализа не считается. Русский язык в рамках общеобразовательной школы изучают не только как прикладную дисциплину, но и как науку. Знакомят подрастающее поколение с некоторыми инструментами. Теми, которые им помогут.
Фонетический разбор помогает развить общее чувство языка, а также улучшить собственные навыки, понимание речевых структур, конструкций, инструментов и приемов. Если говорит точнее, фонетический разбор нужен для решения нескольких задач:
- Получение углубленных знаний в области орфографии. Как именно пишется слово, где располагается ударение. Почему оно пишется именно так, а не иначе. Все это подспудно проникает в подсознание ученика, помогая ему говорить и писать более грамотно.
- Определение правописания. Многие звуки появляются в словах не просто так. Суть в том, чтобы помочь учащимся определить правила чередования гласных. А в некоторых случаях еще и проверки правописания (ударные и безударные гласные). Все это фонетика объясняет в деталях.
- Формирование четкого понимания, что слова пишутся не так как слышатся. Это очевидная вещь может быть не до конца понятна школьнику в 6-7 лет. Изучая правила фонетики правило четко фиксируется в сознании учащегося. На всю оставшуюся жизнь.
- Развитие орфографической зоркости. Она проявляет себя как ощущение. Например, при взгляде на слово, написанное с ошибкой, даже если оно не знакомо, школьник, хорошо знающий фонетику, без проблем определить проблему. Будет, что называется, резать глаз.
- Общее развитие чувства русского языка, понимания его правил.
Фонетика изучается в системе с грамматикой, синтаксисом, морфемикой, стилистикой и прочими разделами лингвистики. Школа дает ровно тот объем знаний, который требуется грамотному и всесторонне развитому человеку.
Большую роль фонетика играет в коррекционной педагогике, логопедии. Дети с расстройствами слуха, нарушениями артикуляции, заиканием практически всегда имеют речевые проблемы. И это может привести к расстройствам интеллектуального развития.
Задача звукового разбора состоит в том, чтобы помочь ребенку научиться слушать и слышать русскую речь, ее оттенки и элементы. Фонетика в этом отношении играет основную роль. И применять ее можно по-разному. Можно учить ребенка на слух, а затем закреплять пройденный материал с помощью фонетического разбора, определения звукового состава конкретного слова. Или же действовать от обратного, сначала писать, потом проговаривать и слушать. Тут все зависит от принятой методики.
Правила и принципы поведения разбора
Правила проведения звукового разбора слова довольно многочисленны. Главная задача — научиться ими пользоваться. И легче всего сделать это на практике. Звуковой анализ проводится в несколько стадий.
На первой необходимо понять, сколько именно слогов входит в состав слова. Далее, после определения, важно отметить тот, который находится под ударением.
Например, слово «восход» включает в себя 2 слога. Под ударением 2-й. А слово «человек» — 3 слога. Удаление падает на третий.
На втором этапе пишется транскрипция. Сложность в том, что количество букв и звуков часто не совпадает. Потому как некоторые буквы при подготовке транскрипции выражаются несколькими звуками. Это может создать дополнительную путаница в головах учащихся.
Например, буква «ю» транскрибируется как сочетание «йу». То же самое касается «е» и «ё». Таких примеров довольно много. Их нужно знать.
После составления транскрипции и определения количества слогов, на третьем этапе, прописывается анализ всех звуков. Глухой он или звонкий, гласный или согласный, твердый или мягкий. И так до конца слова. Это может быть сложно на первых этапах изучения русского языка на академическом уровне.
Особняком стоят гласные, для которых характеристики мягкости, твердости и пр. неприменимы. В этом случае пишут, гласный он или согласный.
На четвертом этапе, в самом конце, необходимо описать, сколько звуков и букв в составе определенного слова. Так, в уже приведенном слове «восход» количество букв и звуков совпадает. Их 7. В слове «человек» ситуация точно такая же.
По такому принципу разбирают все слова русского языка. Важно иметь в виду, что звуковой состав пишется в разрез с орфографическим. Как слышится. В том же слове «человек» на втором месте будет не «е»,а «и», что логично, если вслушаться в произношение.
Порядок строгий, требует выполнения по отдельным этапам.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Сложности
Основный сложности, как показывает практика, возникают у школьников младших классов, которые только-только начинают свое изучение русского языка. Но это временное явление. Возможны трудности и у школьников более старшего возраста. Но это скорее результат торопливости и невнимательности.
Наиболее характерные сложности можно перечислить коротким списком:
- Проблемы при определении количества звуков. Число звуков нередко отличается от количества букв. Это типичная ситуация. Особенно в словах со сложной структурой.
- Проблемы в анализе составляющих звуков. Неверно понятые концепции твердости и мягкости, звонких и глухих согласных и пр.
- Трудности с определением количества слогов. Происходит на начальных этапах. Действительно надолго на этой части застревают очень немногие школьники.
- Непонимание концепции двойных звуков. Тех, которые выражаются одной буквой. Это может вызвать путаницу. И нередко требует дополнительных объяснений со стороны учителей.
К счастью, звуковой анализ не так сложен, как может показаться на первый взгляд. Все решается изрядной долей опыта, постоянной кропотливой практикой. Как правило, все проблемы устраняются через несколько недель или месяцев работы.
Частые ошибки при проведении работы
Ошибки, которые совершают школьники, частично совпадают с проблемами, описанными выше. Наиболее частые оплошности со стороны учащихся:
- Неправильный подсчет слогов или неграмотное деление на слоги. Случается, если слог состоит из одной буквы. Например, в слове «океан» 3 слога. Но делятся они следующим образом: о-ке-ан. Школьник может верно сосчитать количество слогов. Но вычленить их неверно: ок-е-ан. Возможны и другие грубые ошибки, которые. Как вариант, неправильный подсчет слогов. Тогда получается оке-ан.
- Неверная транскрипция. Встречается куда чаще. Поскольку многие слова при транскрибировании пишутся совсем не так, как в целом по нормам русского языка. В такой ситуации остается практиковаться и дальше.
- Неправильное описание отдельных составляющих слова. С этим также встречались все. Корневая ошибка может заключаться в неправильном определении звукового состава. Тогда и все остальное будет неверно. Если же говорить о менее серьезных ошибках, они затрагивают отдельные звуковые единицы.
- Наконец, возможен неправильный подсчет количества звуков и букв. В том случае, если имеется корневая, базовая ошибка. Такое тоже встречается часто.
Ошибки в первых классах, да и потом, не считаются трагедией. Поскольку все вопросы лингвистических разборов решаются опытом и достаточным пониманием. А оно приходит по мере практики.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Как научиться
Научиться фонетическому разбор самостоятельно можно в достаточно зрелые годы. Как правило, такая необходимость возникает, если за изучение русского языка берется человек, которые не владеет им или владеет в недостаточной мере — иностранец. У носителя такое желание может возникнуть, если появился интерес к серьезной лингвистике, и хочется освежить память.
Если за дело берется не носитель языка, оптимальный выбором может стать работа с преподавателем, под контролем опытного учителя. Учебники тут вряд ли помогут. Разве что уровень говорения и письма находится на высоком или выше среднего уровне. Тогда на помощь придут книги для начальных классов школы.
Когда изучение фонетики, русского языка затрагивает интерес носителя, можно найти учебники за первые несколько классов. Затем, по мере проработки, перейти к более серьезной литературе. Возможно самообучение Как именно работать — зависит от поставленных целей. Желаемого конечного результата.
Как научить ребенка проводить фонетический разбор
Обучение фонетическому разбору ребенка может частично лечь на плечи родителей. Поскольку учителя ограничены в возможностях и времени, а репетиторы даже в рамках обучения дисциплинам начальной школы — дороги. Есть три основных правила:
- Для начала нужно досконально разобраться в теме. На помощь приходят учебники, литература уровня самоучителей и прочая. Плюс качественный интернет-ресурсы и каналы на видеохостингах.
- Затем нужно подробно объяснить ребенку, как и что именно делать. Оценить сложности, задать вопросы, все ли он понял. Если нет — обрисовать суть непонятных моментов и прояснить их специально, прицельно.
- После этого нужно давать ребенку задания. Чем больше он практикуется, тем выше результаты. Главное не переусердствовать. Иначе возникнет много новых вопросов.
Обучение проводится стандартными методами. Но если есть возможность обратиться к педагогу, лучше сделать именно так.
Перспективы применения знаний о звуковом разборе слова
Знания об особенностях звукового анализа слова суммируются с остальными, создавая единый информационный пласт. Комплексное понимание особенностей русского языка, фонетики, грамматики и прочего. С точки зрения практики, весь комплекс знаний позволяет грамотно пользоваться всеми инструментами, палитрой красок русского языка. Как в устной, так и в письменной речи.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!