Подготовка к публичному обсуждению темы диссертации: что нужно знать аспиранту

Высшее образование – область широких возможностей. Аспирантура – одна из ступеней отличного и перспективного обучения за рамками бакалавриата и магистратуры. Это очередная ступень высшего образования, где обучение проходит в рамках специализированной программы по глубокому знакомству с определенным направлением. Успешное обучения по этой программе может стать шагом к ученой степени. Обучение в аспирантуре носит академические рамки, что определяет узкую направленность научных разработок. Целью обучения в аспирантуре становятся знания и опыт, требуемые для продолжения деятельности в сфере науки и на профессиональном поприще.

Высшее образование – область широких возможностей. Аспирантура – одна из ступеней отличного и перспективного обучения за рамками бакалавриата и магистратуры. Это очередная ступень высшего образования, где обучение проходит в рамках специализированной программы по глубокому знакомству с определенным направлением. Успешное обучения по этой программе может стать шагом к ученой степени. Обучение в аспирантуре носит академические рамки, что определяет узкую направленность научных разработок. Целью обучения в аспирантуре становятся знания и опыт, требуемые для продолжения деятельности в сфере науки и на профессиональном поприще.

Подготовка к публичному обсуждению темы диссертации: что нужно знать аспиранту

Стоит помнить, что все кандидаты наук изначально были аспирантами и обучались по специальным узконаправленным программам. Особенность этих программ – их нацеленность на практическую и исследовательскую составляющую.

Аспирант, в рамках обучения, сосредотачивает свое внимание на базовом предмете, что сужает круг интересов и направляет внимание обучающегося на одну область. Это создает возможность сосредоточиться на персональных исследованиях и научных открытиях. Опыт, в этом случае, шаг к высоким профессиональным достижениям.

Аспиранты – личности мотивированные и заинтересованные, обладающие отличным потенциалом и стремлением достичь желаемого. Усилия окупаются успешными исследованиями и признанием достижений.

После зачисления

Если задача с поступлением в аспирантуру решена, и заветная цель достигнута, пришло время обозначить новую цель – обоснование темы предстоящего исследования. Последнее должно содержать ряд обязательных элементов:

  • актуальность,
  • объект, предмет,
  • цель, задачи,
  • прогнозируемая новизна, значимость (теория, практика),
  • площадка для проверки и продвижения итогов работа,
  • структура.

Работа в данном направлении – этап подготовки к публичному обсуждению темы диссертации. Она делится на несколько этапов.

Что отмечать по ходу диссертации на защите?
Что отмечать по ходу диссертации на защите?

Первый отводится формулированию темы. Тема работы, оформленная в заглавие, может претерпевать изменения. Этому будет способствовать исследовательский процесс. Основная цель темы – зафиксировать в названии исследуемую научную задачу, отразить элементы новизны. Не стоит забывать о необходимости указания объекта и предмета изучения.

Процедура выбора темы диссертации базируется на использовании «паспорта специальности». Последняя содержит значительный перечень объектов и предметов изучения. Выбор не стоит осуществлять без непосредственного участия научного руководителя. Ведь именно ему отводится одна из главных ролей на публичном обсуждении темы диссертации. Помощь аспиранту в выборе темы могут оказать и преподаватели профильной кафедры.

Если тема выбрана, тогда наступает очередь второго этапа – обоснование актуальности. Последняя – один из самых важных аспектов, оцениваемых в рамках публичного обсуждения темы диссертации и на защите работы.

Приведение незыблемых доводов в пользу актуальности предполагает представление доказательств практической востребованности рассмотрения исследуемого вопроса. Не менее важен аспект потребности в том, чтобы тема исследования приобрела полноценную научную проработку. Чтобы доказать реальную значимость проблематики, стоит сосредоточиться на поиске научно-исследовательских тематических работ, которые были представлены научному сообществу за последние три года (допускается пятилетний отрезок времени). Раздел актуальности исследования должен содержать характеристики (кратко) решений по тематическим вопросам. Используя приемы критического анализа, автор исследования должен сам выявить проблемы, требующие углубленного исследования.

Очень важно, что обоснование актуальности должно сосредотачиваться только на теме рассмотрения. На широком взгляде на проблематику научного направления останавливаться не стоит.

Для обоснования темы требуется выявление целей и задачей работы. Последние обнаруживают непосредственную связь с актуальностью исследуемой проблемы – вопросы, которые надо решить. Цель проистекает из ответа на вопрос о том, как будет решаться проблема, обозначенная в теме. Очевидно, что цель становится уточнением темы.

Тонкости отражения научного аппарата
Тонкости отражения научного аппарата

Цель исследования может быть разбита на несколько базовых вопросов (научный, практический). Именно их решение будет способствовать достижению цели работы. Вопросы становятся задачами рассмотрения проблемы с научной точки зрения. Если рассматривать отношение целей и задач, то последние помогают добиться цели посредством обозначения дополнительных вопросов.

В публичном обсуждении темы диссертации обязательно будут отмечаться и рассматриваться предполагаемые научные итоги. Поэтому обоснование темы требует рассмотрения данного вопроса. Описание вероятных научных результатов должно затрагивать критерии новизны, полной или частичной, затрагивающей только исследовательский труд автора. Очень важно достичь согласования или объединения научной новизны, того, что делается впервые, с целями и задачами исследовательской работы.

Обоснование темы не обходится без указания ожидаемой практической выгоды, возможностей внедрения итогов исследования в работу различных структур.

Завершающая часть обоснования темы должна содержать отсылку к уже имеющимся тематическим наработкам (магистерская, дипломная, реферат, публикации и т.п.). Большим плюсом, для аспиранта, будет наличие научных работ, опубликованных ранее.

Если весь спектр аспектов учтен, детально изложен и проверен, тогда наступает пора ознакомить со сформулированным обоснованием темы научного руководителя. Последний, детально ознакомившись с обоснованием, вносит, при необходимости, корректировку. Если такой не понадобилось, то подготовленный документ выносится на обсуждение кафедры. По итогам публичного обсуждения темы диссертации на кафедре, обоснование темы диссертации аспиранта отправляется в Учебный совет, где проходит процедуру утверждения. Последняя должна быть одобрена ректором. И только после этого аспирант может приступать непосредственно к самому исследованию.

Тема: выбор

Сроки разработки темы научной диссертации охватывают 3-4 года. Точность выбора темы определяет успех защиты. Заинтересованность в теме определяет успех прохождения публичных обсуждений. Чтобы получить допуск к непосредственным исследованиям, необходимо пройти серьезный путь. Поэтому будет обидно, если публичные обсуждения темы диссертации закончатся массой уточнений, требований к доработке или, что хуже всего, утверждения отсутствия перспектив у выбранной проблематики. В данной связи выбор темы – серьезный вопрос, требующий детального рассмотрения.

Как выбрать тему для диссертации?
Как выбрать тему для диссертации?

Специалисты рекомендуют, при выборе темы диссертационной работы, опираться на опыт. Речь о научном опыте, интересах в научной сфере. Ведь практическая сторона изучаемого вопроса весьма важна. Лучше всего, если тема диссертации напрямую связана с содержанием и специализацией автора. Не менее важно то, насколько знакомство аспиранта с тематической специализированной литературой глубоко.

Существует несколько основополагающих факторов правильного выбора темы диссертации. Исследование, вернее его тема, должна быть частью научных разработок, осуществляемых кафедрой, с которой взаимодействует соискатель. Следующий важный пункт – проблематика работы. Здесь выбор должен основываться на сегменте научных разработок, которые ведет кафедра. Из перечня направлений стоит выбирать наиболее, с научной точки зрения, перспективные. Именно здесь надо искать ту тему, которая станет основой аспирантской диссертации.

Выбору поможет предлагаемый ниже перечень последовательных действий:

  • из каталога, находящегося на кафедре, выбрать тематические диссертации, прошедшие защиту; список тематических работ может быть увеличен за счет работ, осуществленных в рамках исследований других учреждений, работающий в сфере выбранной специализации;
  • обратить внимание на периодику и труды деятелей науки, объединенные интересующей областью знаний;
  • анализ более ранних научных достижений по проблематике для выяснения наличия неопределенностей, неточностей, проблем, а также решений, которые, в современных условиях, не соответствуют высоким научным требованиям;
  • на основе подученной информации проводится анализ первого варианта темы, критический подход позволяет сделать правильные выводы и внести своевременные коррективы.

Серьезный анализ первоначальной версии темы диссертации позволяет выявить степень соответствия ее элементов базовым условиям, прописанным в документах ВАК. В перечне базовых условий уже известные параметры:

  • актуальность, то есть тема диссертационного исследования должна отвечать острым научным потребностям современности, а также практическим запросам; именно актуальность в первую очередь отмечается в рамках публичного обсуждения темы диссертации;
  • научная новизна, критерий, ярко характеризующий автора как новатора, исследователя, нашедшего нечто ранее невыявленное, не используемое, незамеченное;
  • значимость, обязательный элемент темы диссертационного исследования, результаты которого оставят свой след не только в научных скрижалях, но и на практическом поприще.

Эти три критерия глубокой и качественной оценки темы диссертационного исследования в обязательном порядке находятся в центре внимания представителей научного сообщества и профессорско-преподавательского состава на этапе публичного обсуждения выбранного направления исследования. Только правильность оценки и своевременной корректировки, качественное и глубокое погружение в тематический материал, помогут аспиранту качественно подготовиться к непростому этапу отстаивания выбранной темы диссертационного исследования.

Оценка темы комиссией
Оценка темы комиссией

Не стоит забывать, что подготовленный материал по теме исследовательской работы должен пройти этап проверки у научного руководителя. Только после уточнения и исправления, если такое понадобится, материалы по теме исследования передаются на обсуждение кафедры. И только следующим этапом будет шаг к утверждению темы на уровне ректора.

Не стоит забывать, что углубление в тематический материал уже проработанных вопросов научных исследований, может внести коррективы в первоначальный вариант темы. Изменения могут произойти и позже. И этому способствуют не только достигнутые результаты исследований, но и темпы наращивания интереса к проблематикам научных исследований.

Утверждение

Уже отмечалось, что утверждение темы аспирантской диссертации проводится в вузах, научных учреждениях или иных научных структурах после того, как прошло обсуждение темы на профильных кафедрах. При этом должны соблюдаться жесткие временные рамки.

Все действия аспиранта согласуются с научным руководителем. Изначально, как и говорилось ранее, обсуждение темы проводится на кафедре. Однако необходимо помнить, что в представляемых на обсуждениях документах должна присутствовать не одна тема, но обязательно наличие первоначальной структуры исследования. Уже говорилось и об обосновании темы, а также уточнении возможности справиться с исследование в отводимые сроки. Полученная информация, в рамках обсуждения, активно рассматривается представителями кафедры.

Готовясь к публичному обсуждению темы диссертации аспирант должен быть готов выслушать самые разные соображения. Ученые, работающие на профильной кафедре, могут высказывать свое мнение в отношении формулировки темы исследования. Здесь могут возникнуть вопросы как в отношении смысла, так и в отношении стилистики. И единство мнений здесь не стоит ждать. На первый план, на публичных обсуждениях темы будущего исследования аспиранта, выходит противоречивость мнений, обусловленная разными подходами к рассмотрению проблематики со стороны разных ученых.

Утверждение темы диссертации
Утверждение темы диссертации

Если говорить о значимости высказываний, озвучиваемых на публичных обсуждениях, здесь особое внимание стоит уделять вопросу новизны предполагаемого исследования. Вполне возможно, что заявленная тема покажется достаточно проработанной предшествующими исследователями, что зафиксированной в научных трудах. Тогда приходит время, учитывая высказанные соображения, корректировки темы, осмысления новых направлений исследовательской мысли.

Этап публичного обсуждения темы исследования в рамках кафедры – этап весьма важный. Только в рамках дискуссий и учета предлагаемых рекомендаций, озвученных представителями разных научных взглядов, можно своевременно обнаружить недочеты и ошибки как в теме, так и в структуре предстоящей работы.

Если на кафедре обсуждение прошло без особых обсуждений, это не значит, что все волнения позади. Перед аспирантом и его научным руководителем открывается дверь в новый этап обсуждений, которые проходят на уровне ученого совета вуза. Данный этап более формальный, результатом которого становятся утвержденные вопросы по кадрам, финансированию и иные, которые позволяют аспиранту не волноваться по пустякам, а углубиться в комфортную атмосферу условий, приемлемых для исследования выбранной проблематики.

Однако и этот этап не может обойтись без сложностей. Стоит только вспомнить, что ученый совет – это высокое представительство разных ученых. Надо помнить, что их специальности, в научном мире, далеки от однотипности. А это значит, что внимание у каждого представителя научного совета будет сосредоточена на разных аспектах, тех, что затрагивают или созвучны его родной специализации. В данной связи на публичном обсуждении темы диссертации можно услышать самые разные высказывания. Может доходить и до споров. А это приводит к тому, что утверждение темы диссертации откладывается. И хорошо, если до следующего заседания. А любая задержка – это время. А в мире исследователей – это критерий весьма высокой ценности.

Разработка темы диссертации и подготовка к ее обоснованию
Разработка темы диссертации и подготовка к ее обоснованию

Тема диссертационного исследования аспиранта признается утвержденной только тогда, когда ученый совет принимает окончательное решение, что закрепляется соответственным приказом. Диссертант, присутствующий на публичных обсуждениях темы собственного будущего исследования, получает возможность отстаивать свои взгляды посредством убедительных доводов и неподдающейся сомнению аргументации.

Диссертация написана: публичные обсуждения

Если вы думаете, что публичные обсуждения темы диссертации заканчиваются только на этапе подготовки проекта, то вы глубоко ошибаетесь. Публичные осуждения завершенного проекта – явление закономерное и весьма волнительное. Ведь проект пришел к своему логическому завершению. И от результатов его публичных обсуждений зависит судьба аспиранта и его будущее. Ведь итогом таких мероприятий становится решение о допуске аспиранта к защите исследования, или недопуске. Поэтому обсуждения готового проекта на кафедре – важный этап. И ему предшествует серьезная работа не только самого аспиранта, но его научного руководителя и даже рецензентов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

И так, заседание кафедры, на которой обсуждается диссертационный проект соискателя, может быть расширенным. И это допускается, если диссертационное исследование находится на стыке специальностей или не соответствует научной специальности. В этом случае к публичному обсуждению привлекаются ученые, связанные с профилем исследовательской работы.

В фокусе внимания представителей ученого сообщества на публичных обсуждениях готового исследования – его качество, наглядность результатов, детальность их представления в публикациях, научная ценность работы. Все эти аспекты, в первую очередь, исследуют рецензенты, прорабатывая текст самой диссертации, а также наброски к автореферату. Аналитические оценки и заключения о рекомендации работы заслушиваются на публичных обсуждениях. С текстом диссертации, непосредственно перед публичными обсуждениями, могут ознакомиться все, кто желает. Для этого выделяется один из экземпляров исследования, и найти его можно непосредственно на профильной кафедре.

Открытое заседание профильной кафедры организует публичное обсуждение законченного исследования. Дата публичных обсуждений согласуется с рецензентами, которые, за неделю до назначенной даты, подготавливают отзывы и представляют их для ознакомления не только автору работы, но и на кафедру, где он изучается руководством. Отзыв рецензента может содержать указания на недочеты и рекомендации к их исправлению. Опираясь на предложенные уточнения, соискатель вправе внести исправления в диссертационный материал. При этом внесенные корректировки должны быть озвучены всем заинтересованным лицам. Но и на этом этапе далеко до завершения всех подготовительных мероприятий. Ведь далее предстоит работа над проектом заключения от кафедры по предложенному исследованию. И здесь идет совместная работа аспиранта и научного руководителя.

Тонкости обсуждения диссертации
Тонкости обсуждения диссертации

Есть много тонкостей, которые необходимо учитывать для того, чтобы все мероприятия по публичному обсуждению темы диссертации и ее итогов выли признаны правомерными. Здесь и вопрос качества, и полноты состава членов кафедры, наличие представителя диссертационного совета, соблюдение правил проведения заседания кафедры и т.п. Важна и последовательность проведения публичного обсуждения: от объявления повестки заседания, до подведения итогов, принятия заключения о рекомендации диссертации к защите. Решение, очевидно, может быть как положительным, так и отрицательным. Итоговый протокол заседания должен содержать все рекомендации, замечания и пожелания, озвученные рецензентами, участниками публичных обсуждений.

Как видно, работа по подготовке к публичному обсуждению темы диссертации весьма обширна. Масса тонкостей требует тесного взаимодействия с научным руководителем.

 


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!