Порядок проведения анализа произведения

Анализ произведения представляет собой формат работы, который чаще всего встречается на уроках литературы. Причем не только в школах, в старших классах, но и в университетах. В общих чертах под анализом понимают исследование авторского замысла. Но не только.

Порядок проведения анализа произведения

Анализ произведения представляет собой формат работы, который чаще всего встречается на уроках литературы. Причем не только в школах, в старших классах, но и в университетах. В общих чертах под анализом понимают исследование авторского замысла. Но не только: например, анализ слов, которая входит в анализ всего произведения.

Если вы хотите написать дипломные или научно-исследовательские работы, но у вас нет времени, то тогда можно воспользоваться услугами ОЦ DissHelp, предлагающих качественные услуги по оптимальным ценам.

Если говорить о комплексном исследовании художественного произведения, анализ включает в себя следующие структурные элементы:

  • Изучение основной мысли, посыла, который автор заложил в работу. Мысль может быть не одна, а несколько. Если речь идет о романе, а тем более о серии романов единой структуры, каждый персонаж, как правило, выступает носителем какой-либо одной идеи. Все вместе они обрисовывают общую картину произведения, его ключевой посыл, который нужно уметь понять и увидеть. Это вопрос опыта.
  • Изучение формы изложения. Разбивка на главы, отдельные компоненты — то есть исследование структуры произведения. Романа, повести или рассказа.
  • Исследование авторского языка, художественных средств, которыми писатель создает настроение и добивается раскрытия замысла. Тропов, символьных систем и пр.

Стихотворения также подлежат примерно такому же анализу. С поправкой на особенности формы. Однако это несколько иной формат, который требует иного подхода и проработки.

Зачем проводится анализ произведения

Исследование художественных произведений, стихотворений или прозаических работ требуется для решения нескольких теоретических или практических задач.

  • Во-первых, анализ нужен, чтобы понять авторский замысел. Без понимания, зачем писатель создал свое произведение, что он имел в виду, смысла в чтении не так много. Слова, образы и яркие мысли превращаются в блеклые нагромождения текста. Задача понимания может быть как чисто академической, так и практической. Поскольку оценивая замысел и выискивая важное среди множества слов, читатель становится более искушенным.
  • Во-вторых, анализ требуется для лучшего понимания формы. Что особенно важно для критиков, специалистов в области литературоведения или потенциальных, действующих писателей. Людей, которые и сами имеют прямое отношение к литературной работе.
  • В-третьих, литературный анализ позволяет понять средства художественной выразительности. Взять их на вооружение или же обогатить собственную речь. Что также может быть целью.

Ученые, профессиональные исследователи литературного творчества, проводя анализ, раскладывают произведение по составляющим, ищут общие тенденции, которые позволяют упорядочить художественное творчество и двигают вперед филологическую науку.

У анализа может быть и предельно приземленная, практическая задача — получить высокую отметку. Как правило, речь идет о школьниках, которые желают получить высокую оценку за сочинение. В меньшей мере, о студентах. Поскольку, как правило, они достаточно мотивированы, раз выбрали соответствующее направление обучения. И оценка для них — не единственная и не конечная цель аналитической работы. Основная задача — научиться понимать текст.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Кому обычно нужно проводить анализ произведения

Аналитическая работа, исследование произведений — это форматы, которые предполагают плотную работу с художественными трудами, творчеством известных авторов прошлых веков. Речь не всегда идет о классиках, но все же в большей мере именно о них.

Работой с художественными произведениями занимаются разные категории:

  • Школьники младших классов. Как правило, они имеют дело с несложными стихотворениями и рассказами классиков. Работами, адресованными именно младшей аудитории. На этом этапе никто не требует глубины проработки, но желают видеть базовое понимание структуры произведений, умения найти главное среди слов и описаний.
  • Учащиеся средней школы. С 5 по 7-8 классы учащиеся имеют дело с классикой русскоязычной литературы, занимаются более серьезными исследованиями. Но аналитика опять же может быть неполной или недостаточно квалифицированной. Поскольку речь об академических стараниях, это более чем нормально.
  • Учащиеся старших классов. К ним предъявляют более высокие требования. Поскольку у школьников есть и читательский, и кое-какой житейский опыт.
  • Студенты специализированных ВУЗов, факультетов. Аналитикой занимаются студенты направлений филологии, реже — лингвистики. Также будущие литературоведы. Поскольку это их потенциальная профессия, требования куда более серьезные. Аналитикой занимаются и потенциальные редакторы, специалисты по книжному делу. Но они работают не только с классикой, но и с современной прозой. Куда реже — поэзией.

Наконец, анализ произведений художественной литературы — задача критиков, а также людей, которые претендуют на это звание в профессиональной или любительской категории. Умение анализировать произведение может пригодиться и читателям, которые хотят лучше понимать литературу. Писателям, которые занимаются творчеством и желают повысить свой профессиональный уровень, развиться в выбранной области.

Какие произведения подлежат анализу: виды исследований

Подробному анализу подвергают произведения различных форм и разновидностей. Все они так или иначе относятся к художественной литературе, прозе или поэзии. В зависимости от размеров и формата произведения, выделяют несколько форм аналитической работы.

  • Рассказ. Представляет собой произведение малой формы, где автор сосредотачивается на одном конкретном событии, которое и играет ключевую роль в произведении. Изучением рассказов учащиеся занимаются с самых первых классов.
  • Повесть. Повести отличаются большим размером, множеством событий, но сравнительно небольшим количеством персонажей и единой канвой повествования. Хотя встречаются и исключения. Повести анализировать сложнее, но в основном из-за обилия действий.
  • Роман. Исследование романа представляет наибольшие сложности. В основном из-за того, что в романах много событий, несколько сюжетных линий, много персонажей, а также самого текста. Для качественного исследования романа требуется достаточно опыта. Поэтому в младших и даже средних классах школы сложные романы стараются не исследовать.

Особняком стоит стихотворения, поэмы. Они отличаются довольно коротким изложением, но значительной плотностью мысли и значений. Поскольку стихи изобилуют образами, художественными символами и сложными приемами. Их анализировать изначально сложнее.

Отдельно можно сказать об анализе драматического произведения, пьесы. В них мало действий, основную нагрузку несет диалоги. Это по преимуществу разговорный жанр, который строится на персонажах, а не на конкретных событиях. В этом может быть дополнительная сложность для неопытного исследователя.

Наконец, существует вид анализа, который предполагает исследование фольклорных произведений. Например, сказок, сказаний, эпоса, былин и пр. В это случае помимо собственно структурных элементов большой интерес представляют традиции народа, история, в которых может крыться ключ к разгадке смысла повествования и содержания.

Структурные компоненты качественного анализа

Качественный анализ произведения, не важно какого жанра и формата, имеет определенную структуру. Чтобы научиться хорошо работать с художественными произведениями, ее нужно знать наизусть. Анализ включает в себя несколько структурных компонентов:

  • История создания произведения. Ее необходимо иметь в виду, чтобы понимать, что именно происходило во временной период, когда автор создавал произведение. Как в истории общества, страны, так и в собственной биографии писателя или поэта.
  • Анализ названия. Как правило, в названии скрывается одна из основных мыслей. А то и ключевая мысль, которая выступает лейтмотивом всего произведения и ради нее затевается.
  • Жанр. Его также нужно уметь безошибочно определять.
  • Тема, а также идея. Играют основную роль в определении структуры всего повествования. Тема — это та основная канва, которая определяет нить повествования. Например, тема романа «Отцы и дети» — это конфликт поколений. Нащупав тему легко обнаружить и идею. Ту мысль, которую автор пытается донести до аудитории. В рамках все того же романа, основная идея касается противоречий интеллигенции разных поколений. Носителями двух противоположных идей выступают Кирсанов и Базаров, которые олицетворяют разные подходы к решению одинаковых вопросов.
  • Композиция. То есть структура произведения на глобальном уровне. Как правило, любое художественное произведение прозаической формы включает в себя экспозицию, завязку, развитие, кульминацию, развязку и постпозицию. Или 1, 2, 3 акты, зависит от того, как именно смотреть на вопрос.
  • Конфликт. Ведущая сила развития произведения. Конфликт может быть внутренним, внешним, разделяться по степени масштаба и антагонистической силе. Это то, что двигает произведение вперед, к развязке.
  • Система символов и персонажей. Герои, антагонистические силы и пр.
  • Авторская позиция. Что именно автор думает о всей ситуации и собственных персонажах. Ситуациях, теме и идее. Научиться формулировать позицию автора также очень важно.
  • Использованные средства художественной выразительности. Тропы и пр. Играют большую роль в определении типичного стиля автора.
  • Выводы.

Эта структура касается в первую очередь прозы. Поэзию анализируют в несколько ином ключе, многие компоненты этого списка исключаются.

Порядок проведения анализа

Алгоритм проведения анализа можно понять, если обратиться к списку составляющих эффективного исследования выше. Если представить аналитическую работу в виде упорядоченного алгоритма, получится такой формат работы:

  • Для начала необходимо прочесть произведение. В первом прочтении нужно прочувствовать основную атмосферу рассказа, повести и романа. Попытаться нащупать нить повествования. Основные идеи и тему или несколько идей, если они имеются.
  • Во время второго прочтения имеет смысл исследовать структуру произведения. Выписать основные эпизоды, которые предваряют и открывают путь дальнейшему повествованию.
  • Третье прочтение может быть последним полноценным прочтением. Далее исследователь, имея хорошее представление о работе, может обращаться к отдельным главам и эпизодам. Чтобы освежить память в части отдельных компонентов романа, повести или рассказа, стихотворения.

При исследовании произведения начать стоит с истории, названия, а также жанра. Они довольно простые в плане понимания. Далее переключиться на тему и идеи. Когда же станут понятны и тема, и идеи, взяться за структуру и описать персонажей, их роль в раскрытии определенных образов и мыслей. Вместе с тем нужно работать с конфликтом, поскольку он неразрывно связан со структурой.

На предпоследнем этапе можно браться за авторскую позицию. Поскольку ранее, не понимая что к чему, определить ее сложно, если не невозможно. На последней стадии аналитической работы необходимо описать особенности стиля, средства выразительности, которые использовал писатель при работе над произведением.

При работе с художественной литературой на анализ может потребоваться от 1 дня до нескольких недель. И даже более, если речь идет о диссертационном, исчерпывающем исследовании. Все зависит от сложности глубины проработки.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Оформление результатов исследования

Результаты исследования, анализа художественного произведения могут быть оформлены по-разному.

  • В школьный период, в годы обучения основным форматом выступает сочинение. Это краткое изложение своей позиции по произведению, определенному вопросу. Как правило, в вольной форме. Жесткая структура не предусмотрена. Однако если ее придерживаться, шансов получить высокую отметку гораздо больше. Поскольку ответ на вопрос, который ставится в сочинении, раскрыть по плану проще.
  • В институтские годы основной формат — это рефераты. Раскрытие тематики произведения может быть основой курсовой работы. Особенно, если речь идет об обучении на направлениях культурологии, литературоведения.
  • Еще один формат — это дипломная работа. В дипломе требуется более глубокая проработка художественного произведения.

Если говорить о временах за пределами студенчества, вне академической деятельности, анализ произведения проводится в рамках диссертационных исследований, кандидатских диссертаций. При написании монографий и докторских диссертаций, как правило, за основу берут не одно произведение, а группу произведение одного автора, его творчество. Или произведения схожего жанра, направленности, периода.

Сложности, которые возникают в процессе

При проработке произведения, анализе, могут возникнуть проблемы, связанные с недостаточным пониманием или недостатком опыта аналитической деятельности. Наиболее часто студенты и не только сталкиваются со следующими проблемами:

  • Отсутствует смысл названия. Например, это первая строчка стихотворения. Тогда этот пункт можно просто опустить.
  • Невозможно однозначно нащупать конфликт. С большой вероятностью, конфликтов несколько. Их нужно выписать по масштабу и антагонистам. А затем оставить на будущее.
  • Конфликт может стать ключом к теме, идее или проистекать из них. А значит эти два структурных компонента нужно рассматривать в системе.
  • Нередко возникают проблемы с авторской позицией. Сформулировать ее несложно, если присмотреться к персонажам, языку, а также разрешению ситуаций, окончанию сюжета.
  • При возникновении проблем с определением художественных способов и средств, достаточно открыть памятку с видами тропов и пр., ориентироваться на нее. По крайней мере, пока недостаточно навыков для самостоятельного и беглого анализа это может стать отличным подспорьем.
  • Сложные метафоры и обороты. Визитная карточка лирики. Тут важно знать жанр, направление поэзии, условия создания произведения. А также, желательно, систему символов, которую обычно использует поэт.

Сложности можно проработать и разрешить. Главное подойти к вопросу системно, в комплексе.

Как научиться анализировать произведения

Исследование художественных произведений — это вырабатываемый навык. Умение, которое вполне можно развить тренировками и учебой. Его основа — не столько талант, сколько сложная, длительная работа и опыт. Единственный совет — это много анализировать. Произведения разных жанров. Даже не обязательно классику. Лучше, когда исследователь ориентируется на разные периоды литературы, в том числе на современные работы.

Также не лишним будет исследовать критику. Смотреть за ходом мысли опытных коллег, а также проверять собственные догадки с помощью мнений квалифицированных специалистов.

Если вдруг у вас появилась необходимость в написании дипломных или научно-исследовательских работ, то тогда необходимо воспользоваться услугами ОЦ DissHelp.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!