Эмпирическая часть диплома – элемент академического исследования, отведенный под практическое исследование и отражение достигнутых результатов. В практической части дипломной работы изучаются и анализируются фактические данные, на их основании излагаются выводы и предложения. Основная направленность эмпирической части заключается в доказательстве или отрицании изначальной гипотезы, в стремлении обнаружить и зафиксировать новые знания, представить умения оперировать теоретическими знаниями, анализировать и интерпретировать результаты.
Эмпирический раздел – фундаментальная составляющая академического труда, в которой отражается практическая значимость и вклад.
В практической части диплома в обязательном порядке изучаются и анализируются фактические данные. А для сбора необходимого теоретического и практического материала используются самые разные методы. Остановимся на методе наблюдения и разберемся с практикой использования этого метода в рамках изучения образа жизни и действий.
СОДЕРЖАНИЕ
Метод исследования: наблюдение
Под наблюдением в научных кругах понимается психологический описательный метод, представляющий собой процесс сфокусированного и упорядоченного восприятия и учета поступков и образа жизни объекта изучения. Базовая особенность наблюдения заключается в необходимости реализации метода в действительности.
Наблюдение относят к числу проверенных методов, которые используются в разных сферах психологии (клиническая, социальная, образовательная и т.п.).
Особенности метода наблюдения
Как и любой исследовательский метод, наблюдение облаете своими особенностями. К категории ключевых проблем относят вопрос отношений между тем, кто наблюдает, и тем, кого наблюдают. Суть проблемы в том, что наличие наблюдателя зачастую становится основанием для коррекции поведения наблюдаемого.

Особенности наблюдения
У наблюдения, в отличие от иных исследовательских методов, имеется три очевидные особенности. Первая свидетельствует о наличии связи между объектом и субъектом наблюдения. Вторая особенность носит эмоциональный характер и проявляется в оценке реалий наблюдателем, который может субъективно оценивать увиденное. Третья особенность связанна с тем, что результаты наблюдения практически невозможно повторить.
Предмет наблюдения
Отметим, что предметом наблюдения является то, что можно увидеть, чему можно дать независимую оценку и зафиксировать. То есть с уверенностью можно говорить, что предметом наблюдения являются видимые признаки. Для наблюдения характерна фиксация не свойств, но проявлений психики. Если говорить о эмпирических исследованиях и гипотезах, то исследовательская гипотеза о психических явлениях может базироваться только на тех проявлениях, которые увидены и зафиксированы.
Так, в рамках вербального поведения можно вести наблюдение за речью (содержание, длительность, экспрессивность и т.п.). В невербальном поведении можно замечать мимику, выразительность телодвижений и т.п. Можно вести наблюдение за тем, как люди передвигаются, как соблюдают дистанцию, как проявляются воздействия физического плана и т.п.
Использование метода наблюдения максимально эффективно там, где требуется увидеть полную картину явления, зафиксировать все поведенческие проявления наблюдаемого. И все это возможно только тогда, когда исследователь не вмешивается в естественную среду обитания объекта наблюдения.
Говоря о методе наблюдения, который используется в рамках академического исследования, стоит отметить возможность осуществления процесса не только посредством усилий самого наблюдателя, но и посредством различных средств наблюдения, которые могут не только отслеживать, но и фиксировать данные. К таким средствам наблюдения относятся устройства для фото-, видео-, аудиозаписи.
Классификация наблюдений
Любое наблюдение приводит к определенным результатам, которые фиксируются и представляются в формате описания поведения наблюдаемого.

Наблюдение обладает различным видовым разнообразием. К примеру, если брать во внимание способ получения информации, то наблюдение может носить форму:
- косвенного (наблюдается результат) или непосредственного (наблюдение ведет исследователь) наблюдения;
- внешнее (наблюдение со стороны), внутреннее (самонаблюдение);
- включенное (изучение группы изнутри) или невключенное (наблюдение со стороны);
- прямое (непосредственное наблюдение) и косвенное (наблюдение через посредников);
- сплошное (изучаются все особенности поведения) и выборочное (часть изучаемой совокупности);
- лабораторное (искусственные условия) и полевое (реальная, естественная обстановка).
Если рассматривать критерий системности ведения наблюдения, то здесь выделяются два вида:
- систематическое (в соответствии с определенным планом);
- несистематическое (для общей картины поведения в определенной ситуации).
Если говорить о формах наблюдения, которые могут использоваться в эмпирической части дипломного исследования, то непременно стоит отметить осознанное, неосознанной (внешнее, внутреннее) наблюдение, а также наблюдение окружающей среды.
Наблюдение осознанное реализуется тогда, когда участнику исследования известно о наблюдении. Особенность наблюдения – необходимость взаимодействия участника и исследователи, отсутствие необходимости скрывать цели исследования. Но иногда ситуация требует сокрытия реальных данных. На этом основании возникают проблемы этического характера. Кроме того, выводы могут носить субъективный характер, а на участника может оказываться влияние наблюдателя, что обуславливает вероятность возникновения неадекватных проявлений и ложных результатов.
Наблюдение неосознанное внутреннее предполагает неосведомленность объекта наблюдение об исследовании. Исследователь становится частью исследуемой среды, не раскрывая свою роль участнику исследования. Положительные стороны данной форм наблюдения: реальная и подробная запись данных, оптимальный вариант для исследования особенностей малых групп, отсутствие влияния со стороны исследователя. Среди минусов этого вида наблюдение отмечаются этические вопросы, трудности с записью и сохранением информации, потеря нейтралитета исследователя, субъективизм оценки действий.
Наблюдение неосознанное внешнее осуществляется без непосредственного контакта участников и исследователей посредством оборудования для видеонаблюдения в режиме реального времени. Положительные особенности данной формы наблюдения заключаются в объективности результатов. Отрицательная сторона – фиксированное место наблюдения, итоги действительны только для определенной локации.
Наблюдение окружающей среды выражается в изучении объекта исследования в непосредственной среде его обитания. Цель изучения заключается в необходимости выявления факторов внешнего воздействия, способных оказать воздействие на поведение испытуемого.
Практическая часть дипломного проекта требует дательного планирования и фиксации всех аспектов эксперимента. Если рассматривать классификацию способов наблюдения по способу фиксации информации, то они могут быть стандартизированными, то есть связанными с заранее продуманными критериями, и нестандартизированными, при которых итоги наблюдения фиксируются в свободном формате.
Поэтому автор диплома должен тщательно готовиться к эмпирической части исследования. В связи с этим проследим за тем, как можно организовать и реализовать практику использования методов наблюдения в дипломных проектах.
Наблюдение в дипломных проектах
Темы дипломных проектов могут быть самыми разнообразными. Если говорить о практике использования методов наблюдения за поведением при разработке эмпирической части дипломного проекта, то здесь стоит указать на важность явления, способного помочь качественному анализу реальных действий и образа жизни. Методы наблюдения – отличный инструмент для сбора информации, выявления связей и изложение выводов.

Практика использования
В рамках дипломной работы методы наблюдения за поведением используют для сбора эмпирической информации, связанной с объектом исследования или его действиями. Потому что наблюдение – это инструмент, помогающий собрать необходимую информацию посредством фиксирования поведения объекта исследования в условиях естественного или искусственного происхождения. При этом не обязательно и не желательно, чтобы наблюдатель вмешивался в ход происходящего.
Изучение связей
Благодаря наблюдению исследователь обнаруживает и изучает взаимосвязи показателей и аспектов, способных воздействовать на объект изучения.
Выводы
Зафиксированные данные – это итог наблюдения. На основании полученной информации исследователь излагает выводы и высказывает гипотезы, требующие проверки, подтверждения или отрицание.
Эмпирическая часть
В рамках практической части дипломной работы наблюдение становится инструментом анализа практических случаев. На основании наблюдения осмысливаются и излагаются практические рекомендации.
Подход к исследованию
В рамках дипломной работы, в основе которой реальные поведенческие проявления или изменения, метод наблюдения становится базовой исследовательской техникой, способной продемонстрировать возможности непосредственного наблюдения за объектом изучения.
Визуализация результатов
Собранные в рамках наблюдения данные могут быть представлены в самых разных форматах: таблицы, графики и т.п. визуальные формы.
При написании дипломных работ и применения в них метода наблюдения за поведением, главным правилом становится процесс следования этическим нормам. Кроме того, для наблюдателя должен стать нормой отказ от субъективистского подхода.
Наблюдение: порядок действий
Этапы
- Целеполагание. Прежде чем преступить к написанию дипломной работы, в которой будет использоваться метод наблюдения за поведением, необходимо определиться с вопросом того, что предполагается изучать и узнавать.
- Определение с объектом исследования и условиями. Для реализации целей исследования необходимо выбрать одного человека, группу лиц или целую организацию.
- Выбор поведенческих аспектов. Здесь требуется прийти к четкому пониманию того, что должно быть взято за изучаемый феномен. Сфокусировать наблюдение можно на действиях, жестах, реакции, речи и т.п.
- Определение с методом регистрации данных. В качестве инструментов могут вступать таблицы, дневники, видеозапись, чек-листы и т.д.
- Наблюдение. Процесс должен сопровождаться повторными действиями. Данный подход позволит избежать непредвиденных ситуаций.
- Обработка информации. В рамках работы над зафиксированной во время наблюдения за поведением информацией требуется применять как количественные, так и качественные методы. К примеру, в рамках количественного метода можно выяснить, какое количество раз было зафиксировать тот или иной вариант поведения. В рамках качественного метода можно выяснить способ или условия проявления поведенческих аспектов.
- Выводы.
Практика использования методов наблюдения за поведением помогает выявить особенности социального взаимодействия, проанализировать проявления тревожных расстройств, поведения в различных условиях, выявить лидеров и т.д.
Правила ведения наблюдения
Наблюдение, как процесс, и осуществляемая, одновременно с процессом, фиксация данных в специализированных протоколах, должны подчиняться определенным правилам. Поэтому и разработаны правила использование методов наблюдения за поведением. И в рамках деятельности по разработке эмпирической части диплома их необходимо знать и руководствоваться.

- Исследование должно вестись в соответствии с заранее разработанным планом, в котором определяются важные этапы изысканий и обязательные события.
- От организаторов наблюдения и самого наблюдателя требуется создать максимально приемлемые условия эксперимента для того, чтобы исключить или минимизировать возможность воздействия на объект исследования или условия его жизни.
- Выбранное явление должно быть изучено в рамках наблюдений за несколькими людьми. Если в исследовании принимает участие один конкретный человек, то в целях чистоты эксперимента, необходимо организовать наблюдение за выбранным проявлением еще у нескольких человек. Это поможет провести сравнительный анализ и выявить положительные или отрицательные стороны.
- Наблюдение за объектом должно носить систематический характер. Если такой возможности не существует, тогда обязательным условием должна стать возможность проведения повторных наблюдений.
Соблюдение этих правил позволит представить в эмпирической части работы, в которой присутствует практика использования методов наблюдения за поведением, качественный материал и верные выводы.
Вопросы этики
Важным моментом организации разных форм наблюдения становятся этические вопросы. Исследователи в своей деятельности, должны придерживаться этического кодекса, который был разработан представителями Американской психологической ассоциацией. В перечне самых разных пунктов, стоит остановить внимание на самых важных.
- Исследователь должен получить согласие участника исследования на проведения наблюдений и использования полученной информации в рамках изучения конкретного момента. Исключением, для обязательного получения согласия участников, служат ситуации, когда наблюдение осуществляется в общественных местах.
- Наблюдаемые должны быть уверены в том, что люди, находящиеся под наблюдением, находятся в условиях, не предполагающих нанесение им ущерба. В ситуациях, когда причинение вреди избежать не представляется возможным, необходимо предпринимать усилия для минимизации последствий.
- Под наблюдение не должна попадать личная жизнь человека или вторжение должно сводиться к минимуму.
- Информация об участниках наблюдения и данные, полученные в ходе запланированных исследованием мероприятий, должны храниться под грифом «конфиденциально».
Подготовка к использованию методов наблюдения за поведением при разработке эмпирической части дипломного проекта должна включать в себя работу по отбору оптимальных инструментов изучения интересующего вопроса. В данной связи очень важно познакомиться с преимуществами метода наблюдения и знать его недостатки чтобы судить о том, насколько выбранный метод соответствует реализации задуманного и достижению намеченных целей.
Положительные критерии метода наблюдения
- Благодаря наблюдению исследователи получают непосредственный доступ к явлениям и могут зарегистрировать интересующие проявления, т.е. поведение может изучаться в естественных условиях.
- Наблюдение – это универсальный инструмент, который можно применять и в отношении одного индивида, и в отношении группы лиц. При этом в фокусе может оказаться поступки людей и их отношения между собой или к определенным факторам (задача, предмет, ситуация и т.п.).
- В рамках исследования готовность наблюдаемых участников к эксперименту не играет никакой роли, так как наблюдение может осуществляться без их ведома.
- Привлекает многомерность охвата, которую демонстрирует наблюдение в рамках исследования, что позволяет мониторить, к примеру, проявления образа жизни участников как вербального, так и невербального характера.
- Реакция участников, фиксируемая в ходе наблюдения, зачастую неискаженная.
Рассматривая положительные стороны метода наблюдения за поведением, следует отразить и противоположную сторону, в которой отмечаются недостатки этого универсального инструмента.
Проблемные аспекты метода наблюдения
- Субъективное восприятие и оценка со стороны наблюдателя.
- Огромное количество второстепенных факторов, которые мешают проведению эффективного наблюдения и формулировке правдивых выводов (разное социальное положение, усталость, недочеты восприятия, усреднение и т.п.).
- Наблюдаемая ситуация находится под ограниченным контролем.
- Наблюдаемые условия и проявления могут носить однократный характер, что обусловливает невозможность произведения обобщающего вывода.
- Метод затратный, как в отношении ресурсов, так в отношении времени, требуемого для организации и осуществления наблюдения.
- Сложность исполнения функциональной проверки.
Существует ряд практических советов, которые помогают наблюдателю добиться успеха. В ходе осуществления наблюдения за поведением, при разработке эмпирической части дипломного проекта, необходимо запастись терпением и умениями, вырабатываемыми в рамках постоянной тренировки. Наблюдатель должен понимать, что в рамках мониторинга какого-то явления, образа жизни одного или группы лиц, следует быть внимательным к деталям. Необходимо вырабатывать умения непредвзято оценивать поступки и действия. Необходимо вырабатывать умения фиксации результатов без их осмысления и понимания.
Хорошим советом можно назвать необходимость проведения повторного наблюдения. Данный подход обеспечивает надежность результатов. Отличные результаты могут продемонстрировать не отдельные исследовательские инструменты (наблюдение, опрос, интервью), а их комбинация. Таким образом можно добиться большей точности итоговых данных.
Практика: наблюдение за поведением детей
Обратимся к наглядному примеру и рассмотрим практику использования и особенности метода наблюдения за поведением детей дошкольного возраста.
Метод наблюдения за поведением детей дошкольного возраста — один из наиболее эффективных и широко используемых методов в дошкольной педагогике и психологии. Он позволяет получить объективные данные о развитии ребенка, его индивидуальных особенностях, уровне социализации, эмоционального состояния, когнитивных навыков и коммуникативных умений.

Первое, что хочется отметить, это особенности, которыми сопровождается практика использования методов наблюдения за поведением детей дошкольного возраста. Они важны при разработке эмпирической части дипломного проекта и дают возможность понять все выгоды использования данного метода.
Второе, на что необходимо обратить внимание, это на естественность контекста. Это выражается в том, что отслеживание поведения осуществляется в обстановке, которая привычна для ребенка. А проводит свое время дошколенок в детском саду, где у него есть знакомая группа, участок для прогулок, игровой уголок. Совокупность обозначенных факторов обуславливает проявление привычного для детей поведения, где вмешательство взрослого никак не проявляется.
Третий отмечаемый критерий проявляет пассивную роль наблюдающего. Ведь взрослый наблюдатель не мешает детям в их занятиях и не вмешивается в происходящие процессы. Его роль, в случае наблюдения за поведением дошколят, заключается в отражении увиденного, без анализа и каких-либо пояснений. Такой подход гарантирует точность отражения поведения детей, без искажений, которые наверняка проявятся при очевидном внимании взрослых к тому, что делают дети.
Четвертый аспект связан с критериями организованности и упорядоченности. Если говорить о результативности наблюдения, то данный критерий в полной мере обусловлен тем, как хорошо проведен подготовительный этап. Как известно, любое исследование начинается с определения цели, обозначения задач, выяснения параметров наблюдения. Для дошколят может быть определена необходимость выяснения параметров взаимодействия со сверстниками, отклика на замечания, проявления эмоций и т.п. Планирование наблюдений за поведением дошколят может носить как эпизодический характер, так и длительный, когда мониторинг поведения осуществляется до нескольких недель.
Еще один важный аспект, который не стоит упускать из виду – процесс фиксирования данных. В ходе разработки эмпирической части дипломного проекта, в котором используется метод наблюдения за поведением дошколят, необходимо помнить о том, что все поведенческие проявления должны быть зафиксированы. Записи наблюдаемого могут иметь форму простых записей, регистрации в формате аудио-, видеоматериала, в табличном формате или в виде анкет. Любой из вариантов записи наблюдаемых поведенческих проявлений будет способствовать облегчению процесса обработки, анализа и объяснения данных.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Метод наблюдения в действии
Представим себе ситуацию, когда наблюдатель мониторит взаимодействие детей во время игры.
Игра
Во время игры можно отлично проследить за тем, как дошколята проявляют свои творческие способности. Не менее ярко проявляются в игре коммуникационные способности. Можно отследить и признаки развитости воображения. По степени участия в игре можно выявить лидеров или пассивных участников.
Отношения с ровесниками
Общение со сверстниками может показать степень предрасположенности к совместной деятельности. Наблюдение позволяет выявить зачатки организаторских способностей. Мониторинг отношений с ровесниками позволяет выяснить уровень конфликтности.
Эмоциональная реакция
Игра – это всегда эмоции. Поэтому наблюдение за тем, как дошколята играют и реагируют на происходящее, позволяет сделать выводы о том, как они могут проявить или выразить свое отношение к победе или поражению, как реагируют на похвалу и как воспринимают наказание, как ведут себя в новых или нестандартных условиях.
Образовательный процесс
На протяжении всего времени, проводимого детьми в дошкольном учреждении, они обучаются. Сначала это несложные приемы самообслуживания, навыки рисования, владения приборами и инструментами и т.п. Позднее процесс усложняется, но это не мешает наблюдателю фиксировать проявление таких факторов как степень внимательности, уровень способностей к самоконтролю и самостоятельности. Данные, полученные благодаря такому наблюдения, позволяют делать выводы о степени готовности дошкольника к школьному обучению.
Практика использования методов наблюдения за поведением дошкольника позволяет получить достаточно разнообразные и качественные данные. Последнее зависит оттого, какой вид наблюдения выбирается для проведения запланированных в ходе разработки эмпирической части дипломного проекта мероприятий.
Виды наблюдений
В ходе наблюдений за поведением дошколят в различных ситуациях можно использовать разные виды наблюдений.
Если говорить о необходимости ведения длительного наблюдения, то, скорее всего, исследователь может выбрать формат непрерывного наблюдения.
Если для дипломного проекта нужна информация об отдельных видах поведения или складывающихся ситуациях, тогда выбор остановится на выборочном наблюдении.
Если наблюдатель не сосредотачивает внимание на конкретных аспектах, тогда ему не нужна программа мониторинга и он остановит выбор на формате свободного наблюдения.
Если в дипломной работе предполагается наличие определенных критериев и шаблонов, то такой материал требует предварительной разработки. И наблюдение, в данном случае, будет иметь форму стандартизированного подхода.
Как видно, практика использования методов наблюдения за поведением дошколят, требуемая в рамках разработки эмпирической части дипломного проекта, демонстрирует значительные преимущества. Среди прочего, хочется отметить критерий объективности. Но здесь необходимо вести учет правильности процесса фиксации поступающих данных. Благодаря наблюдению исследователь может отслеживать динамику развития ребенка (детей) в целом и его (их) отдельных поведенческих проявлений в частности. Наблюдение не обладает какими-либо ограничениями. Их можно применять с одинаковом успехом в разновозрастных группах или в самых разных условиях.
Но, в любом случае необходимо помнить, что процесс наблюдения требует подготовки, соблюдения правил и следования этическим нормам.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!