Предметно-исследовательская & научная область: одно и то же?

Выполнение курсовых и дипломных работ, научных статей, а также подготовка прочих рукописей соприкасается с тем, что индивид должен тщательно продумать границы и наметить конкретные параметры, ориентиры, условия для проведения исследования. Но немногие знают, что помимо простой предметной области существует еще два понятия, граничащими с ней: научная и предметно-исследовательская. Давайте разбираться, что есть что.

Предметно-исследовательская & научная область: одно и то же?

Выполнение курсовых и дипломных работ, научных статей, а также подготовка прочих рукописей соприкасается с тем, что индивид должен тщательно продумать границы и наметить конкретные параметры, ориентиры, условия для проведения исследования. Но немногие знают, что помимо простой предметной области существует еще два понятия, граничащими с ней: научная и предметно-исследовательская. Давайте разбираться, что есть что.

Понятие и признаки научной области

Научная область – это некая вселенная, которая состоит из множества разделов, каждый из которых посвящен определенным вопросам и парадигмам. Данная категория представляет собой четко очерченные полушария, посвященные конкретной дисциплине и ее особенностям, развитию.

Научная область – это не единое пространство с фактами, правилами. Здесь есть свое разделение на конкретные ниши и тонкости. У каждой науки есть своя научная область, то есть свой «остров», где действуют определенные границы, требования условия, методики и пр.

Какие бывают области для исследования?
Какие бывают области для исследования?

К признакам научной области можно отнести:

  • Масштабность. Одна область может контролировать несколько смежных наук или затрагивать различные вопросы по решению одной и той же проблемы, предлагать различные подходы и т.д.
  • Объективность и достоверность. При проведении исследования автор будет полагаться на независящие от него подходы, инструменты, требования и правила, которые гарантируют независимость, точность и надежность результатов. То есть у каждой научной области будет действовать конкретный свод принципов, регламентов, нормативов, которые помогут в определении точного и гарантированного исхода.
  • Системность. Рассматриваемая категория предполагает изучение как отдельных единиц и параметров, так и в комплексной манере – вместе, в общей картине. То есть в каждой такой «зоне» будет действовать определенный свод правил, условий, целая система.
  • Обоснованность и доказательность. В каждой плоскости присутствует определенная доказательная база, фундамент, на котором строится весь ход НИР, поясняется им конкретизируется результат.
  • Проверяемость. Любое утверждение будет проверяться исследователем на основе располагаемой информации и доступного ему инструментария. Каждый результат подлежит емкому описанию-разъяснению, обоснованию и должен быть посилен для проверки. Каждая научная парадигма предполагает воспроизводимость операций для того, чтобы удостовериться в корректности и точности итогов, утверждений и пр.
  • Всеобщность и контролируемость. Действующие в научной плоскости заветы будут распространяться на все объекты и действия, подведомственные ей.

Научная область предполагает зонирование тем, проблем и воспроизведение определенных законов, методик и пр.

На сегодняшний день существует свыше десятка различных научных областей. Все они могут быть поделены на прикладные, гуманитарные или по конкретным дисциплинам и направлениям: математические, гуманитарные, социальные, технические, естественнонаучные и пр.

Научная область выполняет несколько существенных функций:

  • Ориентирующая и ограничивающая. Она предполагает распределение информационного потока на определенные сегменты, свойственные конкретному направлению и парадигме.
  • Информационная и развивающая, призванная привить учащимся новые познания и развить в них соответствующие компетенции, умения, навыки, расширить их кругозор и компетенции.
  • Аккумулирующая. Эта миссия призвана сохранить и передать действующие понятия, правила, подходы и приемы поколениям, сохранить их и помочь в обосновании новых парадигм.
  • Инновационная. Все сохраненные в каждой научной плоскости принципы, материалы, помогают в развитии научно-технического прогресса, технологий и пр.

Таким образом, научная область представляет собой совокупность знаний и навыков по всем существующим направлениям, дисциплинам и знаниям. Данная парадигма подлежит классификации с учетом предметных особенностей.

Суть и особенности предметно-исследовательской области

Предметно-исследовательская область представляет собой часть научной области, но суженная до целей и границ конкретного исследования. То есть это небольшая часть общего пространства, которая посвящена изучению определенной проблемы, вопроса, нюанса в четко очерченных предметных рамках (то есть в пределах определенной дисциплины, предмета).

Предметно-исследовательская область является частью научного аппарата любого научно-исследовательского проекта и устанавливает предметные границы. То есть по своей сути она совпадает с предметом исследования.

Ключевые параметры предметно-исследовательской области
Ключевые параметры предметно-исследовательской области

В то же время, она помогает исследователю подобрать эффективный методологический аппарат, ориентируя в конкретном сегменте и предоставляя информацию о существующих приемах, инструментах, тенденциях, возможностях и т.д.

Среди функций рассматриваемой парадигмы можно отметить:

  • Ограничивающая. Материалы и знания в рамках предметно-исследовательской области будут посвящены конкретному исследовательскому вопросу, информировать пользователей о соответствующих правилах, методах, нормах и пр.
  • Конкретизирующая. Данная ветвь призвана сосредоточиться на более узкой системе правил и подходов, сузить ход НИР до конкретного частного или базового случая, ситуации и выработать частный подход к решению проблемы с учетом располагаемых факторов, возможностей и др.
  • Структуризационная. Эта задача сводится к тому, что все действующие в определённой предметной нише правила и условий будут четко распределены по разделам, научным задачам и направлениям, учитывать специфику ситуации и т.д. То есть у каждого формата, требования будет свой спектр действия.
  • Динамичная. Рассматриваемая парадигма предполагает стремление к совершенствованию и решение более узких, точечных проблем и задач с целью улучшения способов, правил, механизмов воздействия, общую научную базу по конкретному предмету или дисциплине.

Фактически, предметно-исследовательская область – это междисциплинарное пространство, где действует более узкий и специфический круг принципов, терминов, инструментов, свойственный конкретной науке. Она сужает ход научного исследования и делает его более сосредоточенным, проблемо ориентированным, носит прикладной) воспроизводимый в реалиях) характер.

Если же рассмотреть предметно-исследовательскую область с другой стороны, то это инструмент научного познания, помогающий систематизировать материал и сосредоточиться на конкретном звене (науке, дисциплине, проблеме, вопросе).

Сравнение научной и предметно-исследовательской области

Пришла пора оценить научную и предметно-исследовательскую области в сравнении и определить, в че же состоит их сходство и отличия.

Основание

Научная область

Предметно-исследовательская область

Масштаб Глобальный Узкий, ограниченный
Проблемо ориентированность Общенаучные проблемы, развитие конкретного направления Частно ориентированная парадигма, сужение исследования
Информационная база Все действующие правила, требования, нормативы и условия: теории, концепции, закономерности Законы, подходы, инструменты, действующие в рамках конкретной науки, предмета, проблемы и темы: практика, применение теории
Цель Развитие направления в целом, получение новых знаний Решение конкретных задач и проблем
Методологический подход Акцент на теорию Более прикладной характер
Анализ

Системный и частный

Результат

Проверяемый достоверный, обоснованный

Среди очевидных сходств рассматриваемых парадигм можно выделить то, что они нацелены на развитие науки и совершенствование существующих правил, методов, инструментов. То есть сведения, располагаемые на их просторах, являются фундаментом для дальнейшего развития. Притом изучение тех или иных вопросов базируется на общих и доступных приемах: общенаучные методы, анализ, синтез, индукция и дедукция. То есть работа с информационной базой просто неизбежна как в рамках научной, так и предметно-исследовательской области. В любом случае они занимаются исследованиями, посвященными решению конкретных вопросов и проблем.

Более итого, обе категории ориентированные на получение конечного результата. То есть указанные форматы ограничены и имеют «конечный пункт», который приведет исследователю к конкретному выводу, обоснованию и пр.

В то же время предметно-исследовательская и научная области имеют существенные отличия, разделяющие их. Так, научная область – понятие более широкое и масштабное, всеобщее, включающее все науки, а предметно-исследовательская – сужающая ход НИР до конкретного вопроса, проблемы и соответствующей ей дисциплины, правил и т.д.

Информационная база у каждой из рассматриваемых баз будет своя. В научной – это все своды и законы, теории по существующим направлениям, а во втором случае – более узкий свод, свойственный конкретному предмету, теме и пр. Научная часть нацелена на развитие теорий, правил, а предметно-исследовательская – на их воспроизведение, реализацию в жизни и получение конкретных результатов в виде действий, измеримых итогов и пр.

Таким образом, рассматриваемые области – это две разные, но смежные между собой категории, помогающие теоретическому и практическому развитию человечества.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Рекомендации по работе с предметно-исследовательской и научной областью

Прежде чем приступить к исследованию конкретизируйте научную и предметно-исследовательскую область. В первом случае можно выделить свойственные теме науки и правила, а во втором – сузить ход НИР до конкретной проблемы и связанных с ней теорий, правил и инструментов.

Учитывайте, что научная и предметно-исследовательская базы не должны противоречить друг другу. Они могут взаимодополнять друг друга и помогать выработке боле точного, инновационного решения для исследовательского вопроса.

Научная область позволяет собрать более глобальную информационную основу для выполнения проекта или НИР, а предметная – сузить ее до конкретной тематики и проблематики, границ частного исследования, сделать более точной, целенаправленной и проверенной.

Учитесь оперировать научной и предметно-исследовательской областями при написании студенческих работ.

 


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Один комментарий к “Предметно-исследовательская & научная область: одно и то же?”

  • никогда бы не подумала, что между этими понятиями такая колоссальная разница. Всегда полагала, что это одно и то же. Спасибо за пояснение! Получается, что научная область – более широкое понятие, а предметная – сужает ход исследования до рамок определенной дисциплины, проблемы и пр.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *