Выполнение курсовых и дипломных работ, научных статей, а также подготовка прочих рукописей соприкасается с тем, что индивид должен тщательно продумать границы и наметить конкретные параметры, ориентиры, условия для проведения исследования. Но немногие знают, что помимо простой предметной области существует еще два понятия, граничащими с ней: научная и предметно-исследовательская. Давайте разбираться, что есть что.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и признаки научной области
Научная область – это некая вселенная, которая состоит из множества разделов, каждый из которых посвящен определенным вопросам и парадигмам. Данная категория представляет собой четко очерченные полушария, посвященные конкретной дисциплине и ее особенностям, развитию.
Научная область – это не единое пространство с фактами, правилами. Здесь есть свое разделение на конкретные ниши и тонкости. У каждой науки есть своя научная область, то есть свой «остров», где действуют определенные границы, требования условия, методики и пр.

К признакам научной области можно отнести:
- Масштабность. Одна область может контролировать несколько смежных наук или затрагивать различные вопросы по решению одной и той же проблемы, предлагать различные подходы и т.д.
- Объективность и достоверность. При проведении исследования автор будет полагаться на независящие от него подходы, инструменты, требования и правила, которые гарантируют независимость, точность и надежность результатов. То есть у каждой научной области будет действовать конкретный свод принципов, регламентов, нормативов, которые помогут в определении точного и гарантированного исхода.
- Системность. Рассматриваемая категория предполагает изучение как отдельных единиц и параметров, так и в комплексной манере – вместе, в общей картине. То есть в каждой такой «зоне» будет действовать определенный свод правил, условий, целая система.
- Обоснованность и доказательность. В каждой плоскости присутствует определенная доказательная база, фундамент, на котором строится весь ход НИР, поясняется им конкретизируется результат.
- Проверяемость. Любое утверждение будет проверяться исследователем на основе располагаемой информации и доступного ему инструментария. Каждый результат подлежит емкому описанию-разъяснению, обоснованию и должен быть посилен для проверки. Каждая научная парадигма предполагает воспроизводимость операций для того, чтобы удостовериться в корректности и точности итогов, утверждений и пр.
- Всеобщность и контролируемость. Действующие в научной плоскости заветы будут распространяться на все объекты и действия, подведомственные ей.
Научная область предполагает зонирование тем, проблем и воспроизведение определенных законов, методик и пр.
На сегодняшний день существует свыше десятка различных научных областей. Все они могут быть поделены на прикладные, гуманитарные или по конкретным дисциплинам и направлениям: математические, гуманитарные, социальные, технические, естественнонаучные и пр.
Научная область выполняет несколько существенных функций:
- Ориентирующая и ограничивающая. Она предполагает распределение информационного потока на определенные сегменты, свойственные конкретному направлению и парадигме.
- Информационная и развивающая, призванная привить учащимся новые познания и развить в них соответствующие компетенции, умения, навыки, расширить их кругозор и компетенции.
- Аккумулирующая. Эта миссия призвана сохранить и передать действующие понятия, правила, подходы и приемы поколениям, сохранить их и помочь в обосновании новых парадигм.
- Инновационная. Все сохраненные в каждой научной плоскости принципы, материалы, помогают в развитии научно-технического прогресса, технологий и пр.
Таким образом, научная область представляет собой совокупность знаний и навыков по всем существующим направлениям, дисциплинам и знаниям. Данная парадигма подлежит классификации с учетом предметных особенностей.
Суть и особенности предметно-исследовательской области
Предметно-исследовательская область представляет собой часть научной области, но суженная до целей и границ конкретного исследования. То есть это небольшая часть общего пространства, которая посвящена изучению определенной проблемы, вопроса, нюанса в четко очерченных предметных рамках (то есть в пределах определенной дисциплины, предмета).
Предметно-исследовательская область является частью научного аппарата любого научно-исследовательского проекта и устанавливает предметные границы. То есть по своей сути она совпадает с предметом исследования.

В то же время, она помогает исследователю подобрать эффективный методологический аппарат, ориентируя в конкретном сегменте и предоставляя информацию о существующих приемах, инструментах, тенденциях, возможностях и т.д.
Среди функций рассматриваемой парадигмы можно отметить:
- Ограничивающая. Материалы и знания в рамках предметно-исследовательской области будут посвящены конкретному исследовательскому вопросу, информировать пользователей о соответствующих правилах, методах, нормах и пр.
- Конкретизирующая. Данная ветвь призвана сосредоточиться на более узкой системе правил и подходов, сузить ход НИР до конкретного частного или базового случая, ситуации и выработать частный подход к решению проблемы с учетом располагаемых факторов, возможностей и др.
- Структуризационная. Эта задача сводится к тому, что все действующие в определённой предметной нише правила и условий будут четко распределены по разделам, научным задачам и направлениям, учитывать специфику ситуации и т.д. То есть у каждого формата, требования будет свой спектр действия.
- Динамичная. Рассматриваемая парадигма предполагает стремление к совершенствованию и решение более узких, точечных проблем и задач с целью улучшения способов, правил, механизмов воздействия, общую научную базу по конкретному предмету или дисциплине.
Фактически, предметно-исследовательская область – это междисциплинарное пространство, где действует более узкий и специфический круг принципов, терминов, инструментов, свойственный конкретной науке. Она сужает ход научного исследования и делает его более сосредоточенным, проблемо ориентированным, носит прикладной) воспроизводимый в реалиях) характер.
Если же рассмотреть предметно-исследовательскую область с другой стороны, то это инструмент научного познания, помогающий систематизировать материал и сосредоточиться на конкретном звене (науке, дисциплине, проблеме, вопросе).
Сравнение научной и предметно-исследовательской области
Пришла пора оценить научную и предметно-исследовательскую области в сравнении и определить, в че же состоит их сходство и отличия.
Основание |
Научная область |
Предметно-исследовательская область |
Масштаб | Глобальный | Узкий, ограниченный |
Проблемо ориентированность | Общенаучные проблемы, развитие конкретного направления | Частно ориентированная парадигма, сужение исследования |
Информационная база | Все действующие правила, требования, нормативы и условия: теории, концепции, закономерности | Законы, подходы, инструменты, действующие в рамках конкретной науки, предмета, проблемы и темы: практика, применение теории |
Цель | Развитие направления в целом, получение новых знаний | Решение конкретных задач и проблем |
Методологический подход | Акцент на теорию | Более прикладной характер |
Анализ |
Системный и частный |
|
Результат |
Проверяемый достоверный, обоснованный |
Среди очевидных сходств рассматриваемых парадигм можно выделить то, что они нацелены на развитие науки и совершенствование существующих правил, методов, инструментов. То есть сведения, располагаемые на их просторах, являются фундаментом для дальнейшего развития. Притом изучение тех или иных вопросов базируется на общих и доступных приемах: общенаучные методы, анализ, синтез, индукция и дедукция. То есть работа с информационной базой просто неизбежна как в рамках научной, так и предметно-исследовательской области. В любом случае они занимаются исследованиями, посвященными решению конкретных вопросов и проблем.
Более итого, обе категории ориентированные на получение конечного результата. То есть указанные форматы ограничены и имеют «конечный пункт», который приведет исследователю к конкретному выводу, обоснованию и пр.
В то же время предметно-исследовательская и научная области имеют существенные отличия, разделяющие их. Так, научная область – понятие более широкое и масштабное, всеобщее, включающее все науки, а предметно-исследовательская – сужающая ход НИР до конкретного вопроса, проблемы и соответствующей ей дисциплины, правил и т.д.
Информационная база у каждой из рассматриваемых баз будет своя. В научной – это все своды и законы, теории по существующим направлениям, а во втором случае – более узкий свод, свойственный конкретному предмету, теме и пр. Научная часть нацелена на развитие теорий, правил, а предметно-исследовательская – на их воспроизведение, реализацию в жизни и получение конкретных результатов в виде действий, измеримых итогов и пр.
Таким образом, рассматриваемые области – это две разные, но смежные между собой категории, помогающие теоретическому и практическому развитию человечества.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Рекомендации по работе с предметно-исследовательской и научной областью
Прежде чем приступить к исследованию конкретизируйте научную и предметно-исследовательскую область. В первом случае можно выделить свойственные теме науки и правила, а во втором – сузить ход НИР до конкретной проблемы и связанных с ней теорий, правил и инструментов.
Учитывайте, что научная и предметно-исследовательская базы не должны противоречить друг другу. Они могут взаимодополнять друг друга и помогать выработке боле точного, инновационного решения для исследовательского вопроса.
Научная область позволяет собрать более глобальную информационную основу для выполнения проекта или НИР, а предметная – сузить ее до конкретной тематики и проблематики, границ частного исследования, сделать более точной, целенаправленной и проверенной.
Учитесь оперировать научной и предметно-исследовательской областями при написании студенческих работ.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
никогда бы не подумала, что между этими понятиями такая колоссальная разница. Всегда полагала, что это одно и то же. Спасибо за пояснение! Получается, что научная область – более широкое понятие, а предметная – сужает ход исследования до рамок определенной дисциплины, проблемы и пр.