Тема личности волнует не только умы философов. Личность, как объект психологии, требует к себе пристального внимания. Разносторонние и многочисленные исследования личности позволили говорить о том, что данный феномен представляет собой многоуровневую психологическую структуру, выстраиваемую из совокупности общественных и биологических элементов. Факторы обладают собственным значением. Даже незначительные трансформации, затрагивающие хоть один из совокупности элементов, обязательно влияют на внутренние механизмы личности. Известно множество разнообразных методов, используемых для исследования личности. Они все ориентированы на установление сложных вопросов, встречающихся в ходе выработки программ психотерапии.

СОДЕРЖАНИЕ
Вопросы диагностики личности
Основной целью мероприятий, направленных на проверку состояния личности, является процесс обнаружения и определения психологических особенностей каждого испытуемого, фиксация изменений, протекающих в человеческом организме, в ответ на воздействие факторов раздражения.
Диагностика: задачи и их решение
В перечне вопросов, на которые отвечает психологическая диагностика, можно увидеть следующие:
- установление интенсивности личностных характеристик;
- определение характерных поведенческих черт человека, фиксация параметров ответных действий, обусловленных определенными условиями;
- детализация обнаруженных персональных характеристик, обработка данных, полученных в ходе диагностических мероприятий;
- сопоставление степени интенсивности характеристик личности.
Обработка и анализ имеющейся информации дают возможность формулирования предположения, на выработку коррекции которого направляются усилия специалистов.
Стоит отметить, что подходы к изучению личности индивида, могут быть как комплексные, так и индивидуальные.
Диагностика личности: виды
Чтобы получить полную и достоверную информация о человеке и его особенностях, психологи используют самые разные инструменты, широкого и узкого охвата. Имеющееся в арсенале методики диагностики личности ориентированы не столько на комплексное исследование, но на выяснение наличия и качества специфических личностных черт. Методики диагностики личности ориентированы на рассмотрение вопросов частного характера. Разработаны соответствующие классификации. В центре внимания последних определенные критерии:
- уровень формализации: формализованные, малоформализованные;
- механизмы извлечения данных: субъективные, объективные;
- степень участия специалиста: максимальная, минимальная;
- описания: объективные, стандартизированные.
Под методиками формализованными понимаются тестовые задания (измерение индивидуальных свойств и качеств), а также проективные (целостный, глобальный подход) и психофизиологические (диагностика природных особенностей). Их отличительная черта – наличие стандартов и норм, необходимость подтверждения достоверности полученных данных. Обозначенные методики позволяют специалистам в сжатые сроки получить необходимую для оценки личности информацию.

Под методиками малоформализованными понимают наблюдение или контекстуальный анализ. Данные методики признаются более трудозатратными. Итоги диагностики напрямую зависят от профессионализма специалиста.
Методики субъективные включают в себя листы опроса и шкалы. Говоря о методиках объективных, необходимо иметь ввиду тесты на оценку познавательных способностей, или материалы, требующие неоднозначных, а вариативных ответов. Анализ данных, полученных в рамках реализации субъективных методик, проводится непосредственно специалистом. А значит качество результатов определяется уровнем его компетенций. В ходе реализации объективных методик и обработки результатов, персональное мнение и уровень квалификации не имеют принципиального значения.
Под проективными техниками подразумеваются тесты, известные под именами их разработчиков – Люшер и Роршах. Кроме того, к категории проективных относят тесты, в основе которых заложен анализ рисунков. Благодаря использованию обозначенных методик специалисты могут зафиксировать отклик человека по итогу воздействия определенного раздражителя. В роли последних может быть использовано цветовое изображение, иллюстрации и т.п. материал. Реакция человека фиксируется в формате изображения, наносимого на бумагу.
Сравнение эффективности методик диагностики личности должно учитывать их специфику, степень вовлеченности специалиста, его профессиональные характеристики.
Эффективные диагностики личности: общее
Мероприятия по диагностике личности планирует и подбирает психолог. Критерием отбора той или иной методики служит запрос, озвученный человеком, нуждающемся в профессиональной консультации. Выбор максимально подходящей для каждого конкретного случая методики диагностики личности возможен только после первичной беседы, по итогу которой проводится анализ базового состояния респондента.
Типологические опросники личности разрабатываются на основе типологического подхода, где тип представляется совокупностью существенных, естественных и необходимых характеристик личности.

Кстати, тип, в данном контексте, является элементом, который утверждает специфику опросников. Благодаря определенности типа диагностические данные обобщаются. А респонденты группируются в соответствии со схожими признаками. В рамках типологических методик результаты опросов помогают диагностировать заболевание, для которого проводится сопоставление таких параметров как: индивидуальные и усредненные, по типам личности, данные. Последние являются неотъемлемой частью опросника. Кроме того, выясняется уровень схожести.
MMPI (Минесотский многопрофильный личностный опросник)
Данный инструмент диагностики личности был изобретен в начале сороковых годов прошлого века двумя американскими психологами Старком Хетуэй и Джоном Маккинли. В основе их разработки – несложная методика, помогающая соотнесению норм психического здоровья и отклонений, характерных для определенных психических болезней.
Особенность опросника MMPI заключается в том, что его авторы, без опоры на определенную теоретическую базу, создали опросник благодаря многочисленным экспериментам.
Областью использования разработанной методики должна была стать клиническая сфера. Утверждения, используемые в опроснике, появились благодаря анализу жалоб, высказанных пациентами. При составлении упор делался на характеристики симптомов, являющихся базовыми для определенных психических отклонений, описанных в клинической документации. Использовались и опросники, созданные ранее.

Изначально MMPI использовался как инструмент психиатрического диагноза со вспомогательными характеристиками. На современном этапе методика является тем инструментом, что выясняет уровень соответствия респондента с характерными чертами группы людей, отраженных на соответственной шкале. Под оценку попадает преобладающая тенденция, свойственная для определенной группы, характерные психологические особенности. Определяется степень их интенсивности.
Основными параметрами опросника являются такие показатели:
- численность высказываний – 550;
- численность доступных ответов – 3 («верно», «неверно», «не могу сказать»);
- численность шкал – 13, контрольные (3), клинические (10).
Если рассматривать содержательную сторону шкал, то к категории контрольных относятся те, что определяют ложь, достоверность и коррекцию.
Шкала лжи выясняет степень искренности респондента. Полученные показатели, располагающиеся ближе к вершине шкалы, говорят о стремление респондента завоевать расположение, что отражается на выборе ответов, не выходящих за рамки социального ожидания.
Шкала достоверности ориентирована на нахождения неточностей в ответах, затрагивающих непривлекательность ситуации или состояния респондента, вопросы конфликтности. Благодаря этой шкале определяются технические неточности, которые могут быть допущены как специалистом, так и респондентом.
Шкала коррекции используется для устранения неточностей, возникающих из-за психологических особенностей обследуемых. Высокие показатели шкалы свидетельствуют о слабом представлении человека о том, что становится стимулом его поведения.
В перечне клинических шкал обнаруживаются те, что помогают определить отклонения по таким психическим особенностям и расстройствам как: депрессия, истерия, психопатия, шизоидность, социальная интроверсия и т.п.
Цель использования этих шкал – убедиться в высоком показателе надежности диагностики, а также определить возможность появления искаженных данных.
Применение методики – залог достоверности и законности организуемых диагностических мероприятий. Психологи используют рассмотренную методику для выяснения причин, вызывающих отклонения в функционировании организма в целом и психическом здоровье в частности. Благодаря методике можно разрешить проблемы и добиться улучшения патологических состояний самого разного характера.
Тест Люшера
Данный тест относится к категории проективных техник. Второе название – тест цветовых предпочтений. Существует две вариации теста, где используется 8 и 16 цветов. В основе методики заложено предположение о том, что цвет, выбранный респондентом, воспроизводит психофизическое, эмоциональное и стрессовое состояние личности.

Цветом могут выражаться профессиональные наклонности, душевное состояние, продуктивность. В соответствии с тестом требуются базовые и дополнительные цвета. Их численность одинакова – 4-4 или 8-8.
Специфичность методики заключается в том, что респонденту предлагается несколько цветовых карточек, из которых он отбирает понравившиеся. В начале самые привлекательные. Последующие в соответствии с уменьшением их притягательности. Цвет – отражение ментального состояния.
В пояснениях к тесту обязательно объясняются значение цветов.
Синим цветом может выражаться восприимчивость, стремление к покою, гармония, любовь и т.п.
Зеленый свидетельствует об устойчивости, упорстве, амбициозности.
Сине-зеленый указывает на самодостаточность, благоразумие, несговорчивость, требовательность, самообладание.
Красный – деятельность, инициативность, целеустремленность.
Красно-желтый – самостоятельность, решимость, напор, тревога, достижение и т.п.
Желтый – жизнерадостность, искренность, легкость.
Желто-красный – безрассудство, радость, надежда и т.д.
Если конфликт отсутствует, то базовому цвету отводятся пять позиций вначале. Они позволяют дать характеристики эмоционального состояния.

Если рассматривать цвета дополнительного спектра, то они также обладают своими значениями. Так, наличие фиолетового цвета говорит о беспокойстве и психическом напряжении. Цвет коричневый выдает наличие беспокойства. Страхи воплощаются в черном цвете. Обозначенная цветовая гамма свидетельствует о том, что у личности проявляются негативные аспекты, внутренняя конфликтность, необходимостью защищаться и перенапряжением.
Среди преимуществ данной методики называются такие критерии:
- оперативность;
- реализации не мешают преграды в виде языковых ограничений и культурных особенностей;
- вне возрастные характеристики;
- помогает в выявлении неочевидных психоэмоциональных особенностей.
В противоположность достоинствам, стоит обозначить и недостатки данного метода. К таковым относятся критерии:
- низкой надежности и достоверности;
- интерпретация характеризуется максимальными показателями субъективности;
- высокая чувствительность к внешнему воздействию (свет, цвет, настроение);
- непризнанность методики.
Сравнение результативности алгоритмов диагностирования проводится на основании таких показателей как: безопасность, достоверность, сфера использования и прикладная польза.
На основании экспертного обзора методик диагностики личности, специалисты пришли к выводу, что в рамках диагностики, проводимой в клинических условиях, максимально результативной признается MMPI. А вот проективные методики, к которым относится тест Люшера, максимально эффективны в психотерапии и в рамках проведения экспресс-диагностики. Для углубленной диагностики, наряду с тестом Люшера, рекомендуется привлекать другие диагностические методики. Причем здесь обязательным условием становится необходимость проведения интерпретации данных экспертом.

Сравнение эффективности: тест MMPI и методика Люшера
Проведем сравнение двух диагностических методик. И возьмем для этого их базовые критерии.
Первый критерий – тип метода.
Методика Люшера – проективный, цветовой тест.
Тест MMPI относится к категории стандартизированных опросников.
Второй критерий – форма проведения.
Методика Люшера – карточки с цветом, выбор определяется предпочтением от самого привлекательного.
Тест MMPI – имеется список утверждений, на которые должны даваться однозначные ответы: «да», «нет».
Третий критерий – численность шкал.
Методика Люшера – используются основные – 8, и дополнительные шкалы.
Тест MMPI – 13 шкал, подразделяемых на 3, определяющих достоверность, и 10 – клинические.
Четвертый критерий – цель проведения тестирования.
Методика Люшера предназначается для выяснения состояния психоэмоционального фона человека на данный момент в самый короткий промежуток времени.

Тест MMPI ориентирован на осуществление более детальной диагностики стабильных характеристик личности и выявление патологий психического состояния человека. Требует длительного времени для его осуществления.
Пятый критерий – продолжительность.
Методика Люшера требует от пяти до десяти минут.
Тест MMPI может длиться от одного часа. При этом высока вероятность дробления теста и проведения его в разные дни.
Шестой критерий – направление применения.
Методика Люшера наиболее эффективно проявляет себя в рамках экспресс-диагностики, при проведении мероприятий по отбору кандидатов на определенную должность.
Тест MMPI часто используется в рамках медицинской психологии, в психиатрии. Часто к этому тесту прибегают в рамках осуществления судебной экспертизы.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Седьмой критерий – научная обоснованность.
Методика Люшера не отличается высокими показателями надежности. Критика в адрес методики базируется на факторе субъективности, проявляющемся в ходе рассмотрения итогов тестирования.
Тест MMPI характеризуется высокими показателями оправданности использования и уверенности в качестве и достоверности результатов. Единственное обязательное условие – верность расшифровки полученных данных.
Восьмой критерий – необходимость соблюдения особых требований для организации мероприятий.
Методика Люшера не требует особых условий, может быть проведен в любое время и в любых условиях.
Тест MMPI должен организовываться в условиях, соответствующих стандартам, обозначенных в методических рекомендациях. Еще одно обязательное условие – привлечение к организации и проведению теста квалифицированного специалиста.
Девятый критерий – ограничения по возрасту.
Методика Люшера может быть использована как в детской аудитории, так и для диагностики пациентов старшего возраста.
Тест MMPI может быть рекомендован специалистами для респондентов в возрасте старше 16 лет.
Десятый критерий – расшифровка полученных данных.
Методика Люшера предполагает осуществление качественной оценки с использованием описания цветовой сочетаемости.
Тест MMPI сопровождается расшифровкой результатов с использованием шкал и проведения анализа качественных и количественных показателей.

Проанализировав и сравнив эффективность методик диагностики личности по самым основным критериям, можно сделать следующий вывод.
Каждая методика проявляет максимум своих достоинств в определенном диагностируемом направлении и может стать хорошим дополнительным инструментом для осуществления более глубокого исследования.
Методика Люшера характеризуется удобством и быстротой реализации. Не требуется особой подготовки для организации этого вида тестирования. Наибольший положительный эффект достигается в комплексной диагностике, где методика выступает одним из нескольких инструментов.
Что касается теста MMPI, то данный вариант инструмента для диагностики личности характеризуется надежностью и проверяемостью. Его детальность помогает в ходе проведения углубленной оценки состояния личности. Тестирование может быть использовано как в условиях клинических, так и в реализации индивидуальной работы с респондентом.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!