Технический и смысловой плагиат: понятие, симптомы, тонкости устранения

Написание научных статей, студенческих работ и научных трудов сопровождается не просто проведением исследования по теме, но и подготовкой уникального текста. Все академические, учебно-исследовательские труды подлежат обязательной проверке на плагиат. Но не каждый пользователь знает, что плагиат бывает разный и методы работы над ним также будут отличаться. В научно-исследовательской и студенческой среде выделяют как минимум два основных вида плагиата – технический и смысловой. Каждый из них негативно сказывается на качестве текста и репутации автора курсовой, дипломной или научной работы. Давайте разбираться, что есть что и как с этим бороться.

Технический и смысловой плагиат: понятие, симптомы, тонкости устранения

Написание научных статей, студенческих работ и научных трудов сопровождается не просто проведением исследования по теме, но и подготовкой уникального текста. Все академические, учебно-исследовательские труды подлежат обязательной проверке на плагиат. Но не каждый пользователь знает, что плагиат бывает разный и методы работы над ним также будут отличаться.

В научно-исследовательской и студенческой среде выделяют как минимум два основных вида плагиата – технический и смысловой. Каждый из них негативно сказывается на качестве текста и репутации автора курсовой, дипломной или научной работы. Давайте разбираться, что есть что и как с этим бороться.

Понятие и особенности технического и смыслового плагиата

Плагиат – одно из ярких и распространенных явлений в писательской, исследовательской и студенческой среде, который предполагает «интеллектуальное» или «текстовое» воровство. Этот феномен подчеркивает пренебрежение авторскими правами, нормами авторской этики и требует либо доработки рукописи, либо наказания в отношении нарушителя интеллектуального правопорядка.

Каким бывает плагиат?
Каким бывает плагиат?

Плагиат в академической среде может быть техническим и смысловым. Первый предполагает явное хищение чужи х разработок в вещественном виде и присваивание соответствующего автора. То есть оно предполагает, что автор проекта попросту украл уже разработанную кем-то, но не узаконенную идею и присвоил ее себе. Притом такой ход не обязательно предполагает наличие готовой материальной формы (инструмент, деталь и пр.).

Технический плагиат в тексте студенческих и научных трудов – довольно распространенное явление. В таком ракурсе он представлен посредством копирования таблиц с заполненными данными, графиков, схем, диаграмм, описания программ и приложений, инженерных схем и пр. То есть в данном случае происходит банальное копирование сторонних инноваций без отсылки на истинного автора и присваивание чужих заслуг себе.

Смысловой плагиат – это прежде всего хищение или маскировка чужих идей без отсылки на первоисточник. В данном случае копированию подлежит именно суть, а не непосредственно текст или графические элементы. «Похищенная идея» перефразируется и выдается за свою или попросту умалчивается ее истинный автор-создатель. Определить его сложнее. Но нарушение норм авторской этики в данном случае будет караться законом.

Симптоматика технического и смыслового плагиата в большей степени совпадает, но заметить некоторые специфические критерии все-таки можно.

Технический плагиат

Смысловой плагиат

Сходство в тексте: как визуальное, так и логическое, контекстуальное

Прямое копирование материалов Перефразирование материалов с сохранением сути, идеи и ее присваивание, подобие формулировок из оригинала
Проверка с помощью современных сервисов Проверка посредством вычитки

Использование нетипичной для автора терминологии

Отсутствие собственных предложений, идей, разработок и мнения

Идентичная структура повествования

Низкая уникальность текста Уникальность текста может быть высокой или слегка заниженной

К общим критериям проявления технического и смыслового плагиата можно отнести наличие сходств в текстах (новоиспечённый текст будет напоминать или иметь сходства с оригиналом) визуально: таблицы, графики, картинки и пр. Более того, не всегда студентам удается грамотно подобрать синоним или перефразировать текст без использования специальных терминов, научных категорий. В этом случае будет наблюдаться использование нетипичной для учащегося лексики.

Также плагиат в академических работах может проявиться посредством описания чужих идей и полного отсутствия собственной гипотезы, мнения, позиции, новых мероприятий и пр. То есть автор банально описывает или следует уже ранее отмеченной траектории, пытаясь в очередной раз изобрести велосипед.

Помимо этого, чаще всего плакатный текст структурно копирует оригинал. Авторы не намерены усердствовать и перекраивать логику или этапы НИР и просто реферируют изученный материал. То есть в целом формальная и логическая структура будут совпадать по максимуму.

В то же время можно выделить несколько черт, подчеркивающих наличие сугубо технического и сугубо смыслового плагиата.

К симптомам технического вида относят:

  • Копирование текста из оригинала. То есть при таком раскладе отмечается именно полное или частичное копирование описания, каких-то характеристик, расчетов в виде таблиц, графиков, аналитики, статистических параметров и пр.;
  • Способ определения довольной простой и быстрый – использование специальных программ и приложений, которые н основе шага Шингла определяют совпадения, тот самый технический скопированный фрагмент.
  • Именно при таком злоупотреблении наблюдается резкое снижение уникальности текста.

К характеристикам смыслового плагиата принято относить следующие параметры:

  • Копирование происходит сугубо на контекстуальном уровне. Материал преобразуется в новый формат, вид, реферируется, а идея – «похищается» и присваивается;
  • Установить такое «мошенничество» не просто. С помощью технических средств – довольно сложно. Можно привлечь проверку с помощью искусственного интеллекта, но он не дает гарантий относительно точности, корректности и пр. Чаще всего данный формат нарушений авторских прав диагностируется посредством экспертной вычитки.
  • Оригинальность материалов в данном случае страдает крайне редко, ведь авторы стараются всем силами замаскировать «идейное хищение», умело преобразить текст и пр. Уникальность в этом случае остается на высоком уровне или снижается незначительно.

Согласитесь, что симптоматика довольно яркая, четкая, помогает понять: на каком уровне было нарушение авторских прав. Более того, понимание таких отличий упрощает дальнейший ход доработки рукописи и научного исследования в целом.

Как бороться с техническим плагиатом?

Способов устранения технического плагиата много. Все они различны по уровню сложности, качеству и скорости работы над материалами. Притом каждый автор самостоятельно выбирает посильный для себя инструментарий и подход.

Способы борьбы с техническим плагиатом
Способы борьбы с техническим плагиатом

Для начала нужно установить наличие рассматриваемого формата нарушений. В данном случае целесообразно использовать один из вариантов:

  1. Ручной анализ текста. В данном случае важно сопоставлять написанный документ с первоисточниками и искать соответствующие совпадения, копирования и пр.
  2. Техническая оценка текста с помощью специализированных сервисов. В этом случае программа или платформа проведет анализ и сопоставление рукописи, выделит совпадения и отметит уровень оригинальности текста;
  3. Комбинированный метод. Он предполагает, что спецплатформы выделят скопированные фрагменты, а ручной анализ поможет установить совпадения в логике, структуре, синтаксическом строении материалов и пр. То есть при таком раскладе удается установить не только дословное сходство, но и структурно-смысловое.

После обнаружения технического плагиата, важно понять причины его возникновения и постараться проработать материал качественно с учетом норм авторской этики.

Чтобы устранить или минимизировать проявление технического плагиата, достаточно воспользоваться одним или несколькими приемами:

  1. Правильно и грамотно цитируем. С помощью такого подхода можно показать авторскую принадлежность идеи, конкретных фактов, результатов и с их помощью обосновать собственную гипотезу, вывод и пр.
  2. Сделать отсылку на оригинал. Неважно, каким образом автор задействовать те или иные аспекты, моменты. Обязательно нужно указать разработчика, истинного создателя материалов. То есть не нудно их присваивать. На такие труды нужно опираться для продвижения собственной идеи. Если ее нет, то придется продумать, подготовить описать и аргументировать.
  3. Доработка копированных фрагментов. Именно такие части рукописи снижают общую оригинальность проекта. Чтобы исправит технический плагиат, нужно пересмотреть соответствующие моменты исследования: отреферировать и сделать отсылку на оригинал, провести анализ данных, качественно отреферировать и пр.
  4. Преобразование материалов в новый вид, дополнение фактами и деталями, собственными расчетами и аналитикой. Внесение авторского вклада и актуализация материалов с акцентом на идею, проблему и цель исследования.
  5. И пр.

То есть в целом, устранить технический плагиат просто: достаточно указать собственное мнение, решение, гипотезу и обосновать ее, показав эффективность и уместность. Для этого достаточно дополнить рукопись новыми сведениями, ликвидировать дословное копирование первоисточников. Переписать соответствующие проблемные места с отсылкой на оригинал и пр.

Как противостоять смысловому плагиату в студенческих и научных работах?

Смысловой плагиат – явление своеобразное, но негативно сказывающееся на качестве рукописи и авторитете автора. Если при выявлении технического плагиата порой можно найти оправдание, то в смысловом плагиате явно прослеживается «злой умысел» и желание легким путем обрести достойный авторитет. Именно этот прием в разы снижает степень доверия к исследователю и его трудам. Поэтому следует опасаться такого проявления.

Как устранить смысловой плагиат?
Как устранить смысловой плагиат?

Исправление смыслового плагиата требует тщательной вычитки и тотальной переработки текста. Здесь важно сначала определить, что именно позаимствовал или скопировал автор, выделив соответствующие фрагменты рукописи.

Далее студенту или аспиранту, который выполняет соответствующий исследовательский проект, предстоит исправить все соответствующие нарушения авторских прав. Делается это одним из следующих способов:

  • Корректное цитирование, грамотное описание авторской концепции, идеи, изложение Фактов с обязательной отсылкой на оригинальный первоисточник, его создателя. То есть важно не просто описывать чьи-то идеи «по умолчанию». Обязательно нужно отражать истинный первоисточник, конкретного автора. Присваивание мнения, разработки, результатов — недопустимо!
  • Старайтесь не просто описывать чьи-то выводы, мнения, результаты, а проводить сравнение с собственными достижениями, итогами умозаключениями и рекомендациями, показывая тем самым эффективность, возможности применения и пр. То есть важно грамотно переплетать чужие успехи с собственными наработками;
  • У каждого первоисточника должно быть свое место, цель задействования, функция в рамках выполняемой НИР. Поэму автору нужно вписать в контекст определенные фрагменты. Все заимствования важно оформить соответствующим образом.
  • Перефразирование с сохранением истинного авторства. Здесь уместны любые приемы по «переписыванию текста»: аналитика, критический метод, сравнительный анализ, метод противопоставлений, метод аналогий, обобщение и пр.
  • Употребление первоисточников должно быть целенаправленным: обоснование выводов, описание ситуации, выделение проблемы и ее актуальности и пр. Но в любом случае важно показывать, кто обнаружил соответствующие параметры и пр. То есть задействовать ресурсы нужно правильно, уместно, согласно нормам авторской этики.

Хищение чужих идей, выводов, наработок, мыслей – это и есть смысловой плагиат. Он недопустим ни в каком проявлении! Несмотря на то, что проверка рукописей по специальным программам его не установить, в будущем у автора могу возникнуть проблемы с нормами авторского права. Поэтому важно не просто грамотно переписывать первоисточники, преобразовывая данные в новый вид, формат, но си обязательно ссылаться на оригинал.

Зачем нужно бороться с техническим и смысловым плагиатом?

Плагиат в любом проявлении негативно сказывается как на авторе рукописи, так и на качестве исследования и материалов. В чем это проявляется?

Неправомерное использование чужих идей, трудов, разработок демонстрирует отсутствие авторских идей, изобретений, инноваций и стремление к легкому обогащению за чужой счет. То есть исследователь присваивает себе чужие заслуги, пытается выдать их за свои и заработать тем самым определенный авторитет, статус и пр. Но при выявлении таких нарушений ему приходится «падать с высоты». Поверьте, заслужить доверие во второй, третий или очередной раз – сложнее, а порой и вовсе невозможно!

Основание

Технический плагиат

Смысловой плагиат

Причина появления в рукописи Копирование, отклонение от правил цитирования, нарушение правил формирования текста Отсутствие навыков по переработке первоисточников, неумение пользоваться информацией в собственных целях, отсутствие компетенций по грамотному употреблению оригинала
Проявление Снижение уникальности текста Присваивание чужих заслуг себе, искажение смысла первоисточника, неуместное или некорректное употребление материалов в НИР
Решение Перефразирование, реферирование, цитирование с отсылкой на оригинал. Обязательное отражение первоисточника в ссылках, сносках и списке литературы

Технический плагиат – самый заметный и очевидный. Как правило, он проявляется в неправильном цитировании или оформление соответствующих фрагментов в рукописи. Также он проявляется в банальном копировании материалов без их переработки. Обработки и пр. То есть – налицо лень автора по качественной систематизации данных и ее интерпретации.

Смысловой плагиат менее заметен, но он подчеркивает отсутствие навыков по грамотной интерпретации результатов, применению сторонних трудов в собственных исследованиях. То есть автору важно не просто описать чужие мысли, добытые иными лицами факты, но и выделить их происхождение и авторское упоминание.

Проблемы с плагиатом (как смысловым, так и техническим) возникают у каждого второго студента. Притом такие моменты требуют оперативной реакции и исправления. Почему? Ответ прост:

  • Студенческие и аспирантские работы, не соответствие действующим минимальным параметрам плагиата, не допускают к защите. Принцип интеллектуальной справедливости действует в полной мере в академической среде;
  • Низкая уникальность текста демонстрирует слабую проработку первоисточников и низкое качество исследования. Не исключено присваивание чужих заслуг. Такой ход недопустим в исследовательском сообществе и тормозит развитие науки, дублируя информацию;
  • Злоупотребление первоисточниками чревато для авторов гражданской. Административной и даже уголовной ответственностью, ведь при таком раскладе отмечается самое настоящее мошенничество или хищение интеллектуальной собственности!

Каждый студент и аспирант, ученый должен умело ориентироваться в информационном поле и грамотное преподносить собранные факты, материалы по теме проекта. Сочетать требования по техническому и смысловому плагиату придется всем без исключений. Но как это делать?

Чтобы добиться равновесия и подготовить качественный документ с соблюдением норма авторской этики, нужно изначально ответственно подходить к проведению научного исследования и описанию полученных результатов. Для начала стоит ознакомиться с общими правилами написания курсовой, дипломной или научной работой, обратив внимание на требования к уникальности текста, структуре проекта, информационной базе и пр.

Чтобы избежать проблем с техническим плагиатом стоит исключить или максимально ограничить копирование чужих трудов. Лучше воспользоваться правилами цитирования.

Чтобы исключить смысловой плагиат, достаточно делать отсылки на оригинал. То есть важно отмечать. Кто является автором соответствующего утверждения, результата, идеи и пр. При употреблении источников информации, на них нужно опираться с конкретной целью: выделить проблему, обосновать результат или собственную идею., отметить особенности собственной позиции и пр.

Таким образом, каждый автор должен бороться с плагиатом и не допускать его в своих трудах. Только так он сможет добиться успеха, обосновать собственную идею и заработать достойный авторитет, квалификацию или степень в академическом сообществе.

 

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Рекомендации по соблюдению норм технического и смыслового плагиата при выполнении студенческих и научных трудов

Любой вид плагиата требует незамедлительной доработки исследования и рукописи. Лучше, если автор буде профи актировать возникновение столь негативного явления. Для этих целей можно пользоваться следующими советами.

Во-первых, исследователь должен качественно перерабатывать первоисточники, грамотно их преобразуя. Систематизируя и преподносят в своей рукописи важно сохранять суть и отмечать истинное авторство. Не спешите присваивать себе чужие заслуги.

Во-вторых, обязательно делайте отсылку на оригинал, откуда было произведено заимствование. Реферирование, копирование и пр. Лучше процитировать первоисточник, нежели просто скопировать текст и вставит в свою рукопись. Внимательно изучение правила цитирования и форматирования текста в этом случае. При таком приеме технический и смысловой плагиат сокращается.

В-третьих, все собранные первоисточники должны быть надежными и достоверными. Перед их употреблением нужно убедиться в соответствии критериям качества, теме исследования, уместности и необходимости их употребления. То есть без фактчекинга в этом деле – никуда!

По мере подготовки проекта, обязательно проведите комплексный нормоконтроль: проверьте текст на различных сервисах антиплагиата, попробуйте проанализировать и проверить смысловой плагиат с помощью ИИ, проведите ручной анализ проекта, учите замечания и советы научного руководителя.

Чтобы проект обрел новизну, значимость и уникальность, важно выдвинуть собственную идею (гипотезу) и авторскую позицию, подчеркнуть результаты собственного исследования! Притом преподносить все моменты и факты важно в увязке с общей информацией, фактами. Делать это следует логично, последовательно с акцентом на программу исследования и план работы.

Оперативно реагируйте на любой плагиат: будь то смысловой (логический) или технический. Пересмотрите ход повествования, устраните ошибки, доработайте проект и перепроверьте его. Убедитесь, что нормы авторской этики соблюдены в полной мере.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!