Педагог – пожалуй, одна из самых востребованных профессий во все времена. Образование не стоит на месте, дети и студенты обязаны обучаться и получать соответствующую квалификацию. Сегодня в стране отмечается нехватка педагогических кадров, что делает данную профессию еще более актуальной и необходимой.
Работать педагогом могут только квалифицированные специалисты, прошедшие все этапы профессионального становления в СУЗах и/или ВУЗах страны. Для этого достаточно выбрать профильное (педагогическое) учреждение, или педагогический факультет при учебном центре. Сегодня мы расскажем об особенностях обучения студентов педагогического направления.
СОДЕРЖАНИЕ
Учебная программа студентов педагогического направления
Обучение на педагога возможно в колледжах, техникумах и ВУЗах. Набор дисциплин и навыки учащегося зависят от выбранного им направления и ступени образования: бакалавриат, магистратура. Уже практикующие педагоги успешно «завоевывают» ученые степени, решая актуальные проблемы, с которыми они лично сталкиваются в процессе трудовой активности.
Перечень дисциплин, подлежащих изучению студентами педагогического факультета, зависит от направления подготовки:
- Дошкольное образование, которое предполагает работу с детьми начальных классов, дошкольного возраста. Здесь педагог занимается общим развитием детей;
- Преподаватель-предметник. Здесь подготовка специалиста проходит в узком направлении, в рамках конкретной дисциплины. Притом изучение профильного предмета будет углубленным.
- Преподаватель ВУЗа (по конкретному предмету или направлению). Здесь существуют определённые ограничения. Далеко не каждый новоиспечённый педагог может занять место в высшем образовательном заведении. Для работы в нем молодому специалисту предстоит поступить в аспирантуру или стать соискателем ученой степени.
Набор дисциплин, подлежащих усвоению в рамках специальности «Дошкольное образование», включает в себя: основы педагогики, правописание, чтение, общеразвивающие предметы (окружающий мир, математика, английский, рисование и пр.), методика обучения, психология и пр.
Преподаватели-предметники осваивают общий курс с дальнейшим углублением в профильный предмет. Например, преподаватель математики и информатики будет тотально осваивать математику (высшую математику, тригонометрию, геометрию, эконометрику, теорию вероятностей и пр.), притом углубленное изучение профильного предмета возможно только при наличии базовых знаний и навыков. Здесь же студент освоит тонкости передачи опыта: как просто и понятно разъяснить сложные темы учащимся, на что обратить внимание, подобрать метод обучения и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Базовый курс любого педагога предполагает изучение основы педагогики, история становления педагогической науки, психологию, методы развития и воспитания детей с учетом их возраста, культура речи, этика, философия, история, анатомия, психология и пр.
Этапы подготовки педагогов
Фактически, профессиональная подготовка будущих педагогов происходит поэтапно: от простейшего к сложному, сначала исследуется базовая часть, а затем узкоспециализированная.
В начале профподготовки студенты осваивают теоретические аспекты педагогической деятельности. По мере усвоения общих дисциплин студенты в обязательном порядке проходят практику, приучаясь использовать имеющиеся знания в жизни, трудовой деятельности, изнутри познавая специальность, оттачивая необходимые навыки.
Практическая подготовка будущих педагогов – самый важный и ответственный этап, который позволяет студентам понять: что должен делать педагог, какие обязанности выполняет, чем руководствуется при осуществлении своих обязанностей и пр. Именно на практике студент сталкивается с реальными проблемами и ищет способы их решения: как заинтересовать детей, как разъяснить им материал, как проверить уровень их подготовки, как успокоить/угомонить детей, способы допустимого воздействия и пр.
Закрепить пройденный материал студенты могут посредством написания и защиты курсовых проектов, отчета по практике, сдачи зачетов и экзаменов и пр.
Следующий этап подготовки – это документальный. Здесь студенты осваивают «основы документального сопровождения» педагогической деятельности: учатся формировать план-конспект занятия, разрабатывают учебную программу и выдвигают предложения по ее оптимизации на обозрение руководства учебного центра и Минобрнауки, прорабатывают уроки, совершенствуют учебный план с учетом возможностей подопечных, утверждают частоту и порядок, форму аттестации (контрольные, самостоятельные работы, рефераты, курсовые и пр.).
Последний этап профессионального становления педагогов – написание и защита ВКР, где они должны осветить актуальную тему, постараться решить современную проблему. Чаще всего тема исследование соприкасается с темой преддипломной курсовой и данными отчета по преддипломной практики.
Сегодня стать квалифицированным педагогом можно не только освоив полный «учебный путь» в СУЗе или ВУЗе, но и с помощью курсов по переквалификации, где слушатели будут сразу же проходить узко профилированные предметы на протяжении 1-2 лет. Это своего рода альтернатива второго высшего или среднего профессионального образования.
Тема дипломного проекта: особенности формирования и/или правила выбора
Тема дипломной работы новоиспеченного педагога должна подчеркивать его специализацию, направление деятельности и отвечать таким принципам, как актуальность и значимость. Притом в большинстве случаев ВКР носит практический характер, предусматривает обязательное проведение исследования по диагностике реальной проблемы и разработке мероприятий по ее решению/смягчению.
Если студент намерен самостоятельно вдвинуть тему на утверждение, то ему следует придерживаться следующих правил:
- Избегайте сложных конструкций. Тема должна выглядеть в виде простой конструкции с минимумом сложных терминов;
- В заглавии не должно быть сокращений и аббревиатур;
- Тема должна подчеркивать суть (цель) исследования;
- В наименовании дипломного проекта подчеркивается актуальная проблема, не нашедшая окончательного решения вплоть до настоящего времени;
- Тема подчеркивает направление деятельности: работу с определённым контингентом (например, дети определенного возраста или при наличии определённых заболеваний/отклонений, на базе конкретной образовательной организации и пр.).
При создании темы собственноручно студентам необходимо учитывать: какими материалами они обладают на данный момент, имеется и возможность расширить доказательную базу путем проведения исследования или использования результатов уже проведенного эксперимента (например, на базе отчета по практике).
На кафедре имеется список уже утвержденных тем, из которых студент может выбрать для себя наиболее подходящую. Далее ему останется лишь закрепить ее за собой в соответствующем заявлении/ходатайстве. Как правило, готовые темы учитывают современные реалии, являются актуальными и значимыми.
Выбирая направление следования в ВКР, студент должен ориентироваться не только на актуальность, значимость вопроса, но и собственные интересы, возможности и профиль (именно специальность укажет, где нужно «глубже копать», на чем делать акцент). В некоторых случаях автору требуется уникальная информация, конфиденциальные данные (например, документальное подтверждение заболевания ученика и пр.).
ВКР студента педагогического факультета призвана продемонстрировать уровень его профессиональной подготовки, самостоятельность и состоятельность: умение работать с информацией, принимать оперативное решение в определенных ситуациях/условиях и обстоятельствах и пр.
Топ- самых популярных тем ВКР студентов педагогического профиля
Сегодня мы выделим наиболее распространенные и востребованные среди выпускников ВУЗов темы выпускных исследований:
Дошкольное образование.
- Особенности обучения детей с ОВЗ дошкольного возраста;
- Воспитание и обучение детей в детских образовательных учреждениях на примере (детского сада);
- Игры как средство воспитания и обучения школьников;
- Внедрение инноваций в учебный процесс: понятие, виды, методы;
- Педагогические инструменты и приемы по совершенствованию учебной программы;
- Решение проблем и ситуаций, возникающих между преподавателями и детьми во время учебного процесса;
- Специфика религиозного воспитания;
- Развитие мелкой моторики;
- Эстетическое воспитание школьников возрасте 7-11 лет;
- Формирование ЗОЖ в жизни школьников.
«Предметное преподавание»
- Особенности подготовки детей к Олимпиаде по русскому языку (или любой другому предмету);
- Физическое развитие школьников в ДОУ и МОУ;
- Совершенствование план-конспекта занятий по математике (или иному предмету);
- Способы формирования орфографической грамотности учащихся;
- Развитие аналитического и математического склада ума;
- Методы освоения ментальной арифметики;
- Разработка учебной программы по дисциплине «Литература» для учащихся 5 классов;
- Ключевые проблемы преподавания математических наук;
- Формирование географической культуры у учащихся 9 классов;
- Формирование начальных представлений о дисциплине.
Общая и социальная педагогика.
- Оптимизация познавательной деятельности учащихся среднего звена;
- Работа педагога с детьми и их родителями: понятие. Формы взаимодействия;
- Проблема развития и внедрения дистанционного обучения;
- Роль социального педагога в школе;
- Особенности работы педагогов в детских домах;
- Особенности работы с детьми из неполных семей;
- Роль дополнительных секций и кружков при школах: понятие, виды, эффективность;
- Решение конфликтов: педагог и дети, педагог и родители;
- Успеваемость, как показатель эффективности обучения и качества образования: понятие, оценка, способы повышения;
- Аттестация учащихся 5-9 классов: сущность и виды.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!