Специальность «Дошкольное образование» относится к педагогическому направлению профессиональной подготовки. Притом его выбирают далеко не все абитуриенты, ведь оно предполагает работу с детьми раннего (дошкольного) возраста, начиная от яслей и заканчивая старшей группой детского сада. Такую ответственность за безопасность и развитие готов взять на себя не каждый индивид.
Сегодня специалисты Дисхелп раскроют «занавес» и расскажут об особенностях подготовки будущих воспитателей, педагогов раннего развития детей и нянечек.
СОДЕРЖАНИЕ
Какие дисциплины изучают студенты по специальности «Дошкольное образование»?
Профессиональная подготовка будущих работников дошкольного образования предполагает освоение нескольких направлений:
Теоретическое.
В рамках этого модуля студенты получают основные представления по выбранной профессии, осваивают специальные термины, методики, приемы, правила и особенности работы с детьми. Покорение «теоретического курса» предполагает изучение таких дисциплин, как культура речи, основы педагогики, психологии, риторика, логика, игровая деятельность, информатика, общеразвивающие предметы (история, философия, социология, математика и пр.).
Практическое.
Данный модуль предполагает погружение в узкоспециализированные предметы, обретение конкретных профессиональных навыков и качеств, их развитие в жизни путем прохождения практики. Ключевыми моментами этого раздела становления воспитателей и педагогов ДОУ является углубленное изучение предметов, затрагивающих непосредственную деятельность.
Направление «Дошкольное образование» может быть разбито на несколько ракурсов: логопедия, психология, воспитатель (общее развитие детей), воспитатель по работе с детьми с ОВЗ и пр. Притом каждая из «подпрофессий» также учитывает возраст детей: 3-5 лет или 5-7 лет. Здесь особый акцент будет делаться на узкоспециализированных предметах: порядок работы с детьми с ОВЗ и иными отклонениями в развитии, основы логопедии, логомассаж, логоритмика, методика преподавания, психологическое развитие детей (в рамках конкретной возрастной группы), мелкая моторика, развитие математических/творческих/аналитических способностей у детей, становление и развитие речи и пр.
Если освоение узкопрофилированных дисциплин следует отнести больше к углубленной теоретической подготовке, то оттачивание навыков на практике – самый настоящий квест для студентов-практикантов. Здесь им предстоит не просто научиться пользоваться полученными знаниями, но и находить общий язык с любым ребенком (независимо от его состояния здоровья, настроения характера, собственных впечатлений и пр.).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
На практике студенты педфака и педВУЗов учатся:
- Работать с детьми и организовывать свободное время с пользой;
- Оценивать психологический климат в детском коллективе;
- Диагностировать отклонения в развитии, ликвидировать пробелы и способствовать общему развитию подопечных;
- Разрешать конфликтные ситуации;
- Обеспечивать безопасность детей;
- Следовать строгим регламентам: пожарная безопасность, техника безопасности, охрана труда, режим дня и пр.;
- Формировать профессиональную документацию: отчеты, план-конспекты занятий. Календарный график занятий и пр.
Научно-исследовательское.
Студентов СУЗов и ВУЗов привлекают к научно-исследовательской деятельности в самых разных вариациях: участие в конференциях, прохождение практики и формирование отчета выполнение курсовых и дипломных работ. Практикующие специалисты также продолжают развивать научную мысль, совершенствовать отрасль, решать актуальные проблемы образования посредством проведения частных исследований (по роду своей деятельности), оформления монографий, диссертаций и отчетов по НИР.
В рамках данного направления исследователи погружаются в конкретную тему, решают определенную, важную (а самое главное – реальную) проблему, способствуя тем самым развитию образовательной среды, совершенствованию методик преподавания, схем по развитию детей и пр.
Таким образом, образовательный процесс в рамках специализации «Дошкольное образование» предполагает всесторонне развитие студента с погружением в педагогические и психологические науки, подключение теоретических и практических модулей.
Специфика выполнения дипломной работы по направлению «Дошкольное образование»
Написание ВКР по данной специализации происходит на поэтапной основе. Выполнение курсовых, дипломных и иных проектов по педагогике, психологии, дошкольному образованию представляет собой научно-исследовательский процесс, который предполагает теоретическое инспектирование проблемы/темы, а затем проведение практических мероприятий (эксперимента), выработку эффективных и достойных внимания мероприятий по решению реальных проблем в образовательной среде.
Каждый ВУЗ придерживается стандартных регламентов по выполнению ВКР, но имеет право дополнять их индивидуальными требованиями. Поэтому перед тем, как приступить к выбору темы и созданию плана работы, важно ознакомиться с методическими рекомендациями.
Дипломная работа по дошкольному образованию призвана изучить процесс воспитания и развития детей соответствующего возраста. Миссия проекта – не только показать уровень профессиональной подготовки автора, но и предоставить грамотное и эффективное решение актуальной проблемы, которая имеет место «здесь и сейчас» в образовательной среде.
В структуре ВКР воспитателя будут присутствовать следующие разделы:
- Теоретический, где исследователю предстоит кратко и емко описать суть проблемы, ее вариации, стандартные методы решения, развитие с течением времени и науки, НТП и пр.
- Практический. В рамках данной главы автору предстоит провести ряд мероприятий: проанализировать конкретный объект исследования и дать его полную характеристику (организация, группа детей или определённый ребенок, возраст, развитие, навыки, способности и пр.). В обязательном порядке производится психологический анализ объекта исследования (создание портрета, выявление особенностей, отклонений, методов воздействия и развития и пр.), анализ развития детей (их учебные, творческие и иные возможности согласно возрастным нормам, ГОСТам и пр.) и диагностика проблемы, разработка плана мероприятий по решению проблемы с учетом возможностей исследователя и объекта и пр. Чаще всего выполнение практической главы сопровождается проведением эксперимента, который призван оценить текущую ситуацию и апробировать предлагаемые новшества.
Важно отметить, что дипломная работа воспитателя должна соответствовать общепринятым нормам: иметь все необходимые разделы (от титульника до приложений), читабельный текст (с учетом принципов логичности, последовательности, аргументированности, академического письма), содержание проекта должно полностью соответствовать выбранной теме и направлению подготовки и пр.
Написание ВКР по дошкольному образованию в значительной степени облегчит четкое планирование проекта и мероприятий. В числе основных этапов формирования дипломной работы можно отметить:
- Выбор темы с учетом собственных возможностей, представлений, предпочтений и наработок (имеющихся под рукой материалов с практики и пр.);
- Утверждение плана работы;
- Сбор и обработка информации: инспектирование научной литературы, реальные данные о текущей ситуации на базе конкретной организации (чаще всего используют материалы с преддипломной практики);
- Организация и проведение эксперимента;
- Систематизация данных;
- Оформление проекта;
- Создание презентации, раздаточного материала и защитной речи;
- Защита ВКР.
Чтобы получить представление о направлении, ракурсе исследования, современных возможностях следует ознакомиться с трудами выпускников прошлых лет, готовыми проектами, но не торопитесь «копировать» их мысли и действия. Не забывайте о собственной позиции, гипотезе, объективности.
Топ-10 популярных тем дипломной работы по специальности «Дошкольное образование»
Выбирать тему выпускного исследования необходимо с учетом множества факторов:
- Специфика специальности: работа с детьми определенной возрастной группы, направление подготовки (воспитатель, логопед, психолог, дефектолог и пр.);
- Информационная база и представления исследователя: материалы с места практики, научные работы и исследования, статистические данные, материалы экспериментальной части и пр.;
- Рекомендации научного руководителя, требования ВУЗа и пр.
Самыми популярными темами ВКР по дошкольному образованию в 2019-2020 учебном году были:
- Игровая деятельность в развитии и воспитании детей в возрасте 3-5 лет;
- Специфика работы с детьми с отклонениями в развитии речи;
- Особенности обучения ИЗО детей с ЗПР;
- Порядок проведения занятий по физической подготовке в детском саду;
- Работа детского психолога в ДОУ;
- Ключевые проблемы при подготовке детей дошкольного возраста к школе;
- Постановка звукопроизношения у детей 5-7 лет (современные методики);
- Правила формирования грамотной речи у детей дошкольного возраста;
- Эстетическое развитие детей 5-7 лет;
- Эксперимент как способ диагностики и решения проблемы в работе воспитателя.
Команда образовательного центра Disshelp готова помочь в выполнении научно-исследовательских и студенческих проектов, ВКР по педагогике, психологи и дошкольному образованию. Мы гарантируем высокое качество услуг, уникальность проекта, грамотное формирование исследования, индивидуальный подход каждому клиенту.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
хорошее, краткое и емкое описание по выполнению ВКР для выпускников ДО. Все по делу. Хорошо, что описали учебный процесс: что изучают, выполняют и пр. так проще понять, что нужно рассматривать и как раскрывать в ВКР. Подборка тем интересная и вполне актуальная. Не исключено, что пригодится и выпускникам-2021.