Учителя больше не нужны? Как AI и EdTech трансформируют обучение

Современная система образования кардинальным образом отличается от классической, которая существовала еще 10-20 лет назад. На помощь учителям и учащимся пришли интернет-технологии и новейшие инструменты, которые облегчают ход изучения материалов и развития соответствующих компетенций. За последние года колледжи и вузы стали активно пользоваться такими технологиями как AI и EdTech. Притом у многих сложилось мнение, что на фоне таких инструментов профессия учителя скоро вымрет. Давайте разбираться, так ли это.

Учителя больше не нужны? Как AI и EdTech трансформируют обучение

Современная система образования кардинальным образом отличается от классической, которая существовала еще 10-20 лет назад. На помощь учителям и учащимся пришли интернет-технологии и новейшие инструменты, которые облегчают ход изучения материалов и развития соответствующих компетенций. За последние года колледжи и вузы стали активно пользоваться такими технологиями как AI и EdTech. Притом у многих сложилось мнение, что на фоне таких инструментов профессия учителя скоро вымрет. Давайте разбираться, так ли это.

Роль AI в образовании: возможности использования

С развитием интернет-технологий, а также под воздействием ряда внешних факторов, в мире стало активно развиваться так называемые онлайн-образование или дистанционное обучение. С его помощью можно проходить различные курсы, программы, получать новые знания независимо от местоположения вуза и учащегося. Притом с каждым годом вариантов и предложений по онлайн-подготовке становится все больше.

Развитие искусственного интеллекта и соответствующих платформ помогают как учителям, так и учащимся. В обоих случаях облегчен поиск информации. Пользователи могут задать интересующий вопрос или сформулировать запрос и практически моментально получить на него ответ. Фактически, доступ к получению полезной информации стал проще.

Состав современного образования
Состав современного образования

Преподаватели с помощью современных нейросетей могут быстро обрабатывать большой объем информации, разрабатывать план-конспект занятия или обновлять действующие рабочие программы.

Более того, с помощью искусственного интеллекта можно упростить ход проверки курсовых работ, отчетов, тестирований. Главное – правильно настроить соответствующий инструмент, «залить» в него соответствующие материалы, критерии оценки и запустить проверку.

Помимо этого, AI поможет преподавателю оценить уровень подготовки группы или отдельного студента, определить его «проблемные места» и индивидуализировать программу обучения, внести коррективы для повышения качества подготовки студентов и пр. С помощью искусственного интеллекта можно не просто определить пробелы, но и грамотно их проработать в рамках новой траектории обучения. ИИ поможет подобрать посильную литературу, примеры, поможет в переработке материалов под целевую аудиторию и пр.

То есть с помощью нейросетей и иных ИИ-сервисов учитель может оптимизировать методическую и дидактическую основу занятий, упростить ход проверки и оценки письменных работ. Неужели в скором времени такие платформы и сервисы вытеснят педагога их учебного процесса?

Это маловероятно. Любыми технологиями нужно управлять, притом делать это нужно осознанно, опираясь на действующие правила, требования, обновления ФГОС и иные условия. Нейросети и ИИ – сервисы, управляемые человеком. Они не могут самостоятельно существовать и мыслить, изобретать. Это всего лишь эффективный инструментов руках пользователя и не более того. Поэтому можно смело сказать, что искусственный интеллект не вытеснит преподавателей из системы образования, но способен помочь им в оптимизации учебного процесса и повышения качества образования учащихся.

Как EdTech меняет обучение?

EdTech представляет собой новейший инструмент, призванный модернизировать ход обучения на любом уровне образования. Его суть состоит в том, чтобы сделать обучение более доступным и открытым для всех желающих.

Проще говоря, EdTech предполагает внедрение онлайн-технологий и виртуальных возможностей по изучению отдельных направлений, предметов и пр.

Особенности EdTech технологий
Особенности EdTech технологий

Рассматриваемый инструмент отличается от искусственного интеллекта тем, что он помогает в организации и проведении занятия по подготовленному педагогом сценарию или плану. К данной нише относят следующие технологии:

  • Применение интерактивных досок и планшетов в рамках учебного процесса;
  • Геймификация занятий с целью погружения студентов в определённую среду для реализации процессов. Когда студенты вживаются в роль или «симулируют» те или иные операции, они лучше разбираются в материале, тщательно его прорабатывают, осознают и понимают, ка им пользоваться на практике. В этих целях можно использовать 3D-симуляторы, VR-аппаратуру и пр.;
  • Использование онлайн-технологий: личный кабинет, учебные чаты, онлайн-семинары и пр. В этом случае потребуется выход в Интернет и компьютер, гарнитура и пр.

Благодаря EdTech в рамках подготовки школьников и студентов появилось современное дистанционное обучение, которое позволяет сделать учебный процесс непрерывным и независящим от внешних факторов (например, пандемии, карантина и пр.).

Среди наиболее популярных видов EdTech модно выделить онлайн-курсы и интенсивы. В рамках этого формата пользователи получают доступ к готовой для изучения информации в электронном виде. Материалы могут высылаться на электронную почту или предоставляться на специальной платформе по предварительной регистрации и пр. Пользователи не только изучаю электронные лекции и учебники, но и осваивают темы посредством видеоуроков, вебинаров, проектной деятельности, домашнего задания в виде задач, упражнений и пр. Также проводятся онлайн-лекции в виде чатов и конференций, где происходит «живое общение на расстоянии».

Геймификация также стала чаще прокрадываться в систему подготовки кадров. Но не стоит думать, что это банальная компьютерная игра. Здесь все больше делается акцент на реалистичности ситуации и технологий. С помощью специальной техники (например, очки виртуальной реальности или специально оборудованного кабинета) студенты погружаются в определенную «задачу» с четкими условиями. Они, как бы, перемещаются в иную реальность и должны принимать решения, предпринимать определенные действия, полагаясь на собственные знания. То есть такой ход помогает преобразовывать теорию в практику и осознанно подходить к ситуации, действиям, объективно оценивать результаты, анализировать свои ошибки и пр.

Более того, EdTech позволяют обучаться в любом заведении мира, находясь при этом дома или в комфортном для себя месте. То есть благодаря современным технологиями образование стало более доступным и открытым, интересным. Расстояние – не помеха развитию.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Смогут ли AI и EdTech полностью заменить преподавателей?

Давайте посмотрим на ситуацию объективно. Преподаватель – это не просто, кто обучает детей по определенной программе или плану. Это человек, который самостоятельно прорабатывает каждую деталь, подбирая соответствующий материал и инструментарий. Притом он не просто делится знаниями и опытом, он помогает школьникам и студентам в освоении новых горизонтов: разъясняя простыми словами непонятные моменты, объясняя ход решения заданий, поясняя формулы и возможности их применения и пр.

База современного образования
База современного образования

Искусственный интеллект и EdTech – это дополнение к традиционному способу обучения, вспомогательный инструмент для преподавателя. С его помощью он может оперативно обновить методическую и дидактическую базу, персонализировать программу под потребности и возможности целевой аудитории, подготовить дополнительные задания для закрепления материала и развития соответствующих навыков и пр.

С помощью нейросетей можно легко преобразовать текст, проверить задания, проанализировать текущие наработки и дополнить их и пр.

EdTech поможет повысить мотивацию к обучению и оригинально преподнести суть рассматриваемой темы или вопроса, наглядно показать действие тех или иных правил. Погрузить студентов в конкретные условия и помочь им развить определенные компетенции.

Но обратите внимание, ИИ и инновационные технологии в образовании – это инструменты, которыми нужно управлять. А это значит, что преподаватель также останется во главе учебного процесса. Именно ему предстоит продумывать траекторию обучения, согласовывать программы, настраивать те самые нейросети и технологии и пр.

AI и EdTech – управляемые человеком парадигмы, которые сами по себе существовать не могут. Им нужны команды, запросы, правильные настройки и «обучение», применение. Без преподавателя это невозможно. В любом случае управлять, пользоваться ИИ и инновациями будет человек.

Плюсы и минусы применения AI и EdTech в образовании

Идеальных моделей и способов обучения нет. В каждом формате обязательно найдётся какой-либо изъян. Использование искусственного интеллекта и EdTech в образовательном пространстве и процессе также обладает своими преимуществами и недостатками. О плюсах и минусах применения нейросетей и иных технологий среди студентов мы писали ранее. Давайте посмотрим на задействование ИИ и EdTech с позиции педагога.

Положительные стороны

Негативные стороны

Повышение доступности образования Необходимость преобразования материалов и занятий, программ под дистанционный формат
Повышение мотивации к обучению с помощью разнообразных и современных способов подачи информации Необходимость освоения новых программ и технологий, способов интерпретации
Персональный подход с акцентом на возможности и потребности в развитии студентов Дополнительная подготовка к занятиям: настройка оборудования, регулирование действий, инструктаж и пр.
Гибкость и маневренность, непрерывность и стабильность Краткосрочность реформ, быстрая ориентация в ситуации и реагирование
Оперативная оптимизация материалов и программ Не всегда ИИ предоставляет качественный контент. Важна вычитка и доработка

Казалось бы, EdTech и ИИ пойдут только на руку педагогам и упростят их работу, переймут часть полномочий на себя. Среди положительных тенденций можно выделить то, что благодаря инновационным форматам обучения и расширению географии действия программ повышается доступность обучения. Теперь россияне могут получать знания от ведущих спикеров зарубежья, не выходя из дома и пр.

Педагоги в целях упрощения учебного процесса, могу поручить нейросетям переработать материал на более простой язык, подобрать иную литературу или подготовить пакет заданий по теме, высвободив свое время на иные дела.

Более того, использование EdTech делает учебный процесс более интересным и необычным, современным. Использование гаджетов, VR-инструментов явно заинтересует молодое поколение. Но здесь важна умеренность и четкая траектория, план действий и пр.

Посредством ИИ преподаватели могут облегчить ход оценки письменных заданий и работ. Правильно настроив сервис, можно смело поручить ему анализ материалов. В этом случае они в более короткие сроки могут оценить труды подопечных. При наличии четкой шкалы оценивания и правильной настройки ИИ, итоговый бал будет выведен автоматически.

С помощью нейросетей и EdTech учебный процесс становится более гибким. Анализируя работы учащихся и их ответы, онлайн-консультант может сразу же продумать ход дальнейшего занятия с акцентом на проблемы в знаниях и поступающие от учащихся вопросы. Онлайн-занятия может проводить нейросеть. Это тоже своего рода новшество. «виртуальный помощник» будет точно подкован по теме занятия и сможет ответить на любые вопросы учащихся. Притом переход на дистант гарантирует беспрерывность обучения.

Но не всегда внедрение новшеств (в том числе AI и EdTech) становится плюсом. На фоне введения таких инноваций возникают и трудности, недочеты, требующие доработки. Так, преподаватели не могут быть на 100% уверены, что ИИ подберет материалы четко по теме. Неточности, неправильные формулировки и даже некорректные ответы на поставленные запросы все же встречаются и довольно часто.

Более того, чтобы успешно применять ИИ и EdTech, нужно сначала самому овладеть ими. Это значит, что преподавателям придется тратить личное время на то, чтобы овладеть новыми инструментами, настраивать их, применять в учебном процессе. В некоторых случаях может потребоваться дополнительное обучение в рамках курсов повышения квалификации, мастер-классов, семинаров и пр.

Использовать на парах EdTech – значит не просто продумать ход занятия и разработать соответствующий интерактивный материал ил игру. Преподавателю придется подготовить целую инструкцию с четкими условиями, а перед занятием – подготовить аудиторию, настроить необходимое оборудование под тему занятия и целевую аудиторию и пр. Это также отнимет время и потребует определённых навыков.

Таким образом, AI и EdTech успешно вживаются в образовательной системе, но не могут полностью вытеснить или заменить преподавателей. Несомненно, в перспективе они будут использовать в большем объеме, облегчая жизнь учащимся и педагогам. Поэтому и студентам, и их кураторам, наставникам придется привыкать к реформам и инновациям вместе.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!