Что такое ФЭПО (Внешняя независимая оценка уровня образовательных достижений студентов) и как она работает: основные принципы и преимущества

ФЭПО – проект, идея создания которого зародилась еще в 2004 году. Его практически сразу приняла педагогическая общественность, количество ВУЗов, присоединившихся к участию в проекте, росло с впечатляющими темпами. Тестирование, инновации, обратная связь – ФЭПО обрел поддержку на государственном уровне и стал авторитетной мониторинговой системой.

ЧТО ТАКОЕ ФЭПО (ВНЕШНЯЯ НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ) И КАК ОНА РАБОТАЕТ: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПРЕИМУЩЕСТВА

ФЭПО – проект, идея создания которого зародилась еще в 2004 году. Его практически сразу приняла педагогическая общественность, количество ВУЗов, присоединившихся к участию в проекте, росло с впечатляющими темпами. Тестирование, инновации, обратная связь – ФЭПО обрел поддержку на государственном уровне и стал авторитетной мониторинговой системой.

Создание проекта

Владимир Наводнов, один из авторов Федерального интернет-экзамена в сфере профессионального образования, не единожды рассказывал в интервью историю его создания. С середины 90-х и по 2004 год в России существовала система тестирования «Камертон», она стала своего рода предшественником инновационного мониторинга.

ФЭПО стал более усовершенствованным продуктом, первый этап которого прошел на стыке весны и лета 2005 года. В нем приняли участие 58 ВУЗов, это 31 регион РФ. Тестирование проводилось онлайн и офлайн, одних только сеансов было более 15000, и это на первом этапе мониторинга, пробном.

ФЭПО, оценка достижений студентов, этапы создания
История создания проекта.

Уже в 2008 году проект был масштабирован: 1186 ВУЗов, 403 ССУЗа. ФЭПО провели в 81 регионе России и в 5 странах СНГ. Сеансы тестирования исчислялись уже не тысячами – их общее количество превысило миллион. Такая масштабность позволило войти проекту в десятку самых массовых систем тестирования в мире.

Преимущества ФЭПО

Альтернатив, которые могли бы по масштабам и авторитетности сравниться с интернет-экзаменом, в России нет. И хотя проект не так редко подвергается критике, к нему есть замечания, достоинства инициативы подчеркивают разные участники образовательного сообщества.

Основные преимущества тестирования:

  • Себестоимость экзамена для одного студента не выше 1 рубля. Такая особенность также выгодно отличает ФЭПО от множества европейских и американских аналогов.
  • Интернет-экзамен стал национальной системой мониторинга качества образования, при этом госбюджет задействован практически не был.
  • Масштаб считается ключевым достоинством ФЭПО, такой охват участников позволяет более уверенно трактовать результаты, обозначать тенденции.
  • Тестирование развивается, модернизируются. Сейчас на сайте ФЭПО можно увидеть, какие ответвления от основного экзамена стали самостоятельными частями проекта (например, олимпиады), насколько развитой стала программа тренажеров.
  • Добровольность участия в экзамене. Несмотря на огромный охват аудитории, принимать участие в тестировании или нет, все еще решает само учреждение образования.
  • Регулярность проведения экзамена избавляет от ошибочности восприятия, от поспешных выводов, случайных результатов.

Экзамен организуется дважды в год, во время летней и зимней сессии, в нем задействуют учащихся разных курсов (это помогает оценить результаты обученности).

ФЭПО, оценка достижений студентов, показатели участия
Показатели участия.

Основные подходы ФЭПО

Один из базовых принципов проекта – добровольность. Образовательные учреждения не участвуют в нем по разнорядке, они сами решают, становиться участниками ФЭПО или нет. Разработчики проекта уверяют, что проверять ВУЗ и студентов – вовсе не самоцель, этого нет ни в одной задаче тестирования. Скорее, они считают, что он создан для помощи: проект помогает выявить уровень знаний и подготовки, найти слабые стороны, определить сильные, провести анализ и наметить стратегии.

Без доверия участников к организаторам ничего бы не получилось. Авторы проекта настаивают на этом и подчеркивают, что и сами доверяют учреждениям образования. Они дают им право организации и проведения ФЭПО, не выставляя контролирующих органов. Потому результаты интернет-экзамена используются в режиме аудита. Важно, что они остаются конфиденциальными, то есть пользоваться ими может сам ВУЗ для анализа и самоанализа.

ФЭПО, оценка достижений студентов, расценки
Стоимость тестирования знаний студентов.

Другие особенности ФЭПО

Работает проект в рамках единой базы АПИМ – учреждения образования могут брать качественные тестовые задания из базы. Задания уже прошли массовую экспертизу и апробацию, потому выявлено, что брак в заданиях не превышает 1-2 процентов. Если создавать базу в рамках только одного ВУЗа, создать столько заданий с сохранением качества – очень дорого, это просто нерентабельно.

Что еще отличает ФЭПО:

  • критериально-ориентированный характер, экзамен сравнивается с требованиями ГОС;
  • использование инфокоммуникационных технологий – организация массового тестирования удешевляется за счет отказа от большого количества бумажных копий, сканерной обработки, физической доставки результатов;
  • проведение и обработка тестирования проводятся фактически в режиме реального времени;
  • развернутый педагогический анализ результатов ФЭПО – ВУЗ подводит внутренние итоги с возможностью их сравнения с работой других учреждений образования.

Сам экзамен органично встраивается в сессию, то есть учебный процесс не нарушается, для студентов это не равно стресс, не отвлечение.

ФЭПО, оценка достижений студентов, сертификаты качества
Разъяснения по сертификатам качества и результатам тестирования.

Система ФЭПО: из чего состоит экзамен

ФЭПО показывает, как студент освоил образовательную программу на том или ином этапе обучения. Тестирование проводится по дисциплинам не только высшего, но и средне-специального образования. Захватываются и дисциплины общеобразовательного цикла, потому как экзамен проводят и для тех, кто учится по профессиям или специальностям СПО на базе 9 классов.

ФЭПО, оценка достижений студентов, модель оценивания
Модель оценки.

Уровневая модель ФЭПО – что это:

  • ПИМ (педагогические измерительные материалы), представлена модель тремя блоками;
  • первый блок – задания уровня «знать»;
  • второй блок – задания уровня «знать» и «уметь»;
  • третий блок – задания уровня «знать», «уметь», «владеть».

По результатам независимого мониторинга образовательное учреждение получает сертификат качества. Чтобы иметь на него право, ВУЗ или СУЗ должен представить выборку по направлению подготовки не меньше 10 человек, тестирование должно проводиться как минимум по трем дисциплинам. Наконец, не меньше 60% студентов должны показать уровень обученности не ниже второго (всего уровней обученности четыре).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Что такое зеленые и красные коридоры в ФЭПО

Это условная терминология, заимствованная разработчиками системы из практики работы таможенных органов. «Зеленый коридор» — это сайт интернет-экзамена в сфере профобразования. «Красный коридор» — это сайт тестирования при аккредитации учреждения образования. Понятия «синего» и «оранжевого коридора» тоже уже в активном обиходе.

Так, авторы ФЭПО называют «синим коридором» систему интернет-тренажеров в образовательной сфере, своеобразную тренировку обучающихся. Они стали важной частью информационно-образовательной вузовской среды. Это не просто инструмент проверки, но и средство для самоподготовки студентов, возможность повышения показателей обученности.

«Оранжевым коридором» авторы ФЭПО называют интернет-олимпиады (база разработана в 2009 году). Сейчас проект известен в России и других странах под названием «Открытые международные Интернет-олимпиады».

Как проходит экзамен

ФЭПО, оценка достижений студентов, задания
План заданий.

Формат – интернет-тестирование, которое выявляет соответствие уровня обученности студентов требованиям госстандартам. Студенты, которые обучаются по одной и той же специальности, но в разных ВУЗах и регионах, будут оценены по одним и тем же критериям – ПИМам или АПИМам (аттестационным педагогическим измерительным материалам).

Экзамен может проводиться в офлайн- и онлайн-режимах:

  • Если это онлайн, студенты в одно и то же время выполняют задания АПИМ в программной оболочке «ТестЭкзаменатор». По результатам выполнения теста студент получает «оценку», которая выставляется по проценту правильно выполненных заданий и освоенных дидактических единиц ГОС. Когда с экзаменом справится вся группа (или весь поток), онлайн формируется рейтинг-лист. ВУЗ получает информационно-аналитическую карту от организаторов, но только после того, как тестирование пройдет по всей стране.
  • Если это офлайн, учреждение образования получает по электронной почте пул заданий под шифром и программную оболочку «ТестЭкзаменатор». Студенты так же выполняют задания за монитором, но результаты будут не онлайн, а на следующий день. Сначала их отсылают и проверяют в Росаккредагентстве. Общая же информация оказывается в учреждении образования также после того, как экзамен пройдет по всей стране.

Подготовка студента оценивается по тому, как им усвоены дидактические единицы дисциплины на уровне требований ГОС. Количество правильных ответов сравнивается с критерием освоения. Если студент освоил все дидактические единицы, он подготовлен согласно стандарту. Для образовательной программы ключевое значение имеет доля студентов, которая освоила все дидактические единицы дисциплины.

Важно! Согласно ФЭПО, критерий качества обучения – освоение всех ДЕ дисциплины более чем 50% студентов.

Готовят ли преподаватели студентов к ФЭПО

Да, преподавательскому составу организаторы проекта предлагают список литературы, а также тезаурус по изучаемой дисциплине. Они же разъясняют, как будет проходить тестирование в обоих форматах. Более того – студенты могут пройти демо-версии тестирования самостоятельно.

Это значит, что ФЭПО нельзя считать контрольным срезом, который проводится без подготовки, и задания, к которому нельзя спрогнозировать. Экзамен уже почти 20 лет проводят в России, причем, дважды в год, потому и руководство учреждений образования, и преподаватели, и многие студенты имеют представление и о формате, и о возможном содержании тестирования.

Преподаватели могут начитывать студентам лекции (установочного характера). Их читают по конкретным темам, или проводят лекции обобщенного характера для ориентира студентов и возможности успешной самоподготовки к тестированию. Организуются и практические семинарские занятия.

ФЭПО, оценка достижений студентов, вход
Окно авторизации на официальном сайте.

Почему студенты боятся ФЭПО

Это не радикальное утверждение, но даже интернет-поисковики выдают немало запросов по теме, которые приводят в ветки обсуждения экзамена на разных студенческих форумах, пабликах. Помимо того, что люди ищут подсказки, как списать и где взять базу вопросов ФЭПО, идет немало споров насчет сложности тестирования.

Эксперты уверяют – в самом экзамене нет подводных камней, каверзных вопросов и суперсложных заданий. Более того, если студент работает с системой «Интернет-тренажеры в сфере образования», он будет очень хорошо подготовлен к тестированию. Тем более, что сначала он может позаниматься в режиме «Обучения», а затем перейти в режим «Самоконтроль».

ФЭПО, оценка достижений студентов, QR-код
Проверка трансляции с мобильного телефона.

Чем ФЭПО может помочь выпускникам-бакалаврам

Студент, становясь участником мониторинга для выпускников-бакалавров, может получить независимую оценку своих знаний и квалификации. Также он может стать обладателем именного сертификата, который подтверждает его образовательный уровень.

Какими бывают сертификаты:

  • золотой (дается 10% студентов, получивших наиболее высокие баллы);
  • серебряный (дается 15% студентов, которые набрали высокие баллы по убыванию);
  • бронзовый (его получают 25% студентов, набравшие более низкие баллы, чем группа выше);
  • сертификат участника (выдается всем оставшимся студентам).

Распечатанный сертификат могут получить только те студенты, которые участвовали в экзамене очно. Остальным результаты приходят в личный кабинет, оттуда они распечатывают сертификат по необходимости.

Если сертификат показывает высокий результат студента, это может приниматься в учет комиссией при защите студентом дипломной работы или сдаче госэкзаменов. При поступлении в магистратуру сертификат тоже можно приложить, часто это засчитывается в копилку индивидуальных достижений. В последнее время на подобные документы, подтверждающие уровень знаний, обращают внимание и работодатели.

Потому заинтересованность студентов в успешной сдаче ФЭПО продиктована не только оперативными целями. Сертификат может стать важной частью студенческого портфолио, а также реальной помощью бакалавру для поиска хорошего рабочего места. С учетом того, что студенты могут проверить свои знания в демо-версии и имеют доступ к интернет-тренажерам, вероятность получения хорошего сертификата высока.

ФЭПО, оценка достижений студентов, статистика
Статистические данные.

ФЭПО – не идеальная платформа мониторинга, а интернет-продукт, нацеленный на массовое использование и постоянное совершенствование. Ожидается, что и он претерпит изменения вслед за изменениями во ФГОС (как это уже было), что будут учитываться предложения и пожелания студентов и преподавателей, а также руководства ВУЗов.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!