Факторы и система оценки эффективности обучения в ВУЗе

Обучение в ВУЗе – это не просто процесс развития личности и специалиста. Он предполагает подготовку конкретного специалиста, который в дальнейшем будет приносить отрасли науке или стране в целом пользу, делиться опытом, знаниями и совершенствовать среду.

Факторы и система оценки эффективности обучения в ВУЗе
Обучение в ВУЗе – это не просто процесс развития личности и специалиста. Он предполагает подготовку конкретного специалиста, который в дальнейшем будет приносить отрасли науке или стране в целом пользу, делиться опытом, знаниями и совершенствовать среду.

Можно ли оценить эффективность обучения в СУЗе или ВУЗе? Как она отражается на студентах и выпускниках? Сегодня мы поговорим именно об этом.

Что такое эффективность обучения?

Эффективность обучения в образовательном заведении – критерий относительный. Он включает в себя ряд показателей, которые отражают востребованность, престиж ВУЗа, качество образования и пр.

Как оценивают качество и эффективность образования
Эффективность образования в учебном заведении

Многие приравнивают понятие эффективности обучения с успеваемостью студента. Отчасти данные понятия тесно взаимосвязаны, но одним и тем же не являются.

От чего зависит эффективность обучения в СУЗе или ВУЗе?

Здесь можно выделить два основных аспекта: позиция ВУЗа и позиция студента.

Позиция ВУЗа предполагает разработку и утверждение образовательной программы, которая будет соответствовать реалиям и нуждам общества государства. Здесь важно предусмотреть не только «стандартные» предметы, но и новые дисциплины, которые осветят последние новшества в рамках определенной специальности, обучат пользованию конкретными инструментами и пр. Усвоение такой программы позволит ВУЗу выпускать высококвалифицированных и востребованных профессионалов, которые будут работать по специальности, развивать отрасль и стремиться к дальнейшему росту.

Что влияет на эффективность обучения
От чего зависит эффективность обучения

Позиция учащегося предполагает, что он добросовестно посещает все занятия и выполняет все задания, усваивает программу и стремится к саморазвитию, как личностному, так и профессиональному.

Следует отметить, что на 80% эффективность обучения зависит от личной позиции студента. В ВУЗах большая часть специальностей преподается «стандартно», то есть одна и та же образовательная программа распространяется на конкретные группы, курсы и пр. Единицы учащихся по объективным причинам переходят на «индивидуальное обучение».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Как оценивается эффективность обучения?

Первым и самым очевидным критерием оценки эффективности обучения является успеваемость студента. С одной стороны, данный параметр отражает уровень профессиональной подготовки учащегося, степень усвоения им программы и отдельных предметов, его знания и навыки, способности и возможности. С другой стороны, чем больше учащихся с положительной успеваемостью, тем лучше статистика ВУЗа или СУЗа.

Качество и эффективность обучения
Критерии оценки эффективности образования

Еще одним критерием оценки эффективности обучения является престиж ВУЗа. Обратите внимание, что это самый «приблизительный» и относительный критерий оценки деятельности ВУЗа. Считается, что на «топовом» ВУЗе требования к студентам более жесткие, чем в «провинциальных» учреждениях. Отчасти, так оно и есть, но это не значит, что выпускники небольших провинциальных ВУЗов – некомпетентные специалисты. Порой «профи из поселка» может выполнить задание (поручение) лучше, чем выпускник топового ВУЗа.

Оценка учебной программы позволяет определить, насколько грамотным и квалифицированным будет будущий специалист. В этом случае экспертная комиссия проводит анализ предметов (учебных планов, план-конспект занятия), сопоставляет преподаваемые материалы с требованиями работодателей к соискателям работы, оценку методов обучения и пр.

Востребованность выпускников ВУЗов на рынке труда также помогает оценить эффективность обучения. Каждый работодатель стремится принять в свой штат «лучшего из лучших», «универсального солдата», способного работать в режиме многозадачности и идеально выполнять свои должностные обязанности.

Определить эффективность обучения в ВУЗе можно с помощью выполнения курсовых и дипломных, контрольных и лабораторных работ, отчетов по практике. Выполнение этих работ позволяет определить степень усвоения студентов программы обучения, их готовность применять знания на практике, следовать утвержденным стандартам, инструкциям и правилам и пр.

Собеседование, опросы и стажировка как способ оценки эффективности обучения в ВУЗе

Каждый специалист, имеющий за плечами среднее профессиональное или высшее образование, так или иначе ищет работу. Чтобы заполучить желаемую должность, он должен пройти «конкурсный отбор» в виде заполнения анкеты или предоставления резюме, собеседования и стажировки.

Оценка эффективности обучения при трудоустройстве
Оценка работодателем эффективности обучения

«Опросники» и резюме позволяют определить самооценку претендента. В этих документах он отмечает свои личностные и профессиональные качества, посильные для него задачи, особенности темперамента, способности и возможности.

В ходе собеседования работодатель определяет психологическую и профессиональную готовность потенциального сотрудника с помощью наводящих вопросов, решения ситуационных задач, простого общения.

Во время стажировки человек демонстрирует, что он может и умеет, чему научился в ВУЗе и на предыдущих местах работы, готовность к дальнейшему развитию и пр.

Таким образом, эффективность обучения в ВУЗе зависит в большей степень от заинтересованности студента в конечном результате: его погружении в обучение, усвоении программы обучения, успеваемости и пр. В то же время каждый ВУЗ и СУЗ заинтересован в разработке новых программ обучения, которые будут соответствовать реалиям и выпускать достойных и нужных специалистов.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!