При выполнении курсовых, дипломных и научно-исследовательских работ автору предстоит продумать каждый шаг. В данном случае в центре проекта будут лежать две ключевые категории – исследовательский вопрос и гипотеза. Большинство студентов полагают, что это одно и то же. Так ли это? Давайте разбираться.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и функции исследовательского вопроса
Первым делом при написании любой академической работы студенты и исследователи намечают основные границы и ориентиры. Для этого им нужно понять, что изучать? Именно эта парадигма помогает обозначить основной исследовательский вопрос. Он будет прослеживаться в цели и частично задачах исследования, а также описываемой проблеме.
Без постановки исследовательского вопроса любой проект превращается в банальный реферат, обзор, доклад, который в целом не несет существенной значимости и не подчеркивает вклад автора в развитие темы.
Важно отметить, что рассматриваемый элемент является частью научного аппарата и помогает исследователю задать основное направление для изучения.
Исследовательский вопрос |
Гипотеза |
|
Основа для постановки | Научная литература, статистика, СМИ | Частное авторское мнение и позиция, представления, воображение |
Основные мероприятия | Изучение и описание | Выдвижение и проверка |
Результат | Раскрытие | Решение |
Функционал исследовательского вопроса в рамках академической работы огромен. Во-первых, он устанавливает четкие тематические рамки и помогает понять, что изучать. Во-вторых, с его помощью автор конкретизирует цель НИР, задает конкретное действие или призыв с акцентом на противоречие. То есть здесь отмечается сужение хода научной деятельности до конкретного вопроса, момента и пр.
В числе базовых функций исследовательского вопроса можно выделить:
- Ориентирующая. Она помогает автору академической работы задать общую траекторию и наметить опорные точки для «тематического расследования»;
- Ограничивающая. С помощью грамотной постановки этого параметра исследователь сужает ход научной деятельности до конкретного частного случая, момента, ситуации с целью выработки точного решения, подхода и пр.
Формулировка исследовательского вопроса обычно емкая. Чаще всего она отражается при постановке проблемы по теме проекта. То есть автор емко отмечает, что он будет исследовать и решать.
Таким образом, без постановки исследовательского вопроса академический проект не имеет явной ценности. Без него НИР носит сугубо обзорный характер и не позволяет автору провести самостоятельное исследование и умение разбираться в соответствующих нюансах.
Суть и роль гипотезы в проекте
Не менее важным элементом научно-исследовательских трудов является гипотеза. Она представляет собой предположение или утверждение автора в отношении заявленного противоречия или исследовательского вопроса. То есть это потенциальное решение, та самая «спасательная миссия» и траектория, которую исследователь намерен проверять.
Именно на основе гипотезы курсовая, дипломная или научная работа обретает ту самую индивидуальность, самостоятельность. Данный элемент научного аппарата подчеркивает авторскую позицию, идею и вклад. Только при проверке предположения формируется доказательная база, а проект обретает новизну и значимость.
Гипотеза часто символизируется с решением проблемы по теме проекта.
Среди основных функций гипотезы исследования можно выделить:
- Сужающая. Благодаря выдвигаемому плану действий или предположению, автор сужает ход исследования, отражая свою точку зрения и устанавливая более четкие границы;
- Результативная. Только при проверке «потенциального решения» исследователь может ответить на поставленный исследовательский вопрос и сформировать доказательную базу, то есть получить качественный и аргументированный результат;
Фактически, гипотеза – это фундаментальный показатель исследования, который помогает автору выделить свою работу среди других и показать умение самостоятельно разбираться в нюансах и предлагать новые пути решения и пр.
Порядок работы над исследовательским вопросом и гипотезой в студенческой и научной работе
Итак, подготовка любого исследовательского проекта требует грамотной постановки исследовательского вопроса и гипотезы. Но порядок работы с каждым из этих элементов разнится.
Первым зарождается исследовательский вопрос. Процесс его выделения начинается с анализа темы и изучения первоисточников. То есть сначала студенту или аспиранту нужно понять основные компоненты, термины, рассмотреть существующие подходы и мнения, инструментарий. Только после понимания темы и наличия представлений по ней можно приступить к изучению современного положения дел и выделения существующих проблем.
Вторым этапом работы над исследовательским вопросом является его ограничение и постановка. То есть автор проекта может для начала (по мере ознак4уомления с первоисточниками) выделить для себя наиболее интересные направления, моменты и вопросы, а затем выбрать один из них для более глубокого исследования и поиска решения. Главное – обозначить потенциальные противоречия.
Третий шаг – формулировка исследовательского вопроса. Как бы парадоксально не звучало, но непосредственно в курсовой или дипломной работе именно «исследовательски вопрос» в прямом его значении трудно заметить. Чаще всего он отмечается во введении в виде проблемы исследования, а затем подлежит подробному описанию в основной части: с научной точки зрения – в теоретической главе, с практической – в последующих разделах.
Отражение противоречия или проблемы исследования обычно предельно емкое и краткое, укладывающееся в рамки одного-двух предложений. Притом ее постановка довольно шаблонная. Например, «проблема исследования состоит… (заключается в…/представлена…).
Но на этом работа с исследовательским вопросом не заканчивается. Пожалуй, это только самое начало над его постановкой. Далее следует его раскрытие с акцентом на информационную базу и авторскую позицию.
Именно на базе основного исследовательского вопроса зарождается та самая гипотеза – утверждение автор, которое он будет проверять в рамках проекта. Он также является потенциальным решением в отношении заявленной проблемы. То есть здесь прослеживается явная связь между этими категориями научного аппарата.
Зарождение гипотезы может также переплетаться с описанием исследовательского вопроса. Здесь автор разбирает действующие механизма и инструменты по воздействию на противоречие, отмечая их достоинства и недостатки, возможности использования, степень эффективности и пр.
Решение исследовательского вопроса (то есть проверка той самой гипотезы) излагается в рамках практической части проекта. Именно здесь исследователь проверяет эффективность и особенности предлагаемого способа, оценивает его и полученный результат, а затем констатирует возможности применения описанной технологии.
Только в конце проекта автор отмечает полученные результаты, констатируя тем самым полное раскрытие исследовательского вопроса и эффективность предлагаемой гипотезы. Именно здесь они тесным образом переплетаются и демонстрируют новизну, значимость, актуальность и качество проделанной работы, умение отстаивать свою позицию.
Фактически, работа над исследовательским вопросом связана с выделением интересного и актуального вопроса-проблемы, который постепенно переходит в проверку гипотезы и в результате получается конечный результат, подчеркивающий самостоятельность и компетентность исследователя, его достижения и разработки.
Сравнительная характеристика исследовательского вопроса и гипотезы
Итак, давайте все-таки четко разграничим понятия и особенности исследовательского вопроса и гипотезы в студенческих и научных проектах.
Основание для сопоставления |
Исследовательский вопрос |
Гипотеза |
На какой вопрос отвечает? | Что изучать и решать? Какова проблема исследования? | Как решить проблему? |
Основные действия над элементом | Выделение и постановка, описание, исследование и раскрытие | Разработка, постановка, формулировка, проверка |
Виды | Основной и дополнительный, открытый и закрытый | Одна в своем роде |
Формулировка |
Емкая, краткая и информативная |
|
Границы |
Тематическая приверженность |
|
Функции | Ориентирующая, ограничивающая | Сужающая, результативная |
Опора | Противоречия в теории или на практике, эффективность инструментов и методов | Проблема, авторская позиция, идея |
Постановка | Вопросительная или повествовательная | Утвердительная |
Результат | Исследование и решение | Проверка и констатация |
Итак, сходств у рассматриваемых параметров не так уж и много. Оба элемента являются частью научного аппарата, а значит будут лежать в одной тематической плоскости. То есть они будут нацелены на изучение конкретной ситуации и выделение потенциальных путей по ее решению. Еще одним моментом, воссоединяющим эти категории, является их формулировка. Исследовательский вопрос и гипотеза представляют в сжатом виде: четко, коротко, по делу. Именно они подчеркивают, что будет изучать и решать автор, как он будет это делать. Притом оба аспекта будут измеримыми: вопрос исследования с качественной стороны (масштабы, возможности), гипотеза – с практической (сфера применения, эффективность и пр.).
Давайте рассмотрим основные отличия между этими элементами научного аппарата. Во-первых, разнятся действия над ними. Исследовательский вопрос требует изучения и раскрытия, а гипотеза – постановки и проверки. Согласитесь, весьма разные мероприятия.
Притом работа над первой категорией свойственна больше качественным исследованиям, а проверка утверждений автора и предположений – практическим НИР. Поэтому и методологический аппарат может быть разным. Исследовательский вопрос требует научной проработки, а гипотеза – прикладных действий с научным обоснованием.
Во-вторых, миссия рассматриваемых компонентов также разнится. Исследовательский вопрос лишь задает общее направление для «тематического погружения», а гипотеза – сужает до максимально узкого подхода и частного мнения (авторской позиции).
В-третьих, при разработке исследовательского вопроса автор опирается на научную литературу, статистические данные и современные публикации, подчеркивающие проблемные участки и вопросы, с которыми сталкиваются опытные исследователи и практики. То есть здесь его постановка сводится к литературному обзору и выделению опорных точек, оценки эффективности тех или иных инструментов и пр. Разработка гипотезы основывается на исследовательском вопросе с учетом авторской позиции, его представлений и идей по решению и пр.
В-четвертых, существенная разница кроется в классификации рассматриваемых элементов научного аппарата. Исследовательские вопросы могут быть разными, а гипотеза – единственная в своем роде. Притом в одном исследовании может подниматься несколько вспомогательных исследовательских вопросов, но гипотеза будет одна!
Также следует отметить разницу в описании данных параметров. Исследовательский вопрос может звучать формально. Но при этом не воспрещается описывать его в вопросительной форме, придавая тем самым проекту и исследованию интригу. Гипотеза же звучит в строгой утвердительной форме, призывающей к действиям. То есть она подчеркивает решительность автора, его намерения и потенциальный ответ на поставленный вопрос.
Рассмотрев указанные сходства и отличия, можно смело сказать, что вопрос исследования и гипотеза — два тесно переплётных, но отличающихся элемента. Именно они лежат в центре НИР или академической работы и подчеркивают самостоятельность и компетентность автора, новизну и ценность изыскания, обоснованность результатов.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Рекомендации по работе над исследовательским вопросом и гипотезой проекта
Исследовательский вопрос и гипотеза – два обязательных элемента любой научно-исследовательской работы. Без них невозможно подготовить ни один серьезный проект, так как будет утрачена оригинальность, новизна, авторская позиция и идейность. Но важно тщательно проработать оба компонента. В противном случае завершить исследование и написание проекта невозможно.
Чтобы минимизировать ошибки при подготовке студенческих и научных работ, важно учитывать следующие особенности.
Исследовательский вопрос и гипотеза должны пересекаться. Притом центром их пересечения станет то самое противоречие, на котором сконцентрируется автор.
По мере проведения научного и прикладного исследования сопоставляйте исследовательский вопрос и гипотезу с полученными результатами. Никаких противоречий между ними возникать не должно. Если они появились, значит есть какие-то пробелы, которые следует незамедлительно восполнить.
В конце исследования оцените результаты. Соотнесите исследовательский вопрос и гипотезу с намеченной целью. Цель достигнута, если автор сумел полностью раскрыть исследовательский вопрос и убедиться в состоятельности или несостоятельности гипотезы. То есть конечный результат будет свидетельствовать.
Если же по мере завершения академического труда отмечают явные нестыковки в исследовательском вопросе и гипотезе, то придется пересмотреть либо содержание проекта (что сложнее всего), либо откорректировать один из этих параметров.
Обратите внимание на корректность и однозначность формулировки рассматриваемых элементов научного аппарата. Они должны быть четкими, понятными, непротиворечивыми по отношению друг к другу. Недопустимо разногласие между ними.
В студенческих работах чаще сначала отмечается исследовательский вопрос, а затем из него рождается гипотеза. В научных работах может отмечаться обратная тенденция.
Если в ходе разработки и описания исследовательского вопроса или гипотезы возникают сложности, то лучше всего обратиться за помощью к научному руководителю. Он проконсультирует и поможет разобраться в значении и роли каждого элемента, сориентирует относительно их постановки и формулировки.
Надеемся, что наши пояснения и советы помогут вам грамотно обозначить в своей работе исследовательский вопрос и гипотезу, а также выделить и обосновать результат и авторскую позицию.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
все довольно просто, если разобраться в значении и предназначении каждого из параметров. исследовательский вопрос – это то, что исследует и решает автор, то есть проблема. гипотеза – это идея и мнение автора, то есть как он намерен решать проблему. вот и все.
интересная трактовка и очень хорошо показана связь категорий роль в исследовании. без исследовательского вопроса нет самого исследования, а без гипотезы – авторской позиции и вклада, решения. спасибо за интересную подачу и простое пояснение.