Связь авторской позиции и гипотезы курсовой, дипломной и научной работы

Выполнение любого серьезного проекта, будь то курсовая, дипломная ил научная работа, требует тщательного погружения в выбранную тему с конкретного ракурса: осваиваемой специальности, текущих тенденций в науке и отрасли, достижений НТП и пр. При том в основе исследования будут лежать не просто тема и проблема, а еще два не менее важных атрибута – авторская позиция и гипотеза. Сегодня мы расскажем об их особенностях и проявлении в проекте, а также взаимосвязи.

Связь авторской позиции и гипотезы курсовой, дипломной и научной работы
Выполнение любого серьезного проекта, будь то курсовая, дипломная ил научная работа, требует тщательного погружения в выбранную тему с конкретного ракурса: осваиваемой специальности, текущих тенденций в науке и отрасли, достижений НТП и пр. При том в основе исследования будут лежать не просто тема и проблема, а еще два не менее важных атрибута – авторская позиция и гипотеза. Сегодня мы расскажем об их особенностях и проявлении в проекте, а также взаимосвязи.

Что такое гипотеза в студенческой или научной работе?

Выполнение научно-исследовательского проекта (независимо от глубины погружения в тему, цели и намеченных задач) предполагает выдвижение определенной гипотезы, то есть предположения или потенциальные (возможные) решения в отношении изучаемой проблемы. То есть гипотеза – это то высказывание, действие или концепция, которую автор намерен проверить на предмет эффективности, обоснованности, уместности и целесообразности.

Успешно доказанная и оправданная гипотеза автоматически превратится в решение проблемы. Опроверженное предположение – хоть и отрицательный, но все же результат, позволяющий сформулировать определенные выводы: предполагаемое решение не может быть реализовано и не позволяет решить проблему. Притом не стоит отчаиваться: опровержение гипотезы – также результат исследовательской деятельности, который будет оценен по достоинству, ведь автор проверил свое предположение и обосновал конечные выводы.

Сущность и роль гипотезы в исследовании
Сущность и роль гипотезы в исследовании

Постановка гипотезы происходит в самом начале курсовой, дипломной или научной работы – при разработке научного аппарата. В дальнейшем именно на ней происходит построение логики исследования, развитие темы и изучение проблемы. Формулировка данного элемента научно-исследовательской деятельности основывается на принципах краткости и емкости, целенаправленности.

Принцип краткости и емкости предполагает выдвижение потенциального решения предельно точно с акцентом на такие моменты, как: что изучать, какие действия предпринимать для решения проблемы и пр. Канон целенаправленности говорит сам за себя – совпадает с основной целью проекта и призван помочь в выработке механизма или алгоритма по разрешению сложившейся ситуации.

Важно отметить, что гипотеза также обязательно должна быть реалистичной и посильной, проверяемой.

Гипотеза курсовой, дипломной или научной работы всестороннюю проверку и обоснование: с теоретической и научной, а также (по возможности и необходимости) с практической точек зрения.

Обратите внимание, что выдвижение потенциального решения или предположения автора является обязательным моментом в дипломных и научных работах. Курсовые проекты могут носить аналитический, диагностический или описательный характер, без проверки каких-либо суждений.

Гипотезе в научно-исследовательском проекте свойственно всего два действия: выдвижение или подтверждение/опровержение, поэтому она находи место во введении и заключении. Притом в заключении автор обязан отметить состоятельность своего предположения и перспективы его применения.

Сущность и роль авторской позиции в курсовой, дипломной и научной работе

По мере изучения темы, погружения в оценку текущего положения дел в науке и отрасли, оценку проблемы, автору необходимо не просто проверить собственное предположение, но и описать свое отношение к выявленным тенденциям, подходам и пр.

Авторская позиция проявляется прежде всего в личном восприятии проблемы, темы и всех нюансов и ее подчеркивании на протяжении всего исследования. Притом все мысли и доводы автора должны быть подкреплены конкретной доказательной базой и обоснованием, личным опытом.

Сущность авторской позиции в исследовании
Сущность авторской позиции в исследовании

Рассматриваемый элемент не входит в состав научного аппарата курсовой, дипломной или научной работы, но косвенно находит свое отражение в гипотезе (то есть здесь можно оценить, как воспринимает проблему автор и какие действия намерен предпринимать). Подчеркивание авторской позиции позволяет отметить следующие моменты:

  • Понимание темы автором, глубину погружения в нее, разборчивость в информационном поле по теме/проблеме;
  • Умение устанавливать корректные границы исследования и предельно полно раскрывать тему;
  • Подчеркивать совпадение собственного мнения с позициями квалифицированных экспертов, ученых, ранних теорий и подходов и пр. В данном случае можно обзавестись обоснованием личной позиции и найти единомышленников, способных помочь в решении проблемы;
  • Общие выводы автора относительно полученных результатов и современных тенденций, научных подходов, эффективности предполагаемого решения и пр.

Авторская позиция в своем явном виде, как отдельный пункт проименованный пункт, присутствует преимущественно в научных работах при обосновании темы. В данной позиции будет подчеркнут интерес и мотив исследователя по изучению и раскрытию выбранной темы. В курсовых и дипломных работах данный элемент присутствует преимущественно в выводах по подпунктам и главам, где отмечается общий контекст, логика исследования, промежуточные результаты и намечаются дальнейшие действия, установки.

Авторская позиция отражается по ходу исследования в развернутом виде. Притом чаще всего автор полагается на принцип научной аргументации, отмечая тезис – аргумент и подводя итог. То есть данный постулат не подлежит выдвижению, он сразу же обосновывается по итогам проделанной работы.

Авторская позиция представляет собой субъективное мнение, подкрепляемое научными и экспериментальными, практическими фактами, подробному разъяснению и описанию, констатации. Описанное автором умозаключение может восприниматься аудиторией по-разному: как положительно, так и отрицательно.

 

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Обратите внимание, что авторская позиция базируется на описании и проверке гипотезы. Если проект носит теоретический характер, то авторская позиция может проявляться к приверженности конкретной позиции других исследователей, теории, но при этом автор должен обосновать свой выбор с акцентом на текущие тенденции и возможности применения рассмотренных канонов.

Сходства и отличия авторской позиции и гипотезы курсовой, дипломной и научной работы

Роль гипотезы и авторской позиции в курсовой, дипломной и научной работе велика. Указанные категории имеют массу совпадений и различий, которые мы представим в таблице ниже.

Авторская позиция

Гипотеза

Мнение или умозаключение автора по теме/проблеме, отношение автора к ней

Ожидания автора, потенциальное решение, предположение автора

Формируется и обосновывается на фактах (научных, экспериментальных)

Выдвигается и проверяется всеми посильными и возможными для автора способами

Находит отражение преимущественно в выводах по ходу исследования

Прямое отражение находит во введении и заключении, в анализе (постановке, описании) научного аппарата

Нет явного присутствия в работе (в качестве отдельного раздела и пр.)

Имеет явное отражение в научном аппарате (как минимум во введении), при этом в формулировке данной категории могут присутствовать некоторые «размытости» (гипотеза – это потенциальное, примерное решение)

Излагается в развернутом виде, чаще всего по принципу научной аргументации

Излагается кратко и емко с акцентом на цель научно-исследовательской деятельности

Может интерпретироваться многозначно, в зависимости от настроения читателя и пр.

Подается только в однозначном контексте: точно, аргументированно, находит либо доказательно либо опровержение

Авторская позиция и гипотеза совместно (в едином тандеме) подчеркивают суть и основную идею проекта, ее корректность и уместность, целесообразность и необходимость

Требует всестороннего обоснования

Обязательно укладывается в рамках изучаемой темы и проблемы, ограничений

Излагается по общим правилам выполнения курсовой, дипломной или научной работы: научный стиль, с учетом намеченного плана исследования, аккуратно вписывается в общую структуру и содержание работы

Субъективность: авторская позиция – субъективное (частное) мнение, гипотеза – субъективное (частное) предположение или решение

Формулировка авторской позиции и гипотезы исследования полагаются на размышлениях автора

Позволяют установить причинно-следственную связь, а также провести линию между идеей – проблемой – и мнением автора

Среди явных сходств авторской позиции и выдвинутой гипотезой можно отметить следующие моменты. Оба постулата формируются, выдвигаются и описываются автором лично, подчеркивая его интерес, мотив, стремление к раскрытию темы. То есть они предопределяют ракурс изучения темы, ход и логику исследовательской деятельности.

Помимо этого, оба элемента отражают частную позицию, частный способ изучения и решения проблемы, который в обязательном порядке проверяется, обосновывается и описывается в соответствующих структуре и содержанию, отдельных моментах НИР.

Что авторская позиция, что гипотеза преследуют конкретную, изначально намеченную цель и призваны исследовать конкретную проблему, определить оптимальное и наиболее эффективное решение с учетом намеченных и действующих факторов. То есть обе категории должны укладываться в план курсовой, дипломной, научной работы.

Несмотря на важность и значимость рассматриваемых элементов, они имеют массу различий, подчеркивающих уникальность каждой из них. Наиболее яркими специфическими чертами выступают следующие моменты:

  • Авторская позиция – это лишь мнение или умозаключение автора, основанное на полученных им результатах исследования, а гипотеза – это проверяемое предположение. То есть сначала рождается гипотеза, а на ее основе возникает авторская позиция;
  • Гипотеза научно-исследовательской работы подлежит проверке, по результатам которой формируется окончательный вывод о ее состоятельности, эффективности и возможностей использования в перспективе. Авторская позиция же подлежит именно обоснованию, то есть она не проверяется и сразу же констатируется, подчеркивая мнение автора и склонение к конкретному подходу, мнению более авторитетного эксперта и пр. Притом проверка и обоснование происходят на протяжении всего изыскания, по мере сбора доказательной базы и ее обработки;
  • Гипотеза предельно точно и кратко, емко отмечается во введении в составе научного аппарата. Авторская позиция столь четких описаний в целом не имеет, может быть отмечена как в середине любого пункта, так и в выводах по разделу. Более того, исследователь отражает ее в общем контексте без употребления личных местоимений, но делается это подробно, развернуто, обоснованно.
  • Гипотеза является обязательным структурным элементом дипломной или научной работы. Если данный элемент будет отсутствовать, то проект не будет допущен к защите или аттестации.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Авторская позиция не входит в обязательные требования по выполнению НИР (к ее отражению нет четких требований за исключением правил выполнения диссертаций, монографий и научных проектов), но обязательно отражается в тексте изыскания. То есть данный параметр выступает в качестве момента, подлежащего описанию в добровольно-принудительном порядке (автор не обязан отмечать собственное мнение по теме, но его отражение желательно и приветствуется комиссией).

О правилах формулирования и отражения гипотезы, авторской позиции в курсовых, дипломных и научных работах мы писали ранее. Их оформление происходит с учетом общих правил подготовки конкретного вида НИР в рамках действующих ГОСТ.

Важно отметить, следующие моменты, подчеркивающие роль авторской позиции и гипотезы в тексте научно-исследовательских и студенческих работ. Во-первых, без гипотезы не имеет смысла проводить научно-исследовательскую деятельность. В этом случае проект превратится в простой реферат или обзор темы без проверки каких-либо предположений и поиска решения для конкретной проблемы, в рамках намеченных границ и условий.

Во-вторых, без авторской позиции не поучится сформировать качественные, достоверные и обоснованные выводы, которые подчеркнуть весомые тенденции и позволят определить перспективы дальнейших изысканий п теме.

В-третьих, без гипотезы и авторской позиции в тексте курсовой, дипломной или научной работы не будет корректного и нужного решения, четкого обоснования и разработки проблемы, итогового вывода. Без указанных элементов серьезные проекты превращаются в простейшие аналитические заметки, реферат, обзор и пр.

Обратите внимание, что корректной и грамотной постановки гипотезы, ее тщательной проверки может зависеть авторская позиция. Сочетание предположения и умозаключений исследователя призваны установить причинно-следственные связи исследуемых процессов, явлений и найти грамотное, эффективное и уместное решение.

Рекомендации экспертов Дисхелп по отражению авторской позиции и гипотезы в НИР

Формулировка гипотезы должна учитывать тематику и общую проблематику исследования, укладываться в общее представление и видение автора. При этом на ее основе в дальнейшем будет зарождаться мнение и позиция исследователя, отношение к проблеме.

При отражении гипотезы и авторской позиции важно учитывать соблюдение правил научного стиля, принципов краткости и емкости, научный аргументации.

Внимательно изучите требования и правила подготовки научно-исследовательского проекта. Нередко при описании разделов делается пометка о составных элементах, где может оказаться гипотеза и авторская позиция.

Гипотеза является важным началом научно-исследовательской работы, а авторская позиция выступает итогом размышлений автора. При этом на протяжении всего исследования важно отмечать конкретные теоретические и практические факты, доказательства, подчеркивающие логику и обоснованность полученных результатов, совпадение и отличие предположений и результатов (то есть гипотезы и авторской позиции).

Отражение и раскрытие позиции автора, проверка гипотезы происходит на протяжении всего исследования. Эти действия не подлежат прерыванию, приостановке, в противном случае НИР будет считаться логически и фактически незавершенной.

Окончательным завершением любого научно-исследовательского проекта является констатация результатов с помощью увязки гипотезы и авторской позиции: доказательство или опровержение, мнение исследователя.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

2 комментариев к “Связь авторской позиции и гипотезы курсовой, дипломной и научной работы”

  • всегда думала, что авторская позиция и гипотеза — это практически синонимы, потому что именно через гипотезу автор выражает свое мнение. Спасибо за простое разъяснение и разграничение данных категорий.

  • Шерлок, связь очевидна! Если автор выдвинул гипотезу, значит он придерживается этого хода, решения и намерен ее проверять, а авторской позиции отметит свое отношение к ней, ее качество и результаты проверки. Если потерпит фиаско — признает поражение и неправоту, если окажется прав – то победа в кармане. В гипотезе автор показывает, как будет решать проблему, а в позиции – как относится к проблеме и предложенному решению. Притом при обосновании позиции и проверке гипотезы чаще опираются на одни и те же факты.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Это не спам *