Как правильно провести и оформить лонгитюдное исследование в курсовой и дипломной работе?

Среди эффективных методов познания самым характерным стоит назвать наблюдение, благодаря которому явление подвергается детальному рассмотрению. Наблюдение признается весьма качественным инструментом научного познания, который успешно используется в сфере теоретической и практической психологии. И не только. Характерным проявлением обозначенного подхода называются лонгитюдные исследования (ЛИ). Лонгитюдное исследование – многократное изучение одной и той же группы лиц по одним и тем же или близким проблемам. временные промежутки зависят от характера изменений объекта.

Как правильно провести и оформить лонгитюдное исследование в курсовой и дипломной работе?

Среди эффективных методов познания самым характерным стоит назвать наблюдение, благодаря которому явление подвергается детальному рассмотрению. Наблюдение признается весьма качественным инструментом научного познания, который успешно используется в сфере теоретической и практической психологии. И не только. Характерным проявлением обозначенного подхода называются лонгитюдные исследования (ЛИ).

Лонгитюдное исследование – многократное изучение одной и той же группы лиц по одним и тем же или близким проблемам. временные промежутки зависят от характера изменений объекта.

Лонгитюдное исследование: общие характеристики

Под лонгитюдным исследованием понимается научная работа длительного характера. Специалисты, в рамках подобной исследовательской деятельности, сосредотачивают внимание на одной группе испытуемых, анализируют состояние ее участников и фиксируют все происходящие с ними изменения в разные, но заранее обозначенные временные интервалы.

Понятие лонгитюдного исследования
Понятие лонгитюдного исследования

ЛИ – метод научного познания

Лонгитюдное исследование представляется методом научного познания, для которого характерна длительность и постоянство изучения явления, объекта или группы объектов. При этом все объекты изучения находятся под наблюдением длительное время, а повторным измерениям подвергаются те же самые параметры.

ЛИ является инструментом не только психологии, но и социологической отрасли. Оно ориентировано на выявление определенных аспектов и трансформаций, проявляющихся через некоторое время. Исследование характеризуется радом трудностей в ходе реализации, сопровождающейся дополнительными расходами.

Важно помнить, что между лонгитюдным и кросс-секционным исследованиями существует значительное различие, которое заключается во временных рамках проведения эксперимента: первое проводится в рамках длительного периода времени, второе – в одном моменте, в рамках которого происходить сравнение явлений, групп или характеристик.

ЛИ – основные характеристики

Среди основных характеристик лонгитюдного исследования на первом место всегда называется продолжительность. При прогнозировании временных рамок лонгитюдного исследования необходимо определиться не только с общей продолжительностью мероприятий, но с численностью этапов (2, 3 и т.д.) и временными интервалами их реализации. Для проведения качественного изучения требуется сбор данных, фиксируемых через определенные промежутки времени. За исходный временной отрезок может быть взят четырехнедельный период, год или несколько лет.

Базовые характеристики лонгитюдного исследования
Базовые характеристики лонгитюдного исследования

ЛИ имеют свою цель, заключающуюся в необходимости определения и регистрирования метаморфоз, затрагивающих способности человеческого поведения, персонального или группового. Рассматриваются эти проявления во взаимосвязи с той психологической областью, которая сосредоточена на рассмотрении изменений в психике, происходящих в процессе взросления. Фиксируется только то, как проявляется влияние времени, но обращается внимание и на события.

Еще одна базовая характеристика ЛИ заключается в повторяемости. Для реализации исследовательских планов подбираются и формируются необходимые для сбора данных инструменты. Такими могут быть признаны стандартизированные и схожие на всех этапах анкеты, тесты или интервью. Информационные срезы должны обрабатываться и сопоставляться с предыдущими параметрами.

Первооткрывателями метода называются У. Штерн и А. Гвоздев. Именно они впервые сосредоточили внимание на трансформациях, проявляющихся в ребенке по ходу его взросления. В дальнейшем сфера использования ЛИ существенно увеличилась. Исследования должны проводиться в рамках четко прописанных алгоритмов.

Назначение: наблюдение за изучаемым объектом

Метод лонгитюдного исследования ориентирован на наблюдение за изучаемым объектом, на фиксацию его трансформаций во время длительного и повторяющегося эксперимента. Кроме того, данный тип наблюдения помогает выяснить, как и насколько внешние условия воздействуют на процесс формирования психики.

Основа лонгитюдного исследования
Основа лонгитюдного исследования

Для достижения намеченной в рамках ЛИ цели, перед началом эксперимента контрольная группа подвергается всестороннему анализу. Дальнейшие действия специалистов в области социологии или психологии сосредотачиваются на определении явлений, которые могут оказать воздействие на душевное состояние испытуемых. Затем их действия сосредотачиваются на процессе выявления проявляющихся зависимостей.

Использовать инструменты исследования, к примеру, тестирование, можно как в ходе проведения эксперимента, так и после его завершения. Получаемые данные способствуют подтверждению или опровержению гипотезы, позволяют обнаружить направления дальнейшего изучения.

Лонгитюдные исследования = продольные исследования.

Типы лонгитюдного исследования

Лонгитюдное исследование относится к изысканиям психо-социологического типа.

Базовая классификация лонгитюдных исследований
Базовая классификация лонгитюдных исследований

Поэтому в нем используют следующие подвиды мероприятий, различающихся по:

  • продолжительности;
  • арсеналу выбранных методов;
  • намеченным результатам.

Рассмотрим классификацию по продолжительности ведения исследовательских мероприятий. Выделяют следующие типы исследований:

  • ускоренное, в рамках которого тестовая группа формируется из участников, при отборе последних нет конкретных ограничений по таким критериям как половая принадлежность или возрастные характеристики.
  • кратковременное, ориентированное на рассмотрение изучаемого объекта в рамках незначительного временного промежутка, но характеризующегося определенными возрастными периодами интенсификации темпов роста и развития;
  • долгосрочное, ориентированное на длительность наблюдения за представителями экспериментальной группы.

Методологические алгоритмы проведения лонгитюдного исследования различаются по подходам:

  • перспективный ориентирован на изучение объекта или группы объектов в рамках определенного возраста, не выходя за нормативные границы;
  • ретроспективный в своей основе использует материалы, выявленные у объекта исследования в прошлом.
  • сочетанный, предполагающий сочетание в рамках одного исследования элементов перспективного и ретроспективного подходов.

Существует несколько типов лонгитюдного исследования:

  • панельный, когда те же самые объекты исследования рассматриваются в определенный временной отрезок;
  • когортный, предполагающий изучение участников, принадлежащих к одной группе, к примеру, люди, заключившие брак в рамках одного года;
  • тенденционный, предполагающий организацию в определенном временном отрезке опроса разных людей, но в рамках одной группы (сообщество, коллектив).

При написании академических работ необходим верный подход к определению и выбору верного типа лонгитюдного исследования.

Ряд преимуществ лонгитюдного подхода

Если говорить о преимуществах лонгитюдного подхода, то на первое место выходит информативность. Исчерпывающий объем информации для исследования обеспечивается не только продолжительностью сбора данных, но и изучением в этот период значительной численности испытуемых. В центре внимания наблюдателей категории, относящиеся к разряду неизмеряемых. Речь об убеждениях, приоритетах, интересе, принципах.

В рамках ЛИ фиксируется и анализируется связь, которую формирует личность со средой обитания и собственным психическим состоянием. Исследование позволяет устанавливать условия, в той или иной степени определяющие становление.

ЛИ в курсовой и дипломной работах

Лонгитюдные методы – эффективные инструменты, ориентированные на глубокое осмысление самых разных событий и алгоритмов, предлагающие доступ к мониторингу перемен, фиксируемых в различные временные промежутки, оценке их самих, и того, что за ними следует.

В академических методичках, содержащих указания к написанию курсовых и дипломных работ с использованием лонгитюда, наверняка можно обнаружить информацию о рассмотренных подходах. Именно лонгитюдные подходы признаются весьма эффективными в ходе подготовки и проведения научно-исследовательских работ в области психологических исследований.

Роль лонгитюдных методов в академических работах

Достаточно распространенным мнением является взгляд на подходы ЛИ, которые представляют их инструментами, ориентированными на сбор достоверных данных (явления, процессы). Как уже отмечалось, способы являются вариантом мониторинга, протяженного во времени. Приемы лонгитюдного исследования свободно подходят для работы в рамках курсовых или дипломных проектов. Преимущества таких подходов заключаются в более глубоком и подробном изучении темы исследования. Кроме того, проблема достоверности собранного материала никогда не будет подниматься.

Функции лонгитюдных исследований
Функции лонгитюдных исследований

Как уже говорилось, продолжительность сбора информации – этот тот критерий, который отличает приемы лонгитюдного наблюдения от иных подобных подходов. Если кросс-секционные подходы базируются на разовом выборе объектов исследования, наблюдение за которыми осуществляется в рамках определенного, но достаточно небольшого объема времени, то лонгитюдные сопровождаются постоянным мониторингом одной и той же группы в рамках заданного, но всегда продолжительного временного отрезка.

Подобный подход дает основания для оценки явлений, обнаружения закономерностей и высказывания предположений о вероятном развитии ситуаций.

Специфические аспекты лонгитюдных методов исследования

Среди специфических аспектов лонгитюдных методов исследования, в ходе оценки характера трансформаций, отмечается возможность оперирования повторно собранными данными. Если говорить простыми словами, то внимание экспертов к объекту наблюдения возвращается неоднократно с заранее определенными интервалами. Рассматривая подход, удается уяснить, что в ходе его реализации специалисты определяют направления развития, склонности, особенности изменений экспериментальной группы. Кроме того, такой подход позволяет установить степень устойчивости или мобильности черт, присущих конкретной группе лиц.

Если сравнивать, то, к примеру, кросс-секционный подход сосредотачивается на выявлении данных для изучения в одно и тоже время у одного или нескольких объектов исследования. В этом же ракурсе лонгитюдный подход мониторит динамику изменений, которым подвергаются определенные переменные у одного или нескольких объектов исследования. ЛИ характеризуются возможностью более точного отражения динамики, определения наличия и качества связи между причинами и следствиями. В итоге лонгитюдного исследования выводы звучат более убедительно.

ЛИ в курсовых и дипломных: достоинства

Ценность лонгитюдных способов получения информации неоспорима. Обозначим самые важные аспекты.

Роль лонгитюдных исследований при написании дипломной работы
Роль лонгитюдных исследований при написании дипломной работы

Первое, что надо обозначить, заключается в фокусировке исследовательских мероприятий на выяснение и оценку метаморфоз, происходящих с объектом исследования. Данный аспект признается необходимым особенно в рамках исследования последовательности стадий развития и процессов, протяженных во времени.

Второй аспект заключается в приобретении данных, с помощью которых организуется комплексная оценка явлений. Лонгитюдные подходы открывают доступ к различным аспектам и параметрам, оказывающим влияние на объект в тот или иной период времени.

Максимально эффективным признается применение ЛИ в рамках организации исследований, ориентированных на выяснение аспектов различных явлений в таких сферах, как социология и экономика, психология и медицина. Для примера направления исследования, которое может быть выбрано в рамках курсовой или дипломной работы, стоит обратить внимание на аспекты, позволяющие выяснить темпы изменений, затрагивающих финансовое положение семьи, прогресса обучения и развития мышления детей и подростков. Или, к примеру, исследования степени участия людей старшего поколения в жизни общества.

Если говорить об уровне дипломных работ, которые на порядок выше курсовых исследований, то здесь возможности ЛИ используются, к примеру, для выяснения степени воздействия психического напряжения на самочувствие детей/взрослых или на формирование конкретных способностей у представителей подрастающего поколения.

Специфической особенностью лонгитюдных исследований обозначается необходимость продолжительного временного отрезка для того, чтобы получить полные и качественные данные. Определенный временной интервал (месяц, год и более) требуется исследователям для того, чтобы они мониторили изменения, затрагивающие поведенческие аспекты. Итоговые сведения, в рамках такого подхода, более точны. А подход дает основание для отслеживания степени верности гипотезы в долгосрочной перспективе.

Положительным, в использовании лонгитюдных подходов, признается возможность установления аспектов исследования, недоступных для выявления при использовании иных исследовательских инструментов. Длительность периода наблюдения способствует выявлению неочевидных условий, которые могут влиять на критерии, находящиеся в зоне внимания исследователей. Благодаря этому исследуемая проблема изучается более детально и основательно.

Еще одна положительная черта ЛИ заключается в высокой степени убедительности и надежности как получаемых данных, так и итоговых выводов. В рамках длительных исследований удается мониторить степень влияния самых разных факторов и динамики проявления, определять наличие причинно-следственных связей между показателями и конкретизировать итоговые выводы. А это значит, что лонгитюдные исследования – качественный инструмент для написания курсовых и дипломных работ.

ЛИ нельзя организовать сходу, а требуется основательная подготовка. Именно она гарантирует качество и ценность получаемых результатов.

ЛИ: правильно провести и оформить

Чтобы в рамках академических работ правильно провести лонгитюдное исследование, растянутое во времени и сопровождающееся контрольными, повторяющимися измерениями обозначенных параметров одного и того же объекта, необходимо наличие структурированного плана, внимательного отношения к методологическим аспектам и последовательного выполнения запланированного.

Студенты должны знать, как правильно провести и оформить лонгитюдное исследование в курсовых и дипломных работах. Как и любая исследовательская деятельность ЛИ обладает определенным алгоритмом реализации. Только таким способом авторы работ смогут достичь желаемых данных и выводов, для которых будет характерна обоснованность и точность.

Основные этапы лонгитюдного исследования
Основные этапы лонгитюдного исследования

Как в любой исследовательской работе, будь то курсовая или дипломная, первое, что требуется от студента – определиться с темой исследования и целями предстоящей работы. В рамках определения с темой, студент должен осознанно подходить к рассмотрению направлений, в рамках которых сбор сведений занимает длительный период. Это понимание требует вовремя определяться с объемами предстоящих работ и возможными сроками воплощения их в жизнь.

Цель ЛИ в рамках курсовой или дипломной работы должна характеризоваться конкретикой. Требуется точное описания того, что может быть достигнуто с помощью подобранных инструментов. При определении цели и гипотезы, необходимо четко отвечать на конкретные вопросы. К примеру, что требуется исследовать за определенный длительный временной отрезок? Или, предполагаются ли изменения и какие?

Наряду с целями выявляется объект изучения. Среди возможных вариантов называется группа лиц, корпоративная структура или последовательность действий. При выборе объектов изучения требует внимательного изучения такой аспект как наличие и достаточность информации, необходимой для организации наблюдения в длительной перспективе.

Любое лонгитюдное исследование требует верного подхода к формированию выборки. Здесь важным признается критерий численности объектов исследования. Для которого важным показателем является соразмерность и обоснованность. Необходимо помнить, что для качества планируемого эксперимента требуется позаботиться о достаточной численности участников. При этом важен аспект учета возможности их потери. Для минимизации данного явления, требуется уделить внимание выработке механизмов удержаний. К таковым можно отнести интерес/стимул или, к примеру, напоминание.

Следующий этап проведения лонгитюдного исследования связывается с разработкой параметров отбора. Этот шаг необходим для того, чтобы объекты исследования соответствовали условиям предстоящего эксперимента.

Когда работа по рассмотрению и определению основных параметров проведена, требуется заняться формированием плана предстоящего исследования.

Планирование, проработка, детализация алгоритма

Основными составляющими процесса называются показатели, которые могут отразить:

  • частоту мероприятий, направленных на получение необходимых данных;
  • подходы и инструменты получения и обработки информации;
  • план мероприятий, направленных на оценку степени подлинности фактического материала;
  • каналы коммуникаций с сопричастными к эксперименту;
  • условия для хранения информации от начала и до конца эксперимента.

Если план разработан и детализирован, то пора обратить внимание на выработку процедуры, в рамках которой будет происходить отбор информации. На этом этапе автору курсового или дипломного исследования требуется поработать над подробным планом того, как будут проводиться наблюдения за участниками эксперимента, каким образом будет фиксироваться информация. При этом особое внимание должно быть уделено временным отрезкам и действиям в их рамках.

Последовательность шагов и направления исследований должны обладать не только четкой структурой, но и совпадать в подходах, выбранных для их реализации на разных стадиях эксперимента.

Реализация запланированного: точность и пунктуальность

Следующий этап проведения лонгитюдного исследования связан с непосредственной реализацией запланированного. Главное условие – строгое соблюдение выработанного плана и графика выполнения исследовательских мероприятий. Здесь на первом план должно быть не столько качество знаний и умений, сколько терпение. Это связанно с тем, что процесс наблюдения растянут во времени. Требуется детальная фиксация информации, в которой будет отражено время проведения опроса, и кто был опрошен. Важна фиксация условий осуществления мероприятий. Основной параметр – неизменность временных отрезков и расстояний между ними.

От начала эксперимента, в котором используются лонгитюдные приемы, исследователь должен придерживаться плана, в котором предусмотрены мероприятия не только по сбору информации, но ее анализу. Проанализированные данные предоставляют возможность формулирования предварительных выводов. А на их основании исследователь может предпринимать усилия по корректировке следующих пунктов плана, если выводы свидетельствуют о такой необходимости. В ходе формулирования выводов обращается внимание не только на то, что между временными точками существуют серьезные различия, но и то, что на переменные оказывает влияние такой критерий как время.

Работая над планированием курсовой или дипломной работы, где используются лонгитюдные приемы, автор исследования должен помнить о том, что существуют аспекты, сильно искажающие итоговую информацию из-за потери участников. К этим показателям могут быть причислены варианты естественного оттока (переезд, смерть).

Совокупный анализ результатов

В отведенный на сбор данных отрезок времени все основные мероприятия должны быть закончены. После этого наступает этап совокупного анализа имеющейся информации. В ходе обозначенных действий исследователь должен оценить данные и определить наличие в них очевидной зависимости между явлениями или трансформациями, происходящими на протяжении времени исследования.

Инструментами выявления обозначенных аспектов могут быть названы аналитические подходы вообще или, к примеру, статистический способ, как частный вариант анализа. Объяснение данных, направлений исследования или иной информации должно базироваться на фактическом материале.

Когда информация проанализирована, наступает время очередного этапа, связанного с оформление отчета. Для описания результатов научно-исследовательской работы, в рамках курсового или дипломного исследования, используются соответствующие разделы, которые могут носить аналитический, рекомендательный или какой-то иной характер. В этих разделах внимание уделяется описанию выбранной проблематики, рассмотрению целей работы, представлению алгоритма получения информации. Кроме того, в отчете должны содержаться критерии и выводы. Обязательными условиями оформления отчета должны оставаться принципы упорядоченности, согласованности и содержательности.

Среди используемых для анализа полученной в рамках исследования информации подходов, значительно выделяется метод сравнения, где сопоставляются параметры, полученные в начале эксперимента и на его последующих, в том числе и заключительном, этапах. Данный подход упрощает процесс выяснения объема и качества изменений параметров, их определяющих.

Кроме метода сравнения, при оформлении итогов лонгитюдного исследования, автор работы может использовать статистические модели. Они прекрасно подходят для оценки результатов, а также выяснения степени верности предположений о существовании связей между определенными показателями. Здесь прекрасно проявят себя как корреляционный, так и регрессионный анализы.

В процессе подведения итогов работы требуется обозначить динамику изменений. При этом рекомендуется информацию представлять в форме графиков. Обоснование работы должно содержать информацию о том, что послужило причиной каждого из обозначенных изменений.

Обязательно создание наглядных материалов и размещения их в приложениях. В качестве наглядных материалов к курсовой или диплому с лонгитюдным исследованием, должны представляться использованные в ходе эксперимента анкеты. Полученные в ходе исследования данные должны быть размещены в таблицы в соответствии с этапами исследования. В приложении должно быть размещено письменное согласие людей на участие в эксперименте.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Подходы и средства ЛИ

Анализ итоговой информации должен осуществляться с опорой на знание того, что как сбор, так и обработка полученных данных находится под влиянием самых разных факторов и условий. Естественный отток участников, в разных вариациях, обуславливает потери выборки. Так, может, при сравнении начальной и конечной информации, не совпадать численность ответов. Еще одной, негативно отражающейся на обработке данных причиной, становится постепенно трансформирующаяся численная и качественная структура выборки.

Достоверность сведений не будет считаться достаточной, если в ходе эксперимента из зоны внимания упущены такие факторы как возраст, пол и т.п. Не стоит забывать и об этической стороне процесса сбора, обработки и хранения информации. В рамках написания курсовых и дипломных работ студенты должны заботиться о том, что бы информация об итогах эксперимента была защищена. Кстати, эксперимент не может считаться успешным и правильным, если его организаторы не получили от участников безусловное согласие.

Одной из проблем лонгитюдного исследования называется утрата интереса к теме исследования из-за длительного срока его реализации. В данной связи студентам, проводящим и оформляющим лонгитюдные исследования в курсовых или дипломных работах, рекомендуется, в рамках подготовки и реализации эксперимента, четко следовать графику работ, в котором должны быть прописаны и обоснованы важнейшие моменты диагностирования и мониторинга.

Еще один важный момент заключается в том, что в рамках лонгитюдного исследования результаты и выводы могут требовать дальнейшего уточнения и выглядеть весьма спорно. Лонгитюдные приемы, используемые в рамках написания курсовых и дипломных проектов, характеризуются сложностью. Но переломить ситуацию, превратив ее из сложного проекта в ценную исследовательскую работу, вполне возможно. Для глубокого и качественного изучения выбранного явления требуется правильный подход к организации подготовительных и исследовательских мероприятий. Если следовать рекомендациям, то успех академической работы, в котором использовано лонгитюдное исследование, – цель вполне достижимая.

 


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *