Дипломная работа – серьезный исследовательский труд. И разноплановыми инструментами в этой работе выступают методы и методики исследования. Именно они позволяют доказывать теории и аргументировать полученные в ходе эксперимента результаты. То, какие методики будут применяться для достижения целей и задач конкретной дипломной, зависит от выбранной темы и того, какой специфичностью характеризуется научный труд.
Любое из научных направлений применяет свои инструменты. Зачастую не единичные. При написании эмпирической части дипломной работы по психологии, для достижения максимально полных и качественных результатов оценки интеллекта, используют набор классических и современных методик.
Кстати, напомним, что под эмпирическим исследованием понимается вид дипломных, в основе которых заложена проработка и объяснение материалов опытного исследования, которое проводилась автором квалификационной работы. Исследование должно быть реальным, а зафиксированные показатели становятся подтверждением обозначенной в начале работы гипотезы.
Стоит обозначить, что именно практическая часть диплома – это то, ради чего она создается. Студентам с первых дней обучения стараются донести истину о том, что теоретические постулаты должны подтверждаться практическими выкладками.
СОДЕРЖАНИЕ
Методы и методики: общее
Дипломная работа – это платформа, на которой работают как теоретические, так и практические методы. Выбор конкретного направления зависит от того, какой объект выбран для изучения. Особенностью методов исследования называются приемы изучения, сбора, проработки информации, и реализации научных изысканий.
Напомним о том, что применительно к сфере психологии и в рамках дипломной работы методы исследования частного характера ориентированы на сбор конкретных данных. Благодаря частным методам появляются описания и обнаруживаются новые феномены, обозначаются принципы, находят подтверждения предположения. Среди востребованных в ходе выполнения дипломных работ методов практической направленности выделяют: наблюдение, измерение, эксперимент, интервью, опрос, описание и т.п.
Общее представление о методах освежили. Теперь вспомним, что собой представляет методика. Под методикой понимается определенный алгоритм, ориентированный на реализацию определенных действий. Отличие методики от метода заключается в том, что в методике приемы и задачи реализации характеризуются большей конкретикой. Методика – это четкая реализация метода, разработанный прием ведения диалога участников исследования с использование определенной информации и конкретных технологий.

Для примера можно взять один из базовых методов психологии – наблюдение. Методикой наблюдения можно назвать протокол Бюлера-Хетцеля. Наблюдение, как метод исследования в психологии, представляет собой направленное, регулярное, планомерное восприятие и запись поступков и других проявлений человека в условиях привычных или специально подготовленных. Наблюдение в рамках протокола Бюлера-Хетцеля выстраивается по утвержденному плану и реализуется в соответствии со специализированным протоколом. Протокол – документ, разработанный для отражения любых проявлений черт личности (поступки, мимика, жесты, высказывания). Данная методика применяется при изучении детского поведения или анализе коммуникационных возможностей.
Интеллект: общее
Под интеллектом понимается универсальное описание способностей к познавательной деятельности, потенциал, нацеленный на получение и продуктивное применение навыков и знаний.
К базовым процессам деятельности в психологии, определяющим общую успешность интеллектуальной деятельности, относят умение сосредотачиваться, способность сохранять информацию, когнитивные способности, формирование и передачу информации посредством языка, скорость когнитивной обработки данных и т.п.
Кроме того, существуют понятия связанного и свободного интеллекта. Под кристаллизованным интеллектом понимаются навыки и знания, почерпнутые в рамках развития личности, то есть это следствие полученного образования и показатель внешнего воздействия различных социальных проявлений.
Свободный или подвижный интеллект – узкое понимание общего понятия, представляется умением решать проблемы когнитивного плана. Данный тип интеллекта определяет биологические параметры системы, несущей ответственность за процессы анализа и обмена информационного взаимодействия в человеческом организме.
Научное сообщество не одну сотню лет размышляет и дискутирует о понятии умственных способностей. Вопросов много, а значит есть простор для исследований, связанных с оценкой интеллекта.
Тесты для оценки интеллекта: исторический аспект
Разноплановые инструменты для анализа уровня интеллекта стали активно разрабатываться на рубеже XIX-XX веков. Если говорить о том, кто был объектом исследования, организуемого с помощью специализированных тестов, то это были дети. Именно оценку уровня их развития проводили для того, чтобы разрабатывать планы школьного обучения, не забывая об персональных особенностях маленьких респондентов.

Уровень развития интеллекта измерялся соотношением фактического возраста ребенка и уровня его интеллектуального прогресса, выраженного в годах. Определение умственного возраста сопровождалось выполнением заданий, соответствующих определенному возрастному периоду.
Расхождения в обозначенных показателях свидетельствовало об отклонениях. В соответствии с низким или высоким показателем констатировалась умственная отсталость или одаренность.
Возникло понятие «коэффициент интеллекта» или IQ, который выражался соотношением умственного и хронологического возраста, умноженного на 100. Развитие направления оценки интеллекта велось интенсивно, о чем свидетельствуют многочисленные исследования и, как их итог, тестовые материалы, разработанные для разных возрастных категорий.
Оценка интеллекта посредством тестирования обладает как достоинствами, так и недостатками. Начнем с последних и обозначим проблемы, раскрывающие такие аспекты тестовых материалов как разрозненность, сфокусированность заданий на одном феномене или области, нереальность учета всех культурных вариаций, личностных качеств, допустимость ошибок, некорректность анализа и т.п. Что касается преимуществ, то среди них стоит обозначить хороший процент объективности, доступность сопоставления результатов, полученных в ходе проведения как одного, так и нескольких тестовых экспериментов.
Оценка интеллекта, при написании эмпирической части дипломной работы, может проводиться в клинических условиях. Для этого студента обязательно должен сопровождать и контролировать специалист высокой квалификации. Клиническая беседа может помочь выявлению отклонений в функциях памяти или умении сосредотачиваться, что неизбежно приведет к потере способности находить решения определенных задач и использования ранее освоенных знаний.

В клинической беседе может быть дана оценка степени и качества усвоения знаний (уровень образованности, грамотность, беглость воспроизведения печатного текста и т.п, навыки профессиональные, бытовые). Клиническая беседа может быть направленна на выяснение способности и уровня абстрактного мышления, поиска выхода из ситуаций, далеких от стандартных, и т.п.
Оценка интеллекта признается явлением более широким, если сравнивать с понятием оценки специфики мышления. Оценка когнитивных способностей, как процесса психического развития, приводит к выяснению умений логически мыслить в соответствии с уровнем развития. Выяснение параметров интеллекта – задачи, относящиеся к сфере психодиагностики.
Методики оценки интеллекта представляют собой набор самых разных заданий, ориентированных на выяснения разнообразия умственных способностей. При написании эмпирической части дипломной работы, в которой рассматриваются параметры интеллекта, могут быть использованы как классические, так и современные методики.
Классические методики оценки интеллекта: общее
Если говорить о классических методиках оценки интеллекта, то к таковым относятся те инструменты, которые были разработаны давно. А их регулярное использование и совершенствование дает основание говорить о том, что они достоверны, проверяемы и ценны.
Среди основных методик оценки интеллекта популярностью пользуются:
- Шкала интеллекта Векслера, ориентированная на выяснение обобщенного уровня умственных способностей. Автор методики – Д. Векслер. Основная направленность – выяснение параметров вербального и невербального интеллекта. Существует две вариации, которые разработаны в соответствии с возрастными критериями. WAIS создан для респондентов от 16 лет. Вторая разновидность – WISC предназначается для обследования детей, чей возраст находится в рамках 6-16 лет. Структура шкал отражает различные параметры общего IQ. Кроме того, присутствуют субшкалы с особыми характеристиками, благодаря чему можно выяснить, к примеру, показатели рабочей памяти или оперативности обработки данных.
- Тест Стэнфорд-Бине относятся к категории «родоначальника» эталонных тестов IQ. Данный стандартизированный вариант создан для выяснения умственного возраста. Сегодня используются адаптированные варианты теста. Адаптация затрагивает возрастные показатели. Использование тестов помогает в выяснении когнитивных способностей мозга запоминать и анализировать информацию.
- Прогрессивные матрицы Равена созданы для проведения диагностики невербального интеллекта. Акцентная направленность на выяснение параметров логической и аналитической составляющих мышления. Среди преимуществ этого инструмента называется его культурная нейтральность. Данный критерий может быть рекомендован для использования в рамках исследований кросскультурной направленности, где возникает необходимость сравнения поведения людей, относящихся к разным культурам. Целью таких исследований становятся параметры связи, имеющейся между индивидуально-психологическими особенностями личности и культуры.
Классические методики оценки интеллекта: детализация
Тест Векслера
Как уже отмечалось, тест имеет две разновидности, обусловленных возрастными категориями. Если остановиться на варианте WAIS, то здесь имеется 11 заданий. Они распределены в двух субшкалах. В первой субшкале предполагается оценка вербального интеллекта. Задания состоят из заданий, благодаря которым можно выяснить уровень информированности, умения совершать числовые вычисления, запоминания последовательности числовых знаков, уровня словарной базы. Вторая субшкала ориентирована на выяснение невербальных критериев, таких как способность кодировать и раскодировать, дорисовывать иллюстрации, представлять образы в кубических формах, логически выстраивать последовательность изображений, моделировать.

Основная направленность заданий – выяснение качества когнитивных способностей. Данные, полученные по завершении теста, обладают корреляционной связью. Ее сила средняя (приблизительно 0,5), но она демонстрирует, что показатели одного признака совпадают с определенным числом параметров другого аспекта. Причем признаки связаны друг с другом. Такие связи позволяют высказывать утверждения о наличии какой-то общей мыслительной способности, определяемой благодаря тесту. Формой их выражения становится один из показателей.
Другое мнение говорит о том, что слабая корреляционная связь у полученных параметров обуславливает наличие определенного количества когнитивных способностей, обладающих относительной независимостью. Если обращаться к изучению тематической литературы по теме оценки интеллекта в ходе подготовки к написанию эмпирической части дипломной работы, то можно выяснить, что ученые используют различающиеся подходы к изучению вопроса об обнаружении независимых когнитивных способностей. Как следствие сильно разнятся и показатели общего числа, которое может быть представлены количеством от 2 до 120.
Методика Стэнфорд-Бине
Данная методика весьма стара. Сфера ее регулярного использования – психодиагностика, осуществляемая в клинических условиях. Основными аспектами исследования становятся способности, отвечающие за вербальные качества, абстрактное и логическое мышление, вычислительные, умение воспринимать пространственную информацию и ориентироваться в ней.
Авторами рассматриваемого IQ-теста называются А. Бине и Т. Симон, работавших во Франции. Позже первоначальный тест был изменен и улучшен. Автором усовершенствований признается психолог Л. Терман, который трудился в стенах университета в Стэнфорде.

Обозначим основные принципы рассматриваемой методики. На первом месте – выяснение параметров IQ. Тестирование проводится в индивидуальном порядке. Методику не используют в групповых мероприятиях. Данный подход помогает проводить более точный анализ показателей способностей. Еще один основополагающий принцип методики – возрастные параметры, позволяющие расшифровывать полученные данные в соответствии с нормами, установленными для каждого возраста. Четвертый принцип свидетельствует о том, что методика позволяет получать и изучать параметры не только общего интеллекта. Адаптированные версии методики дают возможность изучать разнообразные элементы феномена.
Если говорить об особенностях методики, то, к примеру, в пятой редакции, на острие внимания специалистов пять познавательных факторов. В самом начале рассматривается фактор способности находить решение новым задачам. Затем выясняется уровень имеющихся знаний. Третьим изучаемым и анализируемым фактором выступает способность обработки количественной информации. На четвертом месте – исследования возможностей памяти (рабочая). И напоследок выясняются умения обрабатывать визуальные и пространственные данные.
Для изучения обозначенных факторов используют задания различного качества (вербальные, невербальные). Еще один интересный момент, о нем уже упоминалось, связан с возможностью применения методики для респондентов от двух лет. Методика способна помочь в выявлении критериев когнитивной дисфункции, а также указать на то, что пациент демонстрирует признаки гениальности.
Прогрессивная матрица Равена
Обозначенная методика относится к категории классических невербальных тестов, используемых для выяснения показателей интеллектуальных способностей. Если говорить о возможности использования методики для оценки интеллекта, в рамках работы над дипломным исследованием, то выбор будет оправдан такими критериями как многофункциональность, проверяемость и применимость в организации обследования для одного респондента или группы испытуемых.
Годом создания методики называется 1936. Автор – Дж. Равен. Основная направленность методики – выяснение параметров потенциала абстрактного мышления, способности рассуждать и делать последовательные выводы.

Структура теста представлена шестью десятками заданий. Особенность деления тестового материала заключается в формировании серий (A, B, C, D, E), в каждую из которых включены 12 заданий. Специфика заданий заключается в форме подачи материала. Речь идет о форме – матрица, объединяющая в себе несколько разноплановых элементов. В помощь тестируемым предлагается несколько вариантов ответов и время на выбор. Еще одна особенность – степень сложности, которая возрастает от серии к серии.
Исследования, проводимые с матричными материалами, свидетельствуют о том, что тестирование характеризуется высокими показателями надежности и применимости. Так, утверждается способность согласовываться с иными тестами оценки IQ. Особо примечательной особенностью теста называется его культурная нейтральность, которая обусловлена отсутствием необходимости в специализированных языковых или интеллектуальных знаниях.
Организовать тест можно как для одного человека, так и для группы респондентов. Временно отрезок, отводимый на выполнение тестовых заданий, составляет 40 минут. Как выполнять тест, традиционно рассказывается в инструкции, с которой, при необходимости, знакомят участников теста. Обязательное условие – самостоятельная работа над тестом.
Данные, полученные по итогам выполнения предложенных заданий, изучаются и анализируются. Критерий оценки – правильный ответ, за которые начисляются баллы. Последние соотносятся с нормами, прописанными для каждой возрастной группы. Общий балл становится показателем степени развитости абстрактного интеллекта.
Оценка структуры интеллекта в группе или в индивидуальном порядке может быть проведена по такой классической методике как Тест Амтхауэра. Еще один тест создан Дж. Гилфордом. Он интересен тем, что часто используется в исследованиях, как научных, так и академических. Что касается практической диагностики, то его использование достаточно редкое явление.
Выше представлено несколько классических методик оценки интеллекта, которые можно использовать при написании эмпирической части диплома. Современные методики не менее интересны.
Современные методики
У современных методик оценки интеллекта есть свои особенности, привлекательные стороны и недостатки.
Сегодня серьезное внимание к себе привлекают многофакторные модели интеллекта. Рассмотрим данное явление на теории Гарднера.

Теория множественного интеллекта. Автор – Говард Гарднер. Разработана в 1983 году. Модель, предложенная Гарднером, кардинально отличалась от классических вариантов. Последние видели интеллект цельной познавательной способностью. Многофакторная модель продемонстрировала наличие нескольких самостоятельных вариантов интеллекта. Как самостоятельные феномены, виды интеллекта передают вариативные способы перцепции, осознания, взаимодействия с окружающим пространством.
Гарднер выделил следующие виды интеллекта:
- лингвистический (оперирование языковыми навыками в устной и письменной форме), свойственен творческим личностям и представителям языковых наук;
- пространственный (трехмерные мыслительные образы), чаще всего встречаются у тех, кто связан с изобразительным искусством, проектированием строений, управлением летательными аппаратами;
- логико-математический, предполагающий умение последовательно излагать суждения, находить решения математическим задачам, присущ представителям научного мира, специалистам по сбору и анализу данных, созданию программного обеспечения;
- музыкальный, проявляющийся в высоких показателях чувствительности к таким факторам как звук, ритм и т.п., свойственен представителям сферы, связанной со всеми проявлениями музыки;
- телесно-кинестетический связан с телом и его способностями транслировать идеи и ощущения, характерен для тех, кто связан со сценой, спортом и хирургией;
- межличностный, опирается на способность понимать то, что транслируют другие индивиды, и выстраивать взаимодействие на эффективном уровне, яркую выраженность данного типа интеллекта демонстрируют представители педагогических профессий, психологии и психиатрии, сферы политики и дипломатии, кинематографической и журналисткой отрасли;
- внутриличностный акцентирует возможности самопознания и самоанализа, ярко проявляется у тех, кто связан с изучением философии, представителей творческой сферы, связанной с созданием литературных, поэтических произведений, произведений изобразительного и музыкального искусства, с областью изучения психологических феноменов, духовных практик;
- натуралистический сосредоточен на возможности распознания, классификации и понимания всего, что связано с природой и ее явлениями, животным миром и миром растений, ярко проявляется у представителей направлений, связанных с биологической наукой, с земледелием и сельским хозяйством, с естественными науками и охраной окружающей среды, сферой ветеринарии и т.п.;
- экзистенциальный ориентирован на рассмотрения вопросов философского характера, выяснения параметров смысла жизни, ярко проявляется у тех, кого интересуют фундаментальные вопросы бытия, кто занимается изучением вопросом мистицизма и занимается духовными практиками, кто сосредоточился на понимании смысла существования человека (литература) и т.п.
Кстати, экзистенциональный вид интеллекта является той разновидностью, которая признается не всем научным миром. И добавление ее в перечень видов интеллекта – вопрос спорный.

Тест Гарднера нацелен на выявление сфер человеческой деятельности, в которых он способен раскрыться. Выяснение сильных сторон личности способствует понимание того, какое направление карьеры или личностного роста необходимо предпочитать для того, чтобы процесс был максимально результативным и успешным.
Если говорить о возможности практического применения результатов рассмотренного теста, то максимально эффективным его использование может быть в образовательной среде, в ходе проведения мероприятий по профориентации, в рамках самосовершенствования.
Тестирование проходит в формате ответов (положительных, отрицательных) на серию утверждений. Ответы отражаются на соответствующем уровне предлагаемой шкалы. Обработанные результаты помогают в выстраивании «профиля интеллекта».
Тест Кеттелла создан для выяснения параметров гибкого интеллекта, представляемого способностью к нахождению решения для ситуаций, в которой отсутствует поддержка в виде знаний, освоенных ранее. Интересная характеристика связана с тем, что использование теста ограничивает влияние таких факторов как язык и уровень образованности. Тест носит культурно независимые характеристики. Максимально эффективным признается при организации массового тестирования, допустим при проведении выборки, где минимизируется фактор национального разнообразия и учета культурной специфики.
Тест Кеттелля эффективен в рамках проведения профильных исследований и организации мероприятий с подбором персонала.
Метод психодиагностики личности Кеттелла представляет собой разновидность опросники, в котором основной упор делается на теорию «личностных черт». Данный подход соотносит личность с системой координат, позволяющей ясно выразить интенсивность заданных свойств. Теория признается спорной и оценивается неоднозначно.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Компьютерные ПО и онлайн-методики
Компьютерная психодиагностика – современное направление, основанная на использовании цифровых платформ, ориентированных на оценку интеллекта. Привлекательная сторона подобного явления – доступность тестирования, без ограничений в численности испытуемых. Данные, полученные подобным образом, что обмечается многими представителями научного мира, сомнительны с точки зрения их достоверности и валидности.

Модель CHC. Современная модель, пользующаяся признанием научного сообщества. Модель позволяет выделять интеллекты двух разновидностей – кристаллизованный и флюидный. Кроме этого, модель способна помочь в выявлении узких навыков мозга по усвоению и обработки данных, поступающих из окружающего пространства. Модель является базой для создания тестов по проведению комплексной диагностики (тест Вудкока-Джонсона на выявление когнитивных способностей). Привлекательной стороной модели называется то, что профиль когнитивных способностей получает максимальную детализацию. Убедительно демонстрировала эффективность в рамках диагностики дифференциальной направленности.
Тестовая оценка интеллекта в онлайн формате
Для примера можно привести тест IST-2000-R. Особо стоит выделить тот факт, что этот тест является современным вариантом классического теста Амтхауэра, в котором рассматриваются структурные элементы интеллекта, адаптированного для цифрового пространства. В рамках теста рассматриваются задачи вербального, числового и пространственного характера. Выясняются возможности памяти и избирательно-направленного восприятия объектов изучения. В рамках тестирования изучаются способности и умения рассматривать объект исследования через отказ от стандартных взглядов.

Тест реализуется посредством использования компьютерных программ, предлагающих подведение итогов тестирования в автоматическом режиме. Привлекательными характеристиками данной разновидности современной методики оценки интеллекта признается их точность, скорость получения результатов. Специфичность теста IST-2000-R заключается в осуществлении мероприятий с адаптивными характеристиками.
Как видно, методики оценки интеллекта, как классические, так и современные, достаточно разнообразны. Их история демонстрирует серьезный прогресс и трансформацию от простейших технологий исследования IQ до разработки моделей с комплексными характеристиками, способными учесть самые разные элементы познавательной деятельности.
В рамках осуществления эмпирического исследования важен не только выбор адекватной методики, но и критический подход к рассмотрению вопросов ее соответствия задачам, обозначенных в рамках исследования.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!