Сравнительный анализ методов психодиагностики важен. Но только при условии, когда исследователь точно понимает, что такое психодиагностика и какие ее методы существуют. Поэтому остановимся на моменте понимания психодиагностики как таковой.
СОДЕРЖАНИЕ
Психодиагностика
Под психодиагностикой понимают зону психологии, как науки и ее практической реализации, ориентированной на познание и анализ характеристик личности с точки зрения психологии. Кроме того, в поле изучения попадают мыслительные способности личности, ее эмоциональная составляющая и поведенческая. У психодиагностики, как научной сферы, есть цель, которая ориентирована на установление и оценку индивидуальных черт, на поддержку на пути осознания состояний эмоционального и психологического характера. Еще одной целью психодиагностики называется стремление предоставления консультативной информации, способной контролировать процесс становления и изменения.

Методы психодиагностики
К данному разделу относят богатый выбор тестового материала, различных опросников, наблюдений. Благодаря представленным инструментам исследователи получают возможность сбора информации и составления психологического профиля личности, выяснения его состояний. Методы психодиагностики могут быть использованы в рамках оказания психологической и психотерапевтической помощи, в ходе подбора кадров, оценивания компетенций и т.п.
Психодиагностику нельзя считать универсальным инструментом для формирования итоговой и полной картины личностного профиля. Основной целью психодиагностики стоит признавать сбор и предоставление компетентной информации, а также осмысление персональных черт и интересов людей. Благодаря психодиагностике удается устанавливать мотивы и условия, обуславливающие то или иное проявление поведенческих особенностей и эмоционального фона. Это все помогает контролировать развитие личности и этапы ее самопознания.
Существуют специальные методы диагностики, ориентированные на выяснение способов решения определенного диапазона практических проблем. Все инструменты используются для выявления и рассмотрения характеристик личности.
Психодиагностика – приоритетный вектор психологии практической. В центре внимания – персональные особенности психика личности.
В век цифровых технологий и реального технического прогресса сложно отказаться от развития области, занимающейся сферой компьютерных методов психодиагностики. В данной связи не возникает сомнения в необходимости сравнения методов с классическим и компьютерным подходом к проблемам диагностики.

Общая информация
Методы психодиагностики достаточно разнообразны и разделяются на многочисленные группы:
- по содержательной части (стандартизированные и качественные);
- стандартизированные признаются эффективными в рамках ограниченного времени и группового исследования; исключают ошибочность диагностирования из-за отсутствия должной квалификации у специалиста;
- качественные эффективны в руках профессионального психолога, предлагают точность и основательность исследования персональных особенностей, но требуют временных затрат; эффективность возрастает в ходе проведения коррекционных мероприятий, выстроенных на основе первичных результатов;
- проективные – базируются на объяснении ответов на вопросы и реакций на ситуации с нейтральным окрасом, для выяснения персонального мнения личности на происходящее, что позволяет сделать выводы о наличии психологических особенностей и их глубинное содержание;
- по степени формализованности;
- малоформализованные – методы, использующие ресурсы общих методик психодиагностики (анализ, наблюдение, беседа); сложности вызывает необходимость в высококвалифицированном специалисте, отсутствие стандартов как в реализации, так и в анализе;
- высокоформализованные – тестирования и опросы, для которых характерна жесткость регламента, точность анализа и объяснения достигнутых результатов, достоверность и т.п.; создание для испытуемых одинаковых условий;
- тестовые методы – тестирование на умение решать задачи в рамках определенных стандартов для выявление количественно-качественных психологических характеристик личности с использованием определенных параметров (личностные, достижений, способностей, интеллекта); оценка объективная;
- опросные методы используются для оценки изменения психологических черт личности; оценка психологических особенностей проводится на основании объяснения ответов на определенный ряд вопросов;
- по форме проведения:
- индивидуальные;
- групповые;
- письменные;
- устные;
- машинные;
- компьютерные;
- вербальные;
- невербальные.
В рамках современной психодиагностики большинство методов носят бланковый или письменный характер, представляются заданиями, для реализации которых требуются листы регистрации, где должны размещаться ответы, и принадлежности для письма.
Устные варианты психодиагностики применяются редко, для них характерна беседа специалиста и обследуемого в формате вопрос-ответ.
Аппаратные методы требуют участие в процессе психодиагностики, фиксации ответов испытуемых и их объяснения специализированных приспособлений с механическими принципами функционирования (спецаппаратуры для диагностики).
Компьютерные методы (опрос, тестирование) привлекает простотой обработки и объяснения результатов обследования, которые представляются таблицами, схемами, диаграммами и т.п. Данные методы реализуются в рамках минимума временных затрат, что позволяет специалистам проводить более глубинные диагностики персональных психологических особенностей личности.
Специфичность любого из представленных разновидностей психодиагностики неоспорима. Выбор метода зависит только от степени профессионализма специалиста и поставленной цели диагностирования.
Для сравнительного анализа возьмем два направления диагностики, в которых используются компьютерные и классические методы проведения исследования. Далее постараемся разобраться, какими особенностями обладают оба направления, выясним преимущества и обозначим недостатки, характерные для каждого из набора методических инструментов.
Сравнительный анализ
Первое, на что обратим внимание в рамках проводимого анализа – форма проведения диагностических мероприятий.

Форма проведения
Классические методы, как уже обозначалось ранее, представляют уже известные тесты, для которых традиционно требуются как бумага, так и карандаши или ручки. Здесь же стоит отметить, что проективные разновидности диагностирования, а также исследования, с применением интервью или наблюдения, не могут проводиться без непосредственного участия профессионала или специалиста-психолога, а также самого или самих участников диагностических мероприятий. Следовательно, формат реализации классических методов диагностирования может быть только очным.
Методы компьютерной психодиагностики выстраиваются в рамках использования специализированной техники и соответственного программного обеспечения. Процесс может быть организован как в очном, так и дистанционном формате. Даже если тестирование организуется не удаленно, а, к примеру, в компьютерном классе, то функция специалиста будет сводиться только к процессу наблюдения за тем, чтобы испытуемым было комфортно, а программа работала без сбоев. Если же формат тестирования дистанционных, то вся информация изначально закладывается в программу и все что требуется испытуемым, это правильно следовать указаниям, выдаваемым на мониторе компьютера.
Здесь можно сделать первый вывод о том, что большей технологичностью характеризуются как раз компьютерные методы психодиагностики.
Еще одна положительная сторона данных методик – их мобильность, не влияющая на острую необходимость испытуемого находиться на одном месте. Все что необходимо в случае использования компьютерных методов психодиагностики – доступ к интернету и правильное программное обеспечение.
Если говорить о недостатках использования компьютерных методов диагностики психического состояния личности, то на первое место выходит дистанцированность специалиста и испытуемого. Только непосредственный контакт может дать доступ к важной дополнительной информации в вербальном или невербальном формате. В этом случае, более выгодны классические методы психодиагностики.

Обработка данных
При использовании любых методов получения необходимой информации, в рамках исследования особенностей психического состояния личности, требуется не только правильно собрать данные, но и верно их обработать.
При использовании классических методов диагностики, собранная информация обрабатывается вручную. Этот процесс достаточно продолжителен во времени. Да и абсолютной гарантии в том, что специалист не допустит ошибку, никто дать не может. Именно человеческий фактор становится основным негативным аспектом, который отличает процесс обработки данных после сбора информации классическими методами.
Выбор, павший на проведение психодиагностики посредством компьютерных методик, положителен тем, что полученная информация проходит обработку в автоматическом режиме. Параллельно с обработкой идет формирование итогового протокола или отчета. Правильно созданная программа гарантирует не только точность сбора и обработки, но и высокую скорость анализа и выдачи итогового результата.
Здесь тоже необходимо сделать очевидный вывод о том, что компьютерные методы психодиагностики во многом выигрышнее классических. И здесь на первый план выходит скорость проработки информации, а также беспристрастность ее оценки.
Достоверность и регламентация
Для исследователей очень важен итоговый результат, выстраиваемый на основании показателей проведенного эксперимента. В данной связи стоит отметить, что реализация и результаты классических методов психодиагностики напрямую обуславливаются таким критерием как профессионализм специалиста. Чем выше показатели компетентности, тем качественнее будет результат. В этом случае понимание достигнутых результатов и объяснение показателей будет максимально приближено к истине. Если специалист обладает низкой квалификаций, то его усилия по объяснению достигнутых результатов могут быть весьма неоднозначны, подходы и объяснения могут быть совершенно разными.

Использование методик, реализуемых на базе компьютерных технологий, характеризуются унификаций процессов подачи информации и ее обработки. Как результат, компьютерные методики признаются максимально упорядоченными и надежными.
В качестве вывода к рассмотренной информации, стоит обозначить факт того, что использование компьютерных методов положительно отражается на показателях субъективного подхода к процессу сбора и оценки полученных данных. Субъективный фактор способен снизить качество итоговой информации. Наиболее значимым этот фактор становится в ходе психодиагностических мероприятий в больших масштабах.
Параметры реализации и общедоступность
Для реализации любого диагностического метода необходимы определенные условия и оборудование. Однако в рамках реализации классических методов психодиагностики специализированное оборудование не используется. Самыми простыми инструментами сбора информации здесь являются бумага и пишущие принадлежности. Условия проведения классических форм диагностики психического состояния обследуемых не отличаются притязательностью или особыми характеристиками. Организовать диагностику с использованием классических методов можно при любых условиях.
Компьютерные методы, в рамках реализуемых диагностических мероприятий, требуют обязательности качественной технической базы, которая включает в себя доступ к всемирной паутине, а также компьютерных устройств и, соответственно, надежного программного обеспечения.
Завершая данный раздел анализа, стоит обозначить принципиальную выгодность использования классических методов психодиагностики тогда, когда условия эксперимента находятся в рамках ограниченных возможностей.
Вовлеченность и мониторинг
В рамках реализации классических методов диагностики специалиста никто не ограничивает в желании и возможности вести наблюдение за испытуемыми. Ведь поведение, язык тела и отклик на вопросы или действия могут стать серьезной дополнительной информации, способной помочь составить полный и реалистичный психологический портрет объекта исследования.

В рамках диагностики с использованием компьютерных методик отсутствует непосредственный контакт специалиста с испытуемым. В складывающейся ситуации весьма проблематичным признается процесс установления таких явлений как ошибка, имитация или ответ, соответствующий запросам социальных норм.
Оценивая данный информативный отрезок, стоит обратить внимание на то, что классические методы психодиагностики признаются более информативными, чему способствует возможность вести непосредственные наблюдения за испытуемым.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Фидбэк
Ответная реакция на получаемую и обрабатываемую информацию в рамках психодиагностики очень важна. В рамках реализации классических методик диагностики обработка и анализ данных требует значительных временных затрат. Это обусловлено тем, что полученные данные психологу приходится отрабатывать самостоятельно и, зачастую, без использования вспомогательных устройств.
Результаты опросов и тестов, предлагаемые для прохождения в компьютерном варианте, становятся известными тогда, когда испытуемый заканчивает отвечать и активирует соответствующую функцию программного обеспечения.
Здесь выводы могут интерпретированы двояко. С одной стороны наблюдается серьезная оперативность в процессе получения обратной связи в рамках психодиагностики, проводимой с помощью компьютерных методов. С другой – глубина понимания внутреннего содержания компьютерных тестов или опросов весьма относительна.
Завершая проведенный выше анализ стоит обозначить наличие у классических и компьютерных методов своих положительных и отрицательных сторон. Конечно, индивидуальный подход к использованию одного из набора методов никто не ограничивает. Но наиболее оптимальным вариантом подхода к проведению психодиагностики стоит признавать подход, в котором активно сочетаются оба набора методик. Если методики компьютерной диагностики стоит использовать для предварительного сбора информации и быстрой ее оценки, то более глубокое рассмотрение персональных особенностей личности лучше оставить за классическими методами. Эксперты, в рамках выбора тех или иных методик, обращают внимание на фактор целесообразности использования последних для реализации выбранных задач, имеющихся условий и контингента испытуемых.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!