Квалиметрический анализ данных в психологических исследованиях для дипломной работы

Студенты, осваивающие психолого-педагогические профили, сталкиваются с необходимостью исследовать поведение людей (определенной группы и пр.). Для постановки конкретного диагноза или определения и решения проблемы, им предстоит пользоваться комплексом различных инструментов и методов. Подбором и разработкой таких методик принято заниматься в рамках квалиметрического подхода.

Квалиметрический анализ данных в психологических исследованиях для дипломной работы

Студенты, осваивающие психолого-педагогические профили, сталкиваются с необходимостью исследовать поведение людей (определенной группы и пр.). Для постановки конкретного диагноза или определения и решения проблемы, им предстоит пользоваться комплексом различных инструментов и методов. Подбором и разработкой таких методик принято заниматься в рамках квалиметрического подхода.

Понятие и функции квалиметрического подхода в психологии

Проведение психологического исследования требует от студента тщательного подхода и грамотного подбора методов. Одним из наиболее эффективных и современных подходов в этой области является квалиметрический. Он представляет собой разработку новейших комбинированных методик для всесторонней или конкретной оценки объекта, определения основных или качественных характеристик и пр.

Квалиметрия – особая наука о качестве, позволяющая взглянуть на ситуацию комплексно и всесторонне. Зная правила этого направления, авторы научных работ глубже принимают тему и устанавливают истинные причины и факторы, провоцирующие развитие проблемы.

Квалиметрический метод в психологии – это особая парадигма. Чтобы воспользоваться ею, нужно разобраться в соответствующем аппарате и правилах. Она позволяет исследователю собирать информацию об объекте посильными способами, сочетая количественные и качественные приемы. То есть в центре внимания лежит умелое сочетание точности и пространственности, качества и расчетов.

База для квалиметрического анализа
База для квалиметрического анализа

Суть такого подхода заключается в том, чтобы исследователь мог изучить объект всесторонне: как в частном порядке (самостоятельную и уникальную единицу, подчеркнут тем самым его индивидуальность), так и в рамках общей картины (выделив его роль в массе и теме в целом, сходства и отличия от похожих аспектов).

Квалиметрия в психологии = разбор ситуации с акцентом на качества объекта + количественная оценка ситуации по теме.

Благодаря этому, автор собирает информацию относительно частных характеристик, а также устанавливает их динамическое сочетание, проявление в общей массе, влияние каждого качества на развитие и состояние и пр.

Более того, благодаря квалиметрическому подходу стало возможным объективно оценивать и даже измерять пространственные показатели, любые изменения в количественной форме.

Давайте рассмотрим небольшой абстрактный пример. Казалось бы, как можно измерить талант? Очень просто: взгляните на достижения индивида: какие места он занимает в конкурсах, как часто это происходит, переведите соответствующие данные в количественный вид (сколько первых мест, вторых гран-при и пр.). Притом, такой способ оценки считается наиболее точным и достоверным, аргументированным.

Еще одним преимуществом рассматриваемой техники является то, что благодаря ей латентные переменные становятся заметными, явными, что позволяет с более высокой точностью оценить ситуацию и принять взвешенное решение. То есть эксперт сможет заметить скрытые мотивы, факторы, которые при обычном разборе ситуации не были бы подмечены и учтены вовсе. Порой малейшая зацепка способна показать новые возможности в НИР.

Среди основополагающих функций квалиметрии в составе психологии можно выделить следующие:

  • Оперативный мониторинг состояния объекта. Он предполагает обеспечение постоянного контроля и наблюдения за объектом, что позволяет более точно следить за изменениями. Тщательный контроль за ситуацией помогает собрать более детальную базу для обработки, конкретизировать мотивы и результаты, выделить особенности;
  • Диагностика уровня развития. Любая квалиметрическая техника основывается изучении объекта по конкретным параметрам (исходя из цели). В данном случае речь идет о психологических тестах. Ведь именно в их обработке проявляется прямая связь с квалиметрией.
  • Измерение и оценка. Исследователь сможет оценить ситуацию на основе измерения тех или иных показателей, величин, отклонений и обосновать соответствующие тенденции точнее. Сначала это может быть уточнение списка качеств, а затем их оценка по тем или иным параметрам: частота, связность с другими событиями и т.д. Поэтому становится легче установить причинно-следственные связи и особенности в развитии объекта, выявить способы устранения проблемы.

Таким образом, квалиметрический метод в психологии представляет собой комплексный подход к оценке ситуации, на основе которого автор собирает полную и всестороннюю информацию об объекте, формируя научную и практическую базу. С его помощью исследователь более точно оценивает ситуацию и выражает конкретные результаты, может прогнозировать и гарантировать эффективность исследовательского процесса.

Правила проведения квалиметрического анализа данных в дипломе по психологии

Первым и очевидным принципом является комплексность. Он предполагает сочетание разных приемов и подходов для оценки ситуации.

Квалиметрический подход = комбинация разных по характеру действий, но призванных оценить один и тот же объект.

Исследователь может сочетать качественные и количественные подходы, изучать объект с научной и практической стороны, полагаться на наблюдение или эксперименты и пр. Главное – обеспечить всецелое изучение ситуации, центрального звена и пр. Именно здесь уместно сочетание математики, статистики с психологией, то есть точности и научности.

Принципы квалиметрического подхода
Принципы квалиметрического подхода

Вторым не менее важным правилом является целенаправленность. Несмотря на всецелые масштабы, важно понимать, для чего и зачем нужно проводить те или иные мероприятия, чего намерен достигнуть автор. То есть разработка комбинации будет ориентирована на конкретную проблематику, вопрос и их решение. Исследовательский процесс становится максимально узким и сосредоточенным, тщательно спланированным.

Третий принцип – избирательность. Он гласит, что для решения проблемы по теме важно отобрать конкретные параметры измерения, объект, установить четкие границы. Исследователь должен понять, какие именно детали, информация, подходы необходимы для проведения НИР.

Четвертое правило предполагает обязательный аналитический характер. Оно означает, что исследователь будет не просто изучать и описывать, но и устанавливать причинно-следственные связи, соотносить данные с действующими нормами и критериями, аналогичными трудами и пр. То есть рассматриваемая метода призвана разобраться в ситуации, установить проблему и найти способ воздействия на нее с помощью посильных инструментов.

Квалиметрия – приверженец подробного разбора ситуации: нужно детально разложить ситуацию «по полочкам» и оценить каждый параметр частно и совместно (в общей картине).

Пятый принцип – сравнение. Чтобы выделить тенденции и понять их особенности, нужно соотнести выделенные параметры со шкалой измерения или критериями оценки. Ею могут быть нормы и нормативы психологии, аналогичные результаты предшествующих НИР и работ и пр. Квалиметрический метод предполагает обязательное сравнение собранных материалов для определения тенденций, особенностей, сходств и отличий, учета пробелов предшественников и пр. Без сравнения оценить ситуацию и установить причины и следствия невозможно.

Шестое правило– переработка и обобщение. Автор сможет выделить частное и всеобщее воздействие исследуемой проблематики, распространив выдвигаемое решение на более широкую аудиторию, отметить возможности ее применения в иных сферах и пр. Обобщение позволяет подчеркнуть ключевые характеристики и наметить сферу действия предложений, их особенности, значимость и новизну.

В целом, можно отметить, что в основе квалиметрического метода лежит три основополагающих завета: теория измерения, моделирования и математической статистики. Исследователь измеряет ситуацию и объект, проблему с помощью сочетания различных подходов и приемов, оценивает ситуацию на основе математических показателей с высокой точностью, а затем формирует рекомендации по решению, прогнозируя-моделируя результат.

Как проводить квалиметрический анализ в психологических исследованиях? (этапы)

Квалиметрический метод целенаправленный и последовательный. Он предполагает поэтапную работу над собранной информационной базой.

Схема квалиметрического анализа
Схема квалиметрического анализа

Первый шаг – подготовительный. Он предполагает выбор темы и ее проектирование, планирование. Для этого студенту необходимо предварительно ознакомиться с выбранным направлением, провести базовый литературный обзор и затем продумать ход собственного научного погружения: выделить интересуемую проблему, разработать научный аппарат, выдвинуть гипотезу (идея или потенциальное решение исследовательского вопроса), выбрать методы (именно здесь в обязательном порядке будет доминировать квалиметрический анализ) и сформировать окончательный план НИР.

По результатам подготовительной стадии автор получит общие представления по теме, поймет – какую проблему он намерен изучать, кто будет объектом, наметит основные мероприятия, цели и задачи НИР, обоснует необходимость исследования и воздействия на проблему.

Второй шаг – сбор материалов, исходя из намеченных границ и программы. Здесь индивид приступает к изучению всех доступных для него первоисточников по заявленной теме:

  • Производит оценку объекта и конкретизирует выборку: устанавливает ее оптимальный или достаточный объем, утверждает критерии подбора выборки;
  • Устанавливает цель и задачи изыскания, выдвигает гипотезу;
  • Подбирает методы, умело сочетая диагностику, общий и квалиметрический анамнез данных и пр.;
  • Проводит эксперимент с целью получения основной информации по заданной теме и проблеме: сбор качественной информации по итогам наблюдения, эксперимента, тестирования, опроса и пр.

Третий этап – обработка сведений и фактов, итогов. Автору предстоит систематизировать весь собранный материал. Для этого ему следует обработать его: изучить и проанализировать, рассортировать и сгруппировать, преобразовать для проведения качественной и количественной оценки ситуации в соответствующий вид (таблицы, графики), произвести необходимые расчеты и их разбор, оценку и пр.

Рассматриваемая техника позволяет автору грамотно перевести материал для проведения измерений объекта в единую систему количественного типа. Помимо этого, рассматриваемая тактика позволяет выделить спектр конкретных показателей, подчеркивающих проблему и возможности ее решения, их изменения и причинно-следственные связи. То есть автор тщательно разбирается в отклонениях и тенденциях, учитывает различные факторы и пр.

Квалиметрический способ в психологии помогает грамотно преобразовать данные и произвести математическую оценку ситуации, конкретизировать изменения и определить их влияние на объект и пр. При таком преображении проблем с плагиатом работы фактически не возникает, ведь материал трансформируется в кардинально новый вид.

Четвёртый шаг – интерпретация результатов. Она предполагает оформление описания хода научно-исследовательской деятельности в конкретном формате и виде: курсовая работа, отчет по практике, дипломная работа, научная статья, научный доклад или обзор, исследовательский реферат и пр. Основная задача на этой стадии – предоставить описание проделанной работы, описать и обосновать результаты, выделить рекомендации по решению исследовательского вопроса и оценить перспективы.

На последней стадии очень важно представить сравнение и соотнесение результатов с нормами, целями и задачами. Автору предстоит объяснить полученные изменения, обосновать их с помощью проверенных фактов и сформулировать рекомендации относительно идеи, решения, оценить перспективы (с помощью моделирования или прогнозирования).

В целом, особенность обозреваемой тактики состоит в том, чтобы умело распорядиться качественной информацией, собрать надежные и более точные факты, подчеркнуть тенденции и пояснить их значение с точки зрения более точных наук (математика, статистика) в увязке с психологией.

Методы и техники проведения квалиметрического анализа в психологии и педагогике

Квалиметрический анализ – это не просто преобразование качественной информации в количественный вид. На самом деле, способов работы с первоисточниками и фактами на основе этого приема масса. Их выбор и применение во многом зависят от тематики и намеченной автором программы. Каждый из приемов позволяет получить конкретную информацию и сформулировать соответствующий вывод.

В рамках подготовки теоретической части курсовой или дипломной работы по психологии, студенты используют базисные методы квалиметрии – теоретические и эмпирические. С их помощью они разбираются в выбранной теме и отмечают наличие конкретной проблемы, существующие подходы к ее решению, а также намечают перечень основных показателей, на основе которых можно ее оценить. Чаще всего их реализация сводится к вычитке текста, подготовке литературного обзора.

С помощью статистического метода автор проекта с легкостью обоснует актуальность выбранной тематики и проблематики, а также соберет точные, безоговорочные доказательства, на основе которых можно обосновать результаты, выделить причины и следствия, факторы и затем продумать ход решения с их учетом. Также статистический учет и мониторинг способен выявить общие тенденции в науке и конкретной теме.

Эмпирические способы призваны собрать реальные факты, которые подчеркнут специфику изучаемой ситуации на конкретном примере. Для их воспроизведения потребуется отдельная программа наблюдения или эксперимента с четкими целями, ограничениями и пр. В ходе такого подхода исследователь получает смешанную информацию об объекте: качественного и количественного типа, которую в дальнейшем группирует и анализирует.

Инструментальные методы призваны обеспечить точность, корректность и достоверность собираемых сведений, своевременность их получения и применения. Сюда относят методы компьютерной обработки тестирований, проведение онлайн-опросов для сбора информации и ее автоматической сортировки и т.п. Эти подходы координируют автора и помогают ему сориентироваться в информационном поле, оперативно принять решение относительно дальнейших действий и пр.

Экспертный подход чаще всего применяется исследователями для восполнения дефицита информации или обоснования полученных результатов.

Чаще всего студентам и аспирантам приходится комбинировать приемы и работать с разной информацией одновременно.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Сложности и тонкости проведения квалиметрического анализа в дипломной работе по психологии

Использование квалиметрического анализа сопровождается рядом нюансов, которые важно учесть для получения наиболее точных результатов и выводов.

Во-первых, он предполагает количественную оценку качественных показателей и характеристик. То есть исследователю важно понять, как он может измерить и оценить поведение, качества с математической или учетной точки зрения. Важно понимать, как преобразовать качественные данные в количественный формат. Для этого нужно выделять совпадения, анализировать их и устанавливать связность ситуаций, а затем выделять конкретный признак или показатель для учета и дальнейшего разбора. Не каждый студент может заметить эту связь и особенность, сформулировать ее в виде конкретного параметра или понять, в каком числовом виде она может быть представлена.

Во-вторых, исследователю нужно ориентироваться в психологии и владеть основными и распространенными техниками мониторинга с учетом готовых методик. Нередко им достаточно скомбинировать два приема в единую тактику, чтобы получить конкретный вывод. Сложность состоит в том, чтобы понять или отобрать подходящие варианты и грамотно их «воссоединить», не утратив при этом важную информацию или факты из виду. Существуют определенные нюансы и риски при преобразовании качественной информации в количественный вид, погрешности и неточности, невозможность трансформировать данные и пр.

Также не вся информация может быть преобразована из одного формата в другой. Поэтому могут возникнуть сложности при обработке и обобщении материалов, пояснении отдельных моментов.

В-третьих, для квалиметрии важную роль играет наличие четкой последовательности при работе с информацией. То есть автор должен продумать конкретный алгоритм и придерживаться его. Студенты не всегда понимают, как логично действовать, какие материалы использовать и когда. Квалиметрический метод эффективен только при наличии четкого плана и при приверженности. Важно обеспечить логичность и связность мероприятий, чтобы связать межу собой результаты и тенденции, принять грамотное решение, сформировав достойную доказательную базу.

В-четвертых, обработка материалов проводится в смешанном формате: вручную – во время сбора и оценка качественного материала в ходе наблюдения или эксперимента, автоматически – при помощи специальных сервисов по преобразованию данных в таблицы и графики и пр. На переработку собранных сведений уходит много времени и сил, а спешка может навредить и снизить качество данных и точность результатов. Человеческий фактор в этом случае также способен сказаться негативно: невнимательность, рассеянность приведет к повторной работе или ошибкам.

 


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!