Что спасет студента на экзамене независимо от уровня его подготовки? Нет, речь пойдет не о шпаргалках, подсказках, которые греют душу. Эти способы действенны, но считаются «криминальными»: если попадетесь за списыванием, то это чревато «неудом». Сегодня мы поговорим о более легальном варианте, способе рассуждений — метод мозгового штурма.
В чем суть этого способа?
Метод мозгового штурма применяется с давних времен. Впервые о нем заговорили в 1941 году в американском рекламном агентстве. Его основателем является Алекс Осборн.
Данный вариант предполагает выдвижение на обозрение аудитории множества предположений, рассуждение, обоснование своего ответа. Это считается самым нетрадиционным способом решения проблем, но в то же время он демонстрирует успех в 90% случаев.
В нем всегда присутствует один активный участник. Он выдвигает свою «теорию» или его усердно опрашивают, выводя на путь истинный, выслушивая его доводы и пр. как правило, метод мозгового штурма для этого участника становится монологом, где он самостоятельно задает себе вопрос и пытается дать на него максимально развернутый ответ. Как говорится, куда бы кривая не вывела.
Следует отметить, что в методе мозгового штурма фактически запрещена критика. Важно выдвинуть гипотезу и пытаться доказать ее любыми, всеми возможными и невозможными, серьезными и абсурдными способами. После того, как все идеи были высказаны, все участники выдвинули свое предположение, постарались его обосновать, происходит выбор наиболее оптимальной оригинальной и эффективной идеи, которая в последующем уже будет подвергаться обсуждению, где объективная критика вполне допустима.
Этапы метода мозгового штурма
Сам по себе «способ рассуждений» основывается на следующем алгоритме:
- Определение проблемы.
Это считается самым первым, подготовительным этапом перед активным обсуждением. Здесь важно обозначить роль каждого участника, кто будет «ядром», активистом, так называемым «заводилой и провокатором», что будут обсуждать.
- Выдвижение идей («генерация идей»).
Это является самым главным этапов, где необходимо выдвинуть как можно больше идеи относительно поставленного вопроса. Здесь уместны все способы: от стандартных до креативных, от эффективных до абсурдных. Главное, выдвинуть. На данном этапе исключена какая-либо критика. Здесь важно собрать максимум идей.
- Обсуждение (отбор идей).
Это завершающий этап, в ходе которого должны быть утверждены наиболее яркие и эффективные варранты решения проблемы. Здесь обсуждаются все выдвинутые варианты, подчеркиваются их достоинства и недостатки, определяются наиболее оптимальные способы.
Для отбора достойного решения создается две группы. Первая команда выдвигает все возможные варианты, а вторая – принимает (утверждает или отвергает, аргументируя свое решение).
Чем больше участников решает проблему данным способом, тем интереснее и эффективнее будет решение. Мнение каждого из них будет учтено, что приведет к выработке оптимального и наиболее эффективного решения.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Как пользоваться методом мозгового штурма на экзамене?
Следует отметить, что пользоваться данным способом следует только людям с широким кругозором, имеющим хотя бы минимальные представления о поставленном перед ним вопросе или проблеме. Поиск ответа вслепую не приведет к желаемому результату.
Метод мозгового штурма можно смело использовать на экзамене. По сути, здесь уже есть «две команды»: это студент, который вытянул билет и обрел «проблему» (вопросы), и преподаватель – который будет оценивать его ответ. Фактически студент – «генератор идей», а педагог – критик.
Как всем известно, каждому студенту предоставляется время на подготовку ответа. Не будет терять время даром. Даже если Вы не знаете точный ил правильный ответ, проблему мыслить логически (в чем и заключается метод мозгового штурма). На листке бумаги постарайтесь написать все свои мысли в отношении намеченного вопроса. Затем проанализируйте их и постарайтесь обосновать наиболее перспективный, убедительный вариант ответа. Взвесьте все за и против, постарайтесь понять, нет ли противоречий в ваших мыслях, постарайтесь вспомнить аргументы и факты и пр. В дальнейшем преподаватель может задать вам дополнительные вопросы (обычно они являются направляющими, поэтому следите за ходом его мыслей).
Конечно, данный способ не гарантирует получения на экзамене положительной отметки. Но педагог наверняка отметит вашу находчивость, оригинальность и попытку выкрутиться из ситуации. Хоть какая-то верная мысль у Вас да проскочит (особенно, если вы когда-то присутствовали на лекции и вникали в предмет). Во всяком случае, с помощью метода мозгового штурма студенту удастся избежать «неуда».
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!