Студенты лингвистических специальностей, тесным образом соприкасающиеся с медиасферой и журналистикой сталкиваются с необходимостью проводить анализ медиатекстов. Развитие столь важного навыка в рамках обучения при вузе происходит посредством практических заданий и проектной деятельности. Сегодня мы расскажем, какие приемы будут полезны при проведении анализа медиатекстов в курсовой работе.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и особенности медиатекстов
Медиатесты представляют собой специфический жанр письма, сочетающий в себе эмоции, различные способы визуализации данных и приемов по повышению интереса, привлечению внимания аудитории.

Сами по себе медиатексты бывают разные:
- Новостные. Они представлены в виде обзоров и статей, заметок, затрагивают определённые изменения, реформы, новшества, состояние дел в отрасли и пр. Как правило, такие материалы емкие, информативные, но не без игры слов, соответствующей интонации и ассоциаций.
- Информационная аналитика. Такие материалы основываются на выделении тенденций, причин и следствий разборе конкретных громких ситуаций и пр. Нередко для наглядности в таких текстах используют графическую визуализацию, числовые показатели подчеркивают в таблицах и пр.
- Рекламные тексты. Их миссия привлечь внимание и повысить интерес целевой аудитории к тому или иному продукту/услуге, предоставить его емкую характеристику с акцентом на достоинства, эффективность, доступность и пр.;
- Публицистические тексты. В них авторы освещают текущее положение дел с приверженностью к конкретной отрасли, мнения большинства, призывами к определенным действиям и пр.
То есть любой медиатекст преследует цель – осветить в том или ином формате, объеме, тоне актуальные вопросы и проблемы в различных отраслях.
Среди основных функций медиатекстов можно выделить информационную. Она состоит в освещении проблем, вопросов, реформ и иных событий, существенно влияющих на жизнь социума, государства и пр.
Второй не менее важной задачей таких материалов является аналитический характер. В любом формате будет присутствовать разбор, сравнение, выделение и обобщение данных с акцентом на результат, определенный призыв, воздействие на массы и пр.
Третья миссия медиатекстов состоит в акцентирующая. С помощью таких заметок происходит выделение в общей массе наиболее важных или ярких проблем, требующих решение.
В-четвертых, мотивирующая. Каждый медийный материал призывает социум к определенным действиям для решения проблемы или вопроса, оставляя право на размышление, поиск инструментов и пр.
В-пятых, рассматриваемой категории информации свойственна инновационная задача. На основе описанной ситуации происходит тот самый толчок к инновациям. Поиску наиболее современных и эффективных методов решения проблемы, основание для разработок и пр.
К признакам медиатекстов можно отнести такие параметры, как массовость, то есть нацеленность на широкую целевую аудиторию или социум в целом. Также такие материалы отличаются разнообразием лингвистических приемов и средств выражения, визуализации данных. Помимо этого, такие данные распространяются через разные коммуникационные каналы: радио, телевещание, газеты и журналы, онлайн-СМИ и пр.
Фактически, медиатексты – это своего рода современный инструмент коммуникации, который позволяет привлечь внимание аудитории к конкретным ситуациям, проблемам, иным вопросам, оставляя после себя определенные впечатления и ассоциации.
Студенты для закрепления навыков по работе с медиатекстами нередко сталкиваются с заданиями по подготовке новостных обзоров, аналитических статей на конкретные темы. Но уяснить все тонкости и особенности такого формата можно, если провести анализ образца в составе курсовой или дипломной работы. Чаще всего такая оценка носит комплексный характер, затрагивая лингвистический, стилистический и семиотический разбор текста.
Особенности лингвистического анализа медиатекстов
В курсовой работе по изучению медиатекстов недостаточно просто выделить суть материала, проблему. Здесь важен комплексный подход. Поэтому первым делом для понимания, что и как отмечает автор, степень грамотности, корректности повествования, студенты полагаются на методы лингвистического анализа.

Первым делом универсанты изучают языковые особенности исследуемого материала. Ф в этом срезе уместны такие подходы, как фонетический анализ, синтаксический мониторинг, морфологическая оценка текста. Каждый из указанных инструментов поможет выделить особенности в словесном излиянии, звучании, сочетании. Посредством семантического аудита можно понять лексическое значение отдельных (специфических или незнакомых) слов, оборотов.
С помощью комплексного лингвистического анализа медиатекстов можно определить следующие моменты:
- Лексические особенности и лексический состав рукописи. В данном случае можно понять, какие лексемы и для чего задействовал автор, как они воспринимаются, читаются, запоминаются, какие ассоциации или эмоции провоцируют и пр.
- Разбор синтаксический поможет выделить особенности в построении предложений, их связность, конструктивность, удобочитаемость и информативность. С данного ракурса можно легко определить, какие фрагменты вызывают сложности в восприятии при первичном прочтении и пр.
- Фонетический мониторинг призван оценить удобство чтения, сочетаемость звуков. При необходимости пользователь выделяет отдельные части для перефразирования в более звучный или простой для вычитки вариант. Как правило, медиатексты «льются рекой», читаются на одном дыхании.
- Контекстуальная оценка поможет в выделении смысла основных частей, специфических слов и их значении, роли, восприятии и влиянии на общую картину. С таким инструментом легче понять, что хотел сказать и как повлиять на целевую аудиторию автор, к какой отрасли или сфере больше относятся ключевые слова и пр.
- Морфологический аудит позволит выделить свойственные автору, отрасли, теме формы образования слов. С их помощь можно показать характер и нацеленность материала, серьёзность проблем, глубину вопроса и пр.
То есть лингвистический анализ поможет подчеркнуть специфические черты сточки зрения лингвистики и определить комбинацию жанров, терминов, приемов, на основе которых автор пытался приковать внимание к проблеме, акцентировать внимание на тех или иных фактах, привлечь внимание целевой аудитории и подтолкнуть ее к размышлениям и/или действиям.
Специфика стилистического анализа медиатекстов
Помимо общего лингвистического анализа студенты также подводят стилистический аудит рукописи. Ее миссия – оценить именно задействованные автором средства выражения, приемы, которые привлекают, удерживают, поясняют и подталкивают читателей к действиям и пр.
Медиатексты не имеют определенной стилистической приверженности. Чаще всего они основаны на комплексе разных стилей и средств выражения. Притом у каждого использованного подход будет своя миссия, роль в тексте. Более того, стилистическая оценка материала также поможет определить степень эффективности каждого из приемов, выделить особенности в рукописи, авторской манере повествования и пр.

Для стилистической оценки рукописи важно обращать внимание на следующие параметры текста:
- Вступление: как автора начинает развивать тему, средства привлечения внимания, специфические приемы (шутки, примеры, цитаты, вопросы и пр.), как он выделяет тему и основной вопрос и пр.;
- Развитие основной части: как автор выделяет существенные моменты, какие приемы использует (метафоры, иронию, эпитеты, описание, оценка и пр.), к какому жанру больше свойственны конструкции и манера повествования, какую тональность использует автор или как их комбинирует. Какими словесными маневрами оперирует и пр. Здесь же не менее важно выделить скрытые способы воздействия на целевую аудиторию, их проявление и следствие (эмоции, впечатления читателей, специфический термин или сравнение и пр.).
- Оценка культурного и исторического развития сюжета, темы. Как правило, в медиатекстах акцентируют внимание на реалиях, но проводят параллель с более ранними тенденциями, аналогичными примерами, чтобы подчеркнуть особенности сложившейся ситуации, тенденции, подчеркнуть причины и следствия, возможности и пр. Посредством такого подхода студент сможет выделить отсылки к уже известным фактами, моментам, стереотипам и подходам, а на их основе уже сможет оценить силу авторского письма.
Для проведения стилистического мониторинга медиатекстов важно уметь определять «словесные игры», способы воздействия, выражения тех или иных тематических особенностей, аспектов. Выделять лишь терминологические признаки здесь недостаточно, важно именно развитие сюжета и способы выражения, воздействия.
В рамках стилистического анализа медиатекстов важен сравнительный метод. Он предполагает соотнесение распознанного подхода, способа выражения со стилистическими нормами. Так станет ясно, к какому жанру больше принадлежит тот или иной фрагмент, насколько он эффективен в общей картине и контексте, какие впечатления провоцирует, в какой степени работает и пр.
С помощью стилистической оценки медиатекста универсант сможет понять силы и особенности влияния использованных автором приемов, средств выражения, соотнести с целью публикации.
Как проводить семиотический анализ медиатекстов?
Данная методика призвана оценить разнообразие и эффективность задействованных в материале дополнительных визуальных символов, их роль и силу влияния на целевую аудиторию в рамках изначального тематического контекста.
Семиотика – наука. Основанная на изучении символов, способов выражения мыслей на их основе. В медиатекстах зачастую используют различные аббревиатуры, обозначения, картинки и иллюстрации, иконки и т.д.

Семиотический мониторинг медиатекстов призван акцентировать внимание на оценке роли, предназначения и воздействия на целевую аудиторию визуальных средств выражения. В начале важно распознать и выделить интересуемые объекты и постараться понять их значение, исходя из контекста рукописи. Затем универсант переходит к детальному разбору каждого соответствующего элемента для выделения его особенностей, элементов, влияния и т.д.
Важно обратить внимание на каждую мелочь или деталь:
- Основные элементы графика, цветовые решения при обозначении рассматриваемых параметров и пр. Согласитесь, не зря опасные моменты, зоны обозначают красным, положительные тенденции – зеленым, сомнительные или посрединные – желтым и п. Цвет также может подчеркивать скрытые мотивы, тенденции;
- Уместность и обоснованность применения того или иного обозначения в тексте, его доступность для восприятия, ассоциации и запоминаемость;
- Актуальность и привлекательность задействованных средств выражения, визуализации данных. В последнее время аудиторию трудно удивить красочными схемами и графиками, все чаще авторы стали пользоваться медийными композициями, оживляющими суть и показывающими изменения на основе модели и пр.;
- Оценка ясности и восприятия целевой аудитории. В данном случае порой приходится проводить эксперимент или социологический опрос, чтобы понять истинную картину и силу влияния, корректность восприятия и пр.
Благодаря семиотическому подходу можно подчеркнуть оригинальность и авторский стиль повествования в раскрытии темы, влияние различных визуальных средств на аудиторию, понять сложности их восприятия, эффективность и силу.
Порядок проведения анализа медиатекстов в курсовой работе
Анализ медиатекстов в составе курсовой работе будет проходить поэтапно. Чаще всего такой разбор материалов носит комплексный характер. В этом случае универсант будет описывать, анализировать и констатировать особенности в раскрытии заявленной тематики.

Первым делом важно предоставить общий анализ объекта исследования. Здесь студенту предстоит выделить тему и описать суть, изложенную автором. То есть важно выделить ключевые моменты: о чем текст, основные события, тенденции, субъекты, мнения и выводы. Достаточно емко отреферировать первоисточник.
Затем универсант детализирует основные характеристики текста: вид медиатекста, кто является автором и его основные темы, приверженность, особенности в повествовании (по результатам наблюдений или иных экспертов), актуальность публикации, издание и пр. То есть здесь приводятся основные сведения для полной идентификации объекта исследования. Также стоит обратить внимание на предназначение медиатекста и целевую аудиторию.
После общей тематической и авторской оценки студент приступает к разбору рукописи с акцентом на общелингвистические подходы. То есть важно выделить лексические, синтаксические, фонетические и морфологические особенности, уникальность текста и пр. Основной акцент – словесное сочетание и влияние на аудиторию и средства выражения, акцентирования, обоснования, описания, результативности.
Далее обращают внимание на стилистические тенденции в медиатексте: какие жанры сочетаемы, какие приемы им соответствуют и пр. Обязательно важно привести примеры из первоисточника для обоснования каждого вывода.
С помощью семиотического аудита студент подчеркивает контекстуальные особенности медиатекста, а также особенности в интерпретации данных, выделении тех или иных тенденций, привлечении внимания и пр.
По результатам такого комплексного анализа медиатекста в составе курсовой работы универсант сможет выделить специфические черты исследуемого первоисточника и диагностировать силу его воздействия на целевую аудиторию, проблемные для восприятия места, авторские манеры и пр.
Обратите внимание, если курсовая работа тематически сужена и изначально ориентирована на применение конкретного приема (лингвистического, семиотического, стилистического), то здесь придется углубленно разбирать рукопись на его основе и детализировать каждый результат, вывод, а затем обобщать картину с точки зрения конкретного подхода, приводя аргументы и факты, примеры и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Рекомендации по проведению комплексного анализа медиатекстов в курсовой работе
Прежде чем проводить анализ медиатекста, важно самому разобраться в рамках темы. Поэтому изучите как минимум несколько первоисточников, чтобы понять суть вопроса, тенденции, особенности.
В курсовой работе важно не просто приводить анализ, но и конкретные выдержки, примеры из оригинала. Так проще обосновать полученный результат и вывод. Не забывайте соотносить свои впечатления с действующими лингвистическими правилами и принципами. Также можно подкреплять все умозаключения мнениями экспертов.
Изначально оцените общие моменты и ассоциации, впечатления от текста, а затем постепенно разбирайте его в рамках плана исследования.
Не бойтесь привлекать современные инструменты для диагностики медиатекстов. Например, с помощью нейросетей можно провести общий лингвистический анализ выделить соответствующие средства выражения, подходы и пр. Сочетание автоматизированных возможностей с результатами самоанализа повышают качество исследования. Порой ИИ заметить то, что не смог заприметить человек.
Не забывайте при описании и интерпретации результатов анализа медиатекста в составе курсовой работы, руководствоваться правилами ее форматирования: научный стило, обоснованность, структурированность и пр.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!