Особенности подготовки студентов по профилю «Инноватика»: обзор программы (чему учат и как), требования к НИР, перспективы выпускников

Создавать новшества и внедрять их в отрасль или деятельность отдельных предприятий – не так просто, как кажется на первый взгляд. Здесь недостаточно бурной фантазии, красок, важно оценивать каждое изобретение со всех ракурсов: эстетика, эффективность, затратность, безопасность, экологичность, применимость, необходимость, целесообразность и пр. Согласитесь – немало требований к работе одного специалиста. Но несмотря на столь комбинированный подход, образовательная программа «Инноватика» появилась сравнительно недавно и успешно действует вплоть до настоящего времени.

Особенности подготовки студентов по профилю «Инноватика»: обзор программы (чему учат и как), требования к НИР, перспективы выпускников
Создавать новшества и внедрять их в отрасль или деятельность отдельных предприятий – не так просто, как кажется на первый взгляд. Здесь недостаточно бурной фантазии, красок, важно оценивать каждое изобретение со всех ракурсов: эстетика, эффективность, затратность, безопасность, экологичность, применимость, необходимость, целесообразность и пр. Согласитесь – немало требований к работе одного специалиста. Но несмотря на столь комбинированный подход, образовательная программа «Инноватика» появилась сравнительно недавно и успешно действует вплоть до настоящего времени.

Общая характеристика специальности «Инноватика»

Инноватика представляет собой специфическую область знаний, которая регламентирует и развивает процесс разработки и внедрения новшеств (по отраслям и в общих чертах), содействуя преобразованию старых знаний в новые, то есть их актуализации и совершенствованию.

Основная миссия данного направления заключается в анализе и осмыслении нововведений, их оценке и определении перспектив применения, совершенствования или оптимизации. Фактически профиль содействует продвижению во всех отраслях современных технологий, модернизации, основанных на результатах НТП.

Инноватика – это общее направление подготовки, но оно классифицируется по отраслям. Поэтому воспитание квалифицированных специалистов также распределено по соответствующим направлениям и факультетам при вузах: экономика, менеджмент, техника и технологии, педагогика, информационные технологии и IT-индустрия и пр.

Виды инноваций и их применение на практике
Виды инноваций и их применение на практике

В целом, инноватика – это специфическая профессиональная область, которая находится на стыке техники (физики) и экономики. Студенты обретают знания инженера, физика и менеджера одновременно. Поэтому в характере обучения отмечаются такие качества как точность действий и креатив одновременно.

Программа доступна только на базе высших образовательных заведений на уровне бакалавриата и магистратуры. Для поступления абитуриентам необходимо иметь в кармане результаты ЕГЭ по русскому языку, математике, физике/информатике/иностранному языку. В среднем конкурс на одно место достигает 7-9 человек. Согласитесь, конкуренция неслабая, поэтому готовиться к поступлению следует тщательнее.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Чему учат студент по профилю «Инноватика»?

Программа «Инноватика» в целом многогранна и интересна, так как захватывает несколько научных областей одновременно. Притом подготовка специалистов носит проектный и научно-исследовательский характер. Первый проявляется в выполнении всевозможных кейсов, прикладных и лабораторных работ, а второй – изучение последних тенденций в отрасли, конкретной области.

Погружение в профессию происходит поэтапно, постепенно, но при этом предпочтение отдается дуальному становлению, когда теория и практика воспринимаются параллельно. Такой способ позволяет лучше познать и понять теоретические аспекты и научиться применять их в профессиональной жизни.

Теоретическая подготовка предусматривает изучение общих, базовых и профильных предметов. К первому блоку относят всем привычные дисциплины, которые развивают общие навыки и представления по профессии: русский язык, математика, экономика философия, социология, маркетинг, этика, информатика и пр.

Какие предметы изучают студенты по программе "Инноватика"?
Какие предметы изучают студенты по программе «Инноватика»?

Базовый курс предполагает изучение начальных или основных предметов с учетом «узости выбранной профессии». Но здесь подготовка продолжает носить общий характер. Студенты в одинаковой степени погружаются в ключевые дисциплины, обретая лишь самые необходимые трудовые компетенции и представления о будущей работе. В числе основополагающих предметов можно выделить:

  • Экономические: экономика организации. Основы экономического анализа, бухгалтерский учет и анализ данных, маркетинг и логистика, менеджмент (общий, стратегический. Финансовый, рисковый, операционный и пр.), технологии нововведений инновационный менеджмент;
  • Технические: физика, механика, электроника, электротехника, химия, промышленные технологии, IT-системы и технологии, инженерная и компьютерная графика, высшая математика и пр.;
  • Инновационный блок: управление инновациями и управление проектами, маркетинг в инновационной деятельности, теоретическая инноватика, проектирование нововведений, основы моделирования инноваций, основы принятия решений, внедрение инноваций и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

В числе узких дисциплин (свойственных преимущественно программам магистратуры), подлежащих тотальному изучению с теоретической, научной и практической точек зрения можно выделить:

  • Инноватика в технической отрасли;
  • Инноватика экономических процессов;
  • Современные интернет-технологии в бизнес-индустрии/технической отрасли/социальной среде и пр.;
  • Разработка технической и сопроводительной документации при внедрении инноваций в промышленной среде;
  • Промышленные технологи и инновации;
  • Основы проектирования и конструирования с помощью современных средств ЭВМ и автоматизации;
  • Промышленный инжиниринг;
  • Технологическое прогнозирование;
  • Организация опытного производства;
  • Экспертиза инновационных процессов и пр.

Глубина погружения в конкретные науки зависит от узости выбранной профессии: экономисты будут серьезнее исследовать соответствующие правила, техники и инженеры – погрузятся в математические и физические, IT-основы и новшества.

Формат занятий по программе «Инноватика» в вузе

Сугубо теоретических предметов в рамках данной специальности фактически нет. Каждая дисциплина будет постигаться как минимум с двух сторон: теория и практика, теория и наука.

Аудиторная работа студентов будет включать в себя классические варианты занятий: лекции, семинары, практикумы, лабораторные исследования на базе специально оборудованных классов.

Научно-исследовательская составляющая проявляется с первого курса. На первых порах она основывается на выполнении простейших рефератов, докладов, решении кейсов (решение задач с анализом ситуации, выработкой конкретного решения и его обоснования), выполнении отчетов по НИР или отчетов по лабораторной работе. Далее с конца первого курса – начала второго курса студенты в обязательном порядке выполняют курсовую работу или отчет по практике (1 раз в семестр). При этом данные изыскания носят научно-исследовательский характер или проектный, где требуется изучить современную научную литературу и описать текущие тенденции в рамках выбранной темы, а затем проанализировать реальный объект (ситуацию, явление, предмет), определить его сильные и слабые стороны и постараться усовершенствовать (смоделировать/проектировать предложение и обосновать его как минимум с трех точек зрения: экономическая эффективность, техническая и технологическая часть, порядок внедрения и использования).

Виды исследований по Инноватике
Виды исследований по Инноватике

Проектная подготовка – обязательна для студентов программы «Инноватика», так как именно благодаря такому подходу они учатся следовать строгим регламентам и стандартам, корректно формулировать свои мысли, аргументировать их, а также вести специальный документооборот (техническая документация, проектная документация, генеральный план или модель и пр.).

Помимо этого, для специалистов технического характера предусмотрена опытно-конструкторская подготовка, предполагающая изучение конкретных свойств технических процессов/явлений/процессов/оборудования и пр. изнутри, определение «составных процессов» и способов их совершенствования, создание кардинально новых агрегатов или улучшение отдельных сторон (ликвидация пробелов и пр.).

В НИР по инноватике важна именно инновация, то есть новшество, изобретение. Поэтому любая НИР должна содержать данный аспект в виде предложений и рекомендаций, прогнозов или результатов апробации. Притом обойтись без расчетов, чертежей, схем, графиков и прочих вариантов моделирования/конструирования и планирования невозможно.

Помимо научно-исследовательского блока студенты также практикуются на базе внутривузовских мастерских со специальными манекенами, агрегатами, образцами, аппаратами и оборудованием, а также на действующих предприятиях под кураторством опытных наставников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Достоинства и недостатки, ключевые профессиональные навыки квалифицированных специалистов по программе «Инноватика»

В процессе обучения студенты обретают фундаментальные знания и представления в рамках физических, экономических, управленческих и правовых дисциплин. Притом особый акцент (доминант) делается на том наборе и научной области, которая важна для будущего специалиста: инженерам придется тщетно исследовать точные науки и естественнонаучные дисциплины, экономистам и управленцам – экономические, правовые, социальные и психологические предметы.

Роль специалистов по инноватике в организации
Роль специалистов по инноватике в организации

В результате обучения по программе «Инноватика» выпускники обретают следующие компетенции:

  • Аналитический склад и ума и развитое критическое мышление;
  • Основы бизнес-планирования;
  • Проектирование и моделирование ситуаций, инноваций;
  • Организаторские способности: планирование мероприятий, оптимизация процессов на предприятии с четом потребностей, координация действий и контроль выполнения плана, управление внедрением инноваций и адаптация новшеств;
  • Учетная миссия: определение возможностей, рисков и угроз, формирование четного плана действий с перераспределением ресурсов и пр.;
  • Творческий подход к решению проблемы с использованием последних новшеств, научных достижений;
  • Рабочие навыки по сборке/разборке оборудования, ремонтные работы, поиск альтернатив и пр.

Выпускники-инноватики востребованы ив самых разных отраслях народного хозяйства: от частных и государственных компаний, заводов, крупных холдингов дол государственных структур и ведомств, научных центрах. Чаще всего они трудятся в качестве руководителей отделов, инженеров, специалистов по внедрению инноваций или оптимизации производственных и иных процессов.

Специалисты ОЦ Disshelp готовы помочь в выполнении любого студенческого и научного-исследовательского проекта по программе «Инноватика»: от реферата, доклада до курсовой, дипломной или научной работы, гарантируя точность расчетов, корректность выводов и новизну рекомендаций.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Это не спам *