Выполнение студенческих работ требует грамотной переработки большого объема и потока информации. Универсантам предстоит не просто скопировать и вставить, а именно преобразовать, переписать, сгруппировать и грамотно преподнести суть по теме исследования. Притом нередко им требуется добавить собственное мнение по тем или иным аспектам и параметрам. Но такое повествование у них в 75% случаев соприкасается с паразитозом.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и признаки паразитоза в тексте
Паразитоз представляет собой употребление в составе академических и учебно-исследовательских трудов терминов, оборотов и иных конструкций, которые не несут никакой смысловой нагрузки. Чаще всего они являются лишними и засоряют суть описанного исследования, усложняют восприятие материалов.

В числе наиболее ярко выраженных симптомов паразитоза в составе курсовых работ, дипломов, научных статей или диссертаций можно выделить следующие:
- Отсутствие какой-либо эмоциональной и смысловой нагрузки в контексте исследования. Как правило, это слова вспомогательного типа, призванные обеспечить связность и логичность повествования, методично и эффектно выделить те или иные аспекты.
- Избыточность. Данный признак проявляется в том, что если избавиться о такой конструкции, то смысл выражения не изменится. Фактически, он просто визуально расширяет текст, наращивает объем, но не сказывается положительно на качестве рукописи.
- Однообразие. Слова-паразиты могут выражать какие-то настроения или подчеркивать роль того или иного фрагмента текста (например, переводить на следующий этап или обобщать). Но все они, как правило, однообразны и представлены в виде кратких выражений, вводных слов, междометий и пр.
- Повторяемость. Студенты не всегда умеют отличать паразитные и полезры6 категории. Поэтому употребляют оба варианта неоднократно, часто. Притом «паразиты» встречаются чаще.
- Легкая всасываемость. Так как такого рода конструкции не имеют смысла, но они придают тексту целенаправленность, они легко вписываются в любой момент, контекст, фрагмент. Их можно вставить как в начале абзаца, так и в конце параграфа. Притом нередко из-за такой легкости они нарушают структуру текста и усложняют ход его изучения, восприятия, запоминания.
Студенческую работу очень легко заполонить паразитозами. В 90% случаев студенты вовсе не понимают и не замечают, что они «замусорили» материал излишними и бесполезными терминами, выражениями. Замечают такой «лексический хлам» чаще всего научные руководители, рецензенты и сторонние читатели, которые хотят разобраться в рукописи и теме, но сталкиваются с громоздкими предложениями и лишними словами.
Паразитоз в курсовой, дипломной или научной работе – не редкость. Это явление чаще всего носит неосознанный характер. Проявляется в виде дополнительных выражений, которые не придают материалу никакой логической нагрузки, но усложняю ход его изучения.
Почему появляется паразитоз в учебных и исследовательских проектах?
Паразитоз – явление распространенное, особенно в студенческой среде. Выпускники вузов и аспиранты допускают такие ошибки реже в силу подкованности, более широкого кругозора.
Среди причин, на основе которых в курсовых и иных студенческих проектах встречаются слова-паразиты, можно выделить следующие.

Во-первых, паразитоз – это часто повседневный сленг молодежи, где встречаются различные сокращения, выражения и пр. Но это не от начитанности. А скорее от неумения выразить свои мысли литературным языком или с учетом стилистических требований (в рамках научного стиля). Поэтому в качестве одной из причин появления паразитоза можно отметить слабый лексикон и узкий кругозор, неумение работать с информацией.
Второе основание – отсутствие навыков свободно выражаться в рамках цензуры и этики. То есть студенты не всегда могут тотально контролировать свои эмоции. В свободной речи нередко доминируют жаргонизмы, нецензурные выражения, просторечные или иноязычные термины, которые не употребить в студенческом проекте. Поэтому здесь первопричина кроется в слабых коммуникативных навыках и качествах.
Третья причина – наращивание объема рукописи. Порой из-за недостающих пары листов, научный руководитель не принимает проект и не допускает его к защите, считая, что тема слабо раскрыта. На доработку материала остается слишком мало времени, поэтому универсант принимает решение «растянуть текст» с помощью таких слов и оборотов. Это «побочное действие» метода развертывания информации.
Четвертое основание – современные лексические тренды. С каждым годом словарный запас и профессионализмов в каждой отрасли пополняется новыми категориями, терминами, понятиями. Многие из них приходят к нам из иностранного языка. Но не всегда их употребление в составе академических трудов бывает уместным, логичным, понятным и грамотным. Важно сделать их доступными для восприятия и оперировать с учетом контекста. Но именно иноязычный сленг «засоряет» научные труды и усложняет их.
Пятая причина – решение студента разнообразить материал. В любом случае, об использовании тех или иных выражений, терминов, предложений окончательное решение принимает автор.
Виды паразитоза в студенческих работах
Слова-паразиты – это не просто отдельная каста. Данная категория имеет массу разновидностей, каждая из которых проявляется в том или ином аспекте учебного или научного труда.
Тип |
Описание |
Признак |
Лексический | Употребление дополнительных слов и оборотов | Высокая водность, громоздкость предложений |
Пунктуационный | Наличие лишних знаков препинания й | Нарушение правил пунктуации, частое и неверное употребление знаков препинания |
Структурный | Внедрение в рукопись дополнительных абзацев, фрагментов, выражений | Громоздкость, частое употребление одних и тех же слов |
Шаблонный | Частое использование канцеляризмов, штампов и пр. | Высокий уровень спама, водности, высокая частотность вводных слов |
Иноязычный | Включение в текст иностранных терминов, сокращений | Присутствие в тексте иноязычных терминов и аббревиатур без перевода и пояснения |
Лексический паразитоз проявляется в частом и неумелом употреблении терминов – профессиональных, научных. Они могут некорректно вписываться в контекст. Чаще всего они делают предложения более сложными, громоздкими, непонятными.
Пунктуационный тип основан на незнании или нерациональном применении правил пунктуации и лингвистики. Студент часто ставит запятые, двоеточия, кавычки невпопад. Наличие лишних символов также мешает оценке смысла текста.
Структурные «паразиты» представляют собой лишние абзацы, предложения, а иногда даже параграфы. Они лишь визуально расширяют рукопись, но существенной роли в ней не играют. С помощью таких паразитных вариаций универсанты стараются детализировать ход исследования или связать между собой разные этапы НИР.
Шаблонный формат предполагает частое употребление стандартных клише, вводных слов и оборотов, личных местоимений, категорий, не свойственных научному стилю. Также «шаблоны» могут быть выражены в виде различных классических учебных конструкций и др.
Иноязычный паразитоз базируется на применение соответствующих категорий, пришедших к нам в обиход из-за рубежа. Они редко умело вписываются в контекст и научный стиль, не сразу корректно воспринимаются.
Таким образом, паразитоз в академической ил учебной работе негативно сказывается на качестве повествования и простоте раскрытия темы. Он усложняет ход восприятия сути, выделения ключевых и опорных точек, сбивает с ключевых ориентиров. Проявляется он по-разному: в словах, структуре документа, тональности текста и т.д.
Как избавиться от паразитоза?
Для начала нужно определить наличие тех самых «паразитов» в составе студенческой или научной работы. Для этого придется провести глубокую вычитку текста. Она поможет определить суть, основные элементы НИР и выделить второстепенные категории.
Затем нужно провести тщательный контекстуальный и смысловой мониторинг. С их помощью автор сможет диагностировать роль, влияние и значение каждого слова, выражения, абзаца, параграфа. Также можно отсортировать материал на полезный и бесполезный, существенный и второстепенный. Все, что не играет роли и смысла – паразитоз.

Избавиться от слов-паразитов в целом нетрудно. В большинстве случаев достаточно просто удалить их из рукописи. Но после этого, следует оценить связность и последовательность, информативность повествования. Не исключено, что могут появиться некоторые проблемы со связностью текста.
В отдельных случаях может потребоваться правка, корректура материала для восполнения пробелов. Главное – не переусердствовать и вновь не «запаразитировать» рукопись.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Рекомендации по профилактике и борьбе с паразитозом
Внимательно из4учите правила научного стиля и старайтесь максимально ему следовать.
Не бросайте слов на ветер. Не стоит лишний раз громоздить текст бесполезными фразами. Будьте целенаправленными и тщательно отбирайте лексемы и выражения. Достаточно употреблять вводные слова в выводах и в начале: для обобщения и «подведения к сути» соответственно.
Не торопитесь при написании курсовой, дипломной и иной работы. Тщательно обдумывайте текст. Проверяйте его с помощью комплексного лингвистического анализа. По необходимости привлекайте квалифицированных специалистов (лингвистов, филологов, корректоров и пр.).
Обязательно перепроверяйте подготовленный проект. Проводите вычитку и самоанализ. По мере необходимости вносите изменения, но все они должны быть целенаправленными и обдуманными.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!