Педагогический эксперимент: понятие, этапы, миссия и роль

Научная деятельность в педагогике – процедура не просто интересная, но и полезная. Она способствует совершенствованию методов преподавания, образовательных программ, выявлению реальных актуальных проблем и созданию современных способов их решения. Притом в этой сфере она просто немыслима без проведения эксперимента.

Педагогический эксперимент: понятие, этапы, миссия и роль
Научная деятельность в педагогике – процедура не просто интересная, но и полезная. Она способствует совершенствованию методов преподавания, образовательных программ, выявлению реальных актуальных проблем и созданию современных способов их решения. Притом в этой сфере она просто немыслима без проведения эксперимента.

Заниматься научной деятельностью в образовательной среде могут студенты, осваивающие педагогический профиль, а также практикующие специалисты. Сегодня мы расскажем об особенностях, важности педагогического эксперимента и порядке его проведения.

Что это такое?

Педагогический эксперимент представляет собой часть научно-исследовательской деятельности, связанную с диагностикой, подтверждением проблемы в области образования, психологии и разработкой эффективного метода решения, его проверки. Необходимость его проведения обусловлена рядом факторов:

  • Проблема может крыться не только в отдельном учащемся, но и целой группе подопечных;
  • Проблема может быть «зарыта» в системе образования: образовательная программа, учебный план, требования к учащимся, форма обучения и пр.;
  • Проблема в педагогике всегда реальна и проявляется в качестве успеваемости, усваиваемости, характере ученика, поэтому важно грамотно ее оценить со всех сторон: что порождает, на чем отражается, почему возникает и пр.;
  • Эксперимент позволяет проверить догадки исследователя и разработать план мероприятий с учетом конкретной ситуации;
  • Он позволяет «измерить» перемены качественно и количественно: сравнить ситуации «до» и «после», определить продолжительность внедрения новшеств, необходимость корректировки действий и пр.
Что нужно для педагогического эксперимента?
Проведение педагогического эксперимента

Эксперимент в педагогике и психологии можно представить в виде действий исследователя, направленных на определение проблемы (подтверждение его догадок) и разработку ее решения с учетом текущих параметров (условий и возможностей).

Педагогический эксперимент чаще всего используется для проверки частных и общих гипотез, определения эффективности привычных схем и методик преподавания, уточнения отдельных фактов и моментов (с которыми педагог сталкивается на ежедневной основе), повышения производительности труда учащихся и лично преподавателя.

Фактически педагогический эксперимент – это комплекс действий, позволяющий грамотно и обоснованно диагностировать проблему, определить причинно-следственные связи и разработать систему мер по ее решению с учетом современных приемов, достижений науки и техники, возможностей исследователя и учащихся.

Условия для организации и проведения педагогического эксперимента

В этом мероприятии обязательно должны присутствовать две стороны: преподаватель и учащиеся. Притом проводить исследование может как сам педагог, так и вышестоящие ведомства. Поэтому о ходе проведения эксперимента будет знать конкретное лицо, затеявшее научное изыскание.

Организация и реализация всех действий происходит преимущественно в учебном заведении, реже – непосредственно в контрольно-надзорном ведомстве с целью профилактики и решения актуальных проблем в сфере образования и психологии.

Условия реализации педэксперимента
Что нужно для организации и проведения педагогического эксперимента?

Проведение педагогического эксперимента должно быть тщательно спланированным. Автору научной работы подробно расписать каждый шаг, каждое действие, а также пометить: что он ожидает получить от его реализации.

Гипотеза автора формируется с учетом принципов точности и конкретики должен отражать направление следования, цель исследования, проблему и способ ее решения. Организатор должен посредством гипотезы показать новизну и возможности исследования, подчеркивать разницу между традиционными способами решения проблемы и его предложением.

Проведение педагогического эксперимента напрямую связано с пополнением доказательной базы. Важно моментально или оперативно фиксировать получаемые результаты, так как повторить эксперимент можно всегда, но получить точно такие же результаты – маловероятно. Поэтому педагогический эксперимент должен быть на постоянном контроле у организатора.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Педагогический эксперимент должен иметь определенные границы: сроки проведения, объект исследования, способ проверки, инструменты, материалы, методическое обеспечение и пр. Такой подход позволит исследователю сразу и полностью обеспечить себя и подопечных необходимыми сведениями, базами, данными и проверить гипотезу, при необходимости скорректировать план действий.

Результаты научных изысканий должны быть отражены в выводах автора, рекомендациях, которые подчеркнуть низкую эффективность традиционных форм и необходимость их изменения.

Не менее важным условием для организации и проведения эксперимента в педагогике является то, что исследователь должен быть беспристрастным, объективным и честным.

Виды научного эксперимента

На практике выделяют два основных основания, по которым классифицируют эксперимент в педагогике:

  • По форме проведения.

Здесь принято проводить естественный или лабораторный (искусственный) эксперимент.

Первый предполагает, что исследователь будет базироваться на таком приеме, как наблюдение. То есть все мероприятия будут реализовываться в привычном темпе, по четкому плану в естественных условиях, без каких-либо вмешательств со стороны и новшеств, изменения порядка работы и пр. Такой подход позволяет определить текущее положение дел, диагностировать реальную проблему и решить ее с учетом личных возможностей и возможностей учащихся, специфики их подготовки, характера и пр. Естественный эксперимент позволяет решить общую проблему в системе образования.

Виды эксперимента
Классификация эксперимента

Второй – требует колоссальной подготовки. Он базируется на конкретике: подбираются те объекты, которые удовлетворяют конкретным условиям: возраст, успеваемость, пол и пр. Для его организации и проведения исследователю предстоит создать специальные условия: определить место проведения, продолжительность, программу, определить шкалу оценки результатов и пр. В этом случае организатор фактически вмешивается в образовательный процесс, регулируя факторы, условия и параметры эксперимента. Результаты такого эксперимента носят частный характер и считаются более чистыми, идеализированными, а их дальнейшее использование будет носить более узкий характер.

  • По целям.

В этой классификации выделяют констатирующий и формирующий педагогический эксперименты.

Первый призван «измерить» конкретную проблему, определить причины ее возникновения, оценить реальное состояние испытуемого и его возможности. Такой ход позволяет собрать максимум первичной информации об объекте исследования, описать текущее положение дел. Для его проведения нередко используют такие методы, как анкетирование, тестирование, беседа, интервью, наблюдение. Здесь автор констатирует факты и выдвигает свою гипотезу на основе полученных фактов.

Какие бывают эксперименты?
Классификация экспериментов по целям

Второй призван проследить изменения и тенденции в классе в динамике с учетом привнесения каких-либо новшеств, определенных действий (вмешательств) исследователя. Цель такого мероприятия заключается в активном формировании качеств, навыков и знаний. Здесь сначала констатируется текущая ситуация, затем вносятся коррективы и проверяется их целесообразность, эффективность. Формирующий эксперимент призван сформировать новые знания и навыки у подопечных, которые плодотворно отразятся на конечном результате.

  • По продолжительности проведения.

Длительный, который предполагает проведение эксперимента на протяжении большого периода времени (весь учебный год, семестр или триместр).

Педагогический эксперимент по продолжительности проведения
По продолжительности проведения

Краткосрочный, призванный диагностировать проблему по принципу «здесь и сейчас». Его реализуют посредством проведения всевозможных тестирований, контрольных срезов, устной проверки знаний. Он может отнять от одного до нескольких занятий.

Этапы проведения педагогического эксперимента

Для начала автору научной работы необходимо тщательно изучить теоретические аспекты в рамках выбранного им направления: проблема, тема и пр. Для этого целесообразно исследовать труды современных ученых, изучить последние новшества и изменения, течение проблемы на раннем и текущем этапе, определить противоречие, недостатки и выдвинуть собственную гипотезу. Как правило, тема научной работы прямо соотносится с проблемами, с которыми автор сталкивается в своей трудовой деятельности, на практике.

Этапы проведения педэксперимента
Как проводят педагогический эксперимент?

Далее исследователь приступает к диагностике. Здесь он оценивает реальное состояние дел: какая проблема присутствует, формы ее проявления, причины возникновения, влияние на конечный результат учащегося или работы педагога.

Третий этап – прогностический. Здесь организатор должен определить ключевые моменты изысканий: цель и задачи (для чего и что он намерен делать, в какой последовательности), объект и предмет, методология.

Организационный этап предполагает планирование комплекса мероприятий и подготовку всех необходимых материалов: инструкции, задания, план-конспекты занятий, форма проверки знаний и подготовки.

Далее следует практическая стадия. Когда автор приступает непосредственно к проведению педагогического эксперимента: наблюдает за подопечными и/или вводит новшества, проверяет действие собственной гипотезы, собирает доказательную базу.

Следующим шагом становится обобщение полученных результатов: анализ и оценка, соотнесение поставленной цели и полученных результатов, корректировка гипотезы или обоснование необходимости корректив плана мероприятий и проведения повторного эксперимента, формулировка выводов и рекомендаций.

Последний этап – это внедрение новоиспеченной методики или правила в повсеместное пользование. Данное действие уместно при соблюдении определённых условий: автор научной работы сумел доказать необходимость и эффективность перемен, разработал рекомендации по их внедрению и использованию, лично апробировал результаты.

Таким образом, педагогический эксперимент – это особый комплекс мер, позволяющий грамотно показать наличие проблем в сфере образования и разработать план мероприятий по их решению с учетом современных инструментов, возможностей. Он способствует обоснованному реформированию учебного процесса и образовательных программ, повышению качества обучения и облегчению работы педагогов. Именно результаты педагогического эксперимента становятся основой диссертаций, монографий и иных изысканий в сфере образования.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!