Пишем правильно план-проспект по магистерской диссертации

План-проспект диссертации уровня магистратуры представляется основой научного исследования. Не стоит формально относиться к его составлению. Грамотность подхода и формирования плана способна облегчить работу магистранта не только на этапе подготовки, но в процессе исследования и его оформления. Также план-проспект может послужить основой определенного числа учебной документации.

Пишем правильно план-проспект по магистерской диссертации

План-проспект диссертации уровня магистратуры представляется основой научного исследования. Не стоит формально относиться к его составлению. Грамотность подхода и формирования плана способна облегчить работу магистранта не только на этапе подготовки, но в процессе исследования и его оформления. Также план-проспект может послужить основой определенного числа учебной документации.

План-проспект: что это?

Диссертационный проспект представляется расширенным планом работы в области научного исследования, включающим в себя детализированное введение и оглавление частей работы. Заключение не требует детализации, а выводы содержат ответ на гипотезу из введения и сжатые обобщения по главам.

Соискатель, оформляя план-проспект своего научного исследования, должен выполнить его в форме автореферата, дополняя разделы результатами уже проведенных экспериментов и перечнем информационных источников. Объем подобного плана не должен превышать 15 страниц.

Обязательные к рассмотрению вопросы

Полнота плана-проспекта магистерской диссертации зависит от наличия в ней следующих пунктов:

  • Установление проблемы, указание основных задач и озвучивание целей (публикация обзорной статьи).
  • Выбор исследовательских методов (публикация).
  • Способы решения задач.
  • Опыты, лабораторные исследования и т.п. (по необходимости).
  • Внедрение (опыты исследования с результатами).

План-проспект требует детализации, что поможет диссертанту точно следовать ему: требуется последовательность, раскрытие тезисов, досказанность.

Структура плана магистерской диссертации

В общую структуру научной работы входят 12 пунктов, способных представить предварительную концепцию труда, которая, в дальнейшем, может измениться:

  1. Введение.

Во введение необходимо ввести несколько ярких примеров с указанием их подробного рассмотрения в основном материале.

  1. Цели и задачи исследования.

Чтобы правильно определить цели исследования, необходимо точно и полномасштабно ответить на вопрос о том, для чего осуществляются исследовательские мероприятия.

Задачи работы должны быть соотнесены с исследовательской гипотезой. Их численность должна соответствовать числу глав, либо, при написании технического проекта, по несколько задач в каждой главе, при равномерном их распределении.

  1. Актуальность работы.

Описание проблемы, завершающееся указанием противоречий:

  • научно-практических (вызванных требованиями общественной практики);
  • научно-теоретических (порожденных недостатком знаний в рассматриваемой области).

Научная проблема формируется посредством вопроса, ассимилирующего в себе недостатки в научных знаниях, методико-теоретических разработках.

  1. Предмет и объект изысканий.

Предметом работы называется то, что подлежит исследованию.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Объектом исследования называется область знаний, включающих в себя предмет рассмотрения.

  1. Рабочая гипотеза диссертации.

Гипотезы могут быть как общими, так и частными. Они должны отражать предложения автора, ориентированные на конкретизацию проблемы (анализ, уточнение, обоснование, выявление, апробация).

  1. Методология и методы, применяемые при написании диссертации.

Теоретико-методологическая база исследования указывает на то, какую исходную методологическую позицию занимает автор и какие теоретические положения заложены в основу рассматриваемого исследования.

Выбор методов исследования обусловлен такими составляющими как объект, предмет, цели, гипотезы и задачи труда. При этом опорой выбора служит теоретико-методологическая база исследования, а перечень методов должен включать несколько видов (теоретические, эмпирические, статистические).

  1. Новизна исследования.

Диссертация пишется для того, чтобы познакомить научное сообщество с определенными результатами, достигнутыми по итогам рассмотрения проблемы. Эти результаты должны характеризоваться новизной определенных критериев (методический аппарат, программы психолого-педагогического воздействия и т.п.). Они должны полноценно отвечать на вопросы о том, что проанализировано, разработано, проведено, изучено, выявлено, определено, создано.

  1. Степень разработанности темы.

Вопрос степени разработанности материала, при наличии достаточного объема информации, может отражаться либо в целой главе, либо в разделе.

  1. Апробация результатов.

Практические или экспериментальные примеры призваны демонстрировать прозрачность проводимой работы и воспроизводимость достигнутых итогов.

  1. Названия глав диссертационного исследования и краткое их описание.

Планирование и детализация позволит точно следовать намеченному пути и своевременно корректировать процесс, достижения и результаты. Хорошо составленный план-конспект подготавливает почву для выполнения труда в рамках последовательности и логики изложения материала. Специалисты отмечают возможность составления к диссертации динамически развивающегося плана, дающего диссертанту свободу мысли и действий. Однако стоит помнить, что в план должны быть внесены всевозможные предусмотренные аспекты. Возможность случайного открытия никто не исключает, однако построение исследования на аспекте, являющимся итогом стечения обстоятельств, не рекомендуется, так как выводы не смогут характеризоваться точностью, что противоречит сути науки, стремящейся уходить от предположений, нетерпящей отсутствия ясного доказательства.

  1. Заключение.

Диссертационный материал, для признания его успеха, должен характеризоваться критериями новизны и актуальности. Содержание работы, несмотря на вторичность процесса выполнения, является определяющим для формулирования заключения, написания введения, а также для работы над авторефератом и докладом.

  1. Приложения.

Приложения, введенные в план-конспект, важны и показательны. Даже если они, по итогам завершения работы, претерпевают изменения. Если говорить о плане магистерских работ, то в их приложениях стоит включать практические работы по проекту в форме чертежей, расчетов, итогов лабораторных исследований.

План, обладающий динамическим характером, может меняться, к примеру, из-за изменения списка информационных источников. Как следствие, перед началом работы план-проспект требует согласования с научным руководителем.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!