Чтобы успешно вести бизнес важно знать все тонкости и нюансы, уметь грамотно анализировать ситуацию и отчетность, оперативно принимать решения и ликвидировать возникающие проблемы, а также прогнозировать дальнейшее развитие событий. Одним из важных инструментов, позволяющих «заглянуть в будущее» и скорректировать политику компании, является PEST-анализ.
Данный инструмент изучается студентами экономического факультета. На практике им чаще всего пользуются бизнесмены, маркетологи, экономисты-аналитики.
СОДЕРЖАНИЕ
Что это такое?
В дословном переводе PEST-анализ представляет собой анализ следующих сторон:
P – Political, политические факторы
E – Economics, экономика
S – Social, социальная среда
T – Technological, технологическая часть.
Данная методика фактически выявляет возможности и угрозы предприятия, при этом особое внимание уделяется оценке внешней среды. Она не в силах полностью заменить SWOT – анализ, но способна стать опорой в принятии окончательного решения.
Если SWOT – анализ посвящен исследованию микрофакторов, то PEST-анализ прорабатывает макрофакторы.
Чтобы принять обоснованное и эффективное решение, эксперты рекомендуют использовать оба метода.
Чаще всего PEST-анализ используют при планировании деятельности, когда фирма только готовится к запуску или начала свою деятельность недавно.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
PEST-анализ позволяет решить следующие задачи:
- Предупреждает о потенциальных угрозах компании;
- Оценивает воздействие внешних факторов на деятельность предприятия;
- Позволяет проследить тенденции изменений во внешней среде;
- Исключает сомнительные предположения, связанные с освоением нового рынка и пр.
- Позволяет принять эффективное решение и избежать запуск неудачных проектов.
Какие факторы захватывает методика?
PEST-анализ предполагает исследование четырех основных «сфер взаимодействия» компании. Здесь целесообразно выделить наиболее существенные факторы, оказывающие непосредственное воздействие на жизнедеятельность фирмы.
Политические факторы
Самыми распространенными моментами выступают изменение законодательства, введение ограничительных мер, пересмотр налоговой нагрузки, меры по поддержке малого и среднего бизнеса и пр. Фактически здесь отмечается, как государство регулирует деятельность юрлица, как влияет на развитие объекта исследования и пр.
Экономические факторы
Здесь важно исследовать не экономические возможности предприятия, а влияние внешних экономических условий на развитие предприятия. Чаще всего к данной категории относят инфляцию, волатильность валюты, уровень безработицы, ценообразование и пр.
Социальные факторы
Неформальные отношения могут оказывать прямое воздействие на успех компании, ее авторитет и репутацию. На практике бывали случаи, когда из-за сниженной репутации фирмы теряли клиентов и были вынуждены закрываться.
К таким критериям можно отнести религиозные составляющие, убеждения и нормы общества, менталитет, социальная политика государства, СМИ и пр.
Технологические (технические) факторы
Немаловажно, чтобы компания была оснащена современным оборудованием и техникой. Использование электронной почты, куда практичнее и безопаснее голубей и почтальонов! Здесь важно отметить последние нововведения в технологической среде: последние новшества, возможности и пр.
Этапы проведения PEST-анализа
PEST-анализ позволяет оценить воздействие внешней среды на компанию.
Для проведения PEST-анализа следует придерживаться следующего алгоритма:
Этап №1. Формирование списка политических факторов.
Этап №2. Формирование перечня экономических условий.
Этап №3. Исследование социальной среды.
Этап №4. Изучение технологической составляющей.
Этап №5. Оценка воздействия каждой группы на деятельность компании.
На данном этапе можно просто выделить первостепенные и второстепенные факторы или придерживаться определенно шкалы оценки (например, 5 – сильно воздействующий критерий, 1 – минимально воздействующий и пр.).
Обязательно определение таких показателей, как важность и значимость.
Значимость (сила влияния) предполагает сравнение: как фактор соотносится с тем, чем занимается компания. Например, если произошли изменения в законодательстве о внешней торговле, то они затронут преимущественно компании, занимающиеся импортом продукции. Данный критерий будет менее значим для компаний, осуществляющих свою деятельность в пределах своей родины.
Важность предполагает оценку пользы или вреда, который наносится конкретным фактором ил его изменением. Например, введение ограничительных мер в отношении импорта негативно скажется на товарообороте компаний, которые взаимодействуют с иностранными контрагентами. В то же время это положительно скажется на отечественных компаниях, работающих исключительно на внутреннем рынке. Положительное воздействие отмечают +, отрицательное -.
Для выведения итоговой оценки достаточно перемножить показатели важности и значимости.
Этап №6. Выявление возможностей объекта анализа.
Этап №7. Определение рисков и угроз, значимости и воздействия каждого фактора.
Этап №8. Разработка плана мероприятий по минимизации негативного воздействия внешних факторов.
Пример PEST-анализа
Допустим, компания занимается реализацией микросхем.
Больше всего на компанию оказывают воздействие политические и технологические факторы, меньше – социальные, экономические и юридические.
При проведении PEST-анализа важно учитывать, что он позволяет составлять прогнозные сценарии на перспективу. Поэтому целесообразно учитывать мнения экспертов, прогнозы ЦБ РФ, прогнозы по значимым изменениям внешних факторов. Данную методику следует периодически повторять, чтобы учитывать новшества и их воздействия.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!