С 1.01.2021 года для всех учебных учреждений начали действовать санитарные правила СП 2.4.3648-20. Этот документ был разработан Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Нормативный акт регламентирует работу образовательных организаций в сфере реализации образовательного процесса и отдыха детей в школах и других детских учреждениях. Согласно установленным санитарно-эпидемиологическим нормам, уроки должны начинаться не раньше восьми утра.
Давайте разберемся, что же такое нулевой урок?
Занятия в школе чаще всего начинаются в 8 часов утра. Именно к этому времени спешат на занятия шустрые первоклашки и степенные старшеклассники, которые учатся в первую смену. Нулевой урок – это занятие, начинающееся на 1 академический час раньше первого урока. Учитывая, что академический час длится 40 – 45 минут, а перемены между уроками обычно от 10 до 30 минут, нулевой урок должен начинаться в около семи утра.
Правомерно ли включение в расписание нулевых уроков?
Детский организм – очень хрупкий живой механизм, и, чтобы эта уникальная система работала как часы, нужно соблюдать два основных правила – хорошее питание и здоровый сон. Главная задача любого учебного заведения – это обеспечить максимально комфортное и гармоничное развитие своих подопечных. Дабы оградить детский организм от школьной перегрузки, ребенок должен спать не меньше восьми-десяти часов в сутки. А можно ли это обеспечить, если ученик уже к семи утра должен быть на занятиях? Боюсь, что нет.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Именно поэтому Роспотребнадзор, заботясь о сохранении здоровья и нормальной жизнедеятельности детей, ввел с первого января этого года новые требования касательно организации работы детских образовательных учреждений. Занятия в образовательных учреждениях должны начинаться не раньше восьми утра, поэтому нулевые уроки отныне под запретом. Для детей, учащихся в первую смену, а это первоклассники и ученики пятого, девятого, десятого и одиннадцатого классов, такое решение несомненно выгодно. Ученики в школах часто подвержены стрессам, этого, к сожалению, не изменить. Особенно тяжело приходится именно учащимся этих классов:
— для первоклассников это новый этап жизни. В этот период перенапряжение нервной системы часто является основной причиной плохого самочувствия. В это время особенно важно, чтобы у ребенка был полноценный сон.
— учащиеся пятого класса в чем-то схожи с первоклашками –переход на новый режим учебы, много новых преподавателей – все это не способствует стабильному психоэмоциональному состоянию детей.
—ученики девятых и десятых-одиннадцатых классов завершают обучение в школе и готовятся к поступлению в средне-профессиональные и высшие учебные заведения. Постоянный стресс в ожидании выпускных и вступительных экзаменов не может не отразится на состоянии здоровья учащихся. В этот непростой период очень важно следить и максимально оберегать психофизиологическое состояние детей.
Федеральные санитарные(гигиенические) правила(нормы) в Российской Федерации разрабатываются именно для обеспечения максимально комфортных условий образовательного процесса детей и подростков. Над их разработкой трудится множество людей – медики, психологи, гигиенисты – сотрудники профильных НИИ и учреждений Министерства здравоохранения России.
Санитарными правилами категорически запрещено ставить в расписание нулевые уроки. Вне зависимости от желания администрации школы «втиснуть» нулевой урок в учебный процесс – это решение им неподвластно. Помимо нулевых уроков в общеобразовательных учреждениях так же введен запрет на третьи смены и установлено ограничение по временным рамкам для обучающихся во вторую смену – уроки должны заканчиваться не позже семи вечера.
Эти правила защищают не только здоровье детей. В образовательных учреждениях не редка ситуация, когда просто не хватает учителей. Педагоги трудятся на двух ставках официально. Но при этом не стоит забывать о внеурочной деятельности, которую, к сожалению, часто не оплачивают. Ну вот захотел преподаватель дополнительно позаниматься со своими учениками – это похвально, но не официально. Таким образом педагог вынужден приходить на работу к восьми, а чаще за пятнадцать-двадцать минут до начала занятий, и уходить домой уже ближе к девяти-десяти вечера. Это и так непомерная нагрузка для организма, а если узаконить нулевые уроки, то учителю придется находится на работе с семи утра и до девяти-десяти вечера. Какой организм выдержит график работы по пятнадцать часов шесть дней в неделю? Без сомнения, даже самый здоровый и крепкий человек не сможет без ущерба для здоровья девяносточасовую рабочую неделю.
На вопрос: «Проведение нулевых уроков допускается или нет?» ответ категоричен: «Нет». Это правило прописано абзацем 2 п. 3.4.15 раздела III СП 2.4.3648-20. Продолжительность учебной недели и расписание занятий устанавливается образовательным учреждением самостоятельно, но с учетом требований СанПиН.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Впервые слышу про подобное. Раньше первого урока детей в школу никогда не отправляла. Никаких «нулевых» не ставили. Просили иногда прийти на 10-15 минут пораньше допустим на классный час, но не более того. А так, это просто абсурд! И так нагрузка у детей серьезная. А тут еще эти «нулевые уроки». Про санитарные нормы, безопасность и прочие нюанс можно рассказать на подходящем уроке (например, биология, ОБЖ и пр.) или классном часе.
Вам повезло просто))) в прошлом году у нас занятия в школе начинались с 8:30. Нулевой урок, соответственно, раньше. В этом году занятия уже передвинули с 9:00, и два нулевых урока на неделе появились: в понедельник и пятницу. Сколько раз мы не проспали можно по пальцам сосчитать. Обидно, что это ДОПы, за которые я плачу деньги. Понедельник и так тяжёлый день, а тут ещё психологически не можешь принять, что нужно быть в школе на час раньше расписания. А в пятницу организм уже «устал» к концу недели… Конечно, сыну вида не показываю, но я уже сама нервничаю от этих нулевых уроков. Не хочется осознавать, что нужно раньше приходить. Ну есть же расписание, ну зачем ещё раньше делать(((
У нас так же сделали дополнительные нулевые уроки. Первый по вторникам , второй классный час в пятницу. Но у нас гимназия и нулевые начинаются в 8. 15. Тогда как по уставу гимназии все уроки начинаются в 8.45. Получается , что два дня в неделю нарушается внутренний режим ребенка. Организм привыкает к определенному времени , а тут приходится вставать раньше. Многие дети в этом году стали чаще болеть, головные боли, кровь из носа — все это связано с нарушением режима дня! А ещё бы СанПиН обратил бы внимание сколько задают детям, что они вынуждены сидеть до 12 ночи делать уроки ! Иногда по 2 — 3 контрольных в день( самостоятельная, диктант , контрольная)