
Написание диссертации (будь то магистерской, кандидатской или докторской) соприкасается с подготовкой развернутого литературного обзора темы. Не всегда данный этап исследования оказывается легким и непринужденным. Как правило, темы научных работ затрагивают серьёзную проблему в узком сегменте, требуют выработки инновационного и эффективного решения. Для его обоснования требуется качественная и актуальная литература, которая не всегда бывает в достаточном объеме.
СОДЕРЖАНИЕ
В каких случаях возникает дефицит материалов при написании научной работы? (условия, факторы)
Казалось бы, в век информационных технологий столкнуться с недостатком информации по тому или ному вопросу невозможно, но на самом деле это явление – не редкость в исследовательской практике и научной деятельности. Аспиранты и ученые сталкиваются с такого рода проблемой при изучении сложных или узких тем.

Чаще всего дефицит источников наблюдается в следующих случаях:
- Слишком узкая или малоизученная тема;
- Отсутствие актуальных публикаций и работ по интересующему вопросу;
- Сомнительное качество располагаемых ресурсов и отсутствие возможности перепроверить их достоверность, качество;
- Ограниченный доступ к материалам: действие ограничений или дополнительных условий для получения допуска к тексту;
- Языковые барьеры: отсутствие знаний иностранного языка, преобладание по теме зарубежной литературы, отсутствие официального перевода и пр.;
- Слабый уровень подготовки исследователя и сложный язык подобранных источников, невозможность быстро и самостоятельно разобраться в рукописях;
- Коммерческий характер изданий. Некоторые журналы готовы предоставлять доступ к опубликованным работам только при выполнении финансовых условий: покупке журнала или оформления подписки и пр. Не всегда исследователи готовы вкладывать собственные средства ради получения информации;
- И т.д.
Не всегда нехватка информационной базы бывает явной. Порой исследователю трудно подобрать слова и факты для аргументации собственной позиции или вывода даже при обширных исходных данных. Виной такому «искусственному дефициту» служит отсутствие навыков по фактчекингу и переработке материалов, слабые способности по реферированию, цитированию, заимствованию и т.д. Это больше относится ко внутренним факторам.
Но все-таки чаще всего дефицит информации возникает не по вине автора диссертации, а на фоне внешних факторов. Отсутствие материалов или их сомнительное качество, ограниченный доступ, языковые сложности в изучении иноязычной литературы и пр. Все эти факторы блокируют возможность теоретического освещения и обоснования гипотезы. Но это не значит, что тема должна «стопориться». Исследователю предстоит провести собственный эксперимент и удостовериться в эффективности, рациональности и необходимости предлагаемой им идеи.
Как проявляются проблемы, связанные с недостатком источников при выполнении научной работы? (признаки, проблемы)
Выполнение научного исследования – процесс требовательный. Дефицит информации способен вызвать у автора целый спектр проблем при оформлении диссертации или монографии, научной статьи и пр.
Недостаток научной литературы в НИР сказывается следующим образом. Во-первых, у автора сокращается доля доказательной базы, что усложняет ход обоснования полученных результатов и выводов, тактику отстаивания выдвинутой гипотезы и пр.
Во-вторых, наличие теоретических пробелов по теме усложняет ход ее развития. Из-за отсутствия определенных знаний, исследователю трудно грамотно и качественно описать ситуацию. Для их восполнения придется организовывать дополнительный этап НИР, что не всегда возможно (на фоне финансирования, сроков выполнения задания и т.д.). В таком случае наблюдается размытость формулировок, громоздкость переходных конструкций и т.п.

Более того, для восполнения текущих пробелов автору порой приходится проводить дополнительные исследования, что загромождает и усложняет ход подготовки рукописи к защите.
В-третьих, провести всестороннюю или точную оценку ситуации не представляется возможным. Недостаток сведений снижает точность и качество результатов исследования. Как правило, отсутствующие материалы подлежат замене на альтернативные ресурсы или некоторые «допущения» со стороны автора.
В-четвертых, информационный дефицит напрямую сказывается на логике и фокусе исследования. Из-за недостатка первоисточников, фактов, автор научной работы вынужден переключать внимание на иные элементы или смещать границы НИР, задействуя доступные и известные ресурсы. При таком раскладе подготовка диссертации требует частых корректировок, смещений ракурса или фокуса проводимого исследования.
В-четвертых, наблюдается монотонность и однообразие информационного освещения. Монотонность в повествовании. Это, прежде всего, выражается в том, что аспирант или исследователь опирается на один и те же материалы, мнения одних и тех же ученых и пр. Такой подход подчеркивает субъективизм, отсутствие достаточной информационной и доказательной базы для собственных утверждений и пр.
В-пятых, страдает полнота раскрытия темы и дальнейшие этапы пои ее развитию. Из-за отсутствия необходимой информации что-либо утверждать не получится. Более того, автору предстоит объяснить выявленные тенденции, описать ситуацию в целом. Отсутствие данных не позволит полноценно охарактеризовать основные положения, описать ключевые параметры и тенденции, обосновать результаты и выводы. Без информации сделать это невозможно. Поэтому логика и ход исследования будет сжиматься. Перекраиваться или излагаться предельно емко, что скажется на полноте раскрытия темы.
Таким образом, дефицит научной литературы при выполнении диссертации, монографии, статьи усложняет исследовательский процесс и ход подготовки рукописи к защите. Автору требуется больше времени и сил на поиск альтернативных материалов, доказательств, фактчекинг и пр. Если заменить материал нечем, то приходится пересматривать план проекта и менять его концепцию, логику, смещать акцент на иные параметры (доступные и посильные для освещения).
Влияние дефицита первоисточников на ход выполнения научной работы: вызовы, проблемы, сложности
Недостаток информационной базы и научных фактов оказывает серьезное влияние на исследовательский процесс и ход подготовки диссертации, монографии.
На фоне возникающих сложностей при изучении темы, пробелах в знаниях исследователь может избрать неправильную тактику, подобрать нерациональный инструментарий и методологию исследования. Подобного рода недочеты могут исказить точность результатов и даже сместить акцент НИР. В такой ситуации нередко наблюдаются логические ошибки, несвязность текста и грубые переходы от одного этапа к другому, сложности в расчете тех или иных показателей и их оценке и т.д.

Более того, автор вынужден пересматривать тактику обоснования результатов и выводов, собственной позиции в работе. Из-за отсутствия проверенных материалов, научных факторы ему приходится «увиливать» и опираться на сторонние труды, которые могут носить смежный тематический характер или быть неактуальными, непроверенным ресурсам.
Автор научной работы может частично заменить научную литературу, нарастив объем экспериментальной части исследования. В данном случае ему предстоит детально расписать программу эксперимента, выделить основные мероприятия и полученные в ходе их реализации результаты. Но показывать их достоверность и точность будет сложно. Поэтому придётся проводить эксперимент неоднократно с целью перепроверки и повышения «лимита доверия» к выдвигаемым положениям, выводам.
Чаще всего универсанты в силу безысходности прибегают к использованию в собственных НИР неактуальных или непроверенных материалов. Такой ход позволяет им компенсировать дефицит надежной информации и раздобыть хоть какие-то мнения, факты, взгляды на тему или проблему. Но искусно оперировать такими сведениями не удастся. Чаще всего они носят сравнительный характер и помогают подчеркнуть нужные тенденции, внести разнообразие во взглядах других авторов и пр. Они употребляются бегло. Но именно такие приемы помогают нарастить объем научной работы, частично обосновать отдельные положения и умозаключения, сделать литературный обзор более логичным и доступным.
Также к сложностям проведения исследования в условия дефицита материалов следует отнести тонкости систематизации имеющихся сведений, результатов и выводов. Зачастую на фоне имеющихся пробелов состыковать промежуточные результаты в единую целостную картину без теоретического пояснения бывает сложно. Выстроить логичную цепочку событий и показать достоверность результатов в этом случае можно на основе рассуждений, альтернативных материалов, сравнительных операций и пр.
Таким образом проводить исследование и писать диссертацию, монографию или иной труд в условия нехватки информационных ресурсов крайне сложно. В этом случае индивиду предстоит искать альтернативные способы для построения логики НИР, выстраивания тактики аргументации полученных результатов и выводов, искать дополнительную литературу и т.п.
Как бороться с дефицитом научной литературы при выполнении исследования?
У каждого автора свой подход к организации и проведению НИР. Восполнить дефицит информации – миссия выполнимая, но непростая. Здесь потребуется привлечение всех посильных и возможных способов по поиску тематических материалов. Притом качественно заменить научные факты другими видами информации практически невозможно. Что же делать?
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Во-первых, сконцентрируйтесь на теме, проблеме и объекте исследования. Постарайтесь тщательно проанализировать собственные потребности в информации, исходя из плана научной работы, программы НИР, намеченных границ и пр. То есть нужно определить, какой именно материал требуется: термины, подходы, теории, методики и пр. Для этого придется постараться всесторонне изучить тему в целом.
Во-вторых, необходимо полагаться на разные ресурсы и способы поиска. Научная литература сосредоточена не только на уровне диссертаций и научных журналов. Ее можно найти также на сайтах научных организаций и институтов, в специализированных брошюрах, научных базах данных (как много профильных, так и узких), в хранилищах университетских библиотек, цифровых агрегаторах, сборниках научных конференций и пр. Обратите внимание на работу и возможности использования библиографических менеджеров. Ищите везде, где только это возможно. Не зацикливайтесь только на одном месте поиска.
При работе в хранилищах и базах данных старайтесь тщательно работать с поисковиком: грамотно и корректно формулируйте запросы, переформулируйте их (задавайте один и тот же вопрос в разных формах), пользуйтесь фильтрами. Так поиск информации буде наиболее точным.
В-третьих, обращайте внимание не только на полномасштабные и полноценные работы (диссертации, монографии, научные статьи), но и обзоры, научные форумы (комментарии и обсуждения исследователей), препринты. Из них также можно почерпнуть полезную информацию и включить ее в свой проект в качестве дополнения, отдельного факта, для сравнения и пр. Притом препринты, систематические обзоры считаются официальными документами. А вот к информации из научных форумов стоит относиться с осторожностью: здесь могут быть догадки, суждения, мнения, не подкрепленные фактами и экспериментами.
В-четвертых, консультируйтесь с научным руководителем. Он – уже квалифицированный и опытный эксперт, разбирающийся в соответствующей научной и предметной области. Этот человек сможет точно подсказать, на труды каких авторов стоит обратить внимание, в каких работах раскрывается аналогичная проблема и тема, в каких базах больше информации. Также он может поделиться похожими работами прошлых лет, которые хранятся при вузе.
Таким образом, дефицит информации – это серьезная проблема, нюанс в ходе исследовательской деятельности. Но он не является поводом для полного отказа от проведения НИР. При грамотном подходе к работе с первоисточниками можно найти альтернативные ресурсы для применения в проекте и восполнении имеющихся пробелов. Даже при ограниченных ресурсах грамотный автор сможет обеспечить полноту раскрытия темы, научную новизну работы.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!





