Проблемы недостатка научной литературы и источников при подготовке научной работы

Написание диссертации (будь то магистерской, кандидатской или докторской) соприкасается с подготовкой развернутого литературного обзора темы. Не всегда данный этап исследования оказывается легким и непринужденным. Как правило, темы научных работ затрагивают серьёзную проблему в узком сегменте, требуют выработки инновационного и эффективного решения. Для его обоснования требуется качественная и актуальная литература, которая не всегда бывает в достаточном объеме.

Проблемы недостатка научной литературы и источников при подготовке научной работы

Написание диссертации (будь то магистерской, кандидатской или докторской) соприкасается с подготовкой развернутого литературного обзора темы. Не всегда данный этап исследования оказывается легким и непринужденным. Как правило, темы научных работ затрагивают серьёзную проблему в узком сегменте, требуют выработки инновационного и эффективного решения. Для его обоснования требуется качественная и актуальная литература, которая не всегда бывает в достаточном объеме.

В каких случаях возникает дефицит материалов при написании научной работы? (условия, факторы)

Казалось бы, в век информационных технологий столкнуться с недостатком информации по тому или ному вопросу невозможно, но на самом деле это явление – не редкость в исследовательской практике и научной деятельности. Аспиранты и ученые сталкиваются с такого рода проблемой при изучении сложных или узких тем.

Проявление дефицита информации в исследовании
Проявление дефицита информации в исследовании

Чаще всего дефицит источников наблюдается в следующих случаях:

  • Слишком узкая или малоизученная тема;
  • Отсутствие актуальных публикаций и работ по интересующему вопросу;
  • Сомнительное качество располагаемых ресурсов и отсутствие возможности перепроверить их достоверность, качество;
  • Ограниченный доступ к материалам: действие ограничений или дополнительных условий для получения допуска к тексту;
  • Языковые барьеры: отсутствие знаний иностранного языка, преобладание по теме зарубежной литературы, отсутствие официального перевода и пр.;
  • Слабый уровень подготовки исследователя и сложный язык подобранных источников, невозможность быстро и самостоятельно разобраться в рукописях;
  • Коммерческий характер изданий. Некоторые журналы готовы предоставлять доступ к опубликованным работам только при выполнении финансовых условий: покупке журнала или оформления подписки и пр. Не всегда исследователи готовы вкладывать собственные средства ради получения информации;
  • И т.д.

Не всегда нехватка информационной базы бывает явной. Порой исследователю трудно подобрать слова и факты для аргументации собственной позиции или вывода даже при обширных исходных данных. Виной такому «искусственному дефициту» служит отсутствие навыков по фактчекингу и переработке материалов, слабые способности по реферированию, цитированию, заимствованию и т.д. Это больше относится ко внутренним факторам.

Но все-таки чаще всего дефицит информации возникает не по вине автора диссертации, а на фоне внешних факторов. Отсутствие материалов или их сомнительное качество, ограниченный доступ, языковые сложности в изучении иноязычной литературы и пр. Все эти факторы блокируют возможность теоретического освещения и обоснования гипотезы. Но это не значит, что тема должна «стопориться». Исследователю предстоит провести собственный эксперимент и удостовериться в эффективности, рациональности и необходимости предлагаемой им идеи.

Как проявляются проблемы, связанные с недостатком источников при выполнении научной работы? (признаки, проблемы)

Выполнение научного исследования – процесс требовательный. Дефицит информации способен вызвать у автора целый спектр проблем при оформлении диссертации или монографии, научной статьи и пр.

Недостаток научной литературы в НИР сказывается следующим образом. Во-первых, у автора сокращается доля доказательной базы, что усложняет ход обоснования полученных результатов и выводов, тактику отстаивания выдвинутой гипотезы и пр.

Во-вторых, наличие теоретических пробелов по теме усложняет ход ее развития. Из-за отсутствия определенных знаний, исследователю трудно грамотно и качественно описать ситуацию. Для их восполнения придется организовывать дополнительный этап НИР, что не всегда возможно (на фоне финансирования, сроков выполнения задания и т.д.). В таком случае наблюдается размытость формулировок, громоздкость переходных конструкций и т.п.

Воздействие дефицита данных на ход исследования
Воздействие дефицита данных на ход исследования

Более того, для восполнения текущих пробелов автору порой приходится проводить дополнительные исследования, что загромождает и усложняет ход подготовки рукописи к защите.

В-третьих, провести всестороннюю или точную оценку ситуации не представляется возможным. Недостаток сведений снижает точность и качество результатов исследования. Как правило, отсутствующие материалы подлежат замене на альтернативные ресурсы или некоторые «допущения» со стороны автора.

В-четвертых, информационный дефицит напрямую сказывается на логике и фокусе исследования. Из-за недостатка первоисточников, фактов, автор научной работы вынужден переключать внимание на иные элементы или смещать границы НИР, задействуя доступные и известные ресурсы. При таком раскладе подготовка диссертации требует частых корректировок, смещений ракурса или фокуса проводимого исследования.

В-четвертых, наблюдается монотонность и однообразие информационного освещения. Монотонность в повествовании. Это, прежде всего, выражается в том, что аспирант или исследователь опирается на один и те же материалы, мнения одних и тех же ученых и пр. Такой подход подчеркивает субъективизм, отсутствие достаточной информационной и доказательной базы для собственных утверждений и пр.

В-пятых, страдает полнота раскрытия темы и дальнейшие этапы пои ее развитию. Из-за отсутствия необходимой информации что-либо утверждать не получится. Более того, автору предстоит объяснить выявленные тенденции, описать ситуацию в целом. Отсутствие данных не позволит полноценно охарактеризовать основные положения, описать ключевые параметры и тенденции, обосновать результаты и выводы. Без информации сделать это невозможно. Поэтому логика и ход исследования будет сжиматься. Перекраиваться или излагаться предельно емко, что скажется на полноте раскрытия темы.

Таким образом, дефицит научной литературы при выполнении диссертации, монографии, статьи усложняет исследовательский процесс и ход подготовки рукописи к защите. Автору требуется больше времени и сил на поиск альтернативных материалов, доказательств, фактчекинг и пр. Если заменить материал нечем, то приходится пересматривать план проекта и менять его концепцию, логику, смещать акцент на иные параметры (доступные и посильные для освещения).

Влияние дефицита первоисточников на ход выполнения научной работы: вызовы, проблемы, сложности

Недостаток информационной базы и научных фактов оказывает серьезное влияние на исследовательский процесс и ход подготовки диссертации, монографии.

На фоне возникающих сложностей при изучении темы, пробелах в знаниях исследователь может избрать неправильную тактику, подобрать нерациональный инструментарий и методологию исследования. Подобного рода недочеты могут исказить точность результатов и даже сместить акцент НИР. В такой ситуации нередко наблюдаются логические ошибки, несвязность текста и грубые переходы от одного этапа к другому, сложности в расчете тех или иных показателей и их оценке и т.д.

Как бороться с дефицитом материалов в НИР?
Как бороться с дефицитом материалов в НИР?

Более того, автор вынужден пересматривать тактику обоснования результатов и выводов, собственной позиции в работе. Из-за отсутствия проверенных материалов, научных факторы ему приходится «увиливать» и опираться на сторонние труды, которые могут носить смежный тематический характер или быть неактуальными, непроверенным ресурсам.

Автор научной работы может частично заменить научную литературу, нарастив объем экспериментальной части исследования. В данном случае ему предстоит детально расписать программу эксперимента, выделить основные мероприятия и полученные в ходе их реализации результаты. Но показывать их достоверность и точность будет сложно. Поэтому придётся проводить эксперимент неоднократно с целью перепроверки и повышения «лимита доверия» к выдвигаемым положениям, выводам.

Чаще всего универсанты в силу безысходности прибегают к использованию в собственных НИР неактуальных или непроверенных материалов. Такой ход позволяет им компенсировать дефицит надежной информации и раздобыть хоть какие-то мнения, факты, взгляды на тему или проблему. Но искусно оперировать такими сведениями не удастся. Чаще всего они носят сравнительный характер и помогают подчеркнуть нужные тенденции, внести разнообразие во взглядах других авторов и пр. Они употребляются бегло. Но именно такие приемы помогают нарастить объем научной работы, частично обосновать отдельные положения и умозаключения, сделать литературный обзор более логичным и доступным.

Также к сложностям проведения исследования в условия дефицита материалов следует отнести тонкости систематизации имеющихся сведений, результатов и выводов. Зачастую на фоне имеющихся пробелов состыковать промежуточные результаты в единую целостную картину без теоретического пояснения бывает сложно. Выстроить логичную цепочку событий и показать достоверность результатов в этом случае можно на основе рассуждений, альтернативных материалов, сравнительных операций и пр.

Таким образом проводить исследование и писать диссертацию, монографию или иной труд в условия нехватки информационных ресурсов крайне сложно. В этом случае индивиду предстоит искать альтернативные способы для построения логики НИР, выстраивания тактики аргументации полученных результатов и выводов, искать дополнительную литературу и т.п.

Как бороться с дефицитом научной литературы при выполнении исследования?

У каждого автора свой подход к организации и проведению НИР. Восполнить дефицит информации – миссия выполнимая, но непростая. Здесь потребуется привлечение всех посильных и возможных способов по поиску тематических материалов. Притом качественно заменить научные факты другими видами информации практически невозможно. Что же делать?

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Во-первых, сконцентрируйтесь на теме, проблеме и объекте исследования. Постарайтесь тщательно проанализировать собственные потребности в информации, исходя из плана научной работы, программы НИР, намеченных границ и пр. То есть нужно определить, какой именно материал требуется: термины, подходы, теории, методики и пр. Для этого придется постараться всесторонне изучить тему в целом.

Во-вторых, необходимо полагаться на разные ресурсы и способы поиска. Научная литература сосредоточена не только на уровне диссертаций и научных журналов. Ее можно найти также на сайтах научных организаций и институтов, в специализированных брошюрах, научных базах данных (как много профильных, так и узких), в хранилищах университетских библиотек, цифровых агрегаторах, сборниках научных конференций и пр. Обратите внимание на работу и возможности использования библиографических менеджеров. Ищите везде, где только это возможно. Не зацикливайтесь только на одном месте поиска.

При работе в хранилищах и базах данных старайтесь тщательно работать с поисковиком: грамотно и корректно формулируйте запросы, переформулируйте их (задавайте один и тот же вопрос в разных формах), пользуйтесь фильтрами. Так поиск информации буде наиболее точным.

В-третьих, обращайте внимание не только на полномасштабные и полноценные работы (диссертации, монографии, научные статьи), но и обзоры, научные форумы (комментарии и обсуждения исследователей), препринты. Из них также можно почерпнуть полезную информацию и включить ее в свой проект в качестве дополнения, отдельного факта, для сравнения и пр. Притом препринты, систематические обзоры считаются официальными документами. А вот к информации из научных форумов стоит относиться с осторожностью: здесь могут быть догадки, суждения, мнения, не подкрепленные фактами и экспериментами.

В-четвертых, консультируйтесь с научным руководителем. Он – уже квалифицированный и опытный эксперт, разбирающийся в соответствующей научной и предметной области. Этот человек сможет точно подсказать, на труды каких авторов стоит обратить внимание, в каких работах раскрывается аналогичная проблема и тема, в каких базах больше информации. Также он может поделиться похожими работами прошлых лет, которые хранятся при вузе.

Таким образом, дефицит информации – это серьезная проблема, нюанс в ходе исследовательской деятельности. Но он не является поводом для полного отказа от проведения НИР. При грамотном подходе к работе с первоисточниками можно найти альтернативные ресурсы для применения в проекте и восполнении имеющихся пробелов. Даже при ограниченных ресурсах грамотный автор сможет обеспечить полноту раскрытия темы, научную новизну работы.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!