Далеко не всегда выполнение исследования оказывается выполнимой или посильной, легкой для автора миссией. Независимо от темы, научной принадлежности и уровня подготовки исследователя, написание НИР предполагает работу с различными видами информации. Но порой найти подходящие ресурсы — оказывается слишком трудно. Чаще всего подобная ситуация наблюдается в отношении узких тем.
СОДЕРЖАНИЕ
Что значит «узкая» тема студенческой или научно-исследовательской работы?
Под данной категорией следует понимать такое направление НИР или тему, которая изучена не полностью и обладает наибольшей актуальностью. Зачастую узкие темы затрагивают проблемы частного характера или новейшие (современные, возникшие на фоне последних инноваций, событий) проблемы, в отношении которых наблюдается дефицит достоверных и обоснованных первоисточников.
Нередко студенты и исследователи синонимизируют понятия «узкая» и «малоизученная» тема. Но на самом деле эти виды имеют массу серьезных отличий. Узкая тема нацелена на разрешение конкретного «уязвимого места», которое может располагаться внутри глобального изыскания, более глубокого полномасштабного исследования. В этом случае зарождение нового направления для НИР возникает на одном из этапов более важного труда. Например, к такой категории можно легко отнеси выполнение научных статей по теме диссертации, когда каждая из них емко раскрывает определенный этап изыскания.
![Признаки узкой темы исследования](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/03/word-image-180.png)
Малоизученная тема представляет собой проблемную сферу, где постоянно наблюдается наличие недостатков и пробелов, слабая степень изученности и заинтересованности исследователей. Первоисточников по ним крайне мало, ведь открытий и изучений ранее проводилось мало, нет реальной и достоверной опоры. Раскрытие подобных НИР происходит больше на интуитивном уровне, нежели на основе «доказательной базы». Притом возникновение малоизученных тем провоцируется потребностью отрасли или потребностями исследователя, который заинтересован в изучении конкретной проблемы подобного плана.
В студенческой среде узкие и малоизученные темы часто синонимизирут, но в научных кругах их различают и выделяют в отдельные русла, уделяя тотальное внимание и тщательно проверяя на обоснованность суждений и достоверность гипотезы.
В каких случаях авторы выбирают узкие и малоизученные темы исследований?
Выбор темы курсовой, дипломной или научной работы – решение сугубо индивидуальное, принимаемое автором самостоятельно и добровольно. Никто не может сделать это за него, несмотря на регалии и полномочия, опыт и компетенции. Научный руководитель может лишь дать рекомендации и описать темы, подсказать, как ее можно раскрыть, наличие доступных первоисточников по ней и пр. Но окончательное решение относительно утверждения темы НИР, ее формулировки принимает непосредственно автор.
В студенческой среде в утвержденном кафедрой списке тем курсовых, дипломных и иных работ доминируют открытые для изучения, полномасштабные и популярные варианты. Поэтому выбор малоизученно темы здесь – в зоне минимального риска. Притом каждый учащийся старается выбрать наиболее понятную и интересную для себя сферу (научную и прикладную область) изыскания. В данном случае выбор на узкую тематику падает в следующих случаях: интересы студента совпадают с темой, в списке готовых вариантов остались лишь малоизученные направления. Не стоит отчаиваться, ведь исследователь имеет право самостоятельно сформулировать тему НИР, согласовать и утвердить ее на кафедре.
![Как студенты выбирают узкую тему?](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/03/word-image-181.png)
В научной среде изучение узкой темы – самое интересное и трудоемкое занятие, почитаемое среди единомышленников и опытных экспертов. Изучать популярные темы легко и понятно, поэтому зачастую в монографиях и диссертациях решают узкоспециализированные проблемы, учитывая специфику ситуации, симптоматику, силу воздействия и текущие недостатки в действующих семах по их решению, современные возможности и достижения НТП. В данном случае выбор малоизученного направления в 80% случаев – добровольное решение исследователя. Притом кандидаты наук чаще всего приходят к необходимости выбора узкой темы на фоне полученных результатов по теме магистерской диссертации, углубляясь в отдельные «проблемные» зоны и пр. (аналогично поступают и доктора наук, опираясь на результаты кандидатской диссертации и выявляя еще более узкие проблемные участки).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Как работать с узкой темой НИР?
Подготовка исследования по малоизученной или узкой теме происходит специфично. Особенности выполнения курсовой, дипломной или научной работы проявляются в следующих моментах:
- Слишком узкие границы исследования с концентрацией на конкретной проблеме, объекте и предмете. Чаще всего цель НИР в данном случае сводится к изучению отдельных категорий и правил, анализу ранее предпринятых попыток и оценке реального положения дел, а разработка решения призвана минимизировать негативный исход событий, а не полностью разрешить ситуацию;
- Действия автора основываются больше на интуиции или ранее не предпринимаемых исследователями шагов. Фактически выработка решения базируется на методе проб, ошибок и пр.;
- Каждый этап и шаг подлежит тщательному обоснованию, подтверждающему целесообразность и необходимость, уместность и эффективность;
- Автору предстоит вырабатывать индивидуальную траекторию НИР: подбирать современную методику или комбинировать различные подходы, учитывать действующие в настоящее время нормы и пр.
Самым сложным моментом при выполнении работы в рамках узкой темы являются поиск и подбор информации и определение способов ее обработки. В большинстве случаев авторы сталкиваются с дефицитом актуальной информации по теме НИР, из-за чего в дальнейшем у них возникаю проблемы, связанные со следующими аспектами:
- Недостаточный объем проекта. Если полученный готовый проект не соответствует минимальным требованиям по объему, то могут возникнуть сомнения относительно качества, полноты раскрытия темы изыскания, точности и достоверности, актуальности доказательной базы.
- Низкая уникальность работы, вызванная некачественной обработкой первоисточников или злоупотреблением цитированием и заимствованием на фоне небольшого количества доступных первоисточников.
- Свежие результаты исследований в рамках изучаемой темы доступны лишь на платных контентах, а доступная информация – либо носит более широкий характер и частично затрагивает тематику, либо обладает меньшей актуальностью, но в целом пригодна в НИР для общего описания ситуации и факторов.
![Как работать с узкой темой и выполнять НИР?](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/03/word-image-182.png)
Чтобы минимизировать возникновение проблем при выполнении НИР в рамках узкой темы, важно тщательно спланировать ход исследования. Для этого автору рекомендуется начать работу над процессом с анализа темы и проработки научного аппарата его вписывания в план изыскания. Для начала внимательно прочитайте тему и констатируйте существенные моменты:
- Что следует изучать?
- Какую проблему решать?
- Какие моменты описывать и исследовать?
Далее будет легче сформулировать цель и задачи НИР, определить логику и основные первоисточники (какие материалы пригодятся, где их искать).
Работать с узкой темой следует в рамках комбинированного подхода, который включает в себя следующие приемы:
- Поисковый, призванный всесторонне исследовать тему и проблему, а затем выбрать наиболее подходящие первоисточники;
- Аналитический обзор на базе подобранных материалов с акцентом на результаты предшественников, предпринятые ранее меры и их эффективность, определение «неизведанных» способов и пр.;
- Теоретический или эмпирический обзор, призванный показать авторскую позицию и проверить на том или ином уровне гипотезу;
- Обобщение результатов и выводы по проделанной работе с констатацией фактов, тенденций и пр.
Фактически, работа с малоизученной или узкой темой сводится к тотальному погружению в тему, акцентируя внимание именно на «малоизученном» сегменте и проблеме. Автору важно выделить непроверенные ранее моменты и факты, правила, комбинации и заняться этим вплотную.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Самым простым способом полноценно раскрыть узкую тему НИР, позволяющий всесторонне и глубоко исследовать проблему, а также предопределить наиболее эффективные пути ее решения, является метод развертывания информации. Он базируется на следующих принципах:
- Применение междисциплинарного подхода, который позволяет нарастить объем НИР и изучить тему с разных позиций, научных областей, конкретизировать актуальные подходы и решения;
- Восполнить дефицит информации новыми фактами, доказательствами и научными концепциями и позициями, а также дополнить материал разбавочными сведениями, которые помогут лучше постигнуть истину и понять действие проблемы, установить причинно-следственные связи, установить активно воздействующие факторы и тенденции;
- Тщательную переработку первоисточников с акцентом на обзор ключевых категорий по теме, описание научных подходов и правил, норм. В данном случае цитирование возможно лишь для весомости задействованных актов и обоснования авторской позиции, отражения ценности и значимости предлагаемых решений и пр.
Важно отметить, что развертывание информации призвано не добавить сомнительных сведений в НИР, а пополнить информационную копилку. Притом делается посредством анализа собранных материалов, рассуждений автора, тщательного изучения имеющихся сведений (теоретических, экспериментальный и пр.).
![Способы и методы выполнения НИР с узкой темой](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/03/word-image-183.png)
Использование метода развертывания информации предполагает, что исследователь будет умело оперировать специальной терминологией (но в меру!), сумеет логично и последовательно, постепенно раскрыть узкую тему, обосновать авторскую позицию без излишней лирики и неуместных отступлений. Важно корректно «обыгрывать» актуальные сведения и факты, аргументы в рамках научного стиля и ораторских способностей исследователя.
Где искать информацию для выполнения исследования в рамах узкой и малоизученной тем?
Написание студенческих и научно-исследовательских проектов по узким темам предполагает поиск специфической информации. Находящаяся в открытом доступе база зачастую позволяет изучить лишь общие моменты, а интересуемая исследователя проблема остается незамеченной или нераскрытой. В этом случае важно найти соответствующий подход и хотя бы подходящую к теме информацию: общую, специфичную, архивную, свежую и пр. Далее ее необходимо грамотно скомбинировать и преподнести.
Общие сведения находятся в открытом доступе и их поиск не отнимает у исследователей массу сил. Но поиск конкретных ресурсов по проблеме сужается до специфических первоисточников, где может потребоваться специальная подписка, колоссальное знание базовой части по теме и пр.
Самый простой способ найти актуальные данные по узкой теме, это обратиться к международным научным базам данных и известным научным площадкам с миллионной и миллиардной аудиторией. К их числу относят Scopus, WoS, РИНЦ (eLibrary), ВАК-издания, научные журналы международного плана и пр. Притом автору следует искать не только русскоязычные тексты, но и исследования на иностранном языке. Поэтому пригодятся владение иностранным языком, навыки перевода текста, а при необходимости можно обратиться квалифицированным специалистам.
![Как и где собирать информационную базу в рамках узкой темы?](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/03/word-image-184.png)
Чтобы иметь представления относительно развития и модификаций проблемы, можно заглянуть в архивные первоисточники, но их доля должна быть минимальна.
Обязательно учитывайте мнение ведущих и надежных, квалифицированных экспертов: кандидаты и доктора наук (имеющие труды по аналогичной теме), практикующие специалисты. При этом важно обращать внимание на обоснованность их суждений и выводов, наличие проверенной доказательной базы и пр.
При выполнении НИР по малоизученной теме важно тщательно перепроверять все задействованные ресурсы на критерии качества, моментально отсеивая любые сомнительные сведения.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Стоит ли бояться узкой темы?
Узкая тема всегда ассоциируется с «невыполнимой миссией», на реализацию которой должны быть брошены все силы. Поэтому студенты стараются избегать подобных направлений, так как на их выполнение требуется больше времени и сил.
Опытные исследователи же, наоборот, с любопытством и особым интересом подходят к малоизученным явлениям, ситуациям и проблемам, стараясь привнести свою лепту в науке и отрасли, отыскав «заветный ключик» к решению или смягчению проблемы, минимизации рисков и угроз. Притом у опытных авторов имеется свой доступ к базам данных и международным площадкам (ведь они там размещали свои статьи и труды).
На самом деле, малоизученная или узкая тема не так страшна, как кажется на первый взгляд. Всегда можно найти решение.
Для того чтобы разобраться в сложной или узко сегментированной теме, достаточно вникнуть в основные категории и конкретную проблему, понимать о чем и как писать и пр. Порой автору достаточно проявить свои ораторские и излагательные способности и подготовить НИР (хотя бы среднего качества) обзорно-аналитического плана. В конце концов, каждый исследователь может переформулировать тему «под себя» (согласовав и утвердив коррективы) с учетом имеющихся возможностей, заданного текущего ракурса и траектории.
Специалисты Дисхелп готовы помочь студентам и опытным авторам, исследователем в выполнении любого изыскания по узкой и малоизученной теме, начиная от рефератов, докладов, курсовых и дипломных работ, монографий и диссертаций. Мы гарантируем максимально полное изучение проблемы, раскрытие темы и корректное обоснование авторской позиции, разработку инновационных подходов к решению проблемы. Наши специалисты подберут качественную информационную базу, высокую оригинальность текста и корректное оформление.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Спасибо за подсказки и инструкцию по работе с узкой темой. Столкнулась с это проблемой. Хотела расширить границы пересмотрев заголовок, но руководитель напрочь отказывается переформулировать ее (не одобряет), а у меня строго по текущей ситуации информации прямой нет. Только предположения, теория, обзоры, комментарии. Попробую вписать их в основной текст для общей картины, возможно что-то добавит весомости моим выводам и предложениям. Спасибо за советы! Хорошая статья, читается на одном дыхании.
Спасибо за помощь в сборе информации. Тема был довольно непростой, первоисточников по ней мало. Выполнили все отлично и в срок!