Проблемы современной системы образования: школа, СУЗ, ВУЗ

Проблемы и сложности отмечаются повсеместно, но острее всего они стоят в двух сферах деятельности: здравоохранение и образование. Такое мнение вполне обоснованно, ведь обучение призвано привить человеку конкретные представления, знания и общие навыки, пригодные на протяжении всей жизни, а здравоохранение отвечает за здоровье нации, сокращая при этом смертность, изменяя технику лечения, совершенствуя препараты и пр.

Проблемы современной системы образования: школа, СУЗ, ВУЗ
Проблемы и сложности отмечаются повсеместно, но острее всего они стоят в двух сферах деятельности: здравоохранение и образование. Такое мнение вполне обоснованно, ведь обучение призвано привить человеку конкретные представления, знания и общие навыки, пригодные на протяжении всей жизни, а здравоохранение отвечает за здоровье нации, сокращая при этом смертность, изменяя технику лечения, совершенствуя препараты и пр.

Проблемы в системе образования носят глобальный характер, так как именно от базы знаний и навыков зависит дальнейшая судьба конкретного человека и человечества в целом. Сегодня специалисты расскажут о самых распространенных и серьезных сложностях в системе образования, которые встречаются повсеместно и/или зависят от ступени образования.

Проблемы в российских школах

Первым и самым главным «путеводителем» и гидом в мир знаний является школьный учитель. Именно он на начальной ступени учит детей писать, читать и считать, а в старшем звене совершенствует эти навыки, повышая уровень сложности заданий, добавляя новые методы и приемы формулы и пр.

Если раньше стать преподавателем желал каждый второй ребенок, то сейчас такого рвения не замечено. В советские времена учителей уважали. Данная профессия считалась почетной, хорошо оплачиваемой, но сейчас власти пытаются воскресить все это.

Почему существуют проблемы ив школе?
Проблемы в системе школьного образования

Самыми распространенными проблемами школьного образования являются:

  • Неквалифицированные учителя.

К сожалению, педагогами сегодня становятся не по желанию и призванию, а по вынуждению. Согласно статистическим данным, в 65% случаях абитуриенты выбирают педагогическое направление из-за доступности: низкий проходной балл, лояльные требования в Вузе, а не от большой любви к детям и собственного рвения работать в образовательной среде. Во время обучения они не проявляют особой активности, а порой и вовсе не вникают в определенные предметы и темы, что в дальнейшем усложняет процесс обучения детей. Отсюда и вытекает, что новоиспеченный дипломированный специалист на деле профессионально не пригоден или слабо пригоден, не имеет должной квалификации, не умеет работать с детским коллективом, просто и ясно изъясняться, передавать опыт.

  • Использование на практике устаревшие методы преподавания.

В большинстве случаев родители считают, что качество образования напрямую зависит от опыта педагога и заинтересованности ребенка в обучении. Отчасти, так оно и есть. Если педагог сумел вовлечь детей в учебный процесс, интересно преподносит темы, то они лучше вникают в материал и запоминают его. Но использовать один и тот же прием повсеместно не всегда удобно: со временем он может надоедать. Поэтому необходимо использовать разные методы, главное, чтобы они были эффективными и работали на «результат».

Качество знаний учащихся
Качество образования зависит от профессионализма педагога

К сожалению, педагоги с многолетним стажем редко пользуются новыми методиками преподавания. В их арсенале те приемы, к которым они привыкли, с которыми знакомы много лет и пр. Например, в настоящее время около 20% учителей, имеющих большой педагогический стаж, ушли с работы из-за внедрения «компьютеров и гаджетов» в их деятельность, так как они не владеют, не умеют ими пользоваться.

К сожалению, далеко не всем новым приемам и методам можно научиться на курсах по повышению квалификации. Порой преподавателю необходимо самостоятельно осваивать «новые горизонты», за свой счет: дистанционные курсы, семинары, конференции, конкурсы, онлайн-трансляции, выполнение научных исследований и пр.

  • Слабая подготовка к аттестации учащихся (ЕГЭ и ОГЭ).

К сожалению, молодые педагоги в большинстве случаев не могут достойно подготовить своих подопечных к успешной сдаче аттестационных экзаменов, вследствие чего у будущих абитуриентов возникают проблемы с поступлением: они вынуждены выбирать другую профессию, учебное заведение и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Опытные преподаватели также не всегда добиваются успеха в этом сегменте, так как они не знают точно всех тонкостей. Введение ОГЭ и ЕГЭ было новшеством для всех без исключений. К нему все только начали приноровляться, совершенствовать способ обучения и подготовки, понимать его важность.

  • Зарплата.

Несмотря на рвение чиновников сделать труд учителей и преподавателей достойным, в настоящее время зарплата начинающего учителя мизерна (около 15-18 тысяч рублей). Это также является одной из причин, по которой абитуриенты оказываются от педагогического направления: работа сложная, с детьми, документами, а вознаграждение за труд низкое.

Поэтому многие опытные преподаватели начали заниматься репетиторством. В среднем стоимость 1 часа с репетитором составляет от 400 до 1500 рублей.

Проблемы профессиональной подготовки учащихся в СУЗах и ВУЗах

Работа преподавателем в университете, колледже отличается от работы в школе. Во-первых, здесь не принуждают никого учиться и жестко не контролируют учащегося. За все действия студент несет ответственность самостоятельно. Во-вторых, в эти учебные центры приходят осознанно, с конкретной целью – стать дипломированным специалистом.

Работа с подростками не всегда бывает легкой ввиду «переходного возраста», проявления их характера и пр. Но в целом донести информацию до человека с базовыми знаниями легче.

Проблемы профессиональной подготовки учащихся СУЗов и ВУЗов
Какие проблемы существуют в среднем и высшем образовании?

В процессе обучения в СУЗе ил ВУЗе встречаются следующие проблемы:

  • Проблемы в отношениях с преподавателями.

Не бывает виноватой одной стороны. В любой «ссоре» виноваты оба. Нередко студенты не соблюдают правила образовательного заведения, проявляют свой характер. В то же время преподаватели могут выставлять по отношению к ним жесткие требования, которые не всегда оказываются посильными для учащихся.

Преподаватель СУЗа или ВУЗа выступает в качестве наставника для студента, тьютора, авторитетного друга, сопровождающего его на пути к квалификации и специальности. Поэтому учащемуся важно учитывать требования преподавателя, а педагогу – возможности и способности студентов, адаптироваться друг под друга, искать компромиссы.

  • Коммерческое обучение портит качество профессионального становления на бюджетной основе.

Еще 30-40 лет назад получить образование в Росси можно было исключительно на бюджетной основе. С появлением коммерческого отделения СУЗы и ВУЗы были вынуждены изменить внутренние правила, немного «опустить» планку, что несомненно сказалось на качестве образования.

К студентам независимо от формы и основы их обучения предъявляются одни и те же требования. В народе же полагают, что обучение на коммерции будет легче, учащегося не отчислят (так как это невыгодно) и пр.

Да, с введением платного освоения профессии образование стало более доступным, но выпускники не всегда владеют должными знаниями и навыками.

  • Больший акцент на теорию, слабая практика.

Внедрение Болонской декларации в России породило новую градацию ступеней образования. Вместо привычного специалитета все программы обучения были пересмотрены и разбиты по «уровню сложности» на бакалавриат, магистратуру и аспирантуру.

Обучение на бакалавриате
Особенности Болонской системы образования

К сожалению, бакалавры обладают лишь теоретической базой в рамках выбранного направления, а магистры получают минимум практических навыков, пригодных в дальнейшем в трудовой деятельности. Доминирующая часть учебной программы (около 60-70%) отводится на изучение теории, а остальная – практике.

Сегодня власти взяли на заметку данную проблему совершенствуют учебный процесс. Теперь обязательному прохождению практики подвергаются все учащиеся, начиная со второго курса.

Именно смещение акцента на теорию сделало выпускников СУЗов и ВУЗов менее привлекательными для работодателей, так как они не могут сразу же приступить к трудовой деятельности из-за нехватки навыков, требуют дополнительного обучения, стажировки и пр.

  • Дороговизна обучения.

Несмотря на расширение возможностей для абитуриентов, далеко не каждая семья в России может позволить себе отправить дитя на коммерческое обучение, так как оно обходится в «круглую сумму». Средняя стоимость годового пребывания ребенка в ВУЗе достигает 150-850 тысяч рублей.

  • Несоответствие учебных программ реалиям.

С развитием научно-технического прогресса многие профессии и устарели и были «выведены из строя», человека постепенно и практически повсеместно заменяет искусственный интеллект.

К сожалению, обучение студентов в СУЗах и Вузах не позволяет им дать даже половину навыков, которые пригодятся им в трудовой деятельности. В частности, молодые педагоги не всегда умеют находить общий язык с детьми, экономисты и бухгалтера не знакомы с главными компьютерными программами (1С: Предприятие, Гранд-Смета и пр.), юристы владеют лишь теорией (заучивают действующие законы), но не умеют пользоваться ими в жизни. Поэтому, чтобы выпускать квалифицированные и пригодные на практике кадры, целесообразно дополнить учебные планы новыми предметами, курсами и пр. В противном случае СУЗы и ВУЗы продолжат выпускать «полуквалифицированных специалистов» с соответствующим дипломом.

Таким образом, ключевыми фигурами в системе образования являются преподаватель и учащийся. Важно обращать внимание на те проблемы, с которыми педагоги и их подопечные встречаются в жизни. К числу очевидных преград в системе образования РФ можно отнести коррупцию, слабое финансирование, слабая подготовка учащихся, низкая квалификация учителей, несовершенные учебные программы, акцент на теории.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Один комментарий к “Проблемы современной системы образования: школа, СУЗ, ВУЗ”

  • автор забыл упомянуть главную проблему современного образования – падающее качество. С внедрением дистанционки лучше не будет. Отсутствие у студентов практики и голое теоретическое обучение ни к чему хорошему не приведет. А так в остальном автор прав, все в точку: учителей не хватает, зарплата падает и мотивации никакой, притом в вузах больше коммерческих мест чем бюджетных.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *