В наше время учебный план считается одним из важнейших нормативных документов, которые разрабатываются, а также принимается школьным учительским коллективом. После согласовании внутри школы в это дело подключаются и местные органы образования, которые также проводят процедуру его согласования.
Отсюда можно сделать вывод, что учебный план — документация, которая устанавливает список предметов. Там прописаны объемы рабочего времени, порядка их следования, а также отдельные этапы по подготовке любых дисциплин, преподаваемых в нём. Кроме этого, в нем же указываются некоторые мероприятия по подготовке к стажировкам, факультативным занятиям, модулей входящих в учебный план, а также других типов практического образовательного процесса. Кроме этого, в учебном плане вы сможете прочитать о промежуточных оценках студентов и учеников, по требованию федерального закона об образовании.
СОДЕРЖАНИЕ
Что нужно знать для проектирования учебного плана?
Чтобы спроектировать учебный план школы, следует знать все имеющиеся в законе правовые нормы, а также порядок изменения социального заказа, используемого в образовательном процессе, а также особенности и интересы учеников и всего преподавательского состава, а также соотношение их друг с другой. Кроме этого, требуется знать и понимать основополагающее значение школы, результаты работы коллектива преподавателей за предыдущие годы работы, действуя в рамках действующего плана.
Из чего состоит структура учебного плана?
Учебный план должен состоять из некоторых частей, которыми являются:
- Структура учебных единиц (семестров, четвертей и других промежутков), их длительность, а также период каникул.
- Перечень всех изучаемых в данном учебном заведении предметов.
- Списки предметов, которые изучаются в определённые года, например, биологию начинают изучать с 6 класса.
- Указание обязательных предметов, а также тех, которые считаются дополнительными.
- Каким образом было распределено время на определенные предметы в каждом из классов.
Все содержимое этого несомненно важного документа должна соответствовать всем существующим образовательным стандартам, которые прописаны в действующем законодательстве Российской Федерации. Кроме этого, следует учесть предположительную основную программу образования основного общего образования (примерные планы учебного процесса). Например, стандарты федерального характера говорят о том, что учебный план с 5 по 9 класс должен иметь не менее 5267 учебных часов, в то время как это число не должно превышать более 6020 академических часов.
Каждым образовательным учреждением готовиться свой собственный план, а также программа по которой происходит обучение самостоятельно. Одобрение, а также воплощение в жизнь будет соответствовать тому, чтобы было указано в уставе школы, училища, колледжа, Вуза или других форм образовательной организации.
Учителя могут проявляться инициативу творческого характера, чтобы помочь в составлении плана с возможностью создавать личные учебные программы или использовать уже имеющиеся наработки. Также они могут разрабатывать способы для обучения, воспитания в определенных границах той или иной учебной программы. Еще одним правом, которым обладает педагогический состав — подготовка основной программы, в том числе рабочих, связанных с определенными предметами.
Стоит понимать, что любое образовательное учреждение может составить как один, так и несколько учебных планов. Также стоит знать, что в наше время существует два типа учебных планов: по основной образовательной программе (бесплатных), а также по дополнительной (организовываются на платной основе).
Осуществления подготовленного образовательным учреждением плана выполняется с использованием расписания, которое считается одним из основных документов. Учебное заведение должна нести ответственность, чтобы план был реализован в полном объеме, а также заявленного качества. Если говорить про школы или гимназии, то план должен соответствовать федеральному закону об образовании, а также требования и общим нормативам федеральной образовательной государственной системы начального общего образования.
Во время построения учебного плана следует учитывать некоторые цели и задачи, которые будут ставиться перед учебным заведением, а также различные индивидуальные возможности педагогического состава в творческом и интеллектуальном плане. По возможности вам следует учитывать право всех обучающихся детей по выбору тех определённых предметов, которые будут им наиболее интересно изучать, а также те, что отвечают их потребностям. Кроме этого, важность имеют те ценности или приоритеты, которые следует образовательной политики страны.
Главные педагогические требования, применяемые при составлении учебного плана
Эффективным учебный план может быть в том случае, если документ отвечает некоторым важным показателям, которыми являются следующие нижеизложенные моменты.
- При проектировании учитываются санитарно-эпидемиологические нормы, а также требования к некоторым условиям по обучению в организациях, предоставляющих образовательные услуги.
- Может предоставлять возможность овладеть государственным, а также родным языком с учетом оптимального количество уроков, которые будут выделяться на год обучения.
- Предусматривает возможность по добавлению программ учебного процесса, которые будут ориентирован как на основные, так и дополнительные образовательные потребности учеников. Как пример, к ним могут относиться, этнически-культурные потребности.
Как уже было сказано выше, состав образовательной программы не ограничивается одним учебным планом. В основной общеобразовательной системы учебного заведения их может быть и 10. Главное, чтобы они смогли сочетаться друг с другом по определенным профильным программам обучения. Они не должны висеть в школе как «ненужный груз» или не противоречили друг другу.
В учебных планах обозначаются основания по развитию деятельности. Происходит формирование системы познания, способностей учеников по выполнению определенных образовательных целей. В учебном плане учитывается метод, а также возможности по контролю и оценки результатов учебного действия, подготавливая и развивая в учениках способности к работе как классом/аудиторией, так и педагогами. Также учитывается создание основы нравственного поведения, и определенного отношения с окружающими людьми, а также всем социумом в целом.
Воспитательный этап основан на целях, которые в свою очередь дополняют программу определенных курсов, дающих возможность выстроить целостное восприятие окружающего мира, тем самым обеспечив активный подход, а также индивидуальную работу каждого ученика. Основная суть составления грамотного учебного плана отражает и само содержание образовательного процесса, решающая ряд важнейших задач всех образовательных организаций:
- Воспитание ответственности гражданского характера учеников.
- Ознакомление учеников с национальными, а также общекультурными ценностями и социальной информацией.
- Формирование мысли учащихся о продолжении образовательной деятельности, после завершения определенного этапа обучения.
- Формирование определенного подхода к каждому ученику в индивидуальном порядке. Выполняется этот подход в соответствии с их умственными, физическими и психологическими способностями.
Что следует учитывать при выборе учебного плана?
При создании учебного плана образовательного учреждения следует предусмотреть возможности выбора ученика с учетом уровня их подготовки (начиная от планов для тех классов, где обучаются одаренные дети до планов связанных с повышением качества процесса образования у отстающих). При выборе учебного плана применяется целый ряд внешних и внутренних факторов.
Ко внешним факторам относятся:
- Возможность получения высококвалифицированной помощи, а также консультации методических служб, а также органов местного управления.
- Реализация инновационных программ, направленных на улучшение учебного процесса.
- Позиция родителей к обучению своих детей, а также региональных и местных органов управления.
- Степень реальной автономности учреждения, предлагающей образовательные услуги.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
К внутренним факторам при выборе определенного учебного плана считается:
- Состав обучающихся.
- Миссия, принятая педагогическим советом.
- Профиль, выбранный для определенного учебного заведения.
- Уровень профессиональной квалификации преподавательского состава.
- Зрелость коллектива педагогов, обучающих детей.
- Результаты полученные в ходе осуществления образовательного процесса.
- Стиль по управлению образовательным процессом.
- Ресурсное и материальное обеспечение школы и образовательного процесса в целом.
Таким образом, при выборе учебного плана имеется множество факторов, которые нужно учесть прежде всего для продуктивного воспитательного и образовательного процесса подопечных.
Требования, которым должен удовлетворять учебный план
- Полнота. Сохранение необходимых упорядоченных компонентов из которых содержится вся образовательная программа, учет как региональных или национальных образовательных, так и социально-культурных потребностей.
- Целостность. Определение необходимых и достаточных компонентов, а также выполнение их внутренней взаимосвязи.
- Сбалансированность. Получение рационального баланса между различными по уровню компонентов (федеральных, региональных и тех, что относятся к учреждению), а также циклами предметов и отдельными предметами, между обязательными и необязательным (по выбору) компонентов.
- Преемственность между определенными ступенями и классами. Или по-другому между годами обучения.
- Гибкость учебного плана, наличие некоторых резервов, а также отсутствие психика-эмоциональной перегрузки учащихся.
- Обеспеченность материальными ресурсами. В этот пункт входит наличие техники, которая позволит помочь преподавателям улучшить образовательный процесс.
Как вы можете понять, значение учебного плана для учебного заведения велико, поэтому разработка не должна быть формальной и келейной. Процесс должен быть выполнен с привлечением всего педагогического коллектива.
Во избежание появления определенных нарушений, а также ошибок, связанных с построением учебных планов целесообразно проводить внутреннюю экспертизу, которая будет отвечать на некоторые поставленные нижеописанные вопросы.
- Насколько в УП был сохранен базисный федеральный компонент.
- Удалось ли сохранить в УП объем содержательности, которая является основой на любой из ступеней обучения.
- Соответствует ли допустимая нагрузка для учащихся по основным предметам и требованиям плана базисного характера.
- Сохранилась ли номенклатура по обязательным предметам.
- Сохраняется ли базовое количество учебных часов на основные предметы образовательного учреждения.
- Рационально ли применять в учебном плане региональный компонент.
- Рационально ли используются учебные часы компонента и соответствуют ли они его содержательности, а также типу, видам, целям и задачам образовательного учреждения.
- Используются ли школьные часы для определенного компонента в полном объеме
- Соблюдается ли вся учебная нагрузка (если нет, надо понять почему, имеются ли существенные превышения, за счет каких проблем они допускаются?)
- Соответствует ли в основном содержание всего учебного плана главным целям образовательной организации, отражается ли его специфика в полной мере.
- Ориентируется ли структура, а также содержание учебного плана на развитие целостного мировоззрения, а также подготовки молодежи к восприятию, а также освоению всех нынешних реалий жизни.
- Имеется ли кадровое, методическое, а также материально-техническое оснащение учебного заведения к принятому учебному плану.
Во время подготовки к защите недавно основного образовательного учреждения руководство должно быть готово для ответа на следующие немаловажные вопросы, указанные ниже.
- Какая нормативная документация использовалась при составлении учебного плана (используются и другие источники, связанные с составлением плана).
- Будет ли вноситься изменения в инвариантную часть плана.
- В каких случаях будет вноситься изменения, а также каким образом это все будет обосновываться.
- Каким образом план используется, а также будут ли учитываться ориентиры и нормативы регионального упорядоченного учебного плана.
- Каким образом организовывается использование учебных часов учебного компонента на обеспечение поддержки основных курсов в качестве консультаций, развития содержания всего образовательного процесса и обеспечения профильного обучения.
При своевременном продумывания ответа на поставленные вопросы вы сможете избавить себя от определенных проблем и нарушений, а также определенных конфликтов, которые могут появиться с контролирующим органами и министерством образования страны.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!