Современные программы обучения хоть и рационализированы, нацелены на изучение конкретных профессиональных аспектов, но студентам все же требуется грамотно подходить к изучению материала. Как правило, на подготовку домашнего задания у среднестатистического универсанта (при условии средней успеваемости) уходит вплоть до 2 часов в день. Помимо этого, он слушает лекции и развивает определенные черты на семинарах – еще около 6-8 часов в день. А если индивид посещает дополнительные секции или участвует в различных конференциях, где также нужно уметь воспринимать информацию, ее перерабатывать, то и на это нужно выделить время. А при подготовке к зачетам и экзаменам… Про это можно и не напоминать. Уже становится ясно, что на личную жизнь у вузовцев остается крайне мало времени. Но даже из столь непростой ситуации студенты сумели найти выход. Они начали умело пользоваться техникой быстрого погружения в тему «ловлю на лету».
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и признаки подхода
Техника быстрого погружения в тему «ловлю на лету», как очевидно из названия, основана на скорочтении или быстром понимании, оперативном восприятии преподносимого материала. То есть это не какой-то неординарный или специфический прием, а лишь способ ускоренной подготовки к предстоящему занятию или мероприятию.
Он состоит в том, что студенту предстоит быстро сориентироваться в информации и выделить ключевые моменты для запоминания. То есть в основе подхода лежит беглое или поверхностное чтение с акцентом на термины, правила или подходы и пр.
Универсанту предстоит грамотно отсортировать материал и «выжать из него» лишь самое важное и нужное. Согласитесь, что по мере прочтения темы в итоге приходится пользоваться лишь отдельными моментами (формулами, правилами, терминами), а не всей статьей или книгой.
Еще одним признаком столь уникального метода является сокращение времени на изучение материала. То есть здесь благодаря отдельным механизмам и правилам, студиоз получает нужную информацию быстрее.
Таким образом, техника быстрого погружения в тему нацелена на упрощение изучения новых аспектов и ускорение повторения ранее пройденных моментов. Благодаря ей учащийся высвобождает время на новые дела, оставаясь успешным и подготовленным к любым испытаниям.
Правила применения
Согласитесь, что данный подход подойдет далеко не каждому студиозу. Чтобы грамотно и эффективно воспользоваться этим приемом, достаточно знать его базовые правила.
Во-первых, нужна и важна база. То есть для того, чтобы применять технику «ловлю на лету» студент должен иметь определенные представления по изучаемому предмету или теме. То есть он должен владеть минимальным терминологическим и методологическим аппаратом, разбираться в общих аспектах, ориентироваться в целом по предмету.
Во-вторых, важно уметь пользоваться информацией. Это правило предполагает, что пользователь должен уметь быстро изучать, выделять полезное от бесполезного, нужное от ненужного. В этом деле пригодится метод «сканирования».
В-третьих, важна и нужна внимательность и сосредоточенность на материале. Эти качества помогут не только быстро понять суть, но запомнить существенные моменты: ключевые слова, законы, формулы и пр. Без применения таких «сверхспособностей». Притом именно внимательность позволяет с первого раза понять, о чем идет речь, а концентрация – сортировать данные.
В-четвертых, данная техника требует избирательности. Пользователь будет самостоятельно определять, что читать, что запоминать или выписывать, чем пользоваться. Притом именно выполнение этого правила делает подход более индивидуализированным: учитывающим персональные возможности и способности индивида, его привычки и потребности. В частности, вузовец должен обращать больше внимание на те моменты, которые ему неизвестны. На привычные или изученные ранее материалы не стоит уделять много времени (при условии их ясности и понятности). То есть нужно опустить уже известное и запоминать новое.
Техника быстрого погружения в тему помогает студентам быстро выделить и понять суть материала, запомнить лишь самое необходимое и важное.
Когда уместна техника быстрого погружения?
Рассматриваемая нами методика пригодится повсеместно.
Она успешно работает при выполнении домашнего задания. Благодаря беглому чтению универсант быстро повторяет пройденный материал, освежая его в памяти. Благодаря этому он столь же оперативно подбирает необходимые правила и формулы, приемы для выполнения «домашки».
Также техника быстрого изучения помогает при подготовке к контрольной или самостоятельной работе. Притом неважно, объявили о ней заранее и дали время на подготовку или решили провести внепланово в конце пары, выделив пару минут для повторения. В любом случае благодаря этому приему студент сможет быстро освежить базовые знания, а значит ему уже гарантирован прохождение испытания, минимизирован риск провала. В данном случае важно уделит внимание наиболее сложным моментам или прочитать те моменты, по которым наблюдаются пробелы в знаниях.
Наибольшую эффективность данная метода демонстрирует на лекциях, когда преподаватель яро рассказывает тему, а студенту нужно законспектировать ее. Здесь важно прослушать материал, а затем бегло, но строго по делу зафиксировать его для дальнейшего изучения и повторения. В данном случае выручает схематическая запись с выделением ключевых слов. К ним относят термины и определения, названия законов, правил и их авторов, формулы и их расшифровка, сфера применения (когда и для чего). Притом «ключи» во многом будут зависеть от изучаемой дисциплины. Гуманитарные предметы требуют понимания явлений, знания дат и событий, исходов и пр. Точные науки – владение формулами, специфическим методиками и правилами и т.п.
Также метод «ловлю на лету» спасет студента во время сессии или зачетной недели. В данном случае он поможет грамотно систематизировать материалы и понять, какие достаточно просто визуально просмотреть, а в какие придется углубиться на фоне проблем, неясностей, недопонимания. Более того, именно этот принцип позволяет ускорить подготовку к испытанию: студиозу не придется сидеть днями и ночами перед учебниками для изучения всего курса. Достаточно бегло повторить известные моменты (освежить их в памяти) и тотально учить проблемные места. Поверьте: в этом случае время на изучение и повторение в разы сократится, а качество подготовки к испытанию будет на высоте.
При выполнении курсовых, научно-исследовательских и дипломных работ эта методика также успешно и эффективно работает. Она помогает быстро разработать общую концепцию по теме проекта, понять о чем следует говорить в каждом из разделов, отметить новые категории или моменты и лучше запомнить. То есть при подборе первоисточников автор будет знать, что и где искать, какие термины или концепции необходимы для раскрытия тематики, какие приемы больше подойдут для решения исследовательского вопроса, на какие моменты нужно обратить больше внимания (если при изучении первоисточника он встретил новшества).
Как пользоваться?
Итак, неважно, что у вас на носу: контрольная работа, лекция или сессия. В целом, схема применения методики быстрого погружения в тему работает по одной и той же схеме.
Первый шаг – изучение материала. Как это будет проходить, зависит от обстоятельств и ситуации. На лекции универсанту предстоит внимательно слушать педагога, во всех остальных случаях 0 самостоятельно прочитать материал.
Второй шаг – выделение ключевых моментов. Под ними понимают лишь те аспекты, которые нужны для работы. Как правило, студенту достаточно записать соответствующие термины и определения, даты и действия, название правила (если есть и автора) и его суть. То есть важно не записывать все слово в слово, а именно разобраться, что есть что и выделить самое важное, что пригодится для дальнейшей работы и изучения предмета. Если педагог выделяет конкретных авторов, книги, то обязательно запишите и их – пригодятся для самоизлучения или при подготовке к испытаниям.
Вторая стадия – самая сложная. Ведь фактически вузовцу предстоит моментально ориентироваться в информации, отбирая для записи или запоминания отдельные точки.
Третий шаг – фиксация. В данном случае важно распределить, какие моменты пользователь просто постарается запомнить, а какие элементы требуют записи. Как правило, базовую информацию, ранее известные сведения достаточно усвоить устно, а новые моменты или ключевые парадигмы – записать.
То есть в целом, техника «ловлю на лету» при изучении любых тем и предметов базируется на тотальном изучении новых парадигм с поверхностным повторением известных фактов и моментов. Достаточно следовать принцип «прочитал/прослушал – переработал — усвоил и записал».
Достоинства и недостатки
Техника быстрого погружения имеет ряд плюсов и минусов, которые важно подчеркнуть. Именно их анализ позволяет студентам понять, в каких ситуациях все же стоит воздержаться от данного приема, а когда он спасет их жизнь от провала.
Преимущества |
Недостатки |
Высокая скорость изучения материалов | Необходима базовая подготовка по теме или предмету |
Поверхностное чтение, скорочтение | Важно уметь быстро сканировать и сортировать информацию |
Тренировка памяти | Риск не заметить или не запомнить важные факты, моменты |
Знание предмета в минимальном объеме | Не всегда базовой части достаточно для подготовки к испытаниям или их прохождению |
Среди очевидных преимуществ подхода «ловлю на лету» можно выделить высокую скорость изучения материалов или быстроту подготовки к предстоящему испытанию, опросу и пр. Студенту достаточно бегло прочитать материал и акцентировать внимание на основных моментах. Но, к сожалению, чтобы воспользоваться этим методом нужна определенная база знаний. В противном случае придется читать и вникать в материал досконально, разбирая значение каждого слова, формулы и пр. То есть без определенных представлений по теме, дисциплине использовать прием полноценно и с гарантией качества не удастся.
Еще одним достоинством является то, что он основывается на навыках скорочтения или активного чтения. Он в значительной степени ускоряет ход изучения интересующих вопросов, но при этом требует умения работать с большим потоком информации: сканировать ее, сортировать и пр. Если ранее пользователю не доводилось оперативно различать важное от второстепенного, ценное от бесполезного, то эта схема у него вряд ли сработает качественно.
Третьим плюсом методики является то, что она активно тренирует память, заставляя мозг усердно обрабатывать материалы и запоминать основное, важное или новое. Но и здесь есть свои противоположности: чтобы быстро усвоить материал, нужно иметь уже хорошо развитые когнитивные или иные способности по запоминанию. Если человек ранее не тренировал память, то усвоить новшества будет непросто. То есть без умения запоминать или перерабатывать данные в этом случае с мертвой точки не сдвинуться.
Четвертое достоинство кроется в том, что даже при беглом чтении студент сможет получить минимальные или базовые представления по изучаемому вопросу, предмету. По необходимости и возможности он сможет развить соответствующее направление (даже чисто логически), что поможет ему в преодолении различного рода проверок (будь то КСР или зачет). Но важно понять, что каждый педагог при оценке знаний предъявляет определенные требования, устанавливает четкие границы «зачтено или не зачтено». Не всегда базовой подготовки оказывается достаточно для аттестации.
Учитывайте указанные плюсы и минусы при использовании техники моментального погружения в тему, чтобы она работала эффективно, а не на авось.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Рекомендации по применению
Чтобы метод «ловлю на лету» облегчал учебу, достаточно следовать вышеописанным правилам и этапам, а также учитывать следующие советы.
При прочтении или прослушивании материала обращайте особое внимание на новые моменты. Известные факты достаточно просто помечать для общей последовательности, определения связи между темами. Подробнее стоит конспектировать именно ранее неизвестные парадигмы.
Не торопитесь быстро прочитать материал и завершить на этом повторение или изучение тематики. Обязательно после знакомства с темой сделайте ля себя небольшие заметки: ключевые слова или вопросы, которые неясны и требуют доработки. Это позволит быстро сориентироваться при повторном погружении и понять, на что нужно тратить больше времени, какие моменты дополнительно исследовать или какие пробелы ликвидировать.
Если есть вопросы и сомнения, неясности, то лучше всего обращаться за помощью к преподавателю. Он проконсультирует, пояснит и поможет разораться во всех нюансах. Также можно воспользоваться «помощью друга». Главное – не оставлять непонятные моменты на последний момент и стараться оперативно их восполнить. Тогда в будущем техника «ловлю на лету» ускорит подготовку к испытанию и не вызовет никаких проблем.
Не стоит пользоваться методом быстрого погружения в тему, если вы изучаете кардинально новый вопрос, нюанс или дисциплину. Лучше сразу с головой броситься в омут, чтобы в перспективе облегчить ход изучения, иметь базу.
Каждый студент самостоятельно решает, как и когда использовать способ «ловлю на лету», но в большей степени он зависит от его индивидуальных способностей, возможностей и базы знаний. Главное, чтобы она приносила пользу и не вредила учащемуся: не создавал иллюзии хорошей подготовки.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!