Учимся работать с информацией: как определить полезное от бесполезного, важное от второстепенного, соотношение данных?

В чем заключается работа с информацией при написании курсовых, дипломных, научных работ? Каждый автор воспринимает суть данного процесса по-своему: для одних это просто чтение и пересказ, для других сравнение и анализ, для третьих – копирование и заимствование. Но на самом деле подготовка любого исследования сводится к простейшим операциям с ресурсами: отделение полезного от бесполезного, отличие надежного от ненадежного, первичного (важного) от второстепенного и корректное соотношение выбранных категорий. Давайте разбираться во всем этом сумбуре.

Учимся работать с информацией: как определить полезное от бесполезного, важное от второстепенного, соотношение данных?
В чем заключается работа с информацией при написании курсовых, дипломных, научных работ? Каждый автор воспринимает суть данного процесса по-своему: для одних это просто чтение и пересказ, для других сравнение и анализ, для третьих – копирование и заимствование. Но на самом деле подготовка любого исследования сводится к простейшим операциям с ресурсами: отделение полезного от бесполезного, отличие надежного от ненадежного, первичного (важного) от второстепенного и корректное соотношение выбранных категорий. Давайте разбираться во всем этом сумбуре.

Учимся различать полезную информацию от бесполезной

В самом простом понимании, полезная информация представляет собой те знания и сведения, которые помогают автору проекта в изучении и решении определенной проблемы, вопроса, достижении цели. То есть они приносят пользу, определенный результат, наталкивают исследователя на очередные идеи, мыли, помогают определить проблемы и подобрать оптимальный вариант по ее решению, оставляя след в науке, истории и практике.

Уже исходя из указанного определения можно выделить несколько основных критериев, подчеркивающих специфику полезной информации:

  • Прикладной характер. В данном случае не стоит понимать в буквальном смысле значение рассматриваемого признака. Под прикладным характером понимают ту информацию, которая напрямую соотносится с темой исследования и реальной проблемой (изучаемой в рамках НИР), соотносится с профессией, сферой деятельности и миссией. То есть она должна отражать существующую в реальном времени проблему (в науке или на практике), пробел или недостаток, проявляющий себя в той или иной степени, форме (теория или результат практики). Прикладной характер будет проявляться в том, что исследователь будет использоваться описанные правила в реальном времени, на примере конкретного объекта и пр.
  • Сочетание теории и практики. Полезная информация будет просто и ясно раскрывать основную идею или часть проблемы, а затем показывать действие правила на практике, описывая возможности его применения или приводя конкретный пример. В данном случае автор получит надежную доказательную базу, уже ранее проверенную предшественником. То есть сначала последует простое описание или обзор по теме, а затем проверка фактов, сбор дополнительных и актуальных сведений, реализация отмеченных правил. Сочетание теории и практики проявляется в том, что исследователь будет собирать данные из разных источников (ранее готовых НИР или организует собственное «расследование»), а затем опишет свою идею и решение на словах и апробирует, предложит «инструкцию» по внедрению на практике.
В чем выражается полезность информации при выполнении студенческих и научных работ?
В чем выражается полезность информации при выполнении студенческих и научных работ?
  • Фильтрация согласно намеченной цели исследования. Если кратко, то одним из признаков полезной информации будет ее целенаправленность, возможность применения с учетом конкретных условий, параметров и возможностей. В данном случае важно понимать, приведет ли материал к достижению (полному или частичному, приблизит), к намеченной цели НИР. Главное, внимательно изучать и систематизировать данные с учетом возможности их включая в исследование (в определенный раздел), отсеивая лишние или неподходящие к теме моменты. Таким образом, полезная информация будет соответствовать теме и помогать автору правильно расставлять приоритеты, грамотно строить последовательность и логику изыскания.
  • Принадлежность к определенной науке и теме. В данном случае полезная информация будет фигурировать строго в тематических рамках, но изучаться может разными способами и с разных позиций: экспериментально, сугубо теоретически и пр. Притом независимо от характера исследования, материал будет относиться к определенной научной области или дисциплине, профилю. Главное, чтобы исследовалась одна и та же проблема, присутствовали определенные факты и доказательства и пр.
  • Актуальность, означающая определение эффективности конкретных правил, законов, показателей и прочих нюансов на текущий момент для более объективной оценки ситуации и выработки оптимальных подходов к решению проблемы. Информация полезна в определенный промежуток времени, по принципу «здесь и сейчас». Как только что-то поменялось, она становится менее действенной, подчеркивает уже прошедшие тенденции, а не текущие.

Фактически, все что отклоняется от указанных параметров и признаков будет относиться к бесполезной информации. Притом последний вид данных зачастую отнимает массу времени на изучение и быстро забывается, оказывается непригодным на практике.

 

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Как отличить надежные первоисточники от ненадежных?

Если определить пользу найденных ресурсов можно по цели, то констатировать уровень надежности первоисточников немного сложнее.

Что понимают под надежной информационной основой исследования? К данной категории относят те материалы, которые соответствующим следующим параметрам:

  • Отдельные моменты и факты можно с легкостью перепроверить в других первоисточниках или экспериментальным путем;
  • В тексте присутствуют ссылки на другие авторитетные и престижные издания, авторов, общенаучные знания, не требующие дополнительной перепроверки и не вызывающие сомнений;
Особенности надежной информации
Особенности надежной информации
  • Данные могут соотноситься с архивными материалами, сведениями государственных ведомств и служб и пр.;
  • В тексте содержится конкретная, точная информация по теме, подчеркивающая тенденции, динамику, важность, наличие проблемы и пр.

Если в информации не содержится данных об авторе, дате публикации, отсутствуют ссылки на первоисточники, нет экспериментальных данных и их анализа, проблема освещается с одного и узкого, неаргументированного ракурса (только с положительной или только с отрицательной стороны), то ее следует относить к категории ненадежных первоисточников.

Таким образом, основным признаком надежной информации будет считаться возможность ее сравнения и соотнесения с «однородными» проектами, отсеивание сомнений и противоречий.

Какая информация является важной, а какая второстепенной?

Любая работа (будь то студенческая или научно-исследовательская) будет являться грамотным сочетанием главной (важной) и второстепенной информации.

К первой категории относят те сведения, которые подчеркивают авторскую позицию и позволяют ее корректно подчеркнуть, доказать или опровергнуть, обосновать. Очевидными чертами важной информации выступают:

  • Полнота сведений, то есть всестороннее освещение проблемы с различных позиций, временных рамок, различными методами и пр.;
  • Достоверность, которая является синонимом «надежности». О ней мы писали выше;
  • Понятность и доступность, то есть конкретные5 моменты и тема в целом освещается на простом и ясном языке, притом найти материалы легко – без лишней мороки, подписок и пр.;
  • Ценность и польза, то есть определенный вклад, вносимый в новое исследование (что именно подтверждает/опровергает) и пр.
Виды ресурсов в зависимости от весомости и важности в исследовании
Виды ресурсов в зависимости от весомости и важности в исследовании

В основу НИР кладут только главную информацию. Поэтому к этой категории относят 3-5 основных первоисточников. Как правило, ими выступают научные работы, экспериментальные данные, материалы престижных изданий и успешных исследователей, ученых с мировым именем и пр. Все остальные задействованные в исследовании ресурсы относятся ко второстепенному и призваны дополнить материал новыми фактами, раскрыть тему или проблему с новой стороны, отметить новые стороны и моменты, не освещенные в основной информационной базе.

Второстепенная информация также должна соотноситься с темой и изучаемой проблематикой. Но главное не переусердствовать с ней при включении в проект. Именно с помощью второстепенных первоисточников автор может нарастить объем, развернуть исследование с новой стороны, дополнить новыми фактами или сместить тему/ракурс немного в другую сторону и пр. Главное – чтобы не потерялся смысл и значение каждого слова, ценность и важность НИР, а акцент состоял на изначальной проблеме и позволял удостовериться в состоятельности или несостоятельности выдвинутой гипотезы.

Как отличить первичную базу от вторичной? К первичной информации относят сведения, полученные непосредственно автором или проверенные на практике, не требующие дополнительных перепроверок и экспертиз. Чаще всего они излагаются в форме анализа, отчета с констатацией гипотезы и результатов ее проверки, выводами. Вторичная информация же представлена в виде всевозможных обзоров, комментариев, ретроспективного анализа, примеров и пр. Здесь нет четкой основы и доказательной базы, но выводы вполне логичны и теоретически обоснованы. То есть ее ранее уже пересказали, изложили по-новому, а сейчас она в очередной раз подвергнется новой интерпретации.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Как грамотно скомпоновать все виды информации в НИР?

Для раскрытия темы и решения проблемы автору предстоит сначала подобрать информационную основу, затем тщательно ее изучить, выделив пригодные моменты и факты, а далее корректно вписать в свое исследование. В данном деле важно опираться на тему, цель, гипотезу, ведь каждый ресурс должен находиться в указанном «поле зрения» и помогать автору не просто изучать проблему, но и решать ее.

Независимо от характера и вида студенческого или научного проекта, в нем в обязательном порядке будут присутствовать самые разные первоисточники: первичные и вторичные, полезные и бесполезные, надежные и ненадежные. Но чтобы полноценно раскрыть тему, решить проблему и достичь намеченной цели, важно правильно распределить соотношение всех задействованных ресурсов.

Ключевые критерии качественной информации
Ключевые критерии качественной информации

Нередко студенты синонимизируют категории полезной, надежной и первичной информации. На самом деле все бывает не так гладко и просто. Не все полезные материалы могут оказаться надежными и пр. Порой даже достоверные и обоснованные материалы оказываются непригодными или ненужными для исследования, так как они не находят места для включения или применения, не соответствуют мировоззрению автора или его задумке.

Чтобы НИР получилась аргументированной, позиция автора в ней обоснованной, а предлагаемое решение оптимальным и эффективным, достаточно придерживаться следующих правил:

  • В основу проекта следует класть только качественную информацию, соответствующую ключевым правилам — актуальность данных, достоверность и надежность. Проверка гипотезы возможна только на основе точной информации и научных, реальных фактов;
  • Для подчеркивания авторской позиции и ее обоснования важно полагаться на полезные ресурсы, которые можно с легкостью перепроверить или не требующие дополнительных экспертиз, не вызывающих сомнений и пр.;
  • Ненадежные ресурсы лучше всего вовсе исключить из НИР или полагаться на них в крайних случаях (если невозможно найти достойную альтернативу, более подходящие первоисточники и пр.). Притом опытные авторы рекомендуют не отказываться от них полностью, а лишь умело, но в оптимальных или минимальных объемах задействовать в исследовании;
  • Дополнить исследование новыми фактами или сделать исследование оригинальным, задев смежный профиль, расширив границы (захватив смежные области и науки) можно с помощью второстепенных первоисточников, но не менее важно, чтобы они были актуальными, объективными, адекватными и проверяемыми. Главное – тщательно их перепроверять перед включением в НИР.

Чем меньше в студенческом или научно-исследовательском проекте непроверенной, ненадежной и бесполезной информации, тем качественнее и эффективнее будет работа автора.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Как грамотно работать с информацией при выполнении курсовых, дипломных и научных работ?

Чтобы выполняемое исследование получилось корректным и эффективным, объективным и качественным, автору следует тщательно спланировать каждый шаг, начиная с утверждения темы и проработки плана НИР.

Классическая схема работы с информацией при выполнении исследования
Классическая схема работы с информацией при выполнении исследования

Первым серьезным шагом на пути к изучению и решению проблемы является поиск и сбор информации. Здесь все средства хороши. Создателю студенческого или научного проекта важно собрать максимум посильной для него информации, которая будет посвящена утвержденной теме/проблеме, соответствовать цели и плану исследователя. Здесь нет каких-либо суровых ограничений: искать сведения можно любым удобным и посильным способом, в любое удобное время и пр. Главное – соотношение первоисточников и темы, проблематики, цели НИР.

Вторым шагом станет обработка найденных первоисточников. Именно на данном этапе автору предстоит классифицировать все материалы на вышеописанные категории:

  • Первичная (важная) и вторичная (второстепенная) информация;
  • Полезные и бесполезные сведения;
  • Надежные и ненадежные первоисточники.

Третьим шагом по работе с информацией станет ее тщательный анализ и систематизация: определение подходящего места в НИР с учетом разработанного плана, раздела/подпункта, замысла автора (гипотезы) и его позиции, достаточности доказательной базы и пр.

В первую очередь необходимо задействовать основные первоисточники — первичные, экспериментальные и пр. Далее дополняем проект полезными и достоверными ресурсами (они могут быть как основными. Так и вспомогательными, обзорными и пр.). Лишь в конце исследования в случае острой необходимости или для более полного описания проблемной ситуации, расширения «границ» возможно включение ненадежных и менее полезных материалов, но под строгим контролем качества.

Финальным шагом станет качественная переработка первоисточников: важные и полезные факты можно корректно пересказать или процитировать (для пущей весомости и убедительности), а дополнить их можно путем обзора различных подходов или мнений экспертов. При этом важно всегда помечать первоисточник, чтобы избежать проблем, связанных с плагиатом.

Оформление информационной базы независимо от ее характера, предназначения должно соответствовать общим параметрам ГОСТ и требованиям вуза.

Таким образом, чтобы выполнить исследование, недостаточно просто собрать максимум информации и «переписать» ее «своими словами». Важно разобраться в ее качестве, весомости, ценности и определить место каждого ресурса в проекте. Для этого необходимо различать информацию и грамотно ее компоновать, перерабатывать.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Это не спам *