Теоретические методы педагогического исследования: сравнительно-исторический анализ

Педагогические исследования проводятся с целью совершенствования образовательного процесса. Как можно выяснить, как действует то или иное правило, насколько оно эффективно? Конечно же, посредством сравнения результатов «до» и «после». В этом случае целесообразно применять сравнительно-исторический анализ.

Теоретические методы педагогического исследования: сравнительно-исторический анализ
Педагогические исследования проводятся с целью совершенствования образовательного процесса. Как можно выяснить, как действует то или иное правило, насколько оно эффективно? Конечно же, посредством сравнения результатов «до» и «после». В этом случае целесообразно применять сравнительно-исторический анализ.

Что это такое?

Помимо экспериментальных способов, оценить действие того или иного механизма, собрать максимум достоверной и надежной информации можно путем сравнительно-исторического анализа. Чаще всего этот метод применим для оценки теоретических постулатов: теорий, законов, правил и пр. Он позволяет определить эффективность их использования в современных условиях, его актуальность и востребованность, наличие пробелов и методы совершенствования конкретной проблемы.

Специфика сравнительно-исторического анализа
В чем суть сравнительно-исторического анализа?

Использование сравнительно-исторического принципа позволяет понять сущность изучаемого явления, выявить его составляющие, определить историю происхождения и развития, взаимосвязи и пр.

Сравнительно-исторический анализ основывается на изучении строго теоретических моментов, конкретной темы или проблемы. Здесь важно собрать всю информацию по вопросу, начиная с момента зарождения идеи и заканчивая современным состоянием.

Основные категории сравнительно-исторического анализа

Для применения данного метода исследователь должен владеть достаточными сведениями и аналитическими способностями. Здесь достаточно выделить основные понятия и термины, хронологию событий, определить эффективность действия правила в каждом сегменте времени и пр.

Основными понятиями сравнительно-исторического анализа выступают:

  • Мышление.

Человеческое мышление тесным образом связано с чувствами, эмоциями и речью. В этом случае все явления, процессы и события воспринимаются индивидом всеми возможными органами чувствами, которые он в дальнейшем описывает словесно в виде представлений, понятий, терминов и пр.

Основные понятия сравнительно-исторического анализа
Категории сравнительно-исторического анализа
  • Рассудок.

Данный термин означает мыслительный процесс, в ходе которого человек, отталкиваясь от стандартных понятий и категорий, шаблонов и правил, анализирует проблему, отмечая ее изменения с течением времени, воздействующих на нее факторов и пр.

  • Понятие.

Понятие – это определение какого-либо явления, его описание с учетом основных характеристик. Эта категория призвана подчеркнуть особенности исследуемого объекта, его признаки, стороны и пр. По сути, это общепризнанные и официально закрепленные критерии объекта исследования.

  • Суждение.

Суждение представляет собой мысленное отражение происходящих явлений. Суждения могут быть реальными, основанными на доказанных фактах, законах, а могут быть гипотетическими – то есть прогнозируемыми и требующими проверки. В суждениях допустимы не только общие признаки, но и специфические особенности объекта исследования, второстепенные элементы.

  • Теория.

Теория представляет собой доказанный факт, закономерность, проверенную учеными и временем. Она является более точной формой познания, которая ложится в основу экспериментов, выступая в качестве доказательной базы.

Следует отметить, что любая теория со временем может устареть и тратить свою актуальность. Поэтому периодические проверки действия тех или иных теорий, принципов и законов вполне обоснованны.

Теория – это совокупность научных положений, которая достигла определенной степени зрелости. Далеко не каждое утверждение может стать теорией. Важно, чтобы теория была официально обоснована, доказана и признана.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Этапы реализации сравнительно-исторического анализа

Сравнительно-исторический анализ – один из основных приемов, используемых в педагогике. В частности, все дисциплины учащиеся (школ, СУЗов и ВУЗов) изучают с начала ее зарождения: история возникновения, основные термины и определения, формулы и пр.

Для применения сравнительно-исторического анализа достаточно следовать следующему алгоритму:

Алгоритм проведения сравнительно-исторического анализа
План реализации сравнительно-исторического анализа
  • Определение темы исследования и проблемы, гипотезы. Здесь можно ориентироваться на интересы исследователя или современные тенденции в педагогике (любой иной отрасли);
  • Сбор информации. На данном этапе необходимо собрать все возможные данные: архивные, актуальные, пользуясь всеми доступными ресурсами: библиотеки, СМИ, книги и журналы, учебники и справочники, интернет и пр.
  • Обработка материалов. Здесь необходимо тщательно сопоставить найденные материалы, понять, каким их них можно доверять, а также оценить: эффективна ли теория, как она работает, что нужно для ее применения и пр. Именно на той стадии проводится тот самый сравнительный анализ: изучается первоначальная формулировка теории и условия ее реализации, ограничения, затем выявляются изменения и их эффективность, актуальные пробелы и недоработки.
  • Разработка рекомендаций. По результатам сравнительно-исторического анализа становятся очевидными те моменты, которые не были решены и продолжаю негативно воздействовать на объект исследования. Более того, автор научной работы знакомится со всеми предпринятыми ранее попытками, решениями и может выдвинуть достойный вариант по устранению или смягчению проблемы.

Сравнительно-исторический анализ – это теоретический способ исследования проблемы путем изучения большого объема информации (теорий, статистических данных и пр.), сравнения и сопоставления данных. Это из самых популярных среди студентов и исследователей приемов, применяемых при выполнении курсовых, дипломных и научно-исследовательских работ.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!