
Аспирантские работы носят научно-исследовательский характер. Они опираются преимущественно на проверенную информацию, научные факты. Результаты экспериментов и пр. Но в любом случае при пояснении отдельных положений, в рамках справочной или общей информации, порой им приходится полагаться на учебники.
Работа с источниками информации самая кропотливая, длительная и сложная. Нередко аспиранты при подготовке диссертаций или научных статей допускают такую ошибку, когда учебник попадает в источники, а первоисточник – в литературу. Что в этом такого? Давайте разбираться!
СОДЕРЖАНИЕ
Чем учебник отличается от первоисточника?
Источники информации представляют собой комплекс материалов по определённой теме, на основе которого выстраивается дальнейшая концепция, идея, проверка гипотезы, описание ситуации и ее анализ и пр. К данной категории относят все возможные варианты, начиная от справочников, учебников, комментариев и заканчивая научными статьями, обзорами, препринтами, диссертациями и монографиями и пр.

Но в академическом сообществе есть определённые правила и условия, по которым сортируют первоисточники от учебников.
Учебник представляет собой базовое пособие, в котором собраны и пояснены на доступном для пользователя языке определенные предметные части. По сути, это вторичная информация, излагаемая простыми словами.
К особенностям учебных книг относят следующие характеристики:
- Последовательно излагает материал по дисциплине. Чаще всего по принципу от простого к сложному, с объяснением новых категорий. Призван расширить кругозор и углубить уровень подготовки аудитории;
- Формируется согласно определённым ФГОСам и стандартам образования, имеет четкую структуру, разбивку на тему, параграфы, справочный материал, практические задания и пр.;
- Призван разъяснить суть, значение, особенности применения тех или иных теорий, подходов, приемов и научить им пользоваться.
Учебник – учит, предоставляет базовые знания и представления по изучаемому предмету. Но не более того.
Первоисточник представляет собой оригинальную первичную информацию по конкретному вопросу или в рамках определённой научной области. Такой материал получаю по принципу «здесь и сейчас». То есть он зарождается в настоящее (текущее) время. Чаще всего он носит общий информативный или научный характер.
К специфическим чертам первоисточников относят:
- В таком ресурсе описание тех или иных моментов. Параметров происходит впервые. То есть это уникальный материал, которого ранее еще не было описано нигде. Он формируется в момент «обострения вопроса».
- Чаще всего он имеет прямое происхождение. То есть такой материал передают «из рук в руки», непосредственно от первых лиц, участников процесса.
- Такой материал затрагивает конкретный вопрос или тему, проблему, а не только науку в целом. То есть он посвящен исследованию узкого сегмента и носит научный характер: констатирует тенденции, выделяет проблему, обосновывает результаты и выводы, мнение и т.д.
Фактически, первоисточник – это материал, получаемый непосредственно на «месте происшествия» от первых лиц, их «первых рук». Он носит описательно-обосновательный характер, затрагивает конкретный тематический сегмент. Он не учит, а констатирует, подчёркивает, дает пищу для ума и дальнейшего развития.
Чем же учебник отличается от первоисточника?
|
Основание для сравнения |
Учебник |
Первоисточник |
| Основное предназначение | Обмен знаниями, систематизация материалов | Обмен новыми знаниями, идеями, разработками, помощь в освоении новшеств |
| Предназначение | Для учеников, студентов и аспирантов | Преимущественно для аспирантов, исследователей и ученых |
| Состав и структура | Обще тематический характер. Разбит на главы и параграфы. | Структура может быть персонализирована, исходя из особенностей проведенного исследования, жанра и пр. |
| Погружение в тему | Постепенное | Последовательное, но более резкое. Ориентировано на подготовленную публику |
| Лексические особенности, стиль | Базовый, простой | Научный |
| Актуальность | Соответствует образовательным стандартам не всегда описывает реальность | Высокий уровень. Констатирует современные тенденции |
Таким образом, учебник – материал более простой, описывающий уже известные моменты, факты, правила, поясняющий их значение и способы применения. Первоисточник же – новое знание, идея, которая прошла проверку «только что». Такой ресурс более узкий, целенаправленный, обоснованный.
В основу аспирантских работ кладут преимущественно первоисточники, но с помощью учебников можно «разбавлять» или пояснять сложные параметры.
Есть ли разница между источниками информации и литературой?
В конце диссертации, статьи, курсовой работы или реферата всегда есть специальный раздел – список использованных источников. Там автор указывает все задействованные в проекте материалы с подробным библиографическим описанием. Но не все аспиранты задумываются о том, что между источниками информации и литературой есть колоссальная разница.

Во-первых, к источникам информации чаще всего относят именно первоисточники, то есть материал, полученный впервые. Литература же перебирает уже ранее известные факты, мнения и пр. То есть она больше вторична, предполагает переработку и переосмысление, адаптированное использование первичной информации.
Во-вторых, состав источников и литературы – кардинально разный. К первой группе относят чаще всего более широкий спектр материалов: архивные сведения, научные базы и статьи, фото и видеоматериалы, аудиозаписи, дневники, письма, статистические сведения, результаты опросов и интервью, блоги и соцсети, СМИ и пр.
Литература же – более узкое и специализированное по областям знание. К ней относят монографии, диссертации, научные статьи, справочники, энциклопедии, сборники конференций и пр.
В-третьих, структура источника может быть абсолютно любой, а литература чаще всего строго и четко структурирована, распределена. Притом в первом случае стиль повествования может быть как простым, обзорным, а литература пишется только в рамках академического или научного письма. Нои в любом случае язык повествования должен быть доступен и понятен целевой аудитории.
Фактически, источники – это вся информация, доступная пользователю, а литература – специализированная, тематическая парадигма, позволяющая тщательнее разобраться в соответствующем сегменте знаний.
Когда аспирант использует в исследовании учебники?
Аспирант при выполнении НИР, научных статей, кандидатской диссертации может задействовать любые доступные для него источники информации. Но в рамках общих правил. В основу научного исследования и проекта принято класть преимущественно научную литературу и экспериментальные данные. Но это не значит. Что учебным пособиями нет места в столь серьезных трудах. На самом деле есть ряд условий и обстоятельств, когда включение учебника допустимо в состав научного труда:
- В рамках подготовительной стадии, когда аспирант только планирует ход собственного научного исследования. В данном случае учебное пособие поможет ему разобраться в азах, получить общие представления по теме и научной области, разобраться в терминологии, подходах и правилах, проследить «эволюцию» проблемы и установить причинно-следственные связи, симптоматику и тенденции;
- При формировании теоретической главы диссертации, в рамках разработки литературного обзора. Доля учебной информации здесь сводится к минимуму, но допустима с целью простого пояснения отдельных положений, разбавления научных фактов более простым материалом, для сопоставления различных подходов и мнений;
- При подготовке введения с целью краткой характеристики основных положений, выделения базовых теорий.
Обратите внимание, что учебники не пригодятся для обоснования темы и проблемы. Они лишь помогут объяснить суть проблемы, но не показать ее актуальность, влияние. То есть им невозможно заменить научные статьи монографии, диссертации и пр.
Чаще всего учебники используют в теоретической части исследования. В практической — пояснения сводятся к минимуму, больше внимания уделяется описанию тенденций и их аргументации, дальнейшему применению.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Ошибки при работе с первоисточниками при выполнении диссертации
Некоторые аспиранты все-таки путают понятия учебника, первоисточника и источника информации. Это явно проявляется не только по тексту исследования, когда с помощью учебной информации индивид пытается показать особенности или достоверность собственных убеждений, утверждений, результатов. Самой явной «путаницей» является оформление списка литературы.
В диссертации перечень источников информации огромен. Он насчитывает свыше сотни видов материалов. Притом они распределяются по видам, а также в алфавитном или хронологическом порядке. Поэтому очень важно грамотно и правильно классифицировать задействованную литературу на такие подгруппы, как учебная и справочная информация, законодательные акты, научная литература и пр.
Учтите, что первоисточники чаще всего относят к научной литературе, а учебники – ко вторичной информации, учебной и справочной парадигме. Путаница между рассматриваемыми объектами возникает в силу некорректного понимания видов информационных ресурсов, отсутствия навыков по классификации материалов (незнание признаков учебной, научной литературы и пр.).
Также в некоторых случаях аспиранты дублируют один и тот же источник информации в разных группах списка литературы, относя его то к учебникам, то к научной литературе. Такое недопустимо. Каждый материал будет относиться к одной конкретной группе и должен быть отмечен в списке библиографии 1 раз.
Чтобы избежать ошибок при работе с материалами при выполнении аспирантских работ, проверяйте каждый текст на критерий первичности и актуальности. Используйте четкий заголовок раздела или классификатор задействованных материалов.
Будьте внимательны. Следуйте действующим ГОСТам.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!





