Типичные ошибки аспирантов: когда учебник попадает в источники, а первоисточник — в литературу?

Аспирантские работы носят научно-исследовательский характер. Они опираются преимущественно на проверенную информацию, научные факты. Результаты экспериментов и пр. Но в любом случае при пояснении отдельных положений, в рамках справочной или общей информации, порой им приходится полагаться на учебники. Работа с источниками информации самая кропотливая, длительная и сложная. Нередко аспиранты при подготовке диссертаций или научных статей допускают такую ошибку, когда учебник попадает в источники, а первоисточник – в литературу. Что в этом такого? Давайте разбираться!

Типичные ошибки аспирантов: когда учебник попадает в источники, а первоисточник — в литературу?

Аспирантские работы носят научно-исследовательский характер. Они опираются преимущественно на проверенную информацию, научные факты. Результаты экспериментов и пр. Но в любом случае при пояснении отдельных положений, в рамках справочной или общей информации, порой им приходится полагаться на учебники.

Работа с источниками информации самая кропотливая, длительная и сложная. Нередко аспиранты при подготовке диссертаций или научных статей допускают такую ошибку, когда учебник попадает в источники, а первоисточник – в литературу. Что в этом такого? Давайте разбираться!

Чем учебник отличается от первоисточника?

Источники информации представляют собой комплекс материалов по определённой теме, на основе которого выстраивается дальнейшая концепция, идея, проверка гипотезы, описание ситуации и ее анализ и пр. К данной категории относят все возможные варианты, начиная от справочников, учебников, комментариев и заканчивая научными статьями, обзорами, препринтами, диссертациями и монографиями и пр.

Виды источников информации
Виды источников информации

Но в академическом сообществе есть определённые правила и условия, по которым сортируют первоисточники от учебников.

Учебник представляет собой базовое пособие, в котором собраны и пояснены на доступном для пользователя языке определенные предметные части. По сути, это вторичная информация, излагаемая простыми словами.

К особенностям учебных книг относят следующие характеристики:

  • Последовательно излагает материал по дисциплине. Чаще всего по принципу от простого к сложному, с объяснением новых категорий. Призван расширить кругозор и углубить уровень подготовки аудитории;
  • Формируется согласно определённым ФГОСам и стандартам образования, имеет четкую структуру, разбивку на тему, параграфы, справочный материал, практические задания и пр.;
  • Призван разъяснить суть, значение, особенности применения тех или иных теорий, подходов, приемов и научить им пользоваться.

Учебник – учит, предоставляет базовые знания и представления по изучаемому предмету. Но не более того.

Первоисточник представляет собой оригинальную первичную информацию по конкретному вопросу или в рамках определённой научной области. Такой материал получаю по принципу «здесь и сейчас». То есть он зарождается в настоящее (текущее) время. Чаще всего он носит общий информативный или научный характер.

К специфическим чертам первоисточников относят:

  • В таком ресурсе описание тех или иных моментов. Параметров происходит впервые. То есть это уникальный материал, которого ранее еще не было описано нигде. Он формируется в момент «обострения вопроса».
  • Чаще всего он имеет прямое происхождение. То есть такой материал передают «из рук в руки», непосредственно от первых лиц, участников процесса.
  • Такой материал затрагивает конкретный вопрос или тему, проблему, а не только науку в целом. То есть он посвящен исследованию узкого сегмента и носит научный характер: констатирует тенденции, выделяет проблему, обосновывает результаты и выводы, мнение и т.д.

Фактически, первоисточник – это материал, получаемый непосредственно на «месте происшествия» от первых лиц, их «первых рук». Он носит описательно-обосновательный характер, затрагивает конкретный тематический сегмент. Он не учит, а констатирует, подчёркивает, дает пищу для ума и дальнейшего развития.

Чем же учебник отличается от первоисточника?

Основание для сравнения

Учебник

Первоисточник

Основное предназначение Обмен знаниями, систематизация материалов Обмен новыми знаниями, идеями, разработками, помощь в освоении новшеств
Предназначение Для учеников, студентов и аспирантов Преимущественно для аспирантов, исследователей и ученых
Состав и структура Обще тематический характер. Разбит на главы и параграфы. Структура может быть персонализирована, исходя из особенностей проведенного исследования, жанра и пр.
Погружение в тему Постепенное Последовательное, но более резкое. Ориентировано на подготовленную публику
Лексические особенности, стиль Базовый, простой Научный
Актуальность Соответствует образовательным стандартам не всегда описывает реальность Высокий уровень. Констатирует современные тенденции

Таким образом, учебник – материал более простой, описывающий уже известные моменты, факты, правила, поясняющий их значение и способы применения. Первоисточник же – новое знание, идея, которая прошла проверку «только что». Такой ресурс более узкий, целенаправленный, обоснованный.

В основу аспирантских работ кладут преимущественно первоисточники, но с помощью учебников можно «разбавлять» или пояснять сложные параметры.

Есть ли разница между источниками информации и литературой?

В конце диссертации, статьи, курсовой работы или реферата всегда есть специальный раздел – список использованных источников. Там автор указывает все задействованные в проекте материалы с подробным библиографическим описанием. Но не все аспиранты задумываются о том, что между источниками информации и литературой есть колоссальная разница.

Первоисточники и литература: что есть что?
Первоисточники и литература: что есть что?

Во-первых, к источникам информации чаще всего относят именно первоисточники, то есть материал, полученный впервые. Литература же перебирает уже ранее известные факты, мнения и пр. То есть она больше вторична, предполагает переработку и переосмысление, адаптированное использование первичной информации.

Во-вторых, состав источников и литературы – кардинально разный. К первой группе относят чаще всего более широкий спектр материалов: архивные сведения, научные базы и статьи, фото и видеоматериалы, аудиозаписи, дневники, письма, статистические сведения, результаты опросов и интервью, блоги и соцсети, СМИ и пр.

Литература же – более узкое и специализированное по областям знание. К ней относят монографии, диссертации, научные статьи, справочники, энциклопедии, сборники конференций и пр.

В-третьих, структура источника может быть абсолютно любой, а литература чаще всего строго и четко структурирована, распределена. Притом в первом случае стиль повествования может быть как простым, обзорным, а литература пишется только в рамках академического или научного письма. Нои в любом случае язык повествования должен быть доступен и понятен целевой аудитории.

Фактически, источники – это вся информация, доступная пользователю, а литература – специализированная, тематическая парадигма, позволяющая тщательнее разобраться в соответствующем сегменте знаний.

Когда аспирант использует в исследовании учебники?

Аспирант при выполнении НИР, научных статей, кандидатской диссертации может задействовать любые доступные для него источники информации. Но в рамках общих правил. В основу научного исследования и проекта принято класть преимущественно научную литературу и экспериментальные данные. Но это не значит. Что учебным пособиями нет места в столь серьезных трудах. На самом деле есть ряд условий и обстоятельств, когда включение учебника допустимо в состав научного труда:

  • В рамках подготовительной стадии, когда аспирант только планирует ход собственного научного исследования. В данном случае учебное пособие поможет ему разобраться в азах, получить общие представления по теме и научной области, разобраться в терминологии, подходах и правилах, проследить «эволюцию» проблемы и установить причинно-следственные связи, симптоматику и тенденции;
  • При формировании теоретической главы диссертации, в рамках разработки литературного обзора. Доля учебной информации здесь сводится к минимуму, но допустима с целью простого пояснения отдельных положений, разбавления научных фактов более простым материалом, для сопоставления различных подходов и мнений;
  • При подготовке введения с целью краткой характеристики основных положений, выделения базовых теорий.

Обратите внимание, что учебники не пригодятся для обоснования темы и проблемы. Они лишь помогут объяснить суть проблемы, но не показать ее актуальность, влияние. То есть им невозможно заменить научные статьи монографии, диссертации и пр.

Чаще всего учебники используют в теоретической части исследования. В практической — пояснения сводятся к минимуму, больше внимания уделяется описанию тенденций и их аргументации, дальнейшему применению.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Ошибки при работе с первоисточниками при выполнении диссертации

Некоторые аспиранты все-таки путают понятия учебника, первоисточника и источника информации. Это явно проявляется не только по тексту исследования, когда с помощью учебной информации индивид пытается показать особенности или достоверность собственных убеждений, утверждений, результатов. Самой явной «путаницей» является оформление списка литературы.

В диссертации перечень источников информации огромен. Он насчитывает свыше сотни видов материалов. Притом они распределяются по видам, а также в алфавитном или хронологическом порядке. Поэтому очень важно грамотно и правильно классифицировать задействованную литературу на такие подгруппы, как учебная и справочная информация, законодательные акты, научная литература и пр.

Учтите, что первоисточники чаще всего относят к научной литературе, а учебники – ко вторичной информации, учебной и справочной парадигме. Путаница между рассматриваемыми объектами возникает в силу некорректного понимания видов информационных ресурсов, отсутствия навыков по классификации материалов (незнание признаков учебной, научной литературы и пр.).

Также в некоторых случаях аспиранты дублируют один и тот же источник информации в разных группах списка литературы, относя его то к учебникам, то к научной литературе. Такое недопустимо. Каждый материал будет относиться к одной конкретной группе и должен быть отмечен в списке библиографии 1 раз.

Чтобы избежать ошибок при работе с материалами при выполнении аспирантских работ, проверяйте каждый текст на критерий первичности и актуальности. Используйте четкий заголовок раздела или классификатор задействованных материалов.

Будьте внимательны. Следуйте действующим ГОСТам.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!