Написание диссертации предполагает глобальное изучение теоретических аспектов, а также анализ реальной ситуации в рамках изучаемого вопроса с целью его оптимального и эффективного решения. Немаловажным аспектом научной работы являются полученные итоги и способы их интерпретации.
Автору диссертационного исследования предстоит не просто расписать ход получения: что он предложил и предпринял, какие итоги получил, но и грамотно оценить эффективность идеи, возможность использования его концепции в перспективе в науке или отрасли.
Разновидности результатов в диссертации
Что выносится на защиту ВАК-комиссии диссертантом: вся работа или отдельные моменты? Тотально ознакомиться с ходом всего исследования за 10-15 минут невозможно. Поэтому в защитной речи диссертант должен сделать акцент на ключевых моментах: цель, задачи, предмет и объект, проблема, методы работы, ключевые труды и предлагаемые решения проблемы. Притом наибольшее внимание целесообразно уделить рекомендациям автора: предлагаемым мероприятиям и полученным результатам. Чем эффективнее итоги, тем выше вероятность положительного исхода защиты диссертации и присвоения ученой степени.
Основная задача автора диссертации – грамотно отразить полученные результаты. Притом его идея должна быть подкреплена дополнительными научными порывами: ВАК-статьями, монографиями, научными докладами по выбранной теме.
Результаты диссертации могут быть представлены в двух видах:
- Теоретические.
Данная разновидность итогов научного исследования проявляется в гуманитарных, теоретических исследованиях, где проведение практической части сводится исключительно к анализу ситуации: оценке действия концепций в современных условиях, определение их эффективности и целесообразности, возможностей применения и совершенствования.
Теоретические результаты диссертации проявляются в следующем:
- аргументированные выводы относительно изучаемой проблемы, основанные на теориях и концепциях;
- мнение исследователя относительно темы, вопроса, реальной обстановки дел;
- выводы по результатам анализа существующих и действующих теорий, выявление нестыковок и противоречий, доказывающих наличие проблемы;
- обоснование необходимости модернизации теорий и методов исследования, аргументация позиции;
- предложение усовершенствованных идей с учетом выявленных недостатков в ранних трудах, идеях предшественников.
Основная цель теоретических исследования и результатов – усовершенствование научных знаний и представлений о конкретных явлениях, факторах и пр. При этом оптимизированное решение автора должно расширять границы научных познаний.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
- Практические.
Этот вид итогов научной работы предполагает, что автор проводил эксперимент, в ходе которого получил реальные данные, исходил из оценки текущей ситуации. Как правило, такие результаты исследований нацелены на повышение эффективности объекта, улучшение его работы.
Практические результаты диссертации выражаются с помощью:
- Разработка новых технологий, оптимизация процесса производства/реализации;
- Определение перспектив развития с прогнозами (оценка прибыльности, затратности, окупаемости и пр.);
- Разработка рекомендаций по применению полученных результатов на практике (анализ апробации результатов и разработка плана мероприятий по их внедрению в отрасли);
- Разработка методических рекомендации, которые помогут оптимизировать деятельность объекта исследования.
Практические результаты напрямую отражаются на деятельности объекта исследования, поэтому важно максимально точно (или с минимальной погрешностью) спрогнозировать потенциальную выгоду, целесообразность перемен.
Важно отметить, что в любой работе будут присутствовать теоретические результаты (например, в выводах по главам). Практические итоги присущи только прикладным направлениям.
Особенности результатов диссертации
Результаты научного исследования призваны усовершенствовать научные или практические горизонты, оптимизировать деятельность объекта исследования. Поэтому обязательным условием для их оформления является отличие от ранее полученных итогов (самим исследователем и другими учеными). Это значит, что автор диссертации должен предложить нечто новое и получить результаты, отличные от «точки отправления».
Научные результаты исследования призваны подчеркнуть особенности выдвинутых положений в сравнении с ранее предложенными идеями. Притом каждый шаг автора должен быть обоснован и аргументирован при помощи новых обстоятельств/фактов/выявленных и доказанных закономерностей и пр.
Практические результаты должны быть выше и эффективнее в сравнении с ранее полученными (другими исследователями). При этом для их достижения не обязательно «изобретать велосипед», достаточно оптимизировать уже существующий алгоритм с помощью небольших новшеств (например, изменение порядка действий и пр.). Порой от «перемены мест слагаемых» эффективность действий возрастает в разы.
Как отразить оценку результатов диссертации?
Оценка результатов научного исследования представляет собой описание полученных итогов. Как правило, все мысли автора по этому поводу отражаются в заключении. В то же время важно делать «промежуточные выводы» между главами, где будут кратко и емко подчеркнуты ключевые моменты работы.
Оценка результатов диссертации подчеркивается при соблюдении определенной последовательности мыслей:
- Подчеркиваем актуальность и значимость темы, наличие проблемы;
- Кратко описываем ход получения результатов: что было сделано и получено, особенности полученных итогов;
- Отражение новизны и значимости результатов исследовании: на чем они отражаются, что оптимизируют, чему способствуют;
- Описание возможностей применения в науке и отрасли.
Оценка полученных результатов должна быть не голословных прогнозом, а обоснованным и взвешенным утверждением, которое будет подкрепляться прогнозами, расчетами, анализом перспектив и пр.
Отметим, что эффективность исследования отражает улучшение изначального положения объекта исследования достижение лучших результатов с наименьшими затратами, решение (полное или частичное) актуальной проблемы.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!