Одной из творческих и довольно востребованных направлений деятельности является «Дизайн». Сегодня освоить этот профиль возможно в колледже или вузе по программам бакалавриата и магистратуры. В некоторых учебных заведениях (преимущественно творческого плана) существуют целые «дизайнерские факультеты». Сегодня мы расскажем, как и чему на них учат.
СОДЕРЖАНИЕ
Особенности поступления на факультет дизайна при колледжах и вузах
Независимо от того, в какое учреждение Вы намерены поступать, важно преодолеть конкурсный отбор и занять место (бюджетное или коммерческое). На сегодняшний день отдельные корпуса по подготовке дизайнеров существуют при многопрофильных и творческих учебный центрах, а отдельно направление «Дизайн» можно освоить в рамках гуманитарных направлений подготовки.
Приемная кампания в колледже предполагает проведение конкурса на основе среднего балла аттестата или документа об образовании с прохождением дополнительного экзамена: рисунок, композиция, черчение и пр.
Поступление в вуз требует прохождения ЕГЭ по основным дисциплинам: математика, русский язык, литература или история, а также ДВИ в виде творческого экзамена: композиция, рисунок и пр.
В любом случае, ссуз или вуз значит сильнейших претендентов.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Какие специальности доступны на факультете дизайна?
Дизайн – это лишь общее направление деятельности, которое позволяет в общих четах понять, чем будет заниматься специалист: обустройством какой территории, созданием какой атмосферы и пр. На самом деле на практике существует свыше нескольких десятков дизайнеров: графический дизайнер, веб-дизайнер, дизайнер по костюмам, дизайнер окружающей среды, дизайнер мебели и интерьера, имидж-дизайнер, дизайнер по отраслям и пр.
На начальных курсах студенты будут изучать общую программу, которая захватывает гуманитарные, социально-экономические предметы, общеразвивающий модель. К данной категории относят такие дисциплины, как история, философия, экономика, иностранный язык, физкультура, маркетинг, менеджмент и пр.
Уже со второго семестра обучения (на первом курсе) студенты начинают погружаться в профиль, изучая азы профессии в виде простейших творческих предметов: история мировой художественной культуры, техники рисования, основы лепки, изучение современных программ (углубленный курс информатики и с изучением графических редакторов и программ), история дизайна, анимация и пр.
На 1-2 курсах студентам нередко задают выполнение письменных проектов с целью углубления знаний по наиболее важным предметам и темам. Первокурсникам чаще доверяют написание рефератов и докладов, а начиная со второго курса как минимум раз в семестр учащимся предстоит выполнять курсовую работу, практические работы – рисунок, лепка, графика и пр.
На старших курсах студенты погружаются в узкоспециализированные предметы, тотально изучая особенности выбранной профессии и выполняя всевозможные лабораторные, практические задания, научно-исследовательские работы и пр. Нередко новоиспечённых дизайнеров привлекают к творческим мероприятиям: выставки картинных галереях и музеях, оформление интерьеров и зданий в городе, работа в архитектурных бюро и пр.
Ключевых дисциплинами старшекурсников факультета дизайна выступают проектирование, технический рисунок, академическая скульптура, академическая живопись, типографика, фотографика, IT-технологии в дизайне, рисунок с натуры, технология полиграфии, дизайн в сфере рекламы и услуг, дизайн по отраслям и пр.
Здесь же отмечается тотальная практическая подготовка: работа в мастерских, прохождение практики на базе действующих организаций (картинные галереи, музеи, дизайнерские студии, ателье и пр.).
В ходе обучения на факультете дизайна студентов также привлекают к участию в научных и творческих секциях, состязаниях: олимпиады, конференции, и пр.
Сильнейшие вузы успешно развивают международное сотрудничество с топовыми учебными центрами и творческими мастерскими. Нередко студенты российских вузов стажируются во Франции, Италии, Германии, Испании, и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Какие НИР выполняют студенты дизайнерского факультета при колледжах и вузах?
Становление квалифицированных дизайнеров немыслимо без письменных и практических работ.
Классический учебный план по дизайнерским профилям предполагает обязательное выполнение НИР. Первый вид нацелен на углубление теоретического багажа и усиленное изучение преимущественно профильных дисциплин с акцентом на современные тенденции, механизмы и инструменты, возможности, технику и пр.
Самыми распространенными форматами научно-исследовательских работ среди учащихся на факультете дизайна являются:
- Курсовые работы. Чаще всего носят описательны характер. В них изучаются основные термины и определения, правила, техники, определяются достоинства и недостатки, оценивается частота применения в современных условиях, возможности совершенствования и пр.
- Доклады, обзоры, научные статьи. В них обозревают реалии: современные творческие направления техники, особенности исполнения, акценты и пр.
- Отчеты по практике. Данный документ формируется только после прохождения практики. В нем описывается объект (база практики), анализируется его деятельность в целом, особенности миссии дизайнера, текущие работы и пр.
- Дипломный проект. Обратите внимание, чаще всего выпускники выполняют именно проект. Во-первых, он содержит основные разделы, описывающие тему и проблему со всех сторон: теория практика личное мнение. Во-вторых, к аттестационной работе обязательно прикладывается проект новоиспеченного дизайнера, его творческая работа по теме, которая должна помочь в решении диагностированной проблемы. Объектом исследования может стать как организация, так и тенденция в отрасли, науке в целом. Важно лишь показать ценность, новизну и возможности применения разработок.
Все научно-исследовательские проекты будут посвящены творческой теме, связанной с воссозданием «портрета» продукта, обустройством помещения или территории, оформлением объекта с учетом личного вкуса и правит, канонов искусства.
В структуре НИР будут присутствовать основные разделы:
- Теоретический обзор темы на основе работ классиков, общепринятых правил, методик и техник исполнения и пр.;
- Аналитическая часть: сравнение различных техник, работ авторов одной эпохи, установление закономерностей, оценка ситуации (достоинства и недостатки, проблемы);
- Творческая часть: исследование современных тенденций в соответствующей среде, анализ работ современников, определение их особенностей, нюансов, перспективы развития;
- Практическая часть. Данный раздел свойственен ВКР или прикладным исследованиям. Здесь студент должен предложит решение проблемы ли предоставить собственную технику, методику исполнения, подчеркнув ее особенности сильные и слабые стороны, новизну и ценность. Притом практическая часть будет описана непосредственно в тексте НИР, а также предоставлена в виде творческой работы: рисунок, программа, чертеж и пр. Притом важно обосновать свой выбор и решение «отраслевой проблемы» со всех сторон: наука, практика, эстетика и пр.
Помимо вышеуказанных проектов, которые являются обязательными к исполнению, учащиеся факультета дизайна также могут по личной инициативе выполнять творческие изыскания: заниматься лепкой, создавать скульптуры, воссоздавать арт-объекты, оформлять помещения/здания/костюмы/окружающую среду и пр. Притом направление творческой деятельности напрямую зависит от узости выбранной специальности.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Мифы об обучении на факультете дизайна
Миф №1. Дизайнеру не обязательно иметь высшее образование достаточно пройти онлайн-курсы. Это одно из первых и самых явных заблуждений. Во-первых, работодатели ценят людей с профессиональным образованием. Во-вторых, онлайн-курсы дают слишком сжатую информацию, а в вузе студенты получают комплексные знания и базовую практическую подготовку.
Миф №2. На общие дисциплины можно не обращать внимания. Учебная программа рассчитана таким образом, чтобы новичок постепенно вошел в «стезю», а без «базы» в этом деле никак. Поэтому следует ответственно подходить ко всем предметам, независимо от их принадлежности. Согласитесь, что создавать продукт без знаний предпочтений и особенностей целевой аудитории бессмысленно.
Миф №3. Вузы преподают устаревшие программы. Да, скорость обновления действующих образовательных программ и учебных планов остается низкой, но все же их освоение позволяет будущим дизайнерам обрести тотальные знания в науке и отрасли, которые можно с легкостью адаптировать под реалии. А если совмещать обучение в колледже/вузе с онлайн-курсами, то будет двойная выгода!
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
хорошая и полезная статья, всесторонне описывающая направление. Можно добавить лишь одно: поступать на факультет дизайна лучше людям с чувством вкуса, стиля, с творческим подходом, умеющим сочетать необычное, несочетаемое. Тогда учиться будет легче и интереснее. На факультете дизайна приветствуется креатив (в меру) и сочетание классики, умение комбинировать. Остальное описано все верно и прям в точку. Спасибо за интересную статью.